Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Новые правила обращения с инвесторами несут риск дискриминации

10:38 23.07.2020 |

Економіка

 Антон Коломойцев / Depo.ua

Бывший министр экономики Тимофей Милованов и его экс-руководитель Алексей Гончарук давно ушли в политическое небытие. И уже мало кто быстро вспомнит лица этих персонажей. Но дела их продолжают жить. По замыслу, проект инвестиционных нянь должен помочь привлечь в Украину в массовом порядке денежных инвесторов, которые построят для нас современные предприятия с безумным количеством новых рабочих мест и миллиардными отчислениями в бюджет в виде налогов.

Наследие бывших чиновников, которые придумали термин "инвестняня" и долго нянчились с его введением, наконец начинает получать законодательное воплощение. По настоянию президента Владимира Зеленского, который определил соответствующий законопроект как неотложный, Верховная Рада в первом чтении приняла Закон "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями".

Инвестиционный эскорт

Проект правительственной поддержки для бизнеса, который сейчас воспроизводится в форме закона, предусматривает государственную поддержку и даже финансовое участие государства в инвестиционных проектах, сумма которых будет эквивалентна или превысит 30 миллионов евро. При этом государство может взять на себя до 30% объема финансирования такого проекта.

Речь, конечно, не о прямых денежных вливаниях в частный бизнес. А, скорее, про такие вещи, как налоговые льготы, освобождение от ввозных пошлин, предоставление земельных участков и других материальных активов, находящихся в распоряжении правительства. Плюс, за счет центрального или местных бюджетов, власть может помочь инвестору с обустройством окружающей инфраструктуры - починить дорогу, провести свет, воду, газ и интернет. Также авторы закона обещают всестороннюю консультативную помощь со стороны государства, неуклонное соблюдения условий инвестиционного договора и содействие в решении сопутствующих вопросов и проблем.

В то же время к инвестору предъявляются определенные требования.

Он, как уже отмечалось, может попасть под действие закона, если покажет, что у него действительно есть эти 30 миллионов евро и он готов с ними расстаться в пользу экономического прогресса Украины.

Под действие закона попадут проекты в сферах перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, логистики, обращения с бытовыми отходами, туризма, здравоохранения, образования, спорта. В рамках его реализации должно происходить, кроме прочего, строительство, реконструкция, реставрация или капитальный ремонт имеющихся в Украине промышленных и инфраструктурных объектов.

Также, чтобы попасть в пул "крупных инвесторов", вкладчику денег придется предусмотреть в своем обязательстве создание не менее 150 новых рабочих мест с нормальной зарплатой. Инвестор с реализацией своего проекта должен уложиться в срок 5 лет.

При этом шансов получить государственную поддержку лишаются украинские государственные или частично государственные компании, коммунальные предприятия, фирмы с неизвестными конечными бенефициарами, а также резиденты страны-агрессора.

На практике, как предусматривает законопроект, реализация государственной поддержки будет включать в себя несколько этапов. Начинаться все будет с заявки, которую вкладчик должен подать специальному правительственному учреждению - своеобразному питомнику инвестиционных нянь, который создается под этот проект - заявление о намерениях.

После проверки соответствия заявителя требованиям украинской инвестиционной мечты и прохождения бюрократических процедур, создания юридического лица, реализующего проект в Украине и наполнения его инвестициями, между правительством и инвестором будет заключен соответствующий договор. Где и будут оговорены параметры проекта и обязательства сторон: от объемов налоговых льгот и размеров земельных участков до пошагового плана строительства и привлечения рабочей силы из числа украинских безработных граждан.

Инвестора на всем пути будет сопровождать работник уже упомянутого правительственного учреждения, который и станет инвестиционной няней. В число его обязанностей и полномочий будет входить, кроме функций делового эскорта, также взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, от которых в той или иной мере будет зависеть выполнение инвестиционного договора. То есть фактически будет выполнять роль легального "решалы", который обеспечит инвестору режим благоприятствования на уровне всех государственных и местных чиновников.

Точки риска

Голубая мечта президента Зеленского привлечь в Украину большое количество инвесторов между тем имеет несколько рискованных точек, которые вполне могут исказить в целом благородную идею.

Наблюдатели, в частности, отмечают, что новые правила обращения с инвесторами несут риск дискриминации. Ведь новый закон фактически разделяет бизнес на две категории. Где одна будет пользоваться налоговыми льготами, земельными участками и содействием в развитии окружающей инфраструктуры. А другая - будет тянуть это бремя, как и раньше, самостоятельно.

Очевидно, что режим дискриминации вызовет к жизни новую форму коррупции, поскольку "услуги" рано или поздно начнут продаваться с помощью коррупционных инструментов. Проще говоря, чтобы попасть в соответствующий пул "крупных инвесторов", бизнесу придется покупать входной билет за банальный кэш. И уже неважно, где именно будут обилечивать - на Банковой, на Грушевского или в новом питомнике инвестнянь. В конце концов все может свестись просто к банальной продаже "таможенных окон", через которые, в обход обязательных платежей, будет происходить примитивный импорт иностранных товаров.

Настораживает также значительное внимание, которое авторы уделили вопросу регулирования земельных отношений. Немалая часть законопроекта посвящена созданию особых условий получения в пользование соответствующих наделов из перечня государственной и коммунальной земли. Эта часть не является конкретной и в то же время вводит новые механизмы получения и пользования землей, которые не предусмотрены Земельным кодексом. Что, учитывая повышенную алчность слуг народа к земельным благам, заставляет также заподозрить наличие скрытых мотивов у авторов законопроекта.

Также следует учитывать, что нынешняя экономическая почва, на которую должно было бы упасть инвестиционное зерно, является далекой от желаемого плодородия. Украинская экономика падает. Неумолимая статистика свидетельствует, что в I квартале 2020 года, впервые с 2016 года крупные и средние предприятия получили чистый убыток в сумме 4,9 млрд грн. Доля убыточных предприятий выросла до 41% по сравнению с 27% в I квартале 2019 года.Чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины за первые четыре месяца текущего года составил 1,6 млрд долларов.

В списке минусов также коррумпированная судебная и правоохранительная системы, где требуемое решение покупается или выжимается административным способом. И уже не один инвестор вынужден был бежать отсюда голым и босым именно из-за отсутствия, мягко говоря, культуры соблюдения правил игры.

В таких условиях расчет на срабатывание закона и инвестиционный бум вряд ли являются признаком здравого смысла и прагматичного расчета.

Справедливости ради следует упомянуть, что мировая история знает примеры, когда привлечение инвестора и его "ручное" сопровождение" действительно имели положительный эффект для экономического развития страны. Так произошло в свое время в Южной Корее, которой удалось привлечь мощных точечных инвесторов, и с их помощью дать толчок экономике.

Но для того, чтобы это сработало, существовало несколько простых, но четких правил: государство имело экономическую стратегию развития и ставка была только на крупный бизнес. Государство не боялось стимулировать экспорт, девальвируя национальную валюту. Преференции получал только тот, кто имел успешные экспортные кейсы или успешно выигрывал тендеры в других странах. Но даже тот, кто имел эти преференции, имел конкурентов, которые имели такие же преференции. А гарантом этого всего лично был президент, который сам вникал в детали.

В Украине же о выполнении ни одного из этих условий говорить не приходится, ведь государство Владимира Зеленского в таких вопросах, к сожалению, демонстрирует несистемность и оторванность от реальности, когда применяются точечные меры, но общей стратегии никто не придерживается. Исключительно из-за отсутствия такой стратегии.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес