Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 08:49
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Бензин против автогаза. Выйдет ли у Коломойского повернуть время вспять?
15:49 18.06.2020 |

Автогаз заместил 1 млн тонн бензина на украинском топливном рынке. Почему это повод задуматься о конкуренции и инвестициях?
Сжиженный газ - кость в горле украинских нефтепереработчиков. Вернее, они сами так считают и не перестают повторять мантру "газ - это вредно, его потребление надо сокращать". Газ действительно заместил 1 млн тонн бензина за последние шесть лет. Но нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) продолжают выпускать бензин и сталкиваются с проблемами его продаж.
Укртатнафта Игоря Коломойского вместе с Нафтогазом пошли в атаку на чиновников. Чтоб два раза не вставать, решили требовать сразу все: и пошлины, и квоты, и повышение акцизов.
В одной из записок чиновникам, которая попалась мне на глаза, был и обозначен желаемый объем рынка сжиженного газа - 0,9 млн тонн LPG в год или 75 000 тонн в месяц. Лишь в таком случае переработку нефти на Укртатнафте в "долгосрочной перспективе" можно будет нарастить до 7 млн тонн, поднять ВВП, процент жиров в масле. По сути, нам надо провернуть фарш назад: вернуться к структуре потребления 2013 года. Вуаля!
Это значит, что каждый второй автомобилист, должен отказаться от сжиженного газа в пользу бензина. После этого, пишут нефтепереработчики своим адресатам в высоких кабинетах, украинские НПЗ обеспечат 100% рынка бензином. Давайте пофантазируем, может ли это произойти?
Чтобы реализовать эти мечты, газ должен стоить, как бензин (с учетом разной калорийности). Для этого необходимо сблизить акцизы, что уже активно обсуждается на протяжении последнего года. Но ни один из предложенных вариантов, даже самый радикальный с повышением "газового" акциза до 168 евро/тонну не даст нужного результата (я не буду говорить о том, что в целом непонятно, почему выбрана такая ставка). В таком случае себестоимость газа вырастет на 4,1 грн/л.
Еще 60 коп/л добавит пошлина на российский газ. Сама по себе она не изменит существующие потоки, но цену поднимет пропорционально - на 8,5%.
Если наложить эту перспективу на текущую ситуацию, мы получим стоимость газа на колонке 15 грн/л против 20 грн/л на бензин (это если дисконты отбросить).
Как видим, все равно газ дешевле, а значит, на бензин никто не перейдет. Да, скорее всего новых инсталляций газобаллонного оборудования не будет, но 2 млн тонн потребления никуда не исчезнет.
Давайте также представим себе портрет этого потребителя. Бедность не позволяет людям менять часто машины. И тот парк, который сегодня "на газу", он будет на колесах еще долго, лет пять-шесть точно. Это достаточно долгосрочная перспектива?
Размышляем дальше. Пускай кто-то решит поменять или купить машину раньше, с каким выбором он столкнется? Купит "бензин"? Вряд ли. Скорее всего, это будет дизель. Он экономнее и дешевле, из Европы к нам едут преимущественно "дизеля".
Даю подсказку: чтобы люди не выбирали дизель, надо повысить на него акциз, чтобы на колонке он стал дороже бензина! К покрывшимся паутиной заправочным кранам с надписью "Бензин" выстроятся очереди. Победа Укртатнафты и Укргаздобычи? Сомневаюсь. Кто решил, что этот пирожок съест только украинский производитель?
Импорт никто отменял. Белорусы перелиты бензином, поляки и литовцы тоже. НПЗ требуют пошлин на российский дизель и газ, а как насчет бензина? Весной звоночек уже прозвучал, приехало несколько вагонов с Московского НПЗ (это, конечно, удар ниже пояса). Бензина там очень много. Да и морские поставки никто не отменял. Что с этим будем делать, товарищи нефтепереработчики? Будем пошлину на весь мир вводить?
И откуда такая уверенность, что сети АЗС, которые конкурируют с Приватом на розничном рынке, начнут все закупать в Кременчуге? Вверять снабжение конкуренту, как минимум, опасно стратегически, а, как максимум, это поставить под удар маркетинг, ведь столько времени и лет потрачено на раскрутку импортного топлива. Так что его поставки ритейлеры сохранят в любом случае.
Проблема с бензином не украинская, потребление упало во всем мире. И решать ее надо радикально иначе.
Вот вам первый пример: калушский Карпатнефтехим тащит прямогонный бензин с моря. С четырьмя наливами в вагоны, с двумя переливами в портах - логистика сумасшедшая! Почему этот продукт не может поставлять Кременчуг или Шебелинка? А это 243 000 тонн за пять месяцев 2020 года или треть потребления бензина в стране. Приходилось слышать, что есть нормативные неувязки, "выскакивает" акциз. Так лоббируйте изменение законов! Неужели это сложнее, чем нагнуть миллионы автовладельцев?
А как насчет бодяги? Нелегальные мини-НПЗ скажут большое спасибо за раскачку рынка бензина - основного продукта в их небогатой производственной номенклатуре. По разным оценкам, сегодня это около 30 000 т в месяц или 360 000 т в год.
Может займетесь их истреблением? Один из бодяжников много лет работает в буквальном смысле под забором Укртатнафты. Где ваши пресловутые бригады, которые ездят на митинги в Киев? Может пикетировать надо эти заводы, адреса всем известны. Вы владеете крупнейшим медиа-холдингом, почему вы не лупите по бодяжниками и нелегалам, а бьете лишь по чиновникам для продавливания пошлин и акцизов?
Ну и инвестиции.
Недавно Укртатнафта отрапортовала об инвестициях в $36 млн за последние годы. Речь идет об установке изомеризации, которую, вроде как, собираются запускать со дня на день (правда, уже несколько месяцев), а начали проектировать в 2008 году (правда, тогда планировался многофункциональный комплекс с гидроочисткой бензина каткрекинга и еще чем-то). Остальные затраты - ремонты и максимум замена катализаторов.
За последние три года Мозырский НПЗ вложил в процессы почти $670 млн, а общая сумма инвестиций - около $2 млрд. Как Кременчуг собирается с этим конкурировать? Ну рейдернули вы завод за взятки чиновникам, так хоть вложите в него что-то! Я уже не говорю о том, что нам всем еще предстоит вернуть Татнефти $150 млн за те события.
И напоследок: если хотите больше продавать, может приспустите цены? Наивно ждать продаж, торгуя по импортному паритету. Когда украинского бензина было много, его продавали в лучшем случае по паритету экспортному.
Как видим, варианты выхода из "бензинового" тупика есть, и они совершенно не такие, как придумали себе нефтепереработчики. Да, они сложнее, но по сути безальтернативные. Нельзя просто отгородиться от всего мира пошлинами и обложить безумными акцизами людей. Нужно больше инвестировать и сильнее бороться. Легких решений здесь нет.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :



Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Верховна Рада ухвалила закон про
державний бюджет на 2026 рік. Документ у другому читанні та в цілому
підтримали 257 народних депутатів.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Міністр закордонних справ Норвегії Еспен Барт Ейде оголосив про рішення
уряду надати ще пів мільярда доларів на програму PURL, спрямовану на
фінансування американської зброї для ЗСУ.
Німеччина надасть додаткові $200 млн на ініціативу Prioritised Ukraine
Requirements List (PURL) щодо закупівлі американської зброї для України
та додатково виділить EUR25 млн до Комплексного пакету допомоги в рамках
Трастового фонду НАТО
Відповідні зміни закріплені постановою Кабінету міністрів №1555 "Деякі
питання підтримки мобільності громадян України в рамках ініціативи "3
000 кілометрів Україною" від 2 грудня, яка опублікована на урядовому
порталі.
Уряд Швеції оголосив про надання Україні нового пакета цивільної
допомоги на суму понад 1,1 млрд шведських крон (100 млн євро) для
задоволення найнагальніших потреб у відновленні та зміцненні стійкості
країни.
Україна пропонує власникам ВВП-варантів, випущених на номінальну суму $2
млрд 591,219 млн обміняти їх з коефіцієнтом 1,34 на нові амортизовані
єврооблігації України B із погашенням у 2030-32 роках та виплатити за
такий обмін грошову винагороду у розмірі до 7%, йдеться у пропозиції на
Ірландській фондовій біржі та у постанові Кабінету міністрів №1554 від 1
грудня.
Переговори між США та Україною в неділю були зосереджені на тому, де
буде пролягати фактичний кордон з Росією відповідно до мирної угоди,
повідомляє Axios з посиланням на українських чиновників.
Президент Володимир Зеленський під час зустрічі з американською
делегацією в Києві у четвер домовився про швидке обговорення та
укладання "мирної угоди", розробку якої ініціювали США.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.
ове дослідження принесло обнадійливі новини для всіх, хто
коли-небудь замислювався про можливу шкоду для здоров'я від тривалого перебування прямо над величезною батареєю.
Платформа AnTuTu опублікувала листопадовий топ найпродуктивніших
флагманських смартфонів, з яких можна дізнатися не тільки про лідерів,
але й про те, що чипи MediaTek посунули гаджети на Snapdragon.
Наступного року Рахункова палата планує завершити 52 контрольних заходи
та розпочати 14 аудитів, завершення яких заплановано вже на 2027 рік.
Переважно вони стосуються сфери оборони, відновлення, соцзахисту та
держуправління.
У проєкті бюджету на 2026 рік на компенсацію воєнних ризиків для бізнесу передбачено 1 млрд грн.