Фінансові новини
- |
- 07.12.25
- |
- 00:50
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Закон о референдуме: Что готовит нам президент под видом народовластия
14:17 10.06.2020 |

Закон о референдуме, который президент предлагает принять как неотложный, может дать ему возможность устроить государство «под себя».
В декабре прошлого года Владимир Зеленский объявил 5 составляющих "формулы будущего" для Украины. В первую очередь - мир, потом - прозрачные правила игры, инвестиции, качественная инфраструктура и, наконец, народовластие. За первый год президентства мир так и не наступил, правила игры, может, и прозрачные, но не для всех, об инфраструктуре и инвестициях тоже мало что хорошего можно сказать. Поэтому пусть будет хоть народовластие. Клево же звучит.
На первый взгляд этот проект - популистская инициатива, направленная на повышение популярности главы государства и его политической партии накануне местных выборов. Ведь является выполнением одного из ключевых предвыборных обещаний. Но внимательно почитав этот документ, скорее приходишь к выводу, что Зеленский тихой сапой перестраивает государственное управление под свое представление о том, как здесь все должно функционировать. И законопроект "О народовластии через всеукраинский референдум" - очередной кирпичик в этом строительстве. Он отражает стремление действующего президента воссоздать жесткую вертикальную систему управления государством и регионами, где вся власть будет сосредоточена в одних руках.
Закон о референдуме: Суть нововведений
Законопроектом предусматриваются такие виды всеукраинского референдума по предмету:
* утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
* решение вопроса общегосударственного значения;
* изменение территории Украины; -
* утрата силы законом Украины или отдельными его положениями.
В то же время не могут быть предметом плебисцита вопросы, противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным прежде всего Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, протоколов к ней. А также - направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды.
Плюс нельзя выносить на всенародное обсуждение вопрос относительно налогов, бюджета, амнистии. А также отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Отмечается, что на всеукраинский референдум может выноситься только один вопрос.
Кроме того, проектом закона расширен круг субъектов процесса референдума, которые регистрируются в Центральной избирательной комиссии как сторонники или оппоненты вопроса всеукраинского референдума.
Ими могут быть как политические партии, так и общественные организации, соответственно зарегистрированные в Центральной избирательной комиссии. Ожидается, что это будет способствовать усилению легитимации решений, принятых на всеукраинском референдуме, укреплению связей институтов гражданского общества с органами государственной власти.
Референдум по народной инициативе может быть назначен только после того, как будет собрано более 3 млн подписей избирателей. Сбором этих подписей будет заниматься легализованная в ЦИК инициативная группа. Партии и общественные организации после соответствующей регистрации смогут получить полномочия официальных сторонников или оппонентов поднятого на референдуме вопроса, что позволит им принимать участие в агитационной кампании "за" или "против".
По форме процесс референдума будет похож на привычный для украинцев избирательный процесс.
Референдум - в руках президента
Одновременно под прикрытием необходимости введения народовластия законопроект предусматривает инструментарий, который может быть использован для усиления власти президента, ведь в нем присутствуют нормы, ограничивающие полномочия парламента в пользу главы государства.
Зеленский предлагает предоставить ему практически исключительные полномочия по назначению референдумов. Несколько статей, определяющих субъектность в этом вопросе, отдают полномочия именно президенту. Так статья 15 предусматривает, что именно глава государства так или иначе утверждает и сам факт назначения референдума, и вопрос, который на него выносится.
Согласно законопроекту, на референдуме может быть принято решение относительно четырех кругов вопросов, о которых говорилось выше (утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, решение вопроса общегосударственного значения, изменение территории Украины и утрата силы законом Украины или отдельными его положениями). При этом вынесение на плебисцит трех из четырех - остаются прерогативой президента.
Именно президент, по проекту, назначает всеукраинский референдум относительно изменений к Конституции Украины (в пределах разделов І, ІІІ и ХІІІ). И для того, чтобы такой референдум назначить, президенту нужна только собственная инициатива и подписанный указ. То есть парламент может принять хоть сотню законов об изменениях в соответствующие части Конституции, но без указа президента ни один из них не попадет на референдум и не сможет обрести силу.

В руках президента оказывается и такой инструмент саботирования парламентских инициатив, как Конституционный Суд - орган, традиционно являющийся чувствительным к мнению Банковой.
С барского стола Верховной Раде сброшены полномочия назначать референдум только по одному вопросу - относительно изменения территории Украины. То есть Раде достанется лишь токсичный вопрос определения, вдруг это станет необходимостью, территорий Украины утраченными (да и то - не без участия в процедуре президента). Ведь трудно себе представить на нынешнем этапе существования нашего государства, что придется принимать решение о присоединении к стране тех или иных частей.
Тем временем, исключительно за президентом остается последнее слово в вопросе назначения референдумов по так называемой "народной инициативе". "Президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если он инициирован с соблюдением установленных Конституцией Украины требований относительно организации и порядка проведения всеукраинского референдума по народной инициативе", - оговорено в законопроекте. То есть фактически Зеленский или его вероятные преемники смогут зарубить любую народную инициативу под прикрытием субъективного фактора "несоблюдение требований Конституции".
Затрудняет народу возможность прямого народовластия также необходимость собрания не менее трех миллионов подписей электорально активных граждан не менее чем в двух третях административно-территориальных единиц Украины. То есть политсилам, которые захотят зайти с этой стороны, чтобы отменить рынок земли, скорее всего, ничего не светит.
С другой стороны, не особенно светит и народу Украины, ведь институт референдумов будет скорее инструментом главы государства для легитимизации решений, которые родятся в его голове. При этом он имеет возможность формулировать запросы к народу и выбирать время для таких запросов, чтобы правильно воспользоваться настроениями общества. В перспективе это дает возможность отменять некоторые неудобные законы - о языке, например... И при этом в полномочиях президента - не дать кому-то другому, в том числе и Верховной Раде, инициировать свой референдум. Очевидный перегиб в сторону президентской власти при задекларированной Конституцией Украины парламентско-президентской модели государственной власти, вам так не кажется?
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Комітет Верховної Ради з питань бюджету схвалив законорпоєкт "Про державний бюджет на 2026 рік" до другого читання.
Міністр закордонних справ Норвегії Еспен Барт Ейде оголосив про рішення
уряду надати ще пів мільярда доларів на програму PURL, спрямовану на
фінансування американської зброї для ЗСУ.
Німеччина надасть додаткові $200 млн на ініціативу Prioritised Ukraine
Requirements List (PURL) щодо закупівлі американської зброї для України
та додатково виділить EUR25 млн до Комплексного пакету допомоги в рамках
Трастового фонду НАТО
Відповідні зміни закріплені постановою Кабінету міністрів №1555 "Деякі
питання підтримки мобільності громадян України в рамках ініціативи "3
000 кілометрів Україною" від 2 грудня, яка опублікована на урядовому
порталі.
Уряд Швеції оголосив про надання Україні нового пакета цивільної
допомоги на суму понад 1,1 млрд шведських крон (100 млн євро) для
задоволення найнагальніших потреб у відновленні та зміцненні стійкості
країни.
Україна пропонує власникам ВВП-варантів, випущених на номінальну суму $2
млрд 591,219 млн обміняти їх з коефіцієнтом 1,34 на нові амортизовані
єврооблігації України B із погашенням у 2030-32 роках та виплатити за
такий обмін грошову винагороду у розмірі до 7%, йдеться у пропозиції на
Ірландській фондовій біржі та у постанові Кабінету міністрів №1554 від 1
грудня.
Переговори між США та Україною в неділю були зосереджені на тому, де
буде пролягати фактичний кордон з Росією відповідно до мирної угоди,
повідомляє Axios з посиланням на українських чиновників.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.