Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Красочный оборвыш. Зачем Шмыгалю программа-невидимка по спасению экономики

 Алекса ШВЕЦ / Деловая столица

Правительство наконец-то представило программу стимулирования экономики для преодоления последствий COVID-19. Говорят, большая и конструктивная. Правда, ее почти никто не видел...

Разберемся, что известно о документе, анонсированном Кабмином 27 мая, со слов министров и к чему готовиться украинской экономике.

Надо сказать, что полную версию программы решили обнародовать через три дня - именно столько времени понадобится для того, чтобы доработать ее в министерствах. Доступная мини-версия есть в инфографике - это несколько картинок на официальных страничках министерств.

Итак, цель программы, которая охватывает 2020-22 гг., заслуживает аплодисментов: устойчивое экономическое развитие, создание новых рабочих мест и, соответственно, рост занятости.

Программа звучит и в основных тезисах.

Приоритетные секторы? Промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг, энергетика, IT, транспорт и инфраструктура. То есть, все.

Методы? Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ). Стимулирование международной торговли. Привлечение инвестиций. Развитие инноваций. Развитие рынка труда. Разумное регулирование экономической деятельности.

Что на выходе? Доступ к финансам, доступ к рынкам, модернизация и устойчивое развитие.

 

Следующий уровень конкретики - это 230 мероприятий. Краткосрочных, среднесрочных и стратегических. Но их все пока не обнародовали. Есть только примеры. Самые видные - это то, что уже сделано. Среди них обеспечение отраслевых норм ведения хозяйственной деятельности, временное освобождение от пошлин завозимых в Украину средств для борьбы с COVID-19, поддержка производств товаров двойного назначения (которые быстро перепрофилируются на выпуск медицинских средств), госзаказ на медоборудование и изделия медицинского назначения, средства индивидуальной защиты. Из стратегических мер названо создание механизма экстренного взаимодействия с государствами-партнерами и развитие торгово-экономических связей с ЕС.

 

Если говорить о поддержке МСБ, то речь идет о программах доступных кредитов, запуске грунтовых программ, расширении участия малых и средних предпринимателей в госзакупках и даже помощь им при выходе на внешние рынки. Кроме того, на службу простым ФОПам правительство планирует поставить "регуляторную гильотину", чтобы для заполнения документов им даже бухгалтера не требовались. В целом по легкости предпринимательства новая-старая цель - войти в топ-30 мирового рейтинга Doing Business (в части администрирования налогов).

Надо признать, что в социальных сетях не очень оценили этот список благ, точнее, не поняли - посыпались комментарии о том, что министры снова лишь заговаривают проблемы. Это логично: зачем в двух словах презентовать программу раньше ее публикации?

Есть и более развернутые доводы, почему так не делается. Вот пример.

Может показаться странным упоминание микропредпринимательства в контексте выхода на внешние рынки. Но нет, у правительства ставка на экспорт и защиту национального производителя. По словам премьера Дениса Шмыгаля, красной линией через всю программу проходит "принцип приоритета украинского производителя". Первая часть ее так и называется: защита украинских товаров, работ и услуг от импортных альтернатив. Это "здоровый экономический национализм" в понимании главы правительства.

И этот "национализм" должен стать всеохватывающим. Речь идет о товарах, услугах и работах - все, что могут произвести и предоставить украинцы, в приоритете перед импортными аналогами. Украина попадает в тренд - многие страны пытаются замыкаться на собственном производстве, и началась такая переориентация еще до пандемии коронавируса. Ведь лучше не допускать потенциального увеличения импорта товаров, спрос на которые в Украине может быть удовлетворен за счет отечественного выпуска. Конечно, тут нельзя перебдеть, поэтому в правительстве уверяют, что определили условия для такого протекционизма.

Но на этом конкретика заканчивается. На самом интересном.

Потому что не только дьявол, а и успех всегда в деталях. Тот же протекционизм вызывал и вызывает много споров. По классике предоставление преференций части производителей или продавцов может привести к уменьшению конкуренции и удорожанию продукции с возможным ухудшением качества. Продукции, которую будут покупать украинцы. Если говорить более глобально, то ограждаясь от мира страна перестает пользоваться преимуществами специализации - ведь разные регионы в силу ресурсных различий могут производить определенные блага дешевле и лучше либо дороже и менее качественно. В идеале каждый выпускает то, на что больше всего "заточен", а затем происходит торговый обмен. Нахождение оптимального соотношения - это использование относительных торговых преимуществ. Словом, не все свое - лучшее.

Но есть и другой аспект, о котором забывают теоретики. Национальные экспортеры - это, так сказать, добытчики. И если они не смогут конкурировать с мировыми компаниями даже на своем рынке, то могут попросту исчезнуть, кстати, вместе с рабочими местами для украинцев. Так что поддержка своих - это не только о лучшей цене для потребителя, а и о его работе и бюджете государства.

Так быть или не быть протекционизму? Ответ, как всегда, посередине, в тех самых деталях. Поддерживать надо те отрасли, национальные игроки которых могут выдерживать международную конкуренцию и быть добытчиками. А не всех подряд. Ведь если давать преференции скажем, производителям продуктов, которые продаются только у себя дома, то весь банкет будет за счет местных покупателей, то есть, нас с вами.

Поэтому и нужно видеть программу. Так сказать, полную картину будущего в представлении министров. А не просто показывать картинки...

 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на вчора, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес