Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Зачем Раде предлагают разрешить разбавлять бензин и кто от этого выиграет

 Александр СУКОВ / Деловая столица

Депутаты зарегистрировали в Раде законопроект об обязательном использовании в бензине биоэтанола.

Законопроект был зарегистрирован в парламенте 17 апреля, он внесен группой депутатов во главе с нардепом от "Слуги народа" Олегом Семинским. А 8 мая комитет Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рекомендовал рассмотреть его в сессионном зале в первом чтении.

Законопроект предусматривает, что с 1 июля 2021 г. вводится обязательное добавление ко всем бензинам не менее 5% жидкого биотоплива (биоэтанола). С 1 июля 2022 г. содержание биоэтанола повышается до 6%, а с 1 июля 2023 г. - до 7%. Правда, это правило не будет распространяться на бензин с октановым числом 98 и выше, а также на бензины, которые будут поставляться для Минобороны, Госрезерва и для создания минимальных запасов нефтепродуктов.

Авторы законопроекта считают, что за счет использования биоэтанола отечественного производства можно снизить зависимость от импортных нефтепродуктов, на которые только в прошлом году было потрачено $5,5 млрд. "Учитывая то, что Украина является аграрным государством и ежегодно бьет рекорды по урожайности, а речь идет именно о производстве биоэтанола с помощью новых технологий из зерна и других биокомпонентов, - это новые рабочие места, на предприятиях "Укрспирта" в том числе", - отметил на своей странице в Facebook Олег Семинский.

Законопроект поддерживает глава энергетического комитета Андрей Герус, который еще в феврале заявлял, что барьер входа на рынок производства биоэтанола невысокий - современная установка стоит в пределах €200-400 тыс. Поэтому он прогнозирует появление десятков предприятий-производителей по всей стране, которые будут конкурировать между собой.

Наконец, проект закона, согласно пояснительной записке, направлен на имплементацию положений Директивы Европарламента 2009/28 от 2009 г. о поощрении использования энергии, произведенной из возобновляемых источников. Ведь Украина обязалась выполнить нормы по доли энергии из возобновляемых источников в валовом конечном объеме потребления энергии на транспорте в 2020 г. не менее 10% - это предусмотрено Национальным планом действий в отношении возобновляемой энергетики на период до 2020 г. То есть документ действует последний год (а был принят в октябре 2014-го), и, можно подумать, - решили, что лучше поздно, чем никогда. Впрочем, у законодательной инициативы, видимо, есть причины, о которых авторы предпочитают не говорить.

Это не первый законопроект Олега Семинского на тему обязательности биоэтанола - аналогичный он регистрировал в ноябре прошлого года, но в феврале тот был отозван из парламента.

Обязательное использование биоэтанола отстаивала Ассоциация "Укрбиоэтанол" и Государственное агентство энергоэффективности и энергосбережения. Первая объединяет производителей биоэтанола, а госагентство, согласно этому законопроекту, будет следить за соблюдением компаниями требования разбавлять бензин биоэтанолом и при необходимости накладывать штрафы - в размере 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц за каждую 1 тыс. литров "неправильного" топлива.

Следует отметить, что это уже не первая попытка навязать компаниям требование по биоэтанолу: еще в 2012 г. был принят закон, по которому в 2013 г. в бензинах было рекомендовано добавлять не менее 5% биотоплива, в 2014-2015 гг. эта норма должна была стать обязательной, а с 2016 г. процент содержания биоэтанола должен был вырасти до 7%. Однако этот закон так и не заработал, поскольку не были приняты подзаконные акты, и был отменен в 2015 г.

Не все этому рады

У поданного законопроекта есть противники. Против обязательного добавления биоэтанола выступила Нефтегазовая ассоциация Украины - по оценке ее экспертов, сегодня цена бензина составляет до $200 за тонну, тогда как стоимость биоэтанола - превышает $600 за тонну. Против выступило и предприятие "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ).

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн ранее уже критиковал биоэтаноловые инициативы. По его словам, спиртосодержащий бензин будет дороже обычного из-за необходимости его разбавлять, а кроме того, топливный рынок будет иметь дело с монополистом в лице "Укрспирта", который будет сам определять, почем продавать свой товар.

Кроме того, по мнению Сергея Куюна, биоэтанольная программа запоздала: Европа уже отказывается от наращивания доли биокомпонентов в моторных топливах, а больше смотрит на использование электричества, водорода и биотоплива второго поколения, для производства которого не используются пищевые культуры и сельскохозяйственные земли.

Директор специальных проектов в научно-техническом центре "Психея" Геннадий Рябцев считает, что нужно не обязывать использовать биотопливо в принудительном порядке, а создавать условия, которые будут стимулировать спрос на него. "Например, можно применять это топливо для коммунального и общественного транспорта, как это делается в некоторых скандинавских странах. У нас же подобные законопроекты - это лоббизм производителей, которые не в состоянии обеспечить поставки на украинский рынок топлива надлежащего качества по приемлемым ценам", - сказал он.

По его мнению, такое принуждение - это не только нарушение прав автомобилистов, но и обязательств Украины перед Европейским Союзом, директивы которого говорят о том, что потребитель должен иметь право выбора.

По словам Геннадия Рябцева, этот законопроект - лоббизм не только производителей биоэтанола, но и госорганов, которые надеются получить функции контролеров за соблюдением этого закона. "Ранее таким контролером пыталось стать Госэнергоэффективности. В законопроекте прописывались его права и финансирование на осуществление надзора за рынком", - сказал он.

Эксперт также отметил, что ни один из госорганов (кроме МинАПК) в свое время не поддержал подобный законопроект, поэтому заинтересованные в нем лица стали действовать через депутатов парламента.

Геннадий Рябцев отметил, что для того, чтобы воплотить в жизнь задумку авторов законопроекта, бизнесу, который занимается продажами топлива, придется приложить немало усилий и потратить немало средств. Также для этого нужно создать нормативную базу. "Для биоэтанола, других компонентов топлива и готовой смеси нужны будут отдельные резервуары. К ним должны быть утверждены нормативные требования, стандарты, необходим технический регламент, который бы определял - а что это за топливо. Должны быть требования к транспортным средствам, которые его перевозят, к АЗС, которые будут продавать. Ничего этого нет, нет никаких документов", - сказал он.

Также еще в 2012 г., во время предыдущей кампании по принудительному использованию биоэтанола в топливе, "ГосавтотрансНИИпроект" Министерства инфраструктуры давал свое заключение: в Украине превалируют устаревшие транспортные средства, и смесевые бензины с содержанием биоэтанола от 5 до 10% нельзя использовать в до двух третьих автомобилей с бензиновыми двигателями и во всей мототехнике.

Однако некоторые сети по продаже нефтепродуктов уже готовятся к будущему возможному нововведению - компания "БРСМ-Нафта" приобрела спиртовый завод и выступает за введение обязательной добавки биоэтанола...

В завершение вернемся к "благим намерениями", которыми выстилают путь в Раде указанному законопроекту. В чем-то похожую историю мы уже наблюдаем в электроэнергетике. Производителям электричества из ВИЭ установили кратно завышенный "зеленый тариф", а к 2020 г., когда их доля в энергобалансе увеличилась, а спрос на ток упал из-за кризиса, власть решила останавливать атомные блоки, генерирующие относительно дешевое электричество. При этом потребители вынуждены переплачивать. А стоимость электроэнергии в той или иной мере влияет на производство и цены практически любой продукции. И теперь для выхода из кризиса и динамического роста Украине не хватает только искусственно завышенных цен на бензин.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес