Фінансові новини
- |
- 15.12.25
- |
- 18:56
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Зачем Раде предлагают разрешить разбавлять бензин и кто от этого выиграет
12:53 18.05.2020 |

Депутаты зарегистрировали в Раде законопроект об обязательном использовании в бензине биоэтанола.
Законопроект был зарегистрирован в парламенте 17 апреля, он внесен группой депутатов во главе с нардепом от "Слуги народа" Олегом Семинским. А 8 мая комитет Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рекомендовал рассмотреть его в сессионном зале в первом чтении.
Законопроект предусматривает, что с 1 июля 2021 г. вводится обязательное добавление ко всем бензинам не менее 5% жидкого биотоплива (биоэтанола). С 1 июля 2022 г. содержание биоэтанола повышается до 6%, а с 1 июля 2023 г. - до 7%. Правда, это правило не будет распространяться на бензин с октановым числом 98 и выше, а также на бензины, которые будут поставляться для Минобороны, Госрезерва и для создания минимальных запасов нефтепродуктов.
Авторы законопроекта считают, что за счет использования биоэтанола отечественного производства можно снизить зависимость от импортных нефтепродуктов, на которые только в прошлом году было потрачено $5,5 млрд. "Учитывая то, что Украина является аграрным государством и ежегодно бьет рекорды по урожайности, а речь идет именно о производстве биоэтанола с помощью новых технологий из зерна и других биокомпонентов, - это новые рабочие места, на предприятиях "Укрспирта" в том числе", - отметил на своей странице в Facebook Олег Семинский.
Законопроект поддерживает глава энергетического комитета Андрей Герус, который еще в феврале заявлял, что барьер входа на рынок производства биоэтанола невысокий - современная установка стоит в пределах €200-400 тыс. Поэтому он прогнозирует появление десятков предприятий-производителей по всей стране, которые будут конкурировать между собой.
Наконец, проект закона, согласно пояснительной записке, направлен на имплементацию положений Директивы Европарламента 2009/28 от 2009 г. о поощрении использования энергии, произведенной из возобновляемых источников. Ведь Украина обязалась выполнить нормы по доли энергии из возобновляемых источников в валовом конечном объеме потребления энергии на транспорте в 2020 г. не менее 10% - это предусмотрено Национальным планом действий в отношении возобновляемой энергетики на период до 2020 г. То есть документ действует последний год (а был принят в октябре 2014-го), и, можно подумать, - решили, что лучше поздно, чем никогда. Впрочем, у законодательной инициативы, видимо, есть причины, о которых авторы предпочитают не говорить.
Это не первый законопроект Олега Семинского на тему обязательности биоэтанола - аналогичный он регистрировал в ноябре прошлого года, но в феврале тот был отозван из парламента.
Обязательное использование биоэтанола отстаивала Ассоциация "Укрбиоэтанол" и Государственное агентство энергоэффективности и энергосбережения. Первая объединяет производителей биоэтанола, а госагентство, согласно этому законопроекту, будет следить за соблюдением компаниями требования разбавлять бензин биоэтанолом и при необходимости накладывать штрафы - в размере 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц за каждую 1 тыс. литров "неправильного" топлива.
Следует отметить, что это уже не первая попытка навязать компаниям требование по биоэтанолу: еще в 2012 г. был принят закон, по которому в 2013 г. в бензинах было рекомендовано добавлять не менее 5% биотоплива, в 2014-2015 гг. эта норма должна была стать обязательной, а с 2016 г. процент содержания биоэтанола должен был вырасти до 7%. Однако этот закон так и не заработал, поскольку не были приняты подзаконные акты, и был отменен в 2015 г.
Не все этому рады
У поданного законопроекта есть противники. Против обязательного добавления биоэтанола выступила Нефтегазовая ассоциация Украины - по оценке ее экспертов, сегодня цена бензина составляет до $200 за тонну, тогда как стоимость биоэтанола - превышает $600 за тонну. Против выступило и предприятие "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ).
Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн ранее уже критиковал биоэтаноловые инициативы. По его словам, спиртосодержащий бензин будет дороже обычного из-за необходимости его разбавлять, а кроме того, топливный рынок будет иметь дело с монополистом в лице "Укрспирта", который будет сам определять, почем продавать свой товар.
Кроме того, по мнению Сергея Куюна, биоэтанольная программа запоздала: Европа уже отказывается от наращивания доли биокомпонентов в моторных топливах, а больше смотрит на использование электричества, водорода и биотоплива второго поколения, для производства которого не используются пищевые культуры и сельскохозяйственные земли.
Директор специальных проектов в научно-техническом центре "Психея" Геннадий Рябцев считает, что нужно не обязывать использовать биотопливо в принудительном порядке, а создавать условия, которые будут стимулировать спрос на него. "Например, можно применять это топливо для коммунального и общественного транспорта, как это делается в некоторых скандинавских странах. У нас же подобные законопроекты - это лоббизм производителей, которые не в состоянии обеспечить поставки на украинский рынок топлива надлежащего качества по приемлемым ценам", - сказал он.
По его мнению, такое принуждение - это не только нарушение прав автомобилистов, но и обязательств Украины перед Европейским Союзом, директивы которого говорят о том, что потребитель должен иметь право выбора.
По словам Геннадия Рябцева, этот законопроект - лоббизм не только производителей биоэтанола, но и госорганов, которые надеются получить функции контролеров за соблюдением этого закона. "Ранее таким контролером пыталось стать Госэнергоэффективности. В законопроекте прописывались его права и финансирование на осуществление надзора за рынком", - сказал он.
Эксперт также отметил, что ни один из госорганов (кроме МинАПК) в свое время не поддержал подобный законопроект, поэтому заинтересованные в нем лица стали действовать через депутатов парламента.
Геннадий Рябцев отметил, что для того, чтобы воплотить в жизнь задумку авторов законопроекта, бизнесу, который занимается продажами топлива, придется приложить немало усилий и потратить немало средств. Также для этого нужно создать нормативную базу. "Для биоэтанола, других компонентов топлива и готовой смеси нужны будут отдельные резервуары. К ним должны быть утверждены нормативные требования, стандарты, необходим технический регламент, который бы определял - а что это за топливо. Должны быть требования к транспортным средствам, которые его перевозят, к АЗС, которые будут продавать. Ничего этого нет, нет никаких документов", - сказал он.
Также еще в 2012 г., во время предыдущей кампании по принудительному использованию биоэтанола в топливе, "ГосавтотрансНИИпроект" Министерства инфраструктуры давал свое заключение: в Украине превалируют устаревшие транспортные средства, и смесевые бензины с содержанием биоэтанола от 5 до 10% нельзя использовать в до двух третьих автомобилей с бензиновыми двигателями и во всей мототехнике.
Однако некоторые сети по продаже нефтепродуктов уже готовятся к будущему возможному нововведению - компания "БРСМ-Нафта" приобрела спиртовый завод и выступает за введение обязательной добавки биоэтанола...
В завершение вернемся к "благим намерениями", которыми выстилают путь в Раде указанному законопроекту. В чем-то похожую историю мы уже наблюдаем в электроэнергетике. Производителям электричества из ВИЭ установили кратно завышенный "зеленый тариф", а к 2020 г., когда их доля в энергобалансе увеличилась, а спрос на ток упал из-за кризиса, власть решила останавливать атомные блоки, генерирующие относительно дешевое электричество. При этом потребители вынуждены переплачивать. А стоимость электроэнергии в той или иной мере влияет на производство и цены практически любой продукции. И теперь для выхода из кризиса и динамического роста Украине не хватает только искусственно завышенных цен на бензин.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
ПОПУЛЯРНІ СТАТТІ
| Лідери Європи радять Зеленському не погоджуватися на вимоги РФ без гарантій безпеки з боку США – WSJ |


Росія здійснила атаку на цивільне судно, яке транспортувало до Єгипту українську соняшникову олію.
Посли Європейського Союзу прийняли рішення про скасування принципу
одностайності щодо продовження "заморозки" активів РФ, повідомляє
редактор європейського відділу Радіо "Свобода"
Представники України і США провели першу зустріч групи, яка працюватиме
над документом щодо економічного відновлення. Зокрема, в них взяли
участь Володимир Зеленський і гендиректор інвесткомпанії BlackRock.
Постпреди країн-членів Євросоюзу дали згоду на поетапну відмову від
імпорту газу з РФ до кінця 2027 року. Для набрання чинності закону його
ще має схвалити Європарламент.
Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
"Україна та члени Спеціального комітету досягли згоди щодо умов
Пропозиції (щодо обміну) та умов Нових цінних паперів, а Спеціальний
комітет підтвердив свою підтримку умов зміненого та переглянутої
Пропозиції", - йдеться в біржовому повідомлені України у вівторок.
16 грудня Європейський Союз доєднається до створення Міжнародної комісії
з розгляду претензій України до Росії, яка створюється у рамках роботи
Реєстру збитків, завданих Україні та українцям російською агресією.
Про це він сказав під час спілкування з пресою на заході Центру
виконавських мистецтв імені Джона Ф. Кеннеді у Вашингтоні ввечері 7
грудня, цитує "Європейська правда".
Уряд Нідерландів, що йде у відставку, виділяє додаткові 700 мільйонів євро на підтримку України на наступний рік.
Європейський Союз і країни G7 ведуть переговори про заміну "стелі" цін
на російську нафти повною забороною доступу РФ до морських послуг з
метою зменшення доходів від енергоносіїв, які дозволяють Кремлю
фінансувати війну проти України.
У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Серед нововведень є шаблони для відео з готовими музичними доріжками
та текстовими накладками.
Водночас прискорюється передача багатства між поколіннями. У 2025
році 91 спадкоємець (64 чоловіки та 27 жінок) успадкував рекордні $297,8
млрд, що на 36% більше, ніж у 2024 році. Загальна кількість
мультипоколінних мільярдерів досягла 860 осіб із активами $4,7
трильйона.
Google почала вести переговори з рекламодавцями щодо запуску реклами у
чат-боті Gemini. Перші рекламні оголошення у штучному інтелекті можуть
стартувати у 2026 році, пише Android Authority.
Китайська компанія Biwin розпочала продаж перших накопичувачів нового формату - Mini SSD, назва якого говорить сама за себе.
Ford та Renault Group повідомили про укладення угоди щодо спільного
випуску двох електромобілів під брендом Ford для європейського ринку у
2028 році.
Віцепрезидентка Європейської комісії Тереза Рібера заявила, що
Європейський Союз не піддасться тиску з боку США щодо контролю над
компаніями Кремнієвої долини.
Китайські виробники смартфонів активізували зусилля, щоб переманити
користувачів Apple, поки компанія постала перед труднощами у запуску
функцій штучного інтелекту в Китаї.