Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Нелегальные АЗС готовы вернуться

 Дмитрий Кругликов / UBR.ua

Низкий спрос не позволит АЗС снижать цену топлива быстрее, как того требуют власти, но ценообразование будет зависеть от борьбы с «теневым» рынком.

Украинский рынок нефтепродуктов в апреле будет перенасыщен топливом из-за падения продаж до 50%, избытка запасов и невозможности полностью отказаться от запланированных поставок по долгосрочным контрактам. Впрочем, превосходящее спрос предложение не будет достаточным основанием для АЗС снижать стоимость горючего ниже возможного потенциала, как того хотелось бы властям и потребителю.

Цена будет продиктована маржинальностью продаж, а уменьшение количества клиентов приведет к необходимости зарабатывать буквально на каждом проданном литре.

Однако низкие цены готовы предоставить подпольные заправки, недоразгромленные в ходе декабрьско-январской борьбы с ними, устроенной правительством взамен на снижение цен легальными операторами. Эксперты видят предпосылки к скорому возрождению теневого сегмента рынка.

Много топлива, мало клиентов

Низкие продажи сжиженного газа, бензина и дизеля на фоне их максимальных запасов затруднят быстрый выход из кризиса, констатируется в отчете международного ценового агентства Argus. На многих газонаполнительных станциях остаются еще февральские запасы, которые были закуплены в ожидании сезонного роста потребления весной. В целом его избыток на данным момент составляет 28 тыс. т.

При этом апрельское потребление газа будет снижено на 40-50% относительно марта. Трейдеры, делится сведениями Argus, стремятся снизить объемы поставок самого популярного в Украине топлива, но решить проблему излишков это не сможет.

"Трейдеры рассчитывают, что поставки газа по годовым контрактам в апреле удастся сократить как минимум до 70-80 тыс. т, а местные заводы произведут менее 30 тыс. т этого топлива. Тем не менее они опасаются, что это не позволит существенно сократить избыток газа на рынке", - говорится в отчете Argus.

Лучше ситуация на рынке дизеля, так как снижение потребления ДТ было не столь значительным благодаря начавшим работу аграриям. В то же время сильнее ударит кризис по продажам бензина, особенно на расположенных в городах автозаправочных станциях. Одновременно с падением доходов не снижаются и затраты АЗС, которые "даже растут в связи необходимостью проведения карантинных мероприятия", - рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

"Оставшаяся часть топлива будет призвана тащить на себе весь розничный бизнес. Цена нуждается в больше ликвидности и рентабельности, поэтому тут линейные механизмы формирования цены работать не будут", - считает Сергей Куюн.

Несмотря на наблюдавшееся последние 2 недели удешевление топлива на заправках, власти призывали операторов ускорить процесс. Ранее на совещание по данному вопросу вызывал руководителей автостанций Антимонопольный комитет. 1 апреля Офис президента опубликовал анонс новой встречи ведущих топливных операторов, но теперь уже с главой государства. На проходившей в пятницу встрече власти в очередной раз должны были призвать заправщиков снизить цены. При этом в сообщении пресс-службы было сказано, что цена горючего за последнее время выросла.

"У них, видимо, своя собственная картина, ведь за последнее время стоимость горючего упала на 1,50 грн, а на некоторых заправках и до 2,50 грн", - удивляется выводам Офиса президента директор "А-95".

В любом случае, дальнейшее снижение стоимости топлива продиктовано объективными причинами и будет происходить в независимости от договоренностей и аргументов властей, уверен Сергей Куюн, отмечая, что для этого существует очевидный ценовой запас.

Помимо прочего, удешевление будет обеспечено за счет стабилизации курса доллара - до последнего момента на рынке из-за непонимания, на какой отметке остановится падение гривны по отношению к доллару, "существовала напряженность", выделил еще один ценообразующий фактор Сергей Куюн. Но из-за снижения спроса ценовая планка все равно не опустится ниже объективного предела. "Многое будет зависеть от режима карантина", - подытоживает эксперт.

С начала карантина цены на бензин и дизельное топливо снизились на 1.50 грн/л на автостанциях "ОККО", напомнили UBR.ua в пресс-службе сети, также подтвердив, что встреча властей с топливным рынком все же состоялась, однако государство в ней представлял не президент, а премьер-министр Денис Шмыгаль. На переговорах действительно обсуждались особенности ценообразования, но вместе с тем был поднят вопрос продолжения борьбы с нелегальным рынком в топливном сегменте, рассказали о переговорах в "ОККО".

Между тем от успеха мероприятий по противодействию нелегалам также может зависеть как ценовая политика "белых" операторов, так и стабильность топливного рынка в целом, а также наполнение бюджета налогами.

Нелегальные заправки сносили БТРами, но они могут восстать из пепла

Начиная с декабря прошлого года, когда на требования правительства опустить стоимость топлива сети АЗС ответили невозможностью сделать это из-за теневого сегмента, власти начали активно бороться с нелегалами. Тогда экс-премьер Алексей Гончарук поставил задачу Государственной фискальной службе при содействии правоохранительных органов до 9 января ликвидировать незаконно работающие заправки.

Согласно проекту "Нефтегазовой Ассоциации Украины" в январе на территории Украины функционировало полторы тысячи теневых АЗС. Приблизительную оценку ресурс не изменил, хотя сегодня в его базу внесено немногим более 1000 подпольных заправок, из которых до сих пор работают лишь 30.

"Безусловно, говорить о полной зачистке говорить не приходится, но работа в январе и декабре была проведена очень хорошая, учитывая огромное сопротивление со стороны нелегалов: некоторые заправки сносили с помощью БТРов, учувствовала в этом и Нацгвардия. В итоге, очаги напряженности в Киевской и Днепропетровской области были ликвидированы, очень хорошо справились с нелегалами в Ровно", - рассказывает Сергей Куюн.

Однако для возрождения "серого" сегмента сегодня наступили благоприятные условия, считает Куюн. Помимо снижения платежеспособности населения, которое обратится к предоставляющим более низкую цену нелегалам, способным на это за счет неуплаты налогов, причиной реанимации "тени" может стать и недосмотр властей.

"Теневой рынок поднимает голову, когда слабая власть. Сегодня правительство занято борьбой с эпидемией и им может быть не до наведения порядка на топливном рынке. Этот сегмент требует постоянного внимания, и, если оно ослабевает, теневой рынок возрождается. Аналогичная ситуация возникла в 2014-15 году", - напомнил Куюн, добавив, что пока восстановление теневого сегмента рынка еще не происходит.

Оптимизация трат может произойти за счет увольнений

Для сокращения расходов автозаправки могут прибегнуть к сокращению штата. Данная необходимость давно обсуждалась на рынке и могла быть реализована за счет распространения пока невостребованных в Украине станций самообслуживания. В Европе, отмечает Сергей Куюн, автозаправочные комплексы с сервисом наоборот в меньшинстве.

Кризис может подстегнуть сети начать перестраивать розничный формат торговли, но реализовать давно назревшие планы невозможно в ближайшее время.

"Это технологический вопрос. Нужно специальное оборудование, которое пока никто покупать не будет. Пока персонал останется. Но я не исключаю, что если карантин продлится, то сотрудники будут первой статьей, которую придется сократить владельцам автостанций. Этот вопрос стоял и до кризиса, а данная ситуация его разрешение только подстегнет", - прогнозирует Куюн.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес