Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Двойной провал. Как конституционные судьи отобрали у Зеленского Верховный Суд

12:56 25.02.2020 |

Політика

 Юрий ВИШНЕВСКИЙ / Деловая столица

Зе-команде, скорее всего, придется отказаться от планов сократить число судей Верховного Суда с нынешних 193 до 100.

Затеянная Банковой судебная реформа, похоже, умерла. А с ней - и надежда Владимира Зеленского получить контролируемый им Верховный Суд.

Напомним, 16 октября прошлого года был принят и 7 ноября вступил в силу закон №193-IX "О внесении изменений в закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления". Одной из главных его целей было сокращение максимального числа судей Верховного Суда с 200 до 100, с тем чтобы в нем остались только судьи, наиболее лояльные Банковой.

Для этого должны были быть сделаны два шага. Во-первых, Высший совет правосудия в 90-дневный срок со дня вступления закона в силу должен был сформировать новый состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ). Во-вторых, затем новая ВККСУ в течение двух месяцев должна была провести отбор 100 судей Верховного Суда из числа нынешних судей Верховного Суда "по критериям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности". При этом судьи Верховного Суда, которые не прошли бы через сито отбора, могли бы быть переведены в нижестоящие судебные органы - апелляционные суды.

Первый шаг пока что завис в воздухе (подробнее об этом говорится в конце статьи), а 18 февраля выяснилось, что второй шаг вообще невозможен из-за его неконституционности. Такой вывод следует из принятого в тот день решения Конституционного Суда Украины (КСУ) по делу, касающемуся закона №1402-VІІІ "О судоустройстве и статусе судей". Решение КСУ по закону №1402-VІІІ напрямую касается закона №193-IX, поскольку оба эти закона затронули деятельность высшего суда в системе судоустройства.

"Система ниппель" для верховных судей

Как известно, закон №1402-VІІІ, принятый 2 июня 2016 г., предписал создать новый Верховный Суд (без слова "Украины" в названии) и установил, что со дня начала работы нового Верховного Суда старый Верховный Суд Украины "прекращает свою деятельность и ликвидируется". Все это было реализовано. Новый Верховный Суд начал работу 15 декабря 2017 г. Так вот, КСУ в резолютивной части своего решения признал ликвидацию Верховного Суда Украины неконституционной.

В мотивировочной части решения КСУ говорится, что "нет различий между юридическим статусом судьи Верховного Суда Украины и судьи Верховного Суда. Конституционный Суд Украины отмечает, что переименование закрепленного в Конституции Украины органа - Верховного Суда Украины - не может происходить без перевода судей Верховного Суда Украины на должности судей Верховного Суда, поскольку нет различий между юридическим статусом судьи Верховного Суда Украины и судьи Верховного Суда, а изъятие слова "Украины" - собственного названия государства - из словесной конструкции "Верховный Суд Украины" не может быть основанием для увольнения всех судей Верховного Суда Украины или их перевода в другой суд, тем более суд низшей инстанции. Таким образом, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что судьи Верховного Суда Украины должны продолжать осуществлять свои полномочия как судьи Верховного Суда".

Со дня принятия этого решения КСУ положения закона №1402-VІІІ, признанные неконституционными, утрачивают силу. Также КСУ рекомендовал Верховной Раде "неотложно привести положения законодательства Украины в соответствие с этим решением".

Как видим, решение КСУ устанавливает для высшего суда в системе судоустройства своеобразную "систему ниппель": назначить судей в этот суд можно, а вот убрать их оттуда нельзя никаким хитрым способом - ни всех сразу (как это было сделано законом №1402-VІІІ), ни наиболее неугодных Банковой (как это предполагалось сделать законом №193-IX). Так что теперь Зеленскому нужно отказаться от планов сократить число судей Верховного Суда до 100 (сейчас их 193). Наоборот, теперь придется увеличить максимальное число судей Верховного Суда, с тем чтобы включить туда всех бывших судей Верховного Суда Украины, не достигших 65-летнего возраста.

Конечно, Зе-команда может сделать вид, что решение КСУ касается только закона №1402-VІІІ и не затрагивает закона №193-IX. Однако дорожка в КСУ для отмены увольнения верховных судей уже протоптана. Решение КСУ от 18 февраля 2020 г. о неконституционности ряда положений закона №1402-VIII принято в ответ на конституционное представление пленума Верховного Суда Украины от 3 октября 2016 г. Подобным образом пленум Верховного Суда 15 ноября 2019 г. обратился в КСУ с аналогичным конституционным представлением о неконституционности ряда положений закона №193-IX. И можно не сомневаться, что решение КСУ по этому делу будет таким же: увольнять верховных судей или переводить их в суд низшей инстанции нельзя.

Есть разные политические версии, почему КСУ занял такую позицию. Но разгадка может быть и не в политике, а в общности судейского цеха. Просто конституционные судьи встали на защиту верховных судей: дескать, мы, судебная элита, - белая кость, голубая кровь, высшая каста, и нас нельзя выбрасывать на улицу, даже если мы нашкодили.

Месть возмущенного Запада

Впрочем, и без этого решения КСУ судьба реформы Верховного Суда оказалась под большим вопросом. Дело в том, что согласно закону №193-IX отбор верховных судей уже должен был бы идти полным ходом. Проводить его обязана новая ВККСУ, которая должна была быть создана до 5 февраля. Однако ее до сих пор нет, хотя еще 14 января был обнародован список 189 человек, подавших документы на конкурс. Причина задержки в том, что до сих пор нет конкурсной комиссии. И ее не будет - по крайней мере, если не будут установлены новые правила формирования ВККСУ.

Согласно Закону "О судоустройстве и статусе судей", в состав конкурсной комиссии должны войти три лица, избранных Советом судей Украины из числа его членов, и три лица из числа международных экспертов, предложенных международными и иностранными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции согласно международным договорам Украины. Так вот, Высший совет правосудия обратился во все эти международные и иностранные организации с просьбой предложить свои кандидатуры международных экспертов, однако все эти организации эту просьбу проигнорировали.

Фактически это месть возмущенного Запада в ответ на то, что Зе-команда игнорировала его мнение о законе №193-IX. На стадии принятия этого закона против него резко выступали западные посольства, а после принятия его подвергла разгромной критике Венецианская комиссия. Так что тут со стороны Запада все логично. Проблемы с логикой у Зе-команды, которая почему-то надеялась, что если игнорировать пожелания Запада, то Запад это проглотит и скажет "спасибо, большое спасибо".

Сейчас у Зеленского два варианта дальнейших действий. Первый вариант - это вносить и продавливать через парламент законопроект об изменении порядка формирования ВККСУ, чтобы все-таки получить новую ВККСУ и провести ее руками чистку Верховного Суда, вопреки позиции конституционных судей. Это приведет к еще большему ухудшению отношений с Западом, который не любит давать денег странам, где нет независимой судебной системы.

Второй вариант действий Зеленского - это воспользоваться решением КСУ как поводом для пересмотра закона №193-IX и отказа от чистки Верховного Суда. Тогда, глядишь, и МВФ даст кредит. С точки зрения логики, этот вариант явно предпочтительней. Но не факт, что Банковая выберет логику.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес