Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Императивный мандат и Богдан: Кто запугивает «Слуг народа» роспуском Рады

13:57 04.02.2020 |

Політика

 Антон Коломойцев / Depo.ua

Глава президентского офиса применяет тяжелую артиллерию ради усмирения строптивых «слуг народа».

Разновекторные информационные каналы, которыми пользуются представители новой власти для ретрансляции своих месседжей, в последние дни активно муссируют тему роспуска Верховной Рады IX созыва. Причиной активизации считают то, что депутаты "Слуги народа" все больше выходят из-под контроля Офиса президента и отказываются давать результат, которого требует Банковая. Мол, многие депутаты подхватили звездную болезнь и начали забывать, благодаря кому они оказались в лифте, который вынес их на поверхность украинской политики. Depo.ua выясняет, насколько серьезны намерения президента и его команды "расстрелять" парламент и как далеко может зайти противостояние.

Камень преткновения

Автором угроз о роспуске парламента называют Андрея Богдана, который является своего рода надзирателем за парламентским монобольшинством и который спускает слугам народа задачи по части законодательной работы. В помощь Богдану - законопроект об императивном мандате, который может быть действенным инструментом контроля за депутатами. Каналы разносят весть, что ОП переходит к жесткому формату разговора с парламентариями. Потому что дошло до того, что отдельные депутаты осмелели настолько, что начинают ставить своим кураторам условия относительно голосований за те или иные законопроекты. А законом об императивном мандате их якобы удастся загнать в стойло.

Кнутом же, при помощи которого нардепов заставят мобилизоваться и проголосовать за ограничение своих прав, что предусмотрено императивным мандатом, станет угроза роспуска Верховной Рады. И это должно быстро остудить горячие головы, вообразившие себя свободными от необходимости держаться в определенных рамках.

Справка. По определению императивный мандат является правилом, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и в течение всей своей деятельности ответственен перед ними. При этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. В государствах либеральной демократии императивный мандат, как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одним из исключений является императивный мандат в одной из палат парламента Германии - Бундесрате, который формируется не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны следовать рекомендациям своих правительств.

В украинском варианте императивный мандат будет работать не столько во исполнение воли избирателей, сколько в выполнение установок партии, вместе с которой депутат получит свой мандат на выборах. То есть в случае со "Слугой народа" партии будет предоставлена возможность, используя несложную процедуру, отозвать нардепа, которого эта партия выдвинула. Коснется это и списочников, и мажоритарщиков. По факту, любой проявивший строптивость парламентарий может в короткий срок оказаться на улице. А не так, как недавно исключенные из фракции монобольшинства Скороход и Поляков, которые остаются депутатами, получив при этом "вольную" голосовать как угодно и говорить что угодно.

Угрожая роспуском и навязывая императивный мандат, президентская команда пытается заставить различные группы влияния внутри партии работать с ОП - это их задача. А те, кто чувствует себя слишком независимыми, пусть сдают мандаты и переизбираются без партийного бренда, в качестве самовыдвиженцев. Понятно, что повторить свой результат без логотипа "Зе" вряд ли у кого из нынешних мажоритарщиков получится, отмечают в руководстве.

Мятежники же во фракции "Слуги народа" пытаются сопротивляться и всячески саботируют стремление ОП "включить" императивный мандат. А на угрозы роспуска отвечают месседжем, что такой шаг будет невыгодным в первую очередь самому руководству. Ведь в случае роспуска, подчеркивает один из "внутренне-оппозиционных" каналов в СН, "Разумков больше никогда не будет спикером, Стефанчук - вице-спикером, Арахамия, его замы и Гончарук - вообще хоть кем-то, а у Богдана больше никогда не будет большинства".

Потерять большинство

Что касается Разумкова, Гончарука и других, то аргумент не слишком убедителен, поскольку в ОП вполне могут пожертвовать этими фигурами. А вот аргумент относительно того, что у Богдана (читай - Зеленского) не будет в новом парламенте большинства - действительно мог бы напугать. Но сработать он мог бы лишь в случае, если бы у президента было бы такое большинство сейчас. А все идет к тому, что большинство активно рассыпается. И склеивать его становится все труднее. Поэтому вскоре вполне может оказаться, что терять-то особенно и нечего.

Но что получит Зеленский, если вдруг решится на роспуск парламента? Уже сейчас можно с определенной очевидностью увидеть, что шансов сколотить монобольшинство будет действительно мало. И в случае, если останется действующая избирательная система с 450-ю депутатами и мажоритаркой, и в случае сокращения Рады до 300 штыков, которые будут избираться исключительно по партийным спискам. Поэтому придется создавать коалицию и брать в расчет интересы своих партнеров. Работать с таким парламентом президенту будет сложнее, поскольку коалиция, в которой кроме "зеленых кнопочек" будет еще какая-то сила, будет иметь значительно большую субъектность. И там уже не будет места для турборежимов и слепых голосований по указанию с Банковой.

В то же время, как мы помним, накануне летних выборов Рады властная команда и не рассчитывала на монобольшинство, а рассматривала возможности формирования полноценной коалиции. И лишь неожиданный бонус в виде 130 мажоритарщиков позволил Зе-команде устроить монокоалицию. Поэтому откат до предыдущего состояния с необходимостью договариваться с другими партиями может быть неприятностью, но отнюдь не является трагедией. А в условиях, когда нынешняя парламентская команда "Слуги народа" все больше увязает в коррупционных и секс-скандалах, избавиться от такого токисчного актива для президента будет безусловным благом.

Учитывая тот факт, что, согласно условиям Конституции, распустить этот парламент президент сможет не раньше лета 2020 года, у него еще есть время подготовиться. И в рамках этой подготовки попытаться изменить избирательную систему, отменив мажоритарку. С одной стороны, это увеличит потенциальную возможность получить как можно больше мандатов для его партии, а с другой - избавит в будущем от того геморроя, который ему сейчас устраивают избранные в округах "звезды".

Поэтому Зеленский, скорее всего, будет ждать, пока вернется из Конституционного суда проект закона об уменьшении количества нардепов до 300 и закреплении пропорциональной избирательной системы. А потом Рада имплементирует эти изменения в Конституцию, что потребует 300 голосов.

Что же касается законных оснований для роспуска, то он их получит в абсолютной достаточности уже будущим, как мы отмечали, летом.

Напомним, в мае 2019 года едва инаугурированный Зеленский выбрал в качестве грунта для досрочного прекращения полномочий парламента отсутствие коалиции на протяжении больше месяца. Ничто не помешает президенту использовать те же основания и в этот раз, ведь формально коалиция в Раде вообще не образовывалась. Депутаты перед первым заседанием новой Рады 29 августа заявляли, что заключат коалиционное соглашение именно в этот день. Но, когда состоялось собрание, председатель фракции "Слуги народа" Арахамия заявил, что монобольшинство заключать коалиционное соглашение не будет - им, якобы, достаточно партийной программы, согласно которой слуги народа и будут работать.

Поэтому вполне вероятно, что новый политический год мы снова проведем под знаком избирательных гонок. И парламентских, и, напомним, местных. Которые запланированы на осень 2020 года.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес