Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Транзитный Воробей. Как белорусский олигарх «захватывает» Украину

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ / Деловая столица

При помощи связей в руководстве России и деловых отношений с кумом российского президента Виктором Медведчуком белорусский бизнесмен Николай Воробей быстро становится "королем энергетического транзита" в Восточной Европе.

Не так давно "ДС" писала о странном благоволении Минэкономразвития РФ к белорусскому бизнесмену Николаю Воробью - его компания NT Marine неожиданно получила квоты на поставку почти 50% всего угля, закупаемого Украиной у России (около 500 тыс. тонн угля разных марок).

Напомним, что украинские компании не могут свободно покупать российские энергоносители: с 1 июня 2019 г. поставка из угля и нефтепродуктов на территорию Украины из РФ позволяется только на основании разрешений (квот), выдаваемых Минэкономразвития РФ.

Компания NT Marine зарегистрирована в Эстонии, ее формальный владелец - Алексей Чулец. У NT Marine есть российская "дочка" - "Юларус", которая занимается торговлей топливом. Однако источники в РФ и в Беларуси называют реальным владельцем NT Marine крупного белорусского бизнесмена Николая Воробья. Именно в его интересах компания занимается перевозкой нефти и угля в Украину. Причем на льготных условиях: Российская железная дорога (РЖД) на украинском направлении выполняет заявки на перевозку угля в основном только компании NT Marine.

В этом же сегменте работает другая, более известная компания Николая Воробья, - "Интерсервис". Это крупнейший частный нефтетрейдер в Беларуси, который, можно сказать, специализируется на поставках больших объемов топлива в Украину. По данным российских СМИ, "Интерсервис" был посредником в "транзитной" схеме в 2016 г. во время введенного Кремлем эмбарго на поставку дизельного топлива в Украину.

Однако в декабре в поле зрения СМИ попала еще одна транспортная компания Николая Воробья - "БелКазТранс Украина".

Судя по жалобам украинских экспедиторов и российских грузоотправителей, эта компания, действуя при непосредственной поддержке высокопоставленных должностных лиц в РФ, де-факто монополизирует рынок перевозок российского угля в Украину и Европу.

Непосредственным поводом для того, чтобы СМИ обратили внимание на проблему, стало письмо гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктора Берестенко в адрес Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций. (АМЭУ объединяет более 150 транспортно-экспедиторских организаций, на которых приходится 50% украинского импорта и экспорта и более 70% транзита.)

Украинские экспедиторы жалуются, что Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО "Российские железные дороги" попросту отклоняет заявки грузоотправителей на перевозку угля, следующего в адрес европейских получателей, транзитом через территорию Украины. Это происходит в тех случаях, если экспедитором не является компания "БелКазТранс Украина".

Здесь важно понимать: речь не идет просто о недружественных действиях РФ против Украины. От неприкрытого лоббирования интересов "БелКазТранс Украина" страдают и российские грузоотправители, привыкшие использовать свои отработанные транспортные схемы, и украинские компании.

Все выглядит так, словно кто-то высокопоставленный в российском Кабмине реализует схему обогащения, в которой Николай Воробей - главный исполнитель.

Получается, что РЖД соглашается работать на украинском направлении только с компанией "БелКазТранс Украина", у которой пока нет договора с "Укрзализницей" - и из-за этого транзит останавливается. По сути, Воробей действует по принципу: "или везу я, или грузы вообще никуда не едут".

В России интересы белорусского бизнесмена защищает явно кто-то очень влиятельный. По информации РБК, проблемы при поставке угля через Украину в Словакию и Венгрию возникли у холдинга Evraz бизнесменов Романа Абрамовича и Александра Абрамова - а эти ребята умеют отстаивать свои интересы. Однако тут и они ничего не смогли сделать кроме того, что обратились с жалобой в РЖД, утверждая, что у них срываются контракты на поставку угля европейским потребителям - а это грозит штрафными санкциями.

В Беларуси то же самое: с октября этого года минская компания "БелКазТранс" стала единственным экспедитором угля по территории Беларуси. Только у наших северных соседей конкуренции в ж/д перевозках особой нет, все доли рынка делятся административно на высшем уровне, и никто публично не возмущается, как это возможно в Украине. С кем в Минске делится прибылью сам Воробей, можно лишь догадываться.

Цифры по Украине, которые приводит АМЭУ, таковы: объем транзита российского угля через территорию нашей страны- от 7 до 10 млн т в год (600-800 тыс. т в месяц). Цифры по Беларуси (по данным Белстата) за 2018 г.: из России поступило 1,3 млн т, из Казахстана - 374,9 тыс. т. В Евросоюз из Беларуси доставлено 265,4 тыс. т (из них в Польшу 261,9 тыс. т). Остальной уголь поступил в Украину. Итого - около 1,7 млн т транзита в 2018-м, данных за 2019-й пока нет.

Кто такой Николай Воробей?

Уроженец Украины и гражданин Беларуси, 55-летний Николай Воробей входит в топ-20 самых успешных и влиятельных белорусских бизнесменов. Его активы распределены в самых разных сферах, преобладают же логистика, энергетика и финансы. Местные источники связывают бизнесмена со старшим сыном белорусского президента Виктором Лукашенко.

Воробей давно занимается торговлей нефтепродуктами, преимущественно работая с украинским рынком. В Украине хорошо известна его белорусская компания "Нефтебитумный завод". Во-первых, она была замечена в серых схемах с поставками мазута, нефти и вакуумного газойля из России. Во-вторых, Нефтебитумный завод в ноябре прошлого года оказался в числе пяти претендентов на приобретение контрольного пакета (78,28%) в госкомпании "Центрэнерго" (владелец Трипольской, Углегорской и Змиевской ТЭС). Аукцион, который проводился ФГИ Украины, был назначен на 13 декабря, а торги должны были стартовать с $220 млн. Но в итоге сначала "Нефтебитумный завод" не был допущен к участию в аукционе по причине несоответствия подданной документации украинскому законодательству, а потом были отменены и сами торги.

В начале 2019-го "Нефтебитумный завод" подал документы на приобретение другого актива в Украине - 50% и более доли в компании "Прикарпатзападтранс", эксплуатирующей украинский участок (1,1 тыс. км) нефтепродуктопровода Самара-Западное направление. Продавцом выступила швейцарская компания International Trading Partners, принадлежащая гражданину Германии Анатолию Шефферу, которого СМИ связывают с окружением Виктора Медведчука. В конце марта 2019 г. АМКУ разрешил белорусскому предприятию приобрести 51%-ю долю в "Прикарпартзападтранс".

При чем тут Медведчук?

По информации российского агентства РБК, Николай Воробей состоит в деловых отношениях с украинским пророссийским политиком Виктором Медведчуком. Вот только суть этих отношений не совсем понятна. Зато понятно, что именно их связывало изначально: тот самый трубопровод "Прикарпатзападтранс" - ведь его в Украине настойчиво ассоциируют с Медведуком, о чем писала и "ДС", и другие издания.

Есть подозрения, что Виктор Медведчук этом году продал "Прикарпартзападтранс" Николаю Воробью только для отвода глаз, а на самом деле сохранил над ним свой контроль. А в качестве благодарности за услугу свел белорусского бизнесмена с "нужными людьми" в правительстве РФ - теми самыми, которые раздают квоты на экспорт энергоресурсов. В сентябре 2019 г. Виктор Медведчук получил в качестве гонорара 2,3 млн грн от белорусского "Абсолютбанка" - а он, собственно, и принадлежит Воробью.

И вскоре после этого Николай Воробей стал поставщиком российского угля в Украину. Есть вероятность, что Медведчук наравне с кем-то в РФ (предположительно из руководства Минэкономразвития) реализует схему, главным действующим лицом которой является Воробей.

Об этом же белорусскому Naviny.by заявил гендиректор АМЭУ Виктор Берестенко. По его информации, на уровне высших должностных лиц есть договоренность по организации транзитных перевозок через Николая Воробья и его партнера Виктора Медведчука. "Монопольный контроль транзитных перевозок энергоресурсов из Российской Федерации получил кум Владимира Путина. Основная идея этой схемы - это политический инструмент влияния на партнеров в Европе, зависимых от этого энергоресурса. Они могут использовать его для шантажа и провокаций", - уверен Виктор Берестенко.

Пока складывается впечатление, что Воробей до последнего эксплуатировал "Прикарпатзападтранс" на пару с Медведчуком. У Медведчука, кстати, на протяжении 2018 и 2019 гг. было несколько встреч с президентом Беларуси Александром Лукашенко.

После этого появилась новость о том, что Николай Воробей планирует загрузить трубу "Прикарпатзападтранса" "беспошлинным" топливом с Мозырского НПЗ. В сентябре 2019 г. труба действительно запустилась в тестовом режиме. "Пробный" ресурс, по данным "Экономической правды", поставила "дочка" "Белорусской нефтяной компании" - "БНК Украина", а в Украине все 8500 тонн горючего без дополнительных пошлин выкупила компания ОККО Виталия Антонова.

 

ПО РУБРИКАМ

23.10 НБУ впервые с июля отказался от интервенций на валютном рынке

23.10 Депозитные ставки для физлиц 23.10.20

23.10 Количество банков, ожидающих ухудшения качества кредитного портфеля, сокращается, но общая оценка остается отрицательной – опрос НБУ

23.10 Операции НБУ по регулированию ликвидности банков 22.10.20

23.10 Курс евро 23 октября возобновил рост к доллару

23.10 Азиатские фондовые биржи 23 октября закрылись разнонаправленно

23.10 НБУ разрешил небанковским финучреждениям передавать полномочия по приему наличных для последующего перевода

23.10 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 23.10.20

23.10 Остаток средств на корсчетах банков 23.10.20

23.10 Украинский индекс межбанковских ставок овернайт (UONIA) 22.10.2020

23.10 Доллар 23 октября торгуется без единой динамики

23.10 Нефть дешевеет 23 октября на опасениях влияния новой волны коронавируса на спрос

23.10 Фондовые индексы США 22 октября выросли, инвесторы ждут госпомощи

22.10 Вендорное финансирование является перспективной бизнес-моделью для Украины - эксперты

22.10 Депозитные ставки для физлиц 22.10.20

23.10 Европарламент не поддержал запрет «вегетарианских бургеров»

23.10 Турция провела испытания российских комплексов С - 400 несмотря на сопротивление США

23.10 США ввели против Ирана санкции за вмешательство в выборы 2020 года

23.10 Выборы в Кыргызстане перенесли на весну

23.10 Благосостояние домохозяйств мира остается стабильным в 2020г, несмотря на потрясения - Credit Suisse

23.10 Прибыль Уолл-стрит подскочила на 82% в первом полугодии 2020 года - доклад

23.10 От «Джавелинов» до «друга Ким Чен Ына»: Трамп и Байден провели последние дебаты

22.10 Для чего НАТО создает космический центр на базе Рамштайн

22.10 Нацразведка США обвинила Иран и Россию в краже данных избирателей

22.10 Германия собирается предоставить спецслужбам доступ к сообщениям в мессенджерах

22.10 Папа Римский впервые поддержал однополые гражданские союзы

21.10 В ЕС одобрили новую сельхозполитику со средствами для защиты окружающей среды

21.10 Человек Бакиева с уголовным прошлым? Кто он - новый и.о. президента Киргизии

21.10 Швеция запретила оборудование китайских Huawei и ZTE для сети 5G

20.10 США заявили о готовности к немедленным переговорам с РФ по соглашению о ядерном оружии

19.10 Украина в воскресенье перейдет на «зимнее время»

16.10 Система здравоохранения сможет выдержать до 10 тыс. заболевших COVID-19 в сутки – Ляшко

16.10 Погрешность в более 5 млн га: в Госгеокадастре рассказали, сколько земли в государственной собственности

15.10 Индекс паспортов: Украинский паспорт занимает 41-е место

13.10 Кабмин ввел ряд карантинных ограничений

13.10 Кабмин обновил критерии адаптивного карантина

13.10 Завершение реформы децентрализации: Зеленский подписал закон об изменениях в Бюджетный кодекс

12.10 Минобразования официально рекомендовало вузам перейти на удаленное обучение

12.10 Кличко анонсировал начало «длительного» закрытия крупнейшего мусорного полигона Украины

12.10 Степанов о привлечении частных лабораторий к проведению тестирования на Covid-19: будем отвозить им образцы

08.10 55% украинцев не знают, по какой системе пройдут местные выборы

08.10 В Украине появилась первая социальная сеть скидок

06.10 В Украине обновили приложение «Дія»: запустили цифровое свидетельство о рождении ребенка

05.10 Кличко рассказал о планах по ремонту дорог в Киеве на следующий год

01.10 Кабмин расширил перечень судоходных рек Украины

23.10 Кругом враги. Какая злая сила мешает Зеленскому получить деньги МВФ

23.10 Проблемы с нацией. Почему выборы 25 октября станут началом конца Зеленского

23.10 Генерал США: Грузия готова уже сейчас стать членом НАТО, Украина - нет

23.10 Увидели и ужаснулись: Как Зеленский использует поездку «слуг» на Донбасс

22.10 Новый поворот в «опросе от Зеленского». Почему президент решил прикончить свою партию

21.10 Страна чудес Зеленского. Почему после 25 октября могут понадобиться новые местные выборы

21.10 Донбасские этапы Кравчука: Имитация деятельности или подготовка к капитуляции

21.10 Зеленский подписал закон о разведке, необходимый для движения Украины в НАТО

21.10 Сергей Фурса: Смотрите, вы не хотели от нас, чтобы мы увольняли Рожкову. Так мы и не уволили. Ха-ха-ха

21.10 Рожкову лишили основных полномочий

21.10 «Фокин в рясе». Для чего Зеленскому понадобились религиозные деятели в ТКГ

20.10 Боголюбов подал новые иски против Минфина и НБУ в деле Приватбанка

20.10 Послание Зеленского: Путина нет, Порошенко во всем виноват, а я цаца

20.10 В Раде собираются уволить министра экономики Петрашко

20.10 Facebook заблокировал аккаунт депутата Андрея Деркача

23.10 У Koenigsegg Jesko появится «мифическая» версия

23.10 Возможное появление беспилотных автомобилей на дорогах Великобритании в 2021 году обеспокоило страховщиков

23.10 Xiaomi представила новую умную кровать

22.10 Xiaomi представила умный выключатель с голосовым управлением

22.10 Toyota возглавила рейтинг самых дорогих автобрендов 2020 года

22.10 Honda откажется от бензиновых автомобилей уже в 2022 году

22.10 Tesla начали оснащать полноценным автопилотом

21.10 Аналитики рассказали о грядущих IT-тенденциях 2021 года

21.10 Гиперкар SSC Tuatara установил новый рекорд скорости — 508,73 км/ч

21.10 iPhone 12 и iPhone 12 Pro всухую проиграли Android-смартфонам по времени работы в сетях 5G

21.10 Hyundai и Kia заплатят почти три миллиарда долларов за дефектные моторы

21.10 Первые очки Apple с микродисплеями Sony уже в 2021 году

21.10 Tesla китайской сборки начнут продавать в Европе

21.10 В Германии начался процесс против организаторов «кибербункера»

21.10 Швеция запретила оборудование китайских Huawei и ZTE для сети 5G

24.09 Богатейшим человеком Китая стал владелец Nongfu Spring Джонг Шаншан

23.06 Как пережить кризис: 5 рекомендаций для SEO-агентств и фрилансеров

24.04 Amazon использовала данные независимых продавцов для создания собственных бестселлеров

26.03 Рекламный рынок во время пандемии. Что происходит в украинской рекламе и чего ждать завтра

24.03 Как достучаться до тех, кто не любит Facebook

10.02 Специалисты прогнозируют рост рынка коммерческого PR в этом году на 5-12%

07.02 Лучшая автомобильная реклама Супербоула-2020

12.12 Крупнейшие финансисты мира назвали основателя Amazon Безоса бизнесменом десятилетия

26.11 Facebook будет платить пользователям за их данные

05.11 Четырехдневная рабочая неделя повысила производительность на 40% - Microsoft Japan

29.10 10 компаний Китая, вызывающих восхищение

23.10 Глава Nvidia — самый эффективный руководитель в мире

18.10 Грядёт революция в рекламе. Искусственный интеллект сможет дорисовывать рекламу в уже готовом видео

20.09 Где платят больше всего: топ-10 компаний мира

10.09 Основатель Alibaba Джек Ма уходит в отставку

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно