Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Третий лишний. Как Зеленскому заставить мажоритарщиков совершить политический суицид

18:48 18.12.2019 |

Політика

 Денис САРБЕЙ / Деловая столица

Конституционный суд разрешил власти сократить количество депутатов и ввести пропорциональную избирательную систему, но будут ли изменения в Конституцию поддержаны Радой - большой вопрос.

Конституционный суд признал законопроект №1017 о внесении изменений в ст. 76 и 77 Основного Закона соответствующим Конституции, но с предостережениями. Суть проекта - уменьшение конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепление пропорциональной избирательной системы. Что касается предостережений КС, то они касаются того, что, в соответствии с нормами законопроекта, изменения необходимо внести также в ряд других статей Конституции, где речь идет о численности депутатов. Что же предлагал изменить Владимир Зеленский, который и подал законопроект в Раду?

Во-первых, это уменьшение конституционного состава Верховной Рады до 300 депутатов. Внесение изменений в ст. 76 Конституции в президентской политсиле аргументировали просто. Якобы по размерам Рада чуть ли на равна американскому Конгрессу, в то время как население Украины и США отличается в восемь раз. Аргумент, конечно, не самого высокого качества, ведь в таком случае урезать количество нардепов придется не на треть, а в те же восемь раз, например до 50 человек. Кроме того, как утверждают в "Слуге народа", с завершением реформы децентрализации такое количество депутатов якобы просто не нужно.

Cтоит напомнить, что первую попытку сократить количество нардепов предпринял еще Леонид Кучма, проведя референдум в 2000 г. Тогда за этот пункт проголосовало подавляющее большинство украинцев - около 90%. Тем не менее согласия самой Рады на такую "хирургию" тогда не было, и уменьшение парламента так и осталось на бумаге. Однако в народе инициатива сокращения парламентариев до сих пор стабильно популярна, что, видимо, и является главной мотивацией для Зе-команды. Кроме того, с монобольшинством "Слуги народа", будь оно не 250 депутатов, а, скажем, 160, было бы гораздо легче работать президенту.

Главный вопрос, который возникает по законопроекту о сокращении, - как это отразится на интенсивности, а главное, качестве работы народных избранников? Судя по всему, такого анализа в команде Зеленского не проводили, ведь народ хочет уменьшить количество парламентских "дармоедов", а о последствиях никто особо не задумывается.

Конец мажоритарке

Кроме того, одобренный КС законопроект закрепляет в Конституции пропорциональную систему выборов парламента. Правда, какую именно, пока неизвестно, ведь пропорциональная система предполагает как выборы с открытыми списками, так и с закрытыми. Последняя норма уже работала в Украине и показала все свои недостатки, как, собственно, и действующая смешанная система. В Раде VIII созыва все время каденции шли дискуссии о пропорциональных выборах с открытыми списками, что вылилось в проголосованный в последние дни новый Избирательный кодекс.

Со времени отправки законопроекта на экспертизу в КС "слуги" так и не сообщили, какую именно избирательную систему они хотят, акцентируя внимание на необходимости в первую очередь отменить мажоритарную составляющую. Так что пока складывается ощущение, что Зеленского вполне удовлетворит система с закрытыми списками. В любом случае к новым нормам Конституции нужно будет подогнать закон о выборах народных депутатов, которого пока нет.

Аргументы власти в пользу этого решения таковы: отмена мажоритарки убьет коррупцию и фальсификации на выборах, а партии смогут полностью представлять разные слои населения. Такие объяснения легко разбиваются противоположными доводами, ведь коррупция на выборах отнюдь не ограничивается мажоритаркой, а фальсификации при желании возможны в любой избирательной системе.

Возвращение же к пропорциональной системе образца 2006-2007 гг. означает тотальный диктат партийных боссов и огромные риски политической коррупции, когда проходные места в списках можно просто продавать. К тому же через закрытые списки в Раду могут попадать массажистки, водители, охранники и другие народные избранники, чьи законотворческие достоинства будут ограничены личной преданностью партийным лидерам. Кроме того, регионы фактически лишают представительства в Раде, ведь избранным по спискам нардепам не будет никакой нужды колесить по глубинке, интересуясь проблемами местных жителей.

Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать, что порядок внесения изменений в Конституцию предусматривает голосования на двух сессиях. В первом чтении законопроект должен быть одобрен простым большинством (226 народных депутатов), передан на экспертизу в КС и в случае позитивных выводов на одной из следующих очередных сессий принят не менее чем 300 голосами, а именно с ними-то и может возникнуть заминка.

Дело в том, что сокращение количества депутатов будет касаться следующего созыва, но депутаты-мажоритарщики созыва нынешнего, вне всяких сомнений, хотели бы видеть себя и в следующем парламенте, причем касается это мажоритарщиков всех теперешних фракций, а если изменения в Конституцию вступят в силу, лишним окажется каждый третий нынешний парламентарий.

Кроме того, без голосов мажоритарщиков "слуги" не смогут принять ни один важный закон, даже если к списочникам монобольшинства присоединятся ситуативные союзники из "Доверия" и "За будущее". Одним словом, президенту нужно найти очень убедительные аргументы под финальное голосование за секвестр депкорпуса и пропорционалку, и здесь может не помочь даже формальное снятие неприкосновенности с народных избранников.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес