Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 23:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Битва за мораторий: Почему Украина рискует получить недорынок земли
18:33 18.12.2019 |
Под давлением улицы и внутренних групп влияния в монобольшинстве Банковая вынуждена демонстрировать гибкость. Тогда, когда надо показать стальные нервы.
"Власть сильна как никогда". Это известное изречение вполне соответствовало ситуации в нашей стране, которая сложилась в результате двух подряд избирательных кампаний. 73% избирателей поддержали Владимира Зеленского, 43,16% - партию "Слуга народа", вместе с мажоритарщиками - 254 мандата. Небывалый успех на выборах пропрезидентская команда сразу конвертировала в законопроекты, которые принимались в турборежиме. Такой способ рассмотрения законопроектов критиковался, однако на протяжении сентября-октября "Слуги" не убавляли темпов. Заметный перелом произошел в ноябре, а в декабре, почувствовав, что власть можно прогнуть, Зеленского и его партию впервые испытали на прочность многочисленными уличными протестами.
Вчерашние акции под парламентом объединили настоящих аграриев, так называемых "молодых аграриев" - людей из "Нацдружин", которые очень напоминали своим поведением пресловутых "титушек" - профсоюзных активистов, защитников христианских ценностей и так далее. Эта идеологически разношерстная компания почему-то попала под определение "протесты против продажи земли". И хуже всего для власти, что она в этой ситуации продемонстрировала готовность идти на уступки перед давлением ситуативных союзников - "ОПЗЖ", "Батькивщины", "Нацкорпуса", "Свободы". При том, что в аграрном комитете парламента из 31 члена 20 - "Слуги". В том числе председатель комитета Николай Сольский и два его заместителя из четырех Павел Халимон и Степан Чернявский. То есть, при желании можно похоронить подавляющее количество поправок в земельный законопроект на уровне комитета, а окончательно - в сессионном зале.
Однако мы стали свидетелями двух в перспективе неблагоприятных для власти тенденций. Первая - отсутствие согласия даже среди "зеленых" членов аграрного комитета. Вторая - втягивание себя в бесплодную дискуссию о деталях закона с политиками, которые в принципе не хотят принятия этого документа. "С самого начала внесли 200 тысяч гектаров. Это много, согласен. До комитета дошла цифра 20 тысяч. Тоже много? Хорошо, до 10 тысяч нормально? Так давайте от одной до 10 тысяч рассматривать на комитете. 20 - уберем", - пообещал сегодня президент во время встречи с аграриями Киевщины. Да, земельный вопрос крайне сложный, однако ответы на него могут быть разными.
Предварительно чиновники, ответственные за реформу, стояли на трех китах: землю надо продавать, никаких продлений моратория; референдум по продаже земли и то только иностранцам возможен, однако сначала люди должны почувствовать, как оно - получить право продавать свои участки, а не проводить референдум, когда в обществе доминируют мифы и страхи, которые подпитывают социальные популисты; количество гектаров для продажи можно обсуждать, однако на рынке есть два игрока - продавец и покупатель, поэтому реформа должна быть выгодна обоим. Сейчас, под давлением улицы и внутренних проблем во фракции "Слуг", эти три кита вот-вот уплывут и на их месте появятся другие: продление моратория хотя бы до октября следующего года; референдум как можно скорее и существенное уменьшение количества гектаров, которые можно будет купить. То есть, вместо первичного документа, который можно обсуждать, но со специалистами и настоящими, а не фейковыми аграриями, в Украине могут в итоге ввести недорынок земли.
Это напоминает эпопею с медицинской реформой времен Ульяны Супрун. Против нее были массовые выступления, с телеэфиров людей пугали "смертью медицинской отрасли", в конце концов парламент в июне 2017-го минимально необходимым количеством голосов (227 с третьего раза) принял за основу законопроект "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств". К нему было предложено около тысячи поправок, к тому же МОЗ находился в конфликте с профильным комитетом парламента. В конце концов 19 октября этот законопроект проголосовали. И здесь стоит напомнить, что весной 2017 года правительством для запуска медицинской реформы был предложен пакет из 4-х законопроектов: "О дополнительных государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств лицам, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность в антитеррористической операции и обеспечивают ее проведение", "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно расходов на первичную медицинскую помощь", "О внесении изменений в статьи 3, 8 и 35-1 Основ законодательства Украины о здравоохранении" и "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств". В правительстве настаивали: нужна поддержка всего пакета документов. Но процесс затормозил еще на старте. Хорошо, что хоть изменения в Бюджетный кодекс приняли в декабре 2017-го, запустив медреформу. Ее потом еще много раз проклинали на всех медиа-площадках. Однако новое руководство МОЗ не спешит с радикальным изменением уже действующих норм.
То есть, депутатам в 2017-м хватило политической воли сказать "А" - важное, но недостаточное - и не хватило воли сказать "Б". Медицинская реформа продолжается, но ее темпы могли быть значительно выше, если бы не безграничный популизм оппозиции и ослабленность тогдашней власти конфликтами между группами влияния в ней. То же самое сейчас видим в "зеленой" команде. И когда ее представители говорят: рейтинги - не главное, главное реформы, то на примере ситуации с рынком земли хорошо видно, что это не так: власть готова прогибаться под давлением обстоятельств, одним из которых является снижение рейтинга. И здесь важно помнить: если эти прогибы станут тенденцией, то уже очень скоро появятся те, кто скажут: "власть сегодня слаба, как никогда".
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :