Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Плети и предохранители: Какие «мины» могут подорваться в законе о децентрализации

12:17 17.12.2019 |

Політика

 Ігор Петренко / Depo.ua

Заложенные в децентрализационном законопроекте идеи грозят стать "узким местом", в котором столкнутся интересы Киева и местных элит. Следовательно не допустить принятия закона постараются одновременно нескольких различных властных групп.

Владимир Зеленский предлагает законодателям безотлагательно, в режиме "зеленого принтера", рассмотреть и направить в Конституционный Суд проект закона №2598 об изменениях в Конституции относительно децентрализации власти. Документ призван завершить начатую "предшественниками" реформу децентрализации.

Процессы усиления местного самоуправления идут вот уже пять лет, и часть положительных наработок в данной сфере вошли в законопроект. В частности, предлагается закрепить в Конституции систему административно-территориальных единиц "община - округ - область, Автономная Республика Крым". Предусмотрено образование представительных и исполнительных органов местного самоуправления (ОМС): ликвидация районных советов и образование окружных, областных советов и их исполкомов. Глав окружных и областных советов будут избирать на год по принципу ротации. В основном законе выпишут финансовые основы существования местного самоуправления: это земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты коммунальной собственности громады, объекты совместной собственности общин в управлений советов, местные налоги, сборы, другие доходы местных бюджетов.

И в общем после изучения этой инициативы складывается впечатление, что ее создатели думали не только об увеличении полномочий местных общин или закреплении финансовой основы их существования. И даже не так об "организации административно-территориального устройства в соответствии с требованиями Европейской хартии местного самоуправления". Все прозаичнее: в наших реалиях Банковая заинтересована в усилении полномочий президента. В частности, в документе высказано намерение "посадить" в каждую административно-территориальную единицу своего префекта - "око президента". Как указано в пояснительной записке, "для административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществления надзора за соблюдением ими Конституции и законов Украины".

Префект, которого назначает/увольняет президент по представлению Кабмина, сможет остановить действие решений местного самоуправления, если решит, что эти решения противоречат законодательству. Остановив решение, префект должен будет обращаться в суд.

Если же "глаз президента" обнаружит в действиях местного самоуправления вещи более серьезные, например угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности или национальной безопасности Украины, то подает президенту представление о прекращении действия такого решения и идет в Конституционный суд. Президент, в свою очередь, временно останавливает полномочия главы общины, совета общины, окружного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного. Если же КСУ решит, что орган самоуправления действительно допустил одно из перечисленных нарушений, то Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает полномочия главы общины или совета и назначает внеочередные выборы. Но существует нюанс: выборы назначаются не автоматически, а решением парламента. То есть временный управляющий может управлять населенным пунктом или территорией, сколько посчитает необходимым Банковая.

Согласитесь, "кнут" для местных советов и глав прописан болезненный: решение неугодных центру мэров или целых местных советов без проблем можно будет отменить, а оппонентов - одним взмахом руки лишить власти. Нарушения же у нас находят без проблем, были бы желание и потребность. Подобные методы, в случае принятия закона, могут испытать на столице, борьба за отстранение от власти мэра которой Виталия Кличко либо завершилась договоренностью с одной из властных групп на Банковой, либо просто поставлена на паузу.

Конечно, авторы проекта возразят, что такой предохранитель, как институт префекта, создан для того, чтобы никто в регионах не посмел посягнуть на общегосударственные интересы. Так то оно так, но сами же авторы "зашили" в законопроект №2598 потенциальные проблемы. В частности, предлагают закрепить в Конституции право общины на осуществление местного самоуправления методами прямой демократии - выборов, местных референдумов, местных инициатив "и в других форм, определенных законом". Речь идет о "зеленом свете" для местных референдумов. Это ящик Пандоры. Depo.ua уже детально проанализировал опасности народовластия для целостности нашего государства.

Не менее, если не более опасный инструмент, заложен в законе о децентрализации: Верховная Рада получит возможность простым большинством в количестве 226 голосов предоставлять особый статус любому региону. Собрать такое количество монобольшинство в принципе может. А 300 голосов потребуются только тогда, если в случае позитивного заключения КСУ децентрализационный закон будет голосоваться в парламенте. Не о Донбассе ли часом эта история, и не потому ли министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что изменения в Конституцию относительно децентрализации власти в Украине являются контекстом выполнения Минских соглашений?

О сроках и процедуре. Вероятно, учитывая наличие в Раде монобольшинства, в первом чтении законопроект №2598 будет принят 226 голосами. Зная чувствительность судей-конституционщиков к позиции власти, можно предположить, что проект получит положительное заключение данного суда. Единственный вопрос - сколько времени необходимо будет КСУ для изучения этого вопроса и принятия решения. Могут возникнуть проблемы и касательно окончательного принятия закона на следующей сессии парламента: нужно будет найти 300 голосов.

Перспективы принятия документа можно спрогнозировать по первым его оценкам, которые дают политики. Первый заместитель главы фракции "Слуга народа" Александр Корниенко в комментарии "Интерфаксу-Украина" выразил надежду, что КСУ утвердит заключение о законопроекте еще до конца этой сессии - она завершится 24 января 2020 года. А, направить проект в него Рада попытается уже в эту пятницу, хотел бы Корниенко.

Заслуживает внимания и его заявление о том, что власть не будет подгонять судей КСУ. "У нас нет цели срочно это все принять, чтобы провести досрочные местные выборы... Я думаю, что местные выборы назначены, согласно действующей Конституции, в октябре, и скорее всего и пройдут в октябре", - очертил сроки один из руководителей "Слуг".

Иная тональность комментариев у оппозиционных нардепов. Представительница фракции "Европейская солидарность" Ирина Геращенко подчеркнула, что законопроект "уничтожит европейскую модель самоуправления в стране... Даже у Киева статус забирают". Также, говорит Геращенко, при помощи префекта президент получит право назначать государственных уполномоченных, роль и полномочия которых неясны. Депутат отметила, что внесению законопроекта не предшествовало публичное обсуждение с участием экспертов.

Однако в "Батькивщине" более сдержанны относительно критики законопроекта о децентрализации. На согласительном совете Юлия Тимошенко призвала к протестам по поводу земельной реформы и предложила принять ее законопроект о всеукраинском референдуме.

Прокомментировали инициативу Зеленского и в Кремле. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что законопроект о децентрализации Украины необходимо проанализировать на предмет соответствия Минским соглашениям и формуле Штайнмайера.

Если изменения все же будут приняты, то местные выборы могут пройти в мае-июне 2020 года (согласно закону, они проводятся спустя три месяца после принятия нового административно-территориального устройства). И в данном случае возникают вопросы: состоятся ли выборы, в том числе, на Донбассе, и каким будет качество нового законодательного корпуса не только там, но и во многих регионах. Ведь Россия может сделать ставку именно на раскол нашей страны используя эти выборы и последующий "парад референдумов", который способна спровоцировать законодательная инициатива президента Зеленского.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес