Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как Зеленский сможет дать автономию ОРДЛО. Четыре риска децентрализации

18:58 16.12.2019 |

Політика

 Юрий ВИШНЕВСКИЙ / Деловая столица

Новые поправки могут быть внесены в Конституцию уже в феврале-марте. Они будут очень выгодны в первую очередь Кремлю.

Утром 16 декабря на сайте Верховной Рады появился текст законопроекта №2598 "О внесении изменений в Конституцию Украины (насчет децентрализации власти)". Владимир Зеленский подал его в парламент и определил как неотложный еще 13 декабря, однако текст его держался в секрете трое суток.

Теперь "слуги народа" в парламенте будут в спешке отправлять этот проект на проверку в Конституционный суд, чтобы успеть получить его оттуда и проголосовать 226 голосами еще до конца нынешней сессии, последний пленарный день которой запланирован на 24 января. И тогда на следующей сессии, которая начнется 4 февраля, можно будет принять его окончательно 300 голосами - если, конечно, они найдутся.

По всей видимости, Зеленский рассчитывает на внесение этих изменений в Конституцию до конца марта. Как выразился министр иностранных дел Вадим Пристайко, перед новым нормандским саммитом Украине нужно выполнить "домашнее задание". И хотя формально законопроект №2598 посвящен децентрализации, однако по сути он призван в первую очередь удовлетворить пожелания Кремля.

Особый статус ОРДЛО

Одна из самых опасных новаций законопроекта - новая редакция пункта 16 части первой статьи 92 Конституции. Сейчас этот пункт говорит, что исключительно законами Украины определяются "статус столицы Украины; специальный статус других городов". Зеленский хочет вместо этого записать, что исключительно законами Украины определяются "административно-территориальное устройство, правовой статус административно-территориальных единиц; правовой статус города Киева как столицы Украины".

Эта хитрая формулировка означает, что теперь Верховная Рада сможет предоставить любой области, а также любым округам (которые вводятся вместо районов) и громадам (в частности, городам) - например, отдельным районам Донецкой и Луганской областей - особый статус. Нужно будет лишь принять соответствующий закон. Для этого будет достаточно 226 голосов нардепов, тогда как для изменения Конституции необходимы 300 голосов.

Конституция без Севастополя и списка областей

Также законопроект №2598 предлагает радикально изменить текст ст. 133 Конституции. Сейчас эта статья гласит: "Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины".

В редакции Зеленского вместо этих норм Конституции будет записано: "Систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: громады, округа, области, Автономная Республика Крым. Территорию Украины составляют громады. Громада является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины. Несколько смежных громад составляют округ. Правовой статус города Киева как столицы Украины определяется отдельным законом".

Бросается в глаза, что из перечня административно-территориальных единиц исчезли города Киев и Севастополь. И если о Киеве хотя бы сказано, что для него должен быть отдельный закон, то о Севастополе Зеленский решил забыть вообще.

Сейчас Севастополь упомянут еще в двух статьях Конституции: 118 и 140. Законопроект Зеленского вносит изменения и в эти статьи тоже, причем таким чудесным образом, что Севастополь там уже не упоминается.

Также бросается в глаза, что из Конституции изымается перечень областей. Особенно опасно, что теперь в Конституции не будет записана принадлежность Украине Донецкой и Луганской областей.

Источники в Зе-команде оправдывают эти новации тем, что, дескать, Севастополь, как и список областей, будет упомянут в законе об административно-территориальном устройстве. Но сейчас этого закона нет даже в проекте. И даже если он будет принят, его правовой статус будет заведомо ниже, чем Конституция. Чтобы вычеркнуть из него Севастополь, а если захочется, - то также и Донецкую и Луганскую области, будет достаточно 226 голосов нардепов.

Местные выборы - уже в мае-июне

В переходных положениях законопроекта №2598 записано, что он вступает в силу со дня его опубликования. Также там сказано, что "первые местные выборы председателей громад, в советы громад, окружные, областные советы проводятся в течение 90 дней после вступления в силу закона, которым устанавливается административно-территориальное устройство".

Если эти изменения в Конституцию, а также закон об административно-территориальном устройстве будут приняты не позже февраля-марта, то новые местные выборы можно будет провести уже в мае-июне.

Напомним, срок очередных местных выборов - 25 октября. Назначив внеочередные выборы, Зе-команда выиграет всего лишь несколько месяцев. Но в условиях падения рейтинга самого Зеленского и партии "Слуга народа" эта спешка может дать существенный выигрыш в мандатах.

Впрочем, "зрада" тут не столько в этом, сколько в том, что Зеленский уже анонсировал совмещение этих местных выборов с выборами в ОРДЛО. 6 декабря он заявил в эфире телеканала "Украина": "Само ощущение того, что мы одна страна и что там наши люди, должно начинаться с этого момента. Выборы местные проводятся одновременно по законам Украины на всей территории Украины. Да, это наша идея". Примечательно и то, что он сказал о проведении выборов "на всей территории Украины", хотя очевидно, что в Крыму эти выборы не будут проведены.

Кремлю такая повестка дня тоже очень выгодна. План Кремля таков: на предстоящих выборах завести максимальное количество депутатов в местные советы, нагнетая истерию вокруг закона о языке и вокруг 9 мая. А уже после парламентских выборов попробовать качнуть историю с особым статусом для всех регионов и федерализацией или даже конфедерализацией. Это делает еще более опасной норму законопроекта о возможности изменять полномочия регионов простым большинством парламента.

Конец децентрализации

Что же касается собственно децентрализации, которой якобы посвящен законопроект №2598, то она превращается в фикцию. В самом деле в статье 144 Конституции будет записано, что президент имеет право временно приостановить полномочия председателя громады, совета громады, окружного, областного совета в случае принятия ими акта, не соответствующего Конституции Украины. Конституционный суд должен будет рассматривать этот вопрос не дольше семи календарных дней, и если он признает спорный акт неконституционным, то, как гласит законопроект, "Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины досрочно прекращает полномочия председателя громады, совета громады, окружного, областного совета и назначает внеочередные выборы в определенном законом порядке".

Подчеркнем хитрость формулировки: она подразумевает не право, а обязанность Верховной Рады назначить внеочередные местные выборы, как только президент отыщет у неугодного ему местного совета или мэра города хоть один акт, противоречащий Конституции (пусть даже по самому второстепенному вопросу), и подтвердит эту находку в Конституционном суде. По сути, в Конституции будет закреплен механизм расправы над местным самоуправлением.

В результате, в случае принятия изменений в Конституцию, власть получит механизм очень просто предоставить оккупированным районам широкую автономию при фактическом сохранении контроля Кремля, а на остальной территории и в Киеве максимально укрепить позиции центральной власти.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес