Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Смерть райцентров и префекты: Каким будет новый строй в регионах от Зеленского

09:37 23.10.2019 |

Політика

 Юрій Васильченко / Depo.ua

Сегодня на заседании правительства должны рассмотреть проект административно-территориальной реформы. Которая похожа на гибрид реформы, когда-то предложенной Порошенко, и децентрализации, которая продолжается в стране последние пять лет.

Базовой административной единицей в Украине должны стать общины. В то же время районы планируется ликвидировать, соответственно, райсоветы прекратят свое существование. Властью в регионах будут облисполкомы. По замыслу, это будет облегчать процесс управления и взаимодействие регионального центра с ОТО. Облисполком будет распоряжаться исключительно местными бюджетам, а расходы на регионы из государственного бюджета будут контролировать префекты - такие себе государевы глаза, уши и руки на местах. Очень "жирная" должность получается.

В свое время видение властью административно-территориальной реформы озвучивал народный депутат от "Слуги народа", член Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Корниенко. Он рассказывал: планируется, что после проведения реформы районы укрупнят в сто округов, в которых не будет избранной власти, а будет префект, в ведении которого - 10-15 общин его округа. Еще одно планируемое нововведение - создание ЦПАУ (Центров предоставления административных услуг) в каждой общине, чтобы админуслуги предоставлялись без вынужденных поездок людей в областные центры.

В идеале все выглядит красиво, однако, во-первых, укрупнения районов в нашей истории были и раньше, в советские времена, и это привело к массовому оттоку людей из неперспективных населенных пунктов, которые утратили статус райцентров, а, во-вторых, нужно понимать, какова конечная цель этой реформы - досрочные местные выборы весной или летом 2020 года. Напомним, процесс децентрализации должен завершиться в следующем году административно-территориальной реформой и осенью планировалось провести первые выборы в новые органы местной власти. Но "слуги" спешат. Результатом чего станет объединение сверху тех общин, которые никак не могут слиться сами.

Теперь давайте посмотрим, чем реформа Зеленского и "слуг" отличается от той, которую проводила предыдущая власть. Владимир Гройсман, который все эти годы был главным вдохновителем децентрализации, в декабре прошлого года говорил следующее: нужно сформировать трехуровневую часть административно-территориального устройства: община - район - регион. При этом базовым направлением должно быть построение эффективной системы местного самоуправления, обеспечение его материальной и финансовой основы. Следующее базовое направление - формирование института префекта, то есть государственного надзора и контроля. Гройсман также отмечал: ключевой приоритет - создание полноценных исполнительных комитетов районных и областных советов. То есть речь не шла о ликвидации районов, должен был произойти естественный процесс создания ОТО в пределах существующих районов и областей. Задача префекта - государственный надзор и контроль, а не раздача бюджетных денег в ручном режиме.

Институт префектов в Конституцию планировал ввести еще Петр Порошенко. 1 июля 2015 года он внес в парламент законопроект о внесении изменений в основной закон относительно децентрализации. В этом документе предлагалось убрать облгосадминистрации и ввести префектов. Они должны были выполнять следующие функции: надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления; координацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществление надзора за соблюдением ими Конституции и законов Украины; обеспечение выполнения государственных программ; направление и организацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации. Префекту предоставлялось право приостанавливать действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам с одновременным обращением в суд. А президент получал полномочия распускать местные советы, если те будут посягать на целостность Украины. Такое решение должен был подтверждать Конституционный Суд, а парламент - назначать перевыборы распущенного совета. Этот механизм выглядел логичным предохранителем от повторения в других регионах сепаратистских шабашей.

Однако тогдашние оппозиционеры обвинили Порошенко в планах узурпировать власть, получив возможность назначать префектов и распускать местные советы. Хотя префект назначался президентом по представлению Кабинета Министров, этот факт мало кого в то время интересовал - все подняли на знамена слово "узурпация". Также апеллировали к невозможности вносить изменения в Конституцию в условиях военного или чрезвычайного положения и обвиняли Порошенко в попытке зафиксировать "особый статус" Донбасса. В конце концов судьба этого законопроекта оказалась неутешительной: после того, как Рада поддержала постановление о направлении его в Конституционный Суд, а тот оперативно дал положительное заключение, 31 августа 2015 года документ внесли на голосование. И приняли, однако в это время под стенами парламента бушевал митинг против "особого статуса". Те события закончились трагически - начались массовые столкновения, в сторону правоохранители полетела граната. Вследствие этого четверо нацгвардейцев погибли, 141 человек был госпитализирован. Далее к законопроекту о децентрализации уже не возвращались.

Сейчас у "слуг народа" есть монобольшинство, однако есть ли у власти конституционное большинство для внесения изменений в основной закон? Как показывают последние голосования, иногда для прохождения законопроектов приходится обращаться за помощью к внефракционным. Так произошло с "судебной реформой" Зеленского. Если в проекте, который сегодня будет обсуждаться правительством, останутся спорные моменты, о которых речь шла выше, в частности о предоставлении префектам права распоряжаться бюджетными средствами, или же там появится положение о расширении функций президента относительно роспуска местных советов, тогда планы властей в отношении быстрого узаконивания новой административно-территориальной реформы имеют все шансы сорваться. Более того, учитывая заинтересованность региональных элит и их лоббистов-мажоритарщиков в Верховной Раде в негативном сценарии, вполне ожидаемыми являются возмущения людей на местах. Поэтому даже если правительство представит реформу и ее активно будут пиарить "слуги" и лояльные к власти СМИ, это еще не значит, что все пойдет, как по маслу.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес