Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Танцы вокруг Киева: Поможет ли Порошенко Виталию Кличко выйти во второй тур выборов мэра

23:27 26.09.2019 |

Політика

 Ігор Петренко / Depo.ua

Проектов изменений к закону "О столице" в парламенте становится больше: на сегодняшний день их уже четыре. И это еще не конец недели.

К основному законопроекту, внесенному группой нардепов от фракции "Слуга народа", добавились три альтернативных. Самый отличающийся от позиции провластного большинства подан группой депутатов от "Европейской солидарности", интересы которых, похоже, совпадают с желанием городского председателя Виталия Кличко сохраниться на посту и не лишиться своих влияний.

Итак, в Раде зарегистрировали законопроект под названием "О внесении изменений в Закон Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" 2143-1 от 19.09.2019 года. Об этом на днях на пресс-конференции сообщил действующий мэр Киева. Вариант от "ЕС" предусматривает сохранение за киевлянами права избирать себе власть в городе, где они живут. "И эта власть должна быть подотчетной и ответственной исключительно перед киевлянам, а не назначаться сверху", - резюмировал Кличко. Он убежден, что законопроекты должны быть представлены на общественное и экспертное обсуждение, и только по результатам которого вноситься на голосование в Раде. Напомним основные положения этих законопроектов.

Каким видят завтрашний день столицы "слуги народа"

Изменения в закон "О столице" от "слуг" (законопроект №2143) подписали нардепы Андрей Клочко, Юрий Корявченков, Николай Стефанчук (между прочим, в самом тексте законопроекта указан как соавтор первый вице-спикер рады Руслан Стефанчук, а не его брат, как в списке авторов на сайте ВР), Святослав Юраш, Александр Куницкий, Николай Тищенко и другие. Сейчас он прорабатывается в профильном комитете Рады.

Авторы этой инициативы предлагают разграничить полномочия председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) и Киевского городского председателя. Председателем КГГА автоматически не будет избранный киевлянами городской председатель, как это есть сейчас: его будет назначать президент по представлению Кабинета министров.

В видении представителей власти, Киев является элементом системы административно-территориального устройства Украины (в действующем варианте закона о столице речь идет об отдельной "системе административно-территориального устройства Киева". Такая юридическая казуистика снижает статус столицы. Особенно на фоне исчезновения из законопроекта ссылки на Конституцию в формулировке "Город Киев согласно Конституции Украины является столицей Украины". В предложенном большинством варианте - просто "Город Киев является столицей Украины". Также исчезла формулировка о Киеве как о "духовном, культурном, историческом, научно-образовательном центре Украины".

Новое видение от власти предусматривает безусловное восстановление в столице районных советов. До сих пор такая опция существовала, но была необязательной. Райсоветы - и это важно - входят в систему административно-территориального устройства Украины, но почему-то не Киева. Границы Киева предлагают устанавливать в Верховной Радеы по представлению Кабинета министров Украины на основании предложения Киевсовета. Сейчас порядок немного другой: границы столицы устанавливает парламент по представлению Киевского городского совета, согласованному с соответствующими советами.

Новый законопроект предусматривает, что границы районов будет устанавливать правительство по предложениям Киевсовета, согласованным с районными в городе советами. А перечень районов устанавливать Верховная Рада по представлению Кабинета министров Украины и предложениям Киевского горсовета. Районные советы становятся более автономными от Киевсовета, могут создавать исполкомы, имеют свои бюджеты и даже могут иметь собственную символику. В государственном бюджете могут предусматриваться дополнительные субвенции непосредственно в районные бюджеты в городе Киеве. То есть деньги - "правильным" районам...

Система местного самоуправления в Киеве предлагается такая:

- территориальная община города;

- Киевский городской председатель;

- Киевсовет;

- исполнительные органы Киевского городского совета;

- районные в городе Киеве советы;

- исполнительные органы районных в городе Киеве советов;

- органы самоорганизации населения.

Важно вот это: "Особенностью осуществления местного самоуправления в городе Киеве является распределение полномочий органа местного самоуправления между Киевским городским советом и районными в городе Киеве советами...".

Зато исполнительную власть в городе осуществляет Киевгоргосадминистрация, у которой прописаны "контрольно-надзорные и координационные функции". Ее подразделения могут создаваться в районах с более узкими, чем сегодня, полномочиями.

Еще новация: решения органов и должностных лиц местного самоуправления Киева и районов в городе вступают в силу только после истечения срока, определенного для их опротестования председателем Киевской городской государственной администрации. Это от 7 до 30 дней в зависимости от характера принятых актов.

Проектом нового закона более тщательно выписаны сферы компетенции между Киевсоветом, районными советами и КГГА. При этом многие специалисты указывают, что полномочия перераспределены с сокращением сфер компетенции городских депутатов.

Схема выборов городского председателя Киева оставлена в законопроекте в ее нынешнем виде с двумя турами голосования.

Одна из важнейших статей законопроекта, ст.20: "Председатель Киевской городской государственной администрации... назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины". То есть избранный мэр не назначается в обязательном порядке главой исполнительной власти в столице. Наоборот: должность председателя Киевской горгосадминистрации несовместима с какой-либо другой должностью.

Полномочия председателя КГГА довольно широкие. В частности, он дает согласие на назначение и увольнение руководителей расположенных в городе Киеве государственных предприятий, территориальных органов министерств и других органов исполнительной власти, согласовывает вопросы создания, реорганизации таких предприятий и организаций. Ему предоставлено право присутствия на заседаниях правительства "с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся города Киева". Но главное - он имеет право вето на решение органов местного самоуправления в столице. Что перечеркивает саму идею такого самоуправления.

Проектом предлагается сократить до 84 со 120 количественный состав депутатов Киевсовета.

В конце концов, назначить внеочередные выборы Киевского городского председателя и депутатов Киевского городского совета на 8 декабря 2019 года и провести их в порядке, определенном Законом Украины "О местных выборах". А правительству прописано в течение 6 месяцев после вступления в силу закона ликвидировать районные в Киеве госадминистрации и реорганизовать КГГА.

Что отстаивают Кличко и его "группа поддержки"

Проект закона №2143-1 внесли члены фракции "ЕС" Сергей Алексеев, Алексей Гончаренко, Максим Саврасов, Ирина Фриз, внефракционные депутаты от Львовщины - Андрей Кот, Тернопольщины - Николай Люшняк и Закарпатья - Роберт Хорват, член депутатской группы "За будущее" Ярослав Дубневич и Ольга Белькова из "Батькивщины". Эту инициативу также сейчас разрабатывает комитет Рады.

Ее целью в пояснительной записке названо "исполнение предписаний Конституции Украины, построение в городе Киеве системы органов местного самоуправления, определение механизмов осуществления ими своих полномочий, возможность влияния общины города Киева на процессы в городе, а также приближение органов местного самоуправления к общине города Киева".

Уже с первой статьи проект закона фиксирует специальный статус Киева в государстве. Его авторы закрепляют финансовые гарантии государства относительно обеспечения выполнения городом Киевом функций столицы.

За Верховной Радой сохранено право устанавливать и изменять границы Киева на основе представления Киевского городского совета - исключено согласование с соответствующими советами. Образовывать, ликвидировать, устанавливать и изменять границы городских районов по этому проекту имеет право только Киевсовет, а не правительство, как хотят "слуги".

В этом варианте закона фундаментальным субъектом местного самоуправления в Киеве является территориальная община города. Ее составляют все жители, которые проживают на территории города Киева.

Система местного самоуправления в городе Киеве почти аналогична предложениям "слуг". Она, считают авторы законопроекта №21430-1, должна включать:

- территориальную общину города Киева;

- Киевского городского председателя;

- Киевский городской совет - с важным уточнением: "единый представительный орган территориальной общины города";

- исполнительные органы Киевского городского совета;

- районные в городе Киеве советы;

- исполнительные органы районных в городе Киеве советов;

- органы самоорганизации населения.

Вопросы управления районами в городе Киеве относится к компетенции Киевского городского совета. То есть в этой модели районы четко подконтрольны Киевсовету, а не имеют столько "вольностей", как в варианте от "Слуги народа".

Полномочия районных в городе Киеве советов определяются Киевским городским советом. Никаких независимых бюджетов районов: доходы бюджета города формируются за счет доходов, предусмотренных Бюджетным кодексом и трансфертов из госбюджета Украины на выполнение столичных функций.

В системе исполнительных органов Киевского городского совета выделены Администрация города и другие структуры, которые образует городской совет по представлению Киевского городского председателя.

Принципиальное отличие от предлагаемой сторонниками президента Зеленского редакции: в варианте от "ЕС" Администрация города является постоянно действующим исполнительным органом Киевского городского совета, который по должности возглавляет Киевский городской председатель, что является особенностью осуществления местного самоуправления в городе Киеве.

Проектом предусмотрена возможность для территориальной общины Киева и общин населенных пунктов Киевской области, в том числе объединенных теробщин, которые имеют интенсивные связи, создавать агломерацию в порядке и формах, определенных законом.

Наконец, предусмотрено, что Киевский городской председатель избирается согласно Закону Украины "О местных выборах". А количество депутатов Киевсовета предлагается оставить без изменений - 120 избранников.

В заключительных положениях проект предусматривает ликвидацию КГГА и районных госадминистраций столицы после избрания депутатов Киевсовета и райсоветов на следующих очередных местных выборах.

Какой обходной маневр подготовило монобольшинство

Кроме рассмотренных, в Раде зарегистрирован еще проект изменений в закон "О столице Украины - городе-герое Киеве" №2143-2 (авторы Андрей Осадчук, Олег Макаров, Кира Рудик и Роман Лозинский - все являются депутатами из фракции "Голос"). Появился он в этот вторник, поэтому его текста на сайте парламента на данный момент нет.

Наконец, есть альтернативный проект закона "О городе Киеве - столице Украины" №2143-3 авторства таких знаковых "слуг", как потенциальный претендент на должность мэра столицы Александр Ткаченко, председатель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия, его заместитель Александр Корниенко, члены этой фракции: Дмитрий Гурин, Анна Бондарь, Богдан Яременко, Михаил Радуцкий, Александр Дубинский и еще целая группа нардепов.

И вот именно на него, говорят наши источники среди осведомленных законодателей, стоит обратить пристальное внимание. Он тоже передан в Раду 24 сентября, поэтому о его содержании пока можем только догадываться. Известно, что на эту минуту он находится на рассмотрении у руководства парламента.

Можно предположить, что учитывая серьезный авторский коллектив, именно на принятие этого документа будут делать ставку в провластной фракции. Возможно, он исправляет какие-то недочеты или технические изъяны основного проекта закона. Более предметно будут анализировать этот законопроект, когда его официальная версия станет доступной обществу на парламентском сайте.

Что можно прогнозировать уже сейчас с высокой степенью вероятности - это провал во время голосования законопроектов от "ЕС" и "Голоса". Ведь они стоят на пути реализации планов Банковой отодвинуть Виталия Кличко от рычагов реальной власти в столице.

Не слишком мощным, но обнадеживающим сигналом для действующего мэра является то, что партия Петра Порошенко стала на его сторону баррикад в этом бою. Это может означать, что "ЕС" не будет выдвигать своего кандидата на декабрьских выборах городского председателя и не будет забирать голоса у Кличко. Если не будет баллотироваться еще и представитель "Голоса", это оставляет экс-боксеру шанс выйти во второй тур. А "Евросолидарность" играет здесь свою игру: на базе внесенного законопроекта сторонники пятого президента страны будут строить свою линию поведения во время городских выборов.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес