Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Совсем ручная. Зачем превращать ЦИК из доброй дворняги в домашнего мопса

10:54 11.09.2019 |

Політика

 Денис САРБЕЙ / Деловая столица

Президент Владимир Зеленский на волне народной поддержки решил перезагрузить все органы власти, очередь дошла и до Центризбиркома.

Представление о роспуске Центризбиркома от президента поступило в комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправление вечером 10 сентября. Не откладывая дело в "долгий ящик", нардепы решили рассмотреть его на ближайшем заседании комитета. Статья 31-1 закона о ЦИК предполагает, что полномочия всего состава Комиссии могут быть досрочно прекращены Верховной Радой по "мотивированному представлению президента". Что же подвигло главу государства начать процедуру смены состава Центризбиркома?

Формально-юридический ответ на этот вопрос содержится в тексте представления Зеленского. В документе он указывает, что Комиссия "неоднократно проявляла недостаточную взвешенность или даже политическую предвзятость". Кроме того, в вину Центризбиркому ставят его бездействие на выборах в парламент 21 июля. В доказательство первому тезису президент приводит решение ЦИК об отказе в регистрации 28 кандидатов в народные депутаты.

В частности, в качестве "яркого примера необъективности и политической ангажированности" президент приводит позицию ЦИК по 169 округу в Харькове, где ЦИК первоначально сняла с выборов кандидата от "Слуги народа" Александра Куницкого, который позже победил на округе с большим отрывом. Еще одним пример "недобросовестности" членов ЦИК президент называет регистрацию кандидатов в депутаты, которые указывали в своих биографических ведомостях неправдивые данные о партийности.

Больше ясности в причины решения президента внес заместитель глафы фракции "Слуга народа" Александр Корниенко. По его словам, у президента членов ЦИК обвиняют не только в политической ангажированности, но и в бездействии.

"По информации, которой я владею, это те факты бездействия ЦИКа, которые были определены последними судебными решениями, и очень много судебных решений было, которые определяли неправомерность тех или других решений ЦИКа во время парламентских (выборов)", - сказал он.

Спрогнозировал Корниенко и временные рамки рассмотрения Радой решения по Комиссии - это произойдет до 13 сентября, а новые кандидатуры будут внесены в Раду до 18 сентября.

Нужно признаться, что претензии власти в нынешнему составу ЦИК не выглядят слишком убедительными. Претензий к демократичности последних выборов ни у кого ни в Украине, ни за границей не возникло. Да и в целом странно, что президент и его партия выигравшая выборы с разгромным результатом, вдруг предъявляют претензии к работе ЦИК. Что же касается отдельных "сложных случаев", как например с Куницким, то это все же отдельные частные случаи, которые бывают на всех выборах. Да и для отказа в регистрации Куницкому были достаточно понятные правовые основания. Что же касается регистрации кандидатов от организаций с похожими на "Слугу народа" названиями, то иметь похожие названия законом не запрещено и правовых оснований отказывать им в регистрации нет. По этой причине, клонов и двойников на всех украинских выборах было достаточно. Так что, решение заменить ЦИК все же откровенно политическое, а не правовое.

Нелишним будет напомнить, что нынешний состав ЦИК Верховная Рада утвердила менее года тому назад - 20 сентября 2018 года. До того парламент четыре года не мог договориться о назначении новых членов Центризбиркома, несмотря на то, что срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК истек в июне 2014 года, у еще одного - в феврале 2017 года. Народные избранники постоянно обвиняли президента и его партию в попытках монополизировать влияние на Комиссию. Дело в том, что представление о назначении членов ЦИК, как и об их увольнении, подает в Раду глава государства, учитывая предложения сформированных в парламенте фракций и групп, пропорционально их количественному составу. Именно последний постулат закона и стал "камнем преткновения" при назначении "комиссаров" - оппозиция постоянно обвиняла предшественника Зеленского в том, что он будет иметь в Комиссии подконтрольное большинство, которое сможет принимать любые выгодные главе государства решения.

Естественно, подобных обвинений не избежать и нынешнему президенту, но благодаря монобольшинству "Слуги народа" они будут звучать из уст оппонентов Зеленского гораздо менее уверенно.

А вот команде президента, похоже, уверенности не занимать. Видимо, в новой власти решили максимально использовать поддержку избирателей, которую он получил на президентских, а затем и на парламентских выборах, перезагрузив не только парламент, Кабмин и силовые ведомства, но и ЦИК. Похоже, в Офисе президента решили "ковать железо, пока горячо", ведь любовь украинского народа - штука переменчивая и через несколько месяцев рейтинг главы государства может оказаться далеко не таким впечатляющим. Особенно, если состоится "Большая сделка" с Россией по Донбассу, которая, как побаиваются многие, может стать более или менее почетной капитуляцией в войне с Россией. Сейчас же, когда в Украину вернулись многие заложники Кремля, а новый Кабмин еще не наломал дров в фискальной и экономической политике и выглядит в глазах избирателей "молодой и симпатичной командой", нацеленной на прогресивные реформы, Зеленский намерен взять столько власти, сколько сможет.

Тем более что лояльность членов ЦИК понадобится "Слуге народа" как на ближайших местных выборах, которые состоятся в следующем году, так и на выборах в объединенные территориальные общины, процесс создания которых продолжается.

Единственное препятствие на пути "перезагрузки" Комиссии то, что решение о досрочном прекращении ее полномочий принимается Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, то есть, Зеленскому нужно 300 голосов. И это еще одна причина поторопиться. Пока у Зеленского нет проблем с привлечением конституционного большинства, что подтвердили голосования за далеко не однозначные изменения в Конституцию, но со временем все может изменится. Внефроакционные и группа "За майбутнє" отставку ЦИК скорее всего поддержат. Первые пока в целом голосуют синхронно с властью, а среди вторых много людей, связанных с Игорем Коломойским, который в аккурат сразу после подачи в парламент представления об отставке ЦИК провел встречу с президентом. И если эта встреча была конструктивной, то голоса за отставку ЦИК "За майбутнє" даст.

Любопытно и то, как будут голосовать пока еще не до конца оппозиционные "ЕС", "Голос" и "Батькивщина". Первым поддерживать назначенный при президенте Порошенко ЦИК, разумеется, никакой надобности нет, а вот "Голос" и "Батькивщина" могут попробовать в очередной раз "подставить плечо" Зеленскому. Правда, в последние дни все четче вырисовывается тенденция синхронной неподдержки президентских инициатив тремя указанными политсилами. Скорее всего так случится и с ЦИК, тем более, что голоса фракций Вакарчука и Тимошенко точно не будут решающими. Если же в этих партиях решат еще немного подыграть Зеленскому, то особенного смысла это иметь не будет, ведь "слуги народа" уже доказали, что не собираются делится властью.

В целом же история с перезагрузкой ЦИК выглядит все равно достаточно странно. Центризбирком, хоть и назначался при предыдущей власти, ни к Зеленскому ни к "Слугам народа" нелояльности не демонстрировал, напоминая доброго дворового пса, который вроде бы и чужой, но не лает, не кусается и с удовольствием берет сахар из рук. Однако Зеленскому нужен совсем уж ручной пес вроде мопса с зеленым бантиком.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес