Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 11:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Всевластие Генерального: Какой будет реформа прокуратуры от Рябошапки
13:51 10.09.2019 |
В Верховной Раде несколько напуганы планами нового генерального прокурора реформировать ведомство и получить еще больше полномочий.
На этой неделе Верховная Рада рассмотрит и, вероятно, примет решение о реформировании украинской прокуратуры. Соответствующий проект закона, который президентом Зеленским определен как "турбо", уже прошел необходимые процедуры внутри парламентских комитетов и управлений. Поэтому будет вынесен на голосование в один и пленарных дней этой недели. Наиболее вероятно - уже во вторник, 10 сентября.
Какой же по сути будет "реформа Рябошапки" и какими будут ее последствия, разбирается Depo.ua.
Сам Руслан Рябошапка в интервью изданию "РБК-Украина" дал несколько общих характеристик спланированной им прокурорской реформы. Наложив эти объяснения на предложенные президентом изменения законов в рамках этой реформы, мы можем очертить определенные ключевые моменты прокурорской трансформации.
Офис генерального вместо ГПУ. Наиболее наглядная часть реформы - переименование ГПУ в Офис генерального прокурора. Во всех законах, где упоминается Генеральная прокуратура как субъект властных полномочий, это название будет изменено на Офис генерального прокурора. При этом региональные прокуратуры будут переименованы в областные, а местные - в окружные. Как уже объяснялось, это такая административная игрушка, когда властные подразделения под видом реформирования переименовывают, чтобы избавиться от нежелательных кадров.
Логическим продолжением смены вывесок будет и "усовершенствование" кадровых процессов. Для того, чтобы развязать генпрокурору руки в очищении системы, с поля зрения на неопределенное время исчезнут Квалификационно-дисциплинарная комиссия и Совет прокуроров. Соответственно, исчезают и осложнения, с которыми сталкивались претенденты на должности - отменены квалификационный экзамен и спецпроверка, конкурсы на должности и другие кадровые промедления.
Рябошапка обещает, что после реформирования системы и глобальной переаттестации кадров, которая будет проходить под его пристальным контролем, можно будет вернуться к практике применения дисциплинарной комиссии и прокурорского совета. На переходный же период полномочия назначения и увольнения прокуроров, в том числе и с административных должностей, не будут распыляться, а будут сосредоточены в руках Генерального.
Генеральный прокурор получит дополнительные полномочия. В отличие от своих предшественников, функционал Руслана Рябошапки будет расширен. В сфере его компетенции, среди прочего, теперь будут и такие вопросы, как
- создание, территориальная юрисдикция, реорганизация и ликвидация областных и окружных прокуратур, определение их структуры и штатов;
- создание специализированных прокуратур на правах структурного подразделения Офиса генерального прокурора, на правах подразделения областных прокуратур, на правах подразделения окружных прокуратур;
- стратегия развития прокуратуры;
- утверждение системы оценки качества работы прокуроров;
- порядок рассмотрения обращений относительно ненадлежащей работы прокуроров на административных должностях;
- утверждение порядка предоставления премий прокурорам;
- утверждение порядка измерения и регулирования нагрузки на прокуроров.
Вкупе с устранением КДКП и Совета прокуроров от кадровых вопросов приведенные полномочия фактически превратят генерального прокурора в некоего прокурорского бога, который будет держать в своих руках всех членов системы, начиная от своего первого заместителя и заканчивая наименьшей кадровой единицей в самой последней окружной прокуратуре.
Национальная академия прокуратуры, которая играла немалую роль в предыдущей кадровой политике, превращается в Тренинговый центр. Там будет происходить только повышение квалификации кадров, а не спецподготовка новых прокуроров, которой до этого не мог избежать ни один претендент на работу в органе.
На треть уменьшится кадровый состав системы прокуратур. Если ранее предельная численность количества работников составляла 15 тысяч человек, то после реформы их останется только 10 тысяч.
Как явление ликвидируется Военная прокуратура - из законодательства убираются любые упоминания о возглавляемом некогда Анатолием Матиосом ведомстве. Будет определен порядок передачи дел другим подразделениям. Военные прокуроры пройдут переаттестацию вместе со своими коллегами из гражданской прокуратуры, и кое-кто из них будет иметь шанс на трудоустройство в обновленной системе.
В то же время Рябошапка считает необходимым оставить определенный рудимент военной прокуратуры - подразделение, которое осуществляло процессуальное руководство в преступлениях против порядка несения военной службы. Но полномочия этой структуры будут ограничиваться географически - зоной проведения операции Объединенных сил на востоке Украины.
Дела Майдана перейдут в ГБР. Управление спецрасследований, возглавляемое Сергеем Горбатюком, также будет видоизменено, ведь вскоре Генеральная прокуратура теряет функцию досудебного следствия. "И в ноябре нужно будет принимать какое-то решение: или мы идем в парламент с предложением продолжить эту функцию на какой-то период, или отдадим эти дела в Госбюро расследований, - пояснил Рябошапка. - Тогда Сергей Викторович и его коллеги будут осуществлять процессуальное руководство в составе Генпрокуратуры или продолжат расследование этих дел уже в составе ГБР".
Поскольку этот аспект реформы ГПУ не требует законодательного решения, его, вероятно, будут внедрять уже приказами генерального прокурора после принятия закона и принятия наконец кадрового решения относительно Горбатюка.
Юридический аспект
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, учитывая предоставленное им заключение, находится в определенном правовом шоке от законодательных предложений президента. Кроме прочего, штатные юристы Рады обращают внимание на сомнительность необходимости так сильно расширять полномочия генерального прокурора - это, мол, создаст коррупционные риски.
Также в юридическом управлении отмечают возможное нарушение прав работников в ходе всеобъемлющей реорганизации системы прокуратуры: "По нашему мнению, такие законодательные предписания являются дискриминационными и противоречат требованиям части третьей статьи 22 Конституции Украины о том, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод".
И, наконец, юридически необоснованной авторы заключения называют предложение о переименовании Генеральной прокуратуры Украины в Офис генерального прокурора. Они отмечают, что слово "офис" является словом иноязычного происхождения и не имеет органической взаимосвязи с государственным украинским языком. И отмечают, что понятие "офис" определяется как "учреждение; контора, канцелярия; представительство компании, какой-либо фирмы, предприятия; канцелярская служба, служебное помещение". А следовательно, не имеет ничего общего со сферой правосудия и системой государственных органов в Украине.
Политический аспект
Несмотря на в целом отрицательное заключение юридического управления, законопроект с теми или иными изменениями, но будет принят. Основаниями для уверенности в этом есть политическая настроенность и президента, и президентской "Слуги народа", и новоизбранного генерального прокурора.
Можно предположить, что во время рассмотрения проекта реформы в зале будут звучать такие громкие слова, как "узурпация" и "коррупция". Но это вряд ли повлияет на результат на табло, который обеспечат своим голосованием "зеленые кнопочки" и их политические партнеры.
Поэтому уже буквально до следующего уик-энда, пока президент подпишет, а газеты опубликуют новый закон, Украина получит нового игрока на политико-правовой карте, который будет иметь фактически неограниченные полномочия для утверждения законности и справедливости в самом отдаленном уголке страны. И вскоре мы получим шанс выяснить: на кого именно будет направлена анонсированная правовая кровожадность Рябошапки.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :