Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Всевластие Генерального: Какой будет реформа прокуратуры от Рябошапки

13:51 10.09.2019 |

Політика

 Антон Коломойцев / Depo.ua

В Верховной Раде несколько напуганы планами нового генерального прокурора реформировать ведомство и получить еще больше полномочий.

На этой неделе Верховная Рада рассмотрит и, вероятно, примет решение о реформировании украинской прокуратуры. Соответствующий проект закона, который президентом Зеленским определен как "турбо", уже прошел необходимые процедуры внутри парламентских комитетов и управлений. Поэтому будет вынесен на голосование в один и пленарных дней этой недели. Наиболее вероятно - уже во вторник, 10 сентября.

Какой же по сути будет "реформа Рябошапки" и какими будут ее последствия, разбирается Depo.ua.

Сам Руслан Рябошапка в интервью изданию "РБК-Украина" дал несколько общих характеристик спланированной им прокурорской реформы. Наложив эти объяснения на предложенные президентом изменения законов в рамках этой реформы, мы можем очертить определенные ключевые моменты прокурорской трансформации.

Офис генерального вместо ГПУ. Наиболее наглядная часть реформы - переименование ГПУ в Офис генерального прокурора. Во всех законах, где упоминается Генеральная прокуратура как субъект властных полномочий, это название будет изменено на Офис генерального прокурора. При этом региональные прокуратуры будут переименованы в областные, а местные - в окружные. Как уже объяснялось, это такая административная игрушка, когда властные подразделения под видом реформирования переименовывают, чтобы избавиться от нежелательных кадров.

Логическим продолжением смены вывесок будет и "усовершенствование" кадровых процессов. Для того, чтобы развязать генпрокурору руки в очищении системы, с поля зрения на неопределенное время исчезнут Квалификационно-дисциплинарная комиссия и Совет прокуроров. Соответственно, исчезают и осложнения, с которыми сталкивались претенденты на должности - отменены квалификационный экзамен и спецпроверка, конкурсы на должности и другие кадровые промедления.

Рябошапка обещает, что после реформирования системы и глобальной переаттестации кадров, которая будет проходить под его пристальным контролем, можно будет вернуться к практике применения дисциплинарной комиссии и прокурорского совета. На переходный же период полномочия назначения и увольнения прокуроров, в том числе и с административных должностей, не будут распыляться, а будут сосредоточены в руках Генерального.

Генеральный прокурор получит дополнительные полномочия. В отличие от своих предшественников, функционал Руслана Рябошапки будет расширен. В сфере его компетенции, среди прочего, теперь будут и такие вопросы, как

- создание, территориальная юрисдикция, реорганизация и ликвидация областных и окружных прокуратур, определение их структуры и штатов;
- создание специализированных прокуратур на правах структурного подразделения Офиса генерального прокурора, на правах подразделения областных прокуратур, на правах подразделения окружных прокуратур;
- стратегия развития прокуратуры;
- утверждение системы оценки качества работы прокуроров;
- порядок рассмотрения обращений относительно ненадлежащей работы прокуроров на административных должностях;
- утверждение порядка предоставления премий прокурорам;
- утверждение порядка измерения и регулирования нагрузки на прокуроров.

Вкупе с устранением КДКП и Совета прокуроров от кадровых вопросов приведенные полномочия фактически превратят генерального прокурора в некоего прокурорского бога, который будет держать в своих руках всех членов системы, начиная от своего первого заместителя и заканчивая наименьшей кадровой единицей в самой последней окружной прокуратуре.

Национальная академия прокуратуры, которая играла немалую роль в предыдущей кадровой политике, превращается в Тренинговый центр. Там будет происходить только повышение квалификации кадров, а не спецподготовка новых прокуроров, которой до этого не мог избежать ни один претендент на работу в органе.

На треть уменьшится кадровый состав системы прокуратур. Если ранее предельная численность количества работников составляла 15 тысяч человек, то после реформы их останется только 10 тысяч.

Как явление ликвидируется Военная прокуратура - из законодательства убираются любые упоминания о возглавляемом некогда Анатолием Матиосом ведомстве. Будет определен порядок передачи дел другим подразделениям. Военные прокуроры пройдут переаттестацию вместе со своими коллегами из гражданской прокуратуры, и кое-кто из них будет иметь шанс на трудоустройство в обновленной системе.

В то же время Рябошапка считает необходимым оставить определенный рудимент военной прокуратуры - подразделение, которое осуществляло процессуальное руководство в преступлениях против порядка несения военной службы. Но полномочия этой структуры будут ограничиваться географически - зоной проведения операции Объединенных сил на востоке Украины.

Дела Майдана перейдут в ГБР. Управление спецрасследований, возглавляемое Сергеем Горбатюком, также будет видоизменено, ведь вскоре Генеральная прокуратура теряет функцию досудебного следствия. "И в ноябре нужно будет принимать какое-то решение: или мы идем в парламент с предложением продолжить эту функцию на какой-то период, или отдадим эти дела в Госбюро расследований, - пояснил Рябошапка. - Тогда Сергей Викторович и его коллеги будут осуществлять процессуальное руководство в составе Генпрокуратуры или продолжат расследование этих дел уже в составе ГБР".

Поскольку этот аспект реформы ГПУ не требует законодательного решения, его, вероятно, будут внедрять уже приказами генерального прокурора после принятия закона и принятия наконец кадрового решения относительно Горбатюка.

Юридический аспект

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, учитывая предоставленное им заключение, находится в определенном правовом шоке от законодательных предложений президента. Кроме прочего, штатные юристы Рады обращают внимание на сомнительность необходимости так сильно расширять полномочия генерального прокурора - это, мол, создаст коррупционные риски.

Также в юридическом управлении отмечают возможное нарушение прав работников в ходе всеобъемлющей реорганизации системы прокуратуры: "По нашему мнению, такие законодательные предписания являются дискриминационными и противоречат требованиям части третьей статьи 22 Конституции Украины о том, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод".

И, наконец, юридически необоснованной авторы заключения называют предложение о переименовании Генеральной прокуратуры Украины в Офис генерального прокурора. Они отмечают, что слово "офис" является словом иноязычного происхождения и не имеет органической взаимосвязи с государственным украинским языком. И отмечают, что понятие "офис" определяется как "учреждение; контора, канцелярия; представительство компании, какой-либо фирмы, предприятия; канцелярская служба, служебное помещение". А следовательно, не имеет ничего общего со сферой правосудия и системой государственных органов в Украине.

Политический аспект

Несмотря на в целом отрицательное заключение юридического управления, законопроект с теми или иными изменениями, но будет принят. Основаниями для уверенности в этом есть политическая настроенность и президента, и президентской "Слуги народа", и новоизбранного генерального прокурора.

Можно предположить, что во время рассмотрения проекта реформы в зале будут звучать такие громкие слова, как "узурпация" и "коррупция". Но это вряд ли повлияет на результат на табло, который обеспечат своим голосованием "зеленые кнопочки" и их политические партнеры.

Поэтому уже буквально до следующего уик-энда, пока президент подпишет, а газеты опубликуют новый закон, Украина получит нового игрока на политико-правовой карте, который будет иметь фактически неограниченные полномочия для утверждения законности и справедливости в самом отдаленном уголке страны. И вскоре мы получим шанс выяснить: на кого именно будет направлена анонсированная правовая кровожадность Рябошапки.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес