Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Симка по паспорту. Почему у Зеленского испугались гнева украинского народа

18:14 04.09.2019 |

Політика

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ / Деловая столица

Попытка взять под государственный контроль личные электронные коммуникации граждан Украины - это, пожалуй, самое жесткое тестирование "красных линий" новой властью.

Вчера в Украине очень много шума наделал законопроект №1083, который вместе с коллегами из "Слуги народа" разработал самый молодой вице-премьер в истории Украины - 28-летний Михаил Федоров. В правительстве он отвечает за цифровую трансформацию, однако почему-то решил эту самую трансформацию начать с введения тотального государственного контроля за общением украинцев друг с другом.

Что интересно, положения законопроекта №1083 очень сильно напоминают российские нормы и правила для телеком-отрасли, а вот белорусские вообще копируют почти один в один. Первое: все, кто пользуются мобильной связью, должны зарегистрировать свои SIM-карты. А в дальнейшем купить симку можно будет только по паспорту. Второе: операторы связи (сотовые компании и интернет-провайдеры) обязаны хранить информацию о том, какие услуги предоставили, пока не пройдет срок исковой давности (три года), а за рассылку спама могут отключить абонента от связи.

Третье: VPN, Tor, анонимайзеры и другие средства обеспечения анонимности в сети могут запретить - закон создает законодательную базу для этого. Четвертое: должны быть созданы реестры провайдеров, каналов связи, мобильников, планшетов и вообще любых устройств, в которые вставляется SIM-карта (IoT-устройств, "умных" сигнализаций и т. п.). И вишенка на торте: серые телефоны (ввезенные в страну без регистрации их IMEI) могут отключить от мобильной связи.

После прочтения законопроекта возникает один вопрос: а когда нужно будет регистрировать персональные компьютеры и относить их в конце рабочего дня в спецкомнату под расписку, как было при товарище Сталине с пишущими машинками?

В Беларуси, правда, не додумались отключать серые телефоны. Зато есть такая фишка, как запрет оставлять анонимные комментарии на белорусских сайтах - сперва требуется раскрыть свою личность администрации сайта и спецслужбам.

Вопросов здесь, конечно, куда больше, чем ответов. Так, закон предлагает все серые телефоны отключать от мобильной связи. Но что делать с туристами? Будут ли отключать их от мобильной связи, так как IMEI в базу они не вводили? Или отправлять всех на регистрацию? А как быть украинцу, купившему телефон за рубежом? А как быть нам с супругой - мы, переезжая полтора года назад из Беларуси, привезли с собой четыре смартфона и до сих пор ими пользуемся. В каком ведомстве нам придется доказывать, что купили их легально? А за товарными чеками на эти смартфоны нам в Минск ехать придется?

Вообще, интересно, разработчики законопроекта хотя бы приблизительно подсчитывали, какие убытки для экономики он повлечет? Взять хотя бы обязанность операторов хранить весь трафик (в оригинале - размытые формулировки, суть которых такова) на "срок исковой давности". Это в первую очередь коррупционная дыра, ибо срок исковой давности в Украине может составлять и до 30 лет. Это слежка за гражданами и нарушение тайны переписки. Потому что, если все записано - что и когда ты смотрел, - то рано или поздно это будет использовано против тебя.

Но главное - это подорожание услуг связи в разы, а возможно, и в десятки раз. Потому что все расходы по хранению пользовательского трафика, разумеется, взвалят на плечи провайдеров. Им нужны будут дата-центры, их обслуживание и т. п. И все для того, чтобы хранить данные о том, с кем, где и о чем общался каждый украинец. В РФ после принятия аналогичного "закона Яровой" было подсчитано, что расходы операторов связи составят несколько миллиардов долларов. Ну, допустим, в Украине это будет $1 млрд. На кого операторы связи переложат эти расходы?

Запрет VPN и других средств анонимизации - это вообще прямой удар по свободе слова. Во всем мире их используют прежде всего для борьбы с цензурой. Откройте любые рекомендации, скажем, "Репортеров без границ", и там использование VPN для свободного доступа к информации будет в первых же строчках.

Когда украинцев начнут сажать за репосты?

Сегодня вся наша жизнь завязана на мобильные устройства. Не только смартфон, но и простая кнопочная "звонилка" знает, когда и где мы находимся, с кем разговариваем, чем интересуемся в интернете и невероятно много всего остального. Понятно, что у власти возникает непреодолимый соблазн завладеть всей этой информацией.

И в Беларуси, и в России контроль, подобный законопроекту №1083, тоже вводился с самыми благородными намерениями - "противодействие терроризму", "борьба с киберпреступностью" и т. д. А теперь в этих странах сажают за личное мнение, опубликованное в сети, - вон, вчера в Москве парню дали пять лет лагерей за высказывание в Twitter.

Разработчики законопроекта и прочие сторонники государственного контроля за коммуникациями обычно апеллируют к мировому опыту. Дескать, и во многих странах Европы, и в других странах мира SIM-карты продаются только с раскрытием личности абонента.

Но это не совсем так. 80 стран мира - меньшинство - ограничивают покупку SIM-карт. Да, в Германии, Норвегии, Франции и многих странах Азии и Африки нужно авторизоваться, заключая договор на мобильную связь. Но в Эстонии, Польше, Чехии, США и многих других странах такого нет. И связь с безопасностью тут очень условная. В Ботсване и Венесуэле тоже SIM-карты по паспорту - и что, очень там безопасно?

В ряде стран (Канада, Великобритания, Чехия, Румыния, Новая Зеландия) возможность обязательной регистрации SIM-карт рассматривалась, но введена не была. В частности, в Великобритании вопрос подробно рассматривала группа экспертов по безопасности, представителей спецслужб, провайдеров и связистов после теракта в Лондоне в 2005 г. Они пришли к выводу, что это не даст новых преимуществ, а лишь оттолкнет пользователей от желания регистрироваться самостоятельно.

Кроме того, в той же Европе деятельность правоохранителей и спецслужб находится под плотным контролем гражданского общества. Если там какой-то особист без санкции суда поинтересуется чьей-то личной жизнью с помощью доступных ему технических средств, его карьера будет закончена раз и навсегда. А у нас... Как говорится, "ну вы же сами все понимаете".

Конечно, очень многие люди покупают дополнительные SIM-карты далеко не с самыми благородными намерениями. Однако в большинстве случаев это проблема моральных норм, а не Уголовного кодекса. Что же касается, пресловутых хакеров, о которых все слышали, но мало кто видел, то они делятся на две категории. 15-летние школьники ("я у мамки хакер") отлично ловятся специалистами киберполиции, и анонимные SIM-карты им особо не помогают. А хакеры-профессионалы легко решают проблему анонимности другими способами.

И в России, и в Беларуси, и в Германии достаточно зайти на любой подпольный хакерский форум в сети, чтобы убедиться: предложение левых SIM-карт (оформленных на подставных лиц) превышает спрос на них. Нужен ли Украине свой подобный криминальный рынок - большой вопрос.

Впрочем, подпольный рынок SIM-карт - это еще цветочки. Как только в стране появится привязка SIM-карты к паспорту, тут же сформируется криминальный рынок баз данных операторов связи, а также рынок "пробивов по симкам", "отслеживания абонентов" и всего прочего. Купить любую базу номеров с привязанной к ней информацией очень легко и в России, и в Беларуси, как бы не лютовали там соответственно ФСБ и КГБ.
Наконец, законы Украины обратной силы не имеют. А значит, статус абонентов, которые уже подключились, не может меняться без их согласия. Возможно, кстати, в некоторой степени и по этой причине законопроект №1083 моментально был отозван из ВР "на доработку".

Это то, из-за чего мы с супругой уехали из Беларуси, - тотальная слежка, "нос" государства во всех твоих делах, контроль спецслужб за высказанными мыслями. И в Беларуси, и в России начиналось одинаково - с требования персонифицировать мобильную и стационарную связь ("симка по паспорту"), с контроля спецслужб за интернет-трафиком. И заканчивается теперь тоже одинаково - судами и тюремными сроками за высказанные в интернете мнения, а нередко - даже за лайки и репосты в соцсетях. Украинцам такое надо?

Дали заднюю

Впрочем, большинство украинцев, возмутившихся планами новой власти, скорее всего, испугались не столько перспектив преследования за инакомыслие в соцсетях (так далеко наперед рядовые украинцы обычно не думают), сколько бытовых неудобств при покупке SIM-карт и попытки ограничить их личную свободу новым запретом, без которого все прекрасно обходились долгие годы.

И новая власть отреагировала на этот ропот возмущения просто молниеносно. Уже вечером один из авторов законопроекта - нардеп от "Слуги народа" Александр Федиенко, сообщил, что документ отозван, съехидничав, правда, при этом в духе того, что ничьей свободы эта идея не ограничивала, но раз "анархия нашему обществу нравится", то "слуги народа" вынуждены с раздражающими народ планами как минимум повременить.

То есть от идеи установить контроль за мобильной связью окончательно власть не отказывается, но народного неудовольствия явно боится. Похоже, "Слуга народа" в какой-то степени стала заложником собственного ошеломительного успеха, который, в свою очередь, стал результатом их максимально поднятой планки популизма. И теперь любая инициатива, которая может прийтись простым людям не по душе, грозит партии власти потерей самого ценного своего достижения - популярности.

Возможно, когда страсти поуляжутся, власть снова попытается вытащить из долгого ящика идею "симка по паспорту" и незаметно ее пропихнуть в Раде, а может, так и не решится на этот заведомо непопулярный шаг. Как бы то ни было, Украина - не Россия и не Беларусь, в чем всех нас лишний раз убедила эта история. Даже пользующаяся беспрецедентно высокой поддержкой народа власть в Украине вынуждена действовать с оглядкой на мнение этого самого народа.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9910
 0,1149
0,27
EUR
1
43,6454
 0,1340
0,31

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5962  0,08 0,20 42,2854  0,11 0,27
EUR 43,4685  0,16 0,37 44,2804  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9800  0,13 0,31 41,9900  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес