Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Конституционная реформа Зеленского: Одноразовый парламент и сильный президент

23:36 30.08.2019 |

Політика

 Антон Коломойцев / Depo.ua

Концепция реформирования политической системы, наконец, приобретает четкие очертания - уже можно говорить о конкретных изменениях, которые будут определять эпоху Зеленского.

Утечка из команды Слуги народа так называемого "темника" относительно стартовых реформ команды нового президента дает представление о тех первоочередных транформациях политической системы Украины, которые будут внедрять уже в ближайшее время.

Depo.ua пробует разобраться в мотивах этих новаций и тех последствиях, которые они будут нести Украине и украинскому обществу.

Неприкосновенность

Итак, первый шаг по реализации предвыборного обещания президента и его партии об отмене неприкосновенности осуществлен уже в первый день работы Верховной Рады IX созыва. Парламент 363-мя голосами в первом чтении выкинул из Конституции норму о том, что депутатам гарантируется неприкосновенность и без согласия парламента их нельзя привлечь к уголовной ответственности. Следующим шагом будет принятие этих изменений в целом, которое произойдет на следующей сессии Рады. Фактически же депутаты перестанут быть неприкосновенными с 1 января 2020 года.

В том законопроекте, который рассматривали депутаты, речь идет об абсолютной беззащитности избранников перед угрозами уголовного преследования. И исключение не будет сделано даже в отношении высказывания мнений и идей - за них, например, в случае призывов к свержению власти, также придется отвечать. Хоть некоторые критики полной отмены неприкосновенности и говорят, что отсутствие иммунитета по крайней мере в вопросе политических свобод, нивелирует сущность парламентаризма.

Когда указанные изменения в Конституцию вступят в силу, правоохранительные органы - полиция, НАБУ, ГБР, СБУ и другие - в любой момент смогут возбудить в отношении какого-либо депутата уголовное дело и закрыть его в тюрьме (естественно с санкции суда). Все - как с простыми людьми.

Мандат под угрозой

В списке первоочередных шагов в контексте реформы парламентаризма, которые Зеленский планирует осуществить руками самих же депутатов, - увеличение предусмотренных Конституцией оснований прекращения их полномочий.

Речь идет об утрате мандата депутатом, если того поймают на кнопкодавстве или на прогулах трети заседаний без уважительной причины. "Прогульщики, лентяи и политические коррупционеры на службе народу не нужны", - говорится в депутатской методичке, которую разработали вероятно для того, чтобы молодым и неопытным парламентариям было проще подбирать слова, когда их будут спрашивать о работе в Раде.

Так, депутата лишат полномочий после установления судом факта неличного голосования народным депутатом Украины в Верховной Раде Украины, то есть голосования народным депутатом Украины за другого народного депутата Украины или предоставления народным депутатом Украины возможности проголосовать вместо него другому народному депутату Украины, - с момента вступления в законную силу решения суда об установлении такого факта.

Также депутата уволят с работы в случае отсутствия его без уважительных причин на трети пленарных заседаний Верховной Рады Украины и/или заседаний комитета Верховной Рады Украины, членом которого он является, в течение одной очередной сессии. Пока неизвестно, как авторы предполагают применять этот механизм лишения полномочий и каким образом будут заполняться вакантные места. Ведь для того, чтобы увольнение депутата стало реальным, мало только предусмотреть такую возможность в Конституции. Нужно еще и каким-то образом прописать процедуру принятия такого решения: то ли через суд, то ли по решению спикера, то ли голосованием в зале, или, возможно, таким несколько экзотическим способом как "суд депутатской чести".

Наряду с этим механизмом надо также предусмотреть и более тщательный подход к подбору кадров в парламентской поликлинике, чтобы она не стала новым эпицентром политической коррупции, который будет штамповать отмазки для депутатов-бездельников в виде липовых листков нетрудоспособности.

Сокращение ВР

Еще одним направлением парламентской реформы в планах властной команды является также сокращение количества депутатов и отмена системы мажоритарных выборов. Но это уже совсем не такое простое решение, как лишение неприкосновенности, поскольку влечет за собой весьма масштабные последствия.

Из темника Слуги народа и зарегистрированного в парламенте проекта по уменьшению конституционного состава Верховной Рады Украины и закреплению пропорциональной избирательной системы мы понимаем, что слова Зеленского о короткой жизни нынешнего состава Рады являются не просто устрашением для его "300 спартанцев", чтобы те не думали сопротивляться указаниям. Они свидетельствуют о планах Зеленского после кратковременного использования нынешнего состава Рады отправить ее в утиль и выбрать новую уже по новым правилам.

Конечно, это нововведение можно отсрочить на пять, скажем, лет и предусмотреть избрание парламента по новому закону в отведенные Конституцией сроки. Но здесь будет определенная этическая проблема: парламент IX созыва до последнего дня каденции будет нести бремя неполной легитимности, поскольку будет постоянным напоминанием, что в его составе сидит половина засеванцев-мажоритарщиков и еще треть - условных дармоедов, которых якобы уже и нет.

Парламентский аутсорсинг

Новацией, которая может повлиять уже не на форму, а на содержание работы Верховной Рады является и трансформация ее функционала благодаря предоставлению парламенту возможности создавать дополнительные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, а также введение института так называемых "уполномоченных Верховной Рады". Такие возможности должны внедряться через изменения 85-й и 101-й статей Конституции.

Речь идет, как можно понять, о том, что наряду с имеющимся собственным аппаратом и аппаратами комитетов, депутаты получат возможность привлекать к работе над проектами специалистов в различных сферах частного и общественного сектора. Именно для того, чтобы их участие в работе было легализовано и вознаграждено, и будут создаваться эти вспомогательные органы. Потребность привлекать сторонних спецов вызвана тем, что существующая радовская система работы над законопроектами является архаичной и неповоротливой, что приводит уже много лет к очень низкому качеству и скорости создания законодательной системы Украины.

Для большей субъектности, мобильности и адаптированности ВР нового поколения, она получит и институт так называемых уполномоченных - по аналогии с представителями президента в различных органах власти.

Голос народа

Внося законопроект об изменениях в 93-ю статью Конституции, президент предполагает, что будет расширен круг субъектов законодательной инициативы. В список тех, кто сегодня имеет право подавать законопроекты, будет добавлен еще и "Народ Украины".

Конечно, эта инициатива отдает определенной популистичностью, но при более основательном изучении оказывается, что сейчас существует определенная не очень правильная ситуация, когда некоторые профессиональные союзы, общественный сектор или отдельные слои общества, или отрасли экономики вынуждены, если возникает необходимость лоббировать свои интересы на законодательном уровне, искать конкретных депутатов, которые бы подали этот проект.

В случае же изменений эти субъекты смогут, преодолев определенный порог (например, собрав определенное количество подписей единомышленников), самостоятельно войти в Раду со своей законодательной инициативой или предложением проведения референдума.

Власть - президенту

А вот следующий пункт конституционных новаций уже имеет определенный узурпаторский привкус: им закрепляется право президента создавать регуляторные органы, образовывать Национальное антикоррупционное бюро Украины и самостоятельно назначать директоров НАБУ и ГБР.

Как известно, назначение того же директора НАБУ требует согласия Верховной Рады. А увольнение является настолько громоздким и длительным, что проще дождаться истечения срока контракта действующего руководителя, чем ввязываться в эпопею с его досрочным увольнением.

В методичке, распространенной среди депутатов "Слуги народа", кстати, этот проект изменений обтекаемо трактует предложенные изменения: мол, президент получит возможность создавать независимые регуляторные органы, назначать и увольнять их глав. Это ускорит процесс создания таких органов в случае необходимости.

Но на сайте Верховной Рады мы видим, что зарегистрирован именно проект о закреплении полномочий президента и относительно директоров НАБУ и ГБР, а не только относительно "независимых регуляторных органов". И это явное указание на увеличение конституционных полномочий главы государства.

Адвокатов - в осадное положение

Первый этап политической реформы, который предусматривает срочные изменения в Конституции, включает в себя отмену так называемой адвокатской монополии (кроме представительства в уголовном процессе).

"Измена, которая должна была наступить 1 января, будет отменена: органы власти и местное самоуправление смогут представлять в судах не только люди с адвокатской лицензией. Монополизм - это плохо. И в экономике, и в конкурентном процессе. Мы устраняем его везде, где можно", - пишут авторы законодательного темника.

Монополия адвокатов на представительство в судах возникла в рамках реформы правосудия и внесения изменений в Конституцию в 2016 году. Это лишило возможности участвовать в судебных заседаниях и представлять там интересы сторон тех, у кого нет соответствующей "лицензии". Это должно было значительно повысить гонорары адвокатов, на услуги которых возник бы повышенный спрос. И одновременно создало бы барьер на доступ к правосудию - многие отказались бы от попыток защитить свои права в суде из-за дороговизны.

Поэтому и эта инициатива Зеленского должна быть положительно воспринята среди тех, кто должен был бы пострадать из-за ограничения доступа к правовой помощи и правосудию и может быть отнесена к списку популистских. Но в юридических кругах, конечно, за исключением адвокатского монопольного лобби, отмена монополии воспринимается положительно.

***

Учитывая стремительность, с которой депутаты "Слуги народа" и их сателлиты отменяли депутатскую неприкосновенность в ночь на 30 августа, затягивать со следующими этапами конституционной реформы там также не будут. Тем более, что эти проекты уже предварительно приняты как такие, которые будут рассматриваться в "быстром режиме". Можно предположить, что уже на следующем заседании Рады в следующий вторник все они будут направлены в Конституционный Суд. Последний, есть все основания думать, не станет затягивать с положительными выводами, и уже на следующей сессии эти изменения будут имплементированы конституционным большинством, которое, как мы видим, у Зеленского в Раде есть.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9910
 0,1149
0,27
EUR
1
43,6454
 0,1340
0,31

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5962  0,08 0,20 42,2854  0,11 0,27
EUR 43,4685  0,16 0,37 44,2804  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9800  0,13 0,31 41,9900  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес