Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Контроль над НАБУ и ГБР. Зачем Зеленскому «странные» изменения в Конституцию

19:29 29.08.2019 |

Політика

 Виталий ДЯЧЕНКО / Деловая столица

В первый же день работы новой Верховной Рады Офис президента Владимира Зеленского буквально завалил секретариат парламента своими законопроектами. Есть среди них весьма любопытные изменения в Конституцию.

Так, Зеленский предложил депутатам законопроект "О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы)" и "О внесении изменений в статью 106 Конституции Украины (относительно закрепления полномочий президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и увольнять с должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований)".

И хотя тексты данных законопроектов еще не обнародованы, но сами названия документов создают определенные основания, чтобы всерьез задуматься об их цели.

Итак, Зеленский предлагает закрепить в Конституции полномочия президента назначать и увольнять директоров НАБУ и ГБР. Притом что законом президенту уже предоставлено такое право, а процедура более чем детально прописана в соответствующих законах. Правда, роль президента в назначении руководителей указанных следственных органов достаточно серьезно урезана, кандидаты на должности директоров НАБУ и ГБР должны в обязательном порядке пройти конкурс, и только после этого президент исполняет во многом церемониальную роль при их назначении. Что же касается увольнения, то отправить в отставку руководителей НАБУ и ГБР можно исключительно при наличии одного из немногих прописанных в законе оснований, и у президента практически нет возможности влиять на возможность отставки этих чиновников. Разумеется, так сделано было специально, чтобы обеспечить независимость антикоррупционного и следственного органа.

Зачем же президенту вносить по этому поводу какие-то правки в Конституцию? Логичных ответов на этот вопрос может быть не много. Первое и самое простое объяснение - роль президента при назначении и увольнении глав НАБУ и ГБР будет повышена. Либо он получит право делать это единолично, либо роль конкурсов будет заметно меньше.

Похожая ситуация и с внесением в Конституцию пропорциональной избирательной системы. Как известно, Рада предыдущего созыва в последний день своей работы проголосовала за Избирательный кодекс, в котором закреплена пропорциональная система с открытыми списками. Такую систему у Зеленского явно не хотели, настаивая перед досрочными парламентскими выборами на закрытых списках и уменьшении проходного барьера. Какую именно пропорциональную систему собирается закреплять в Конституции Зеленский, пока неясно, но дублировать там то, что написано в новом Избирательном кодексе, особого смысла нет, как и дублировать действующий закон о выборах народных депутатов. Новый Избирательный кодекс, к слову, Зеленский пока не подписал. Возможно предположить, что у Зеленского опять-таки задумали закрепить удобную для себя пропорциональную систему (то ли с закрытыми списками, то ли со своей версией открытых списков) прямо в Конституции.

Но тут возникает еще один вопрос - не проще ли сразу вносить изменения в действующие законы, вместо того чтобы устраивать сложные и долгие игры с внесением изменений в Конституцию. Возможно, подобный трудный путь в две сессии нужен Офису Зеленского по двум причинам. Во-первых, голосование за изменения в Конституцию, причем по таким важным для Зеленского вопросам, как его полномочия по назначению глав антикоррупционных органов и избирательной системе, позволит собрать в парламенте не просто монобольшинство, которое и так есть, а конституционное большинство, что открывает новые широкие возможности для новой власти.

Во-вторых, растянутое по времени внесение изменений в Конституцию касательно тех вопросов, которые могут вызвать широкую общественную реакцию, позволит эту реакцию некоторым образом канализировать. Ведь первое голосование - еще далеко не окончательное, потом вердикт Конституционного суда, а потом голосование на следующей сессии. Так долго возмущенная общественность не может быть возмущенной.

Ну, и в-третьих, в случае изменений в Конституцию законодательство, которое будет с ней конфликтовать, можно будет автоматически убрать решением Конституционного суда, не вынося его в парламент. Последнее тоже может быть выгодно Офису президента.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес