Фінансові новини
- |
- 15.02.26
- |
- 00:06
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Без надзора Кремля. Как США помогают Украине продавать свое оружие во всем мире
09:10 04.04.2019 |

За все время независимости нашего государства экспорт оружия был одной из наиболее доходных занятий государственных структур.
Правда, одновременно это была своеобразная "кормушка" для чиновников, приближенных к власти - после многочисленных оффшорных прокладок до бюджета доходила лишь минимальная сумма.
При этом нельзя забывать, что Кремль строго следил за тем, чтобы украинский военно-промышленный комплекс не составлял ей конкуренцию на мировом рынке. Поэтому существовал прямое государственное правило украинским оружейникам при разработке перспективных образцов вооружения использовать детали и агрегаты только российского или местного производства, что автоматически ограничивало их экспортные возможности.
Россияне "благосклонно" оставляли украинцам только нишу торговли поддержанной советской техники и боеприпасами - благо на складах после развала Союза этого добра было более чем достаточно. Фактически более или менее независимым от Москвы оставалось только обслуживание по всему миру самолетов марки "Антонов". Все остальное было "заточено" под российские нужды - россияне весомо рассудили, что не зачем организовывать производство тех или иных запчастей или продукции военного значения, если можно за копейки купить это в Украине. Так, все межконинентальные ракеты были завязаны на днепропетровский "Южмаш", производство вертолетных двигателей - на запорожскую "Мотор Сич", корабельных турбин - на николаевский "МашЗоря".
Однако нельзя сказать, что за 1992-2013 г. не появлялись чисто отечественные образцы. Они реально были, но по большей части это было продолжение советских разработок конца 1980-х гг. Это, например, корректируемый артиллерийский снаряд "Квитнык", большинство самолетов марки "Антонов". Исключением из правил стал разве что основной боевой танк "Оплот" и бронетранспортеры БТР-3/4.
Естественно, что после 2014 г. - аннексии Крыма и начала антитеррористической операции на Донбассе - ситуация с экспортом оружия кардинально изменилась. Во-первых, было принято политически правильное решение о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией. Во-вторых, срочно потребовалось оружие и буквально все возможности военной промышленности для решения внутренних проблем. А возможности оказались небезграничными - такая резкая переориентация вызвала временную приостановку экспортных контрактов. Так, в Национальную Гвардию попали "ангольские" танки Т-64 и "тайские" БТР-3.
Со временем все зарубежные контракты были завершены - с большим скрипом тайский на 49 танков "Оплот" (тут серьезные проблемы возникли с российскими комплектующими) и БТР-3, отправлены в Африку были и Т-64. Однако новых контрактов не последовало - не было возможностей и желающих. Техника с хранения шла в войска, бойкая торговля "избыточным" оружием тоже сошла на нет.
Почти единственной экспортной позицией на сегодня остается продаже противотанковых управляемых ракет КБ "Луч". Ракеты "Скиф", "Стугна", "Корсар", которые являются крайне востребованными на мировом рынке и экспортируются буквально сотнями штук. Общие объемы неизвестны - в печать попадают только отдельные детали достаточно крупных контрактов.
Интересно, что несмотря на продолжающиеся боевые действия достаточно большой процент украинского военного экспорта приходится на запчасти к боевой технике. В тот же Пакистан харьковский "Завод им. В.А. Малышева" поставляет моторно-трансмиссионные отделения на базе дизельных двигателей 6ТД-2 для танков Al-Khalid пакистанского производства. На экспорт также активно идут запасные части для 122-мм гаубиц Д-30, реактивных систем залпового огня БМ-21 "Град", минометам калибров 60 мм, 82 мм и 120 мм и многое другое.
При этом все чаще партнерами по производственной кооперации при выполнении экспортных контрактов становятся зарубежные (не российские) компании. Так, например, запчасти для РЛС, которая устанавливается на модернизированные во Львове истребители МиГ-29МУ-1 родом именно оттуда.
Обратный инжиниринг внутри Украины позволил пока освоить лишь часть деталей, производящихся ныне только на территории России. И это объективный процесс, так как станочный парк значительно устарел, специалистов рабочих профессий осталось немного - поэтому нужны большие средства и время для такого непростого процесса. Однако некоторые результаты уже есть - это и налаживание серийного производства артиллерийских снарядов калибра 152 мм, 155 мм, 100 мм, стволов для танковых орудий, стволов калибра 25 мм и 30 мм.
Однако нельзя не отметить, что пока будущее оружейной промышленности целиком и полностью находится в руках иностранных инвесторов, которые, несмотря на войну, довольно охотно дают деньги как на разработку новых образцов вооружений, так и на модернизацию. За последние несколько лет на саудовские деньги был создан ракетный оперативно-тактический комплекс "Гром-2", проведен серьезный комплекс модернизации, например, ЗРК С-125 (в интересах эфиопского заказчика).
При этом все наработки остаются интеллектуальной собственностью украинских компаний, что позволяет разрабатывать и образцы для вооружения армии. Яркий пример - наработки "Радионикс" по разработке и производству активных, полуактивных, а также пассивных головок самонаведения для ракет класса "земля-воздух", "воздух-воздух" и "воздух-земля", которые позволили создать некий эрзац противокорабельной ракеты на базе С-125, который до принятия на вооружение "Нептуна" сможет усилить нашу береговую оборону на азовском и черноморском побережье. Кстати, есть большая доля вероятности, что именно эти ракеты будут испытаны в ближайшее время, о чем 2 апреля заявил Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов.
Еще одним шансом для наших оружейников являются, как ни странно, американские санкции, которые Вашингтон регулярно накладывает на российский военно-промышленный комплекс. Наши компании не только могут закрепиться на мировом оружейном рынке, но и найти новые ниши для экспорта своей продукции и услуг. Как этим уникальным шансом мы воспользуемся это отдельный вопрос, но серьезные заявки на успех уже есть.
Таким образом, подводя некоторые итоги, стоит отметить, что нынешняя ситуация с военным экспортом не выглядит не так уж чтобы совсем мрачно. Есть отдельные отрасли, где мы еще можем прекрасно конкурировать с той же Россией или Восточной Европой - нам сейчас и в ближайшем будущем есть что предложить. И многое будет зависеть только от расторопности менеджеров "Укроборонпрома" и частной инициативы - ведь уже сейчас небольшие компании постепенно получают возможность выхода на внешние рынки без тотального контроля государственного монополиста.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Міністр оборони Британії Джон Гілі заявив, що під час засідання
Контактної групи з питань оборони України союзники пообіцяли Україні $35
млрд військової допомоги.
Норвегія та Франція домовилися про купівлю зброї
на загальну вартість понад 457 мільйонів доларів та її подальшу передачу
Україні.
Велика Британія приєднається до програми НАТО з закупівлі американської зброї для України
Британська компанія Hypersonica працює над ракетами, здатними маневрувати на швидкості понад п'ять швидкостей звуку.
Україна вже не отримала у 2025 році 3,7 мільярда євро пільгового
фінансування від ЄС за програмою Ukraine Facility, і може втратити ще
1,4 млрд євро за підсумками першого кварталу 2026 року.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Чистый и ухоженный участок - мечта каждого владельца частного дома или
дачи. Но чтобы поддерживать порядок на улице, одних усилий и граблей
бывает недостаточно. Сегодня на помощь приходит современная техника,
которая значительно упрощает и ускоряет все работы по чистке и уходу.
Україна відкриває експорт дронів, повідомив президент Володимир
Зеленський під час спілкування з викладачами та студентами Київського
авіаційного інституту.
Мінфін України та Світовий банк підписали угоду про надання
грантового фінансування від Японії та Канади на загальну суму у майже
691 млн доларів США.
Згідно з її даними, порівняно з попереднім кварталом, з урахуванням
сезонного фактору, реальний ВВП збільшився на 0,7% з урахуванням
сезонного фактору, а квартал тому цей показник складав 0,8%.
Рада ЄС у середу, 4 лютого, узгодила свою позицію щодо правової бази для
імплементації угоди Європейської Ради про надання Україні кредиту в
розмірі 90 мільярдів євро на 2026-2027 роки.
У США по бойовому випробували крилату ракету Rusty Dagger для України, створену за програмою ERAM.
Невиконані за підсумками 2025 року 15 індикаторів плану в рамках
програми Ukraine Facility можуть коштувати Україні близько EUR4 млрд,
йдеться у презентації консорціуму RRR4U (Resilience, Reconstruction and
Relief for Ukraine).
Кабмін спростив ввезення до України літій-іонних акумуляторів. Про це повідомила пресслужба Мінекономіки.
Samsung ще не представила лінійку Galaxy S26, а в мережі вже
з'явилася цікава інформація про флагман наступного покоління - Galaxy
S27 Ultra.
Китайські дослідники за допомогою лазерів успішно заплутали між собою
атоми на відстані 11 км у згорнутій оптоволоконній мережі.
AnTuTu опублікував щомісячний рейтинг найпродуктивніших
Android-смартфонів, у якому спостерігаються кілька цікавих змін, але
лідер вже четвертий місяць поспіль залишається колишнім.
YouTube оголосив
про повноцінний запуск функції автоматичного дубляжу відео на основі
штучного інтелекту, яка тепер доступна для всіх авторів та підтримує 27
мов, серед яких є і українська.
Ілон Маск став першою людиною в історії зі статками понад $850 млрд
після угоди між SpaceX та xAI. За оцінками Forbes, злиття ракетобудівної
компанії з бізнесом Маска у сфері штучного інтелекту та соціальних
медіа збільшило його капітал на $84 млрд - до рекордних $852 млрд.
Intel має намір знову вийти на ринок пам'яті, уклавши партнерство з дочірньою компанією SoftBank - Saimemory.
Акції технологічних та софтверних компаній обвалилися на тлі побоювань,
що розвиток штучного інтелекту (ШІ) витіснить бізнес-моделі традиційних
розробників програмного забезпечення (ПЗ).