Фінансові новини
- |
- 28.12.25
- |
- 16:16
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Кто заработает, если Украина откажется от асфальтовых дорог
12:42 27.03.2019 |

У министра инфраструктуры Владимира Омеляна новый рецепт, как инвестиции в строительство дорог могут поднять украинскую экономику - массовое строительство бетонных дорог. Новую концепцию министр озвучил в ходе инспекции работ на транспортной развязке у села Бутенки Кобеляцкого района Полтавской области. "Это часть стратегического четырехполосного автобана Киев-Днепр, мы сдадим ее до конца 2021 г. В Полтавской области этот автобан строится в бетоне, с гарантией 28 лет, а при надлежащем содержании он прослужит не менее 50 лет, - сказал Омелян. - Николаев-Кропивницкий, объездная Житомира - начинаем эру бетонных дорог в Украине, которые прокладываются по самым современным технологиям".
Напомним, что в рамках государственного инвестпроекта реконструкции дороги Н-31 Днепр-Царичанка-Кобеляки-Решетиловка строится современная трасса с цементобетонным покрытием и транспортная развязка на двух уровнях на пересечении автодорог М-22 Полтава-Александрия и Н-31 Днепр-Решетиловка. По словам Омеляна, за два прошедшие года в этот проект были вложены рекордные средства: в 2017 г. - 252 млн грн, в 2018 г. - 1 млрд 42 млн грн. План финансирования на 2019-й - 800 млн грн.
Бетон против асфальта
Дорога, о которой идет речь, - одна из самых оживленных в области, по ней проходит до 15 тыс. машин в сутки, причем большинство - крупногабаритные. Уложенный еще в 1960-х асфальт не выдерживает нагрузки. И хотя за последние полвека технологии укладки асфальтового полотна стали куда более совершенными (как и дорожные материалы), но нагрузка на них растет еще быстрее. Асфальтированные дороги рассчитаны на общий вес не более 40 т. Однако сегодня в страду (жаркое время - самое плохое для асфальтовых дорог, которые просто плавятся) по ним гоняют зерновозы весом по 60-80 т.
В прошлом году был поставлен рекорд: в Кировоградской области поймали перевозчика с общим весом 135 т. Понятно, что такие монстры попросту уничтожают дорожное покрытие. Чтобы подобное не повторялось, магистральные трассы нужно делать из цементобетона по современной технологии.
Например, трассу Н-31 модернизируют так, что толщина дорожной одежды бетонки вместе с уплотненным и стабилизированным грунтом составляет почти 1,5 м. Верхний слой (тяжелый бетон) - 26 см. На продольных и поперечных швах тяжелого бетона на глубине 13 см укладывают армирующие элементы - закладные штыри. Они не дают бетонным плитам сдвигаться после нарезки швов.
Вообще, тема замены покрытия всех значимых дорог Украины с асфальта на бетон поднимается регулярно с 1991 г. Европейцы используют такие дороги давно, и отдают бетонке предпочтение: ощутимая выгода проявляется уже через 10 лет после начала эксплуатации. Дело в том, что долговечность бетона - до 20-30 лет, в то время как асфальтобетонное покрытие используется от четырех до семи лет.
В США бетонные дороги составляют 60% всех автомагистралей в стране, в Европе - примерно 40%. Знаменитые немецкие автобаны, которые многие автомобилисты считают образцом дорожного мастерства, сделаны как раз из бетона. Есть для Украины и совсем близкий пример - Беларусь, в которой сейчас около 2 тыс. км бетонных дорог.
Тут тоже есть свои особенности: белорусские бетонные магистрали строились в 1970-1980 гг. с учетом возможности быстрой переброски из СССР в Европу большого количества военной техники. Также их можно использовать для посадки и взлета истребителей: в Беларуси соответствующие учения до сих пор проводятся ежегодно.
Однако в 1990-х в Беларуси бетонные дороги перестали строить. Даже трассу М1, пересекающую всю страну от Бреста до границы с РФ, изначально полностью бетонную, со временем было решено покрыть слоем асфальта. Дорожники перешли на асфальт, поскольку он был дешевле при прокладке трасс, а затем при их ремонте. К тому же сырье - битум - исправно поставляли два крупных белорусских НПЗ.
Однако специалисты помнили про достоинства бетонных дорог, и в 2011 г. белорусское правительство приняло стратегическое решение: вернуться к бетонной технологии. Как поясняют дорожники, цементобетонное покрытие первые 10-12 лет эксплуатации практически не требует трудозатрат по обслуживанию - "только пыль сдувай". Кроме того, бетонная дорога выдерживает значительно большие нагрузки, на ней не появляются колеи, как на асфальтобетоне. С наступлением весны бетонка не испещрена ямами и трещинами.
Слабое место такой дороги - швы между плитами бетонного покрытия: если не соблюдать технологию при их обустройстве или не ухаживать за ними, то бетонная плита при перепадах температур будет разрушаться. Через 15-20 лет затраты на текущее обслуживание бетонной и асфальтовой дорог примерно уравниваются, однако бетонная дорога в любом случае будет служить много дольше асфальтовой.
Однако выгодность именно бетонных дорог оспаривается многими - и экономистами, и управленцами, и дорожниками. Главное: стоимость их строительства гораздо выше, чем асфальтовых. Оценки, конечно, разнятся в зависимости от ведомства и обсуждаемой технологии - разные специалисты утверждают, что расхождение в ценах составляет от 30 до 70-80%.
Еще один сложный момент - подготовка специалистов для строительства бетонных дорог. Да, в университетах и ПТУ профильных специалистов обучают в том числе и такой технологии. Другое дело, что на практике познакомиться с ней шансов у дорожников практически не было. К тому же все оборудование, состоящее на балансе организаций, которые занимаются дорожным ремонтом, предназначено именно для асфальтовых дорог.
Последний фактор: бетонная дорога более шумная. С этим научились бороться через специальную обработку поверхности бетона, но помогает лишь относительно.
Как дать заработать украинскому бизнесу
В Украине бетонных дорог менее 1%. Из них современными можно считать только отремонтированные в 2003 и 2013 гг. участки трасс М-06 и М-07 общей длиной 174,3 км. Однако тут Владимир Омелян абсолютно прав: Украине выгодно строить именно бетонные дороги. Прежде всего благодаря высокой локализации производства: все ресурсы - цемент, песок и другие материалы, применяющиеся для строительства бетонных дорог, добываются и производятся в Украине. А вот битум для асфальтовых дорог приходится закупать за рубежом.
В целом для экономики бетонные дороги выгоднее еще и потому, что падает потребление топлива, снижаются затраты на освещение дорог из-за лучшей отражательной способности бетона, цементобетонная дорога более устойчива к износу, не деформируется при жаркой погоде и под воздействием тяжелого транспорта. Наконец, тормозной путь на цементобетонных дорогах короче, а видимость при плохой погоде и в темноте лучше.
В первую очередь переход на бетонную дорожную технологию в Украине стратегически выгоден владельцам цементных заводов. По оценке профильной ассоциации "Укрцемент", свободные мощности предприятий позволяют быстро нарастить выпуск цемента на 4,3 млн т, а потенциально - вдвое от нынешних 8,9 млн т.
Заинтересованные стороны азартно доказывают, что современные цементобетонные дороги уже дешевле асфальтовых. Даже Всемирный банк рекомендует их для создания дешевой и надежной инфраструктуры в бедных регионах. Однако производство цемента - крайне энергоемкое. Скажем, сегодня строить бетонные дороги получается достаточно выгодно, но если завтра по каким-то причинам (политическим или экономическим) стоимость газа вырастет хотя бы на 20-25%, - цемент для дорог вмиг станет дороже. А ведь это основной строительный материал.
Резюмируем: цементобетонные дороги долговечнее, дешевле в эксплуатации и надежнее асфальтовых. Также высокая локальная составляющая себестоимости цементобетонных дорог поддерживает ВВП и создает новые рабочие места, а попутно уменьшает зависимость страны от импорта.
Однако специалисты дорожной отрасли считают, что бетонные дороги по итогу (строительство плюс эксплуатация) окажутся на 2-5% дороже асфальтовых: "Сложная технология, очень много технологических моментов, которые нужно учитывать и которые нам не знакомы, потому что никогда с цементобетоном не работали", - объясняет главный инженер одной из дорожно-строительных компаний Николай Крочетников.
По совокупности качеств бетонных дорог (износостойкость и устойчивость к высоким температурам) их стоит в первую очередь строить на самых загруженных направлениях: на юге Украины и на подъездах к портам.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
| Верховна Рада зможе проголосувати дату виборів президента після підписання мирної угоди – Зеленський |
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Україна 24 грудня оголосила про успішне завершення розрахунків за
операцією з реструктуризації ВВП-варантів 2015 року на 2,635 млрд дол.
Власники паперів отримали нові держоблігації; всі ВВП-варанти
анульовано.
Президент України Володимир Зеленський зазначає, що у визначений момент
після підписання мирної угоди або в процесі її реалізації Верховна Рада
буде спроможна проголосувати дату проведення президентських виборів в
країні.
Референдум щодо повної угоди, яка закріпить закінчення війни, може бути
проведений в Україні, але для його проведення необхідно мінімум 60 днів і
повне припинення вогню на цей термін, повідомив президент України
Володимир Зеленський.
Президент Володимир Зеленський представив версію рамкового документа на
20 пунктів між США, Європою, Україною та росією щодо завершення
російсько-української війни.
Діалог щодо підпункту мирного плану, згідно якого США мали отримувати
компенсації за надані Україні гарантії безпеки, продовжується, повідомив
президент Володимир Зеленський під час спілкування з журналістами.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Повітряні сили Збройних сил України отримають від Франції неназвану
кількість комплексів протиповітряної оборони SAMP/T NG, який стане
"найпотужнішою системою ППО в Силах оборони, повідомляє канал French Aid
to Ukraine.
Міжнародне рейтингове агентство Fitch Ratings підвищило рейтинг України з
«обмеженого дефолту» після того, як країна оголосила, що кредитори
погодилися обміняти державний борг, прив'язаний до економічного
зростання, на традиційні облігації.
Україна отримала близько 2,3 млрд євро фінансування від Євросоюзу після
того, як Рада ЄС ухвалила рішення про виділення шостого траншу в рамках
механізму Ukraine Facility.
Голова фракції партії "Слуга народу" у Верховній Раді Давід Арахамія
повідомив про формування в українському парламенті робочої групи щодо
швидкого опрацювання питання проведення можливих виборів Президента
України під час воєнного стану
Фінансова підтримка у 90 мільярдів євро, яку ухвалила Єврорада для України, є безповоротними та безвідсотковими для України.
Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
У Південні Кореї затримали 10 колишніх співробітників Samsung, яких
підозрюють у витоку 10-нанометрової DRAM-технології до ChangXin Memory
Technologies (CXMT). Керівники та дослідники нібито злили
DRAM-технології китайській CXMT, що призвело до збитків на трильйони
вон.
Експерти з цифрової безпеки назвали браузери, які мають найгірший рівень
конфіденційності. Google Chrome майже дістався "п'єдесталу".
Michelin представить на виставці Consumer Electronics Show (CES) 2026
в Лас-Вегасі нову лінійку «розумних» шин, здатних в режимі реального
часу відстежувати власний знос і стан.
За даними корейських медіа, ці чипи пройшли кваліфікаційні випробування
NVIDIA та отримали найвищі оцінки серед усіх виробників у ключових
параметрах.
Jaguar завершив виробництво автомобілів з двигунами внутрішнього
згоряння, зібравши останній кросовер F-Pace на заводі в Соліхаллі у
Великій Британії.
Бізнес дещо поліпшив оцінку судової системи України у 2025 році.
Загальний показник судового індексу зріс до 2,75 бала (проти 2,60 бала
торік) за п'ятибальною шкалою. Це найвищий показник за 12 років.
Журналіст-розслідувач New York Times Джон Каррейру, відомий викриттям
шахрайства компанії Theranos, подав позов проти кількох великих
технологічних компаній, які працюють у сфері ШІ. Про це пише Reuters.