Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Процесс признания ПЦУ поместными православными церквями - следующая большая интрига в истории с Томосом об автокефалии

08:50 25.02.2019 |

Політика

 Екатерина ЩЕТКИНА / Деловая столица

Признают ли? И кто? И когда? А кто - не? И что, если "не"? Об одном уже можно сказать совершенно точно - это не будет быстро. А также нельзя дать гарантии, что это будет "не больно". В том числе для Украины и ее церкви.

В данное время пока трудно сказать, что ПЦУ кто-то быстро и безоговорочно "признает". Но это не должно обескураживать. Церковь - организация медлительная, перемены принимает подозрительно. А "украинская операция", проведенная Вселенским патриархом, оказалась не просто стремительной, но и весьма радикальной. Поэтому все, о чем сейчас можно говорить, - о перспективах и тех "сигналах" (позитивных или не очень), которые подают ПЦУ поместные церкви.

Среди позитивных сигналов, например, позиция Элладской церкви, которая, не делая громких заявлений, начала сослужить с представителями ПЦУ и поминать ее предстоятеля. Возможно, украинский вопрос еще будет обсуждаться епископами этой церкви в подробностях, но де-факто признание уже состоялось.

Несколько сдержаннее оказалась позиция Кипрской церкви, на которую в Украине возлагали большие надежды. В УПЦ МП решение Синода этой церкви "по Украине" поспешили истолковать как "поражение ПЦУ", поскольку прямого "признания" не случилось. Однако не случился и отказ признавать. На Кипре готовы обсуждать украинский вопрос - в первых строках Синод отметил, что, будучи независимым государством, Украина имеет полное право претендовать на поместную автокефальную церковь. Все прочее - дело техники. Зато в решениях Синода немало "теплых слов" адресовано церковной Москве - от отсутствия на Всеправославном соборе до шантажа Евхаристией.

В адрес ПЦУ, впрочем, также высказано несколько сомнений, которые можно истолковать как "пожелания" и отчасти "авансы". Главный вопрос - церковное единство. Епископы указывают на то, что целью автокефалии было именно единство, но оно так пока и не случилось. Что ж, епископы готовы подождать, пока ситуация с единством прояснится. А если не прояснится - тогда созывать общее собрание и на нем разбираться, как быть дальше. Отдельной строкой был послан намек патриарху Филарету, который продолжает гнуть свою политику в новой церкви вопреки договоренностям и самому здравому смыслу: патриарху напомнили, что его анафема была признана всем православным миром, а что до апелляции, то ее механизмы до конца неясны, а значит, ее в случае чего и пересмотреть можно. Однако касательно "не случившегося единства" акценты расставлены интересным образом: необходимо, мол, защитить должным образом интересы тех русских, которые хотят остаться в единстве с Москвой. "Русские" тут выступают в качестве религиозно-этнического меньшинства, а не "украинской церкви".

Еще интереснее выглядит позиция Румынской православной церкви, которая тоже "не признала", зато выставила список условий, от которых можно начать танцевать.

Скажу сразу для тех, кого коробит такой подход в церковной области, где, по их мнению, "да будет ваше да - да, а ваше нет - нет", то есть никаких торгов быть не может: это не торговля "небесной родиной", а довольно обычный раздел ее земных представительств. Обычно этот раздел происходит одним из двух способов: с помощью дипломатии и с помощью "зеленых человечков". Выбирайте.

Отчасти позиции Румынской и Кипрской ПЦ схожи: они обращают внимание на то обстоятельство, что искомое церковное единство не было достигнуто, обе церкви ни намеком не ставят это в вину ПЦУ, зато отмечают "особую роль" московской "сестры", обе церкви считают, что в случае затягивания конфликта нужно созвать общее собрание всех церквей. Так же как киприоты, румыны высказывают сомнения по поводу хиротоний, совершенных в расколе и под анафемой. Так же как кипрские, румынские епископы указывают на необходимость обеспечить религиозные права "русского этнического населения, которое поддерживает связи с Московским патриархатом".

Но у румын в Украине - свои интересы. И Синод не скрывает этого: больше всего его заботит судьба 127 приходов, которые хотят по-прежнему проводить службы и пользоваться богослужебными книгами на родном языке. Требования румынской стороны выписаны очень четко: епископы хотят получить письменные гарантии власти и руководства ПЦУ о том, что румынские общины смогут и дальше сохранять свою этническую самоидентификацию и связи со своим "зарубежным центром", а также смогут организоваться в Румынский викариат. Кстати отмечено, что Украинский викариат существует в Румынии с 1990 г.

Само то, что о судьбе "своих" приходов РуПЦ собирается договариваться именно со священноначалием ПЦУ, говорит о том, что ее воспринимают как вполне легитимную церковь. Румыны высказывают надежды, что с ПЦУ им будет проще договориться, чем с Московским патриархатом, который в Молдове - как и в Украине - стоит на страже интересов империи.

В общем, интрига проста: относительная "диаспорная" автономия румынских приходов в составе ПЦУ в обмен на голос в пользу украинской церкви. Предложение одновременно заманчивое и колючее. С одной стороны, это возможность "оторвать" от УПЦ МП 127 румынских приходов, которые присоединятся к ПЦУ. Но присоединятся только структурно, а по сути, будут крепить связи с Румынским патриархатом. Это довольно обычная практика. Но, учитывая сепаратистские настроения в этих западноукраинских землячествах, ситуация может оказаться довольно угрожающей.

Впрочем, до сих пор в румынских приходах УПЦ МП сепаратизм и москвофильство поддерживались вовсе не румынской стороной - они находятся под особым контролем и идеологической "накачкой" со стороны Москвы. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы вывести эти приходы из-под влияния Москвы.

Впрочем, не Буковиной единой. У ПЦУ есть о чем поговорить с румынским церковным руководством и кроме 127 приходов. Ведь конечная цель румын - Молдавская православная церковь, которая в данное время находящаяся в единстве с Моспатриархатом. Автокефалия ПЦУ - важный прецедент для РумПЦ. Поскольку у них тоже есть спорные канонические территории с Моспатриархатом. То, что было сделано в Украине, может быть повторено в Молдове.

Вопрос о канонической принадлежности Молдовы не дает покоя Румынской ПЦ давно, и конфликты с Моспатриархией и ее местными филиалами возникают постоянно. РумПЦ давно ищет возможность "закрепиться" в Молдове. Была даже создана и какое-то время действовала Бессарабская митрополия РумПЦ, но промосковские власти под давлением Моспатриархии прекратили ее деятельность. Тогда патриарх Румынский поставил вопрос перед Моспатриархией о предоставлении автокефалии Молдавской ПЦ. Но получил, разумеется, категорический отказ.

Помимо прецедента и Буковины у ПЦУ есть еще кое-что, что может заинтересовать румын, - Восточно-Молдавская епархия УПЦ КП. Да, в Молдове тоже есть "наши", и у "наших" есть свои интересы и претензии на Молдавскую "каноническую территорию". На ее часть - Приднестровье, которое во времена оно якобы входило в состав исторической Киевской митрополии.

В Википедии в связи с этим, можно найти указание на то, что Приднестровье является "канонической территорией ПЦУ". Вместе с сотней буковинских приходов и молдавской епархией УПЦ КП складывается неплохой пакет акций.

Любопытно, что румынский Синод особенно интересовался статусом священнослужителей с "сомнительным" рукоположением, которые действуют "на Западе". То есть можно предположить, что интересовала их, главным образом, Молдова и конкретно Восточно-молдавская епархия ПЦУ. Она "чья" и в каком каноническом статусе? Если она входит в число "зарубежных украинских епархий", то, согласно Томосу, она переходит в состав Вселенского патриархата. А значит, появляется новая тема для разговора между Вселенским и Румынским патриархами. В РумПЦ уже давали понять, что их устраивает автокефалия Молдавской ПЦ. Что на это скажет Вселенский патриарх, у которого сейчас "на руках" Украина, а впереди - схватка за Македонию и, возможно, Черногорию. Ему очень нужны союзники...

С точки зрения такой перспективы особенно интересны формулировки Синода касательно украинских приходов, которые остаются в единстве с Москвой. Так же как киприоты, румыны не называют эти приходы "украинской церковью" и акцентируются на их этнической принадлежности. Румыны прямо говорят о церкви МП как о церкви для "этнических русских". Которых в Украине, конечно, "много", но они не представляют собой "украинскую церковь". Эта риторическая уловка также, возможно, еще понадобится румынам - когда дело дойдет до автокефалии церкви Молдовы, за которую Моспатриархия тоже, несомненно, будет "стоять в истине" до последней капли чужой крови.

В отличие от румын, никаких сюрпризов не преподнесли другие бывшие участники соцлагеря: Польская ПЦ, Сербская ПЦ и ПЦ чешских и словацких земель в одну дуду заявляют, что с ПЦУ не смирятся. Симптоматично: эти отказы сформулированы быстро, без долгих раздумий, взвешиваний и предложений "подождать-посмотреть". Польские епископы постарались отделаться округлыми формулировками в том смысле, что мы в принципе "за", но мы "против", что украинская церковь, конечно, "имеет право", но все сделано так ужасно неправильно... Что же до сербов, то у них есть свои болевые точки: Македонская церковь (церковь Охрида) для Сербской ПЦ - как Киевская кафедра для Московской патриархии. "Исток", "крещальная купель", "откуда есть пошла..." и т. д. Вообще-то церковь Охрида для всего славянского православия - "исток" и "откуда есть пошла...". Но от этого потеря Сербской ПЦ только больнее.

До сих пор хранит интригу Грузинская церковь. Слухи о том, "поддержит" или "не поддержит" пока довольно противоречивые. Так же как от болгар, чьи епископские голоса поделились почти пополам, с перевесом в один голос в пользу ПЦУ. Что же до грузин, мы пока питаемся одними только слухами. Официального решения все еще нет.

А потому за сердца грузин имеет смысл побороться. В связи с этим на днях в Грузию отправилась группа наиболее внятных сотрудников Киевской митрополии - управделами митрополит Антоний Паканич и замглавы информационного ведомства УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич. Разумеется, в сопровождении олигарха Вадима Новинского - кажется, без него теперь ни одна делегация УПЦ МП шагу ступить не может. С одной стороны, понятно: кто-то должен и дорогу оплатить, и обед в хорошем ресторане. С другой, человек-то занятый - народный депутат, бизнесмен, а мотается по церковной линии, как мелкий порученец. Мог бы просто командировочные выписать.

Что ж, вопросу признания ПЦУ придают огромное значение в Москве. Там вовсе не считают, что "все пропало". Впереди еще не один раунд борьбы за Украину. Хорошо, если в Киевской митрополии ПЦУ это понимают хотя бы в половину так ясно, как в офисе Новинского.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на вчора, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9907  0,11 0,28 39,5500  0,09 0,23
EUR 42,2519  0,04 0,11 43,0159  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1350  0,02 0,04 39,1600  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес