Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Зачем Кабмин снова реформирует ГФС

09:48 20.12.2018 |

Економіка

 Сергей Шевчук / LIGA.net

Правительство решило разделить Фискальную службу на таможню и налоговую. Что из этого выйдет?

Кабмин утвердил разделение Госфискальной службы на два отдельных ведомства. ГФС переходит под управление ликвидационной комиссии, сотрудников переведут соответственно в Государственную налоговую и Государственную таможенную службы.

ГФС стала правоприемницей Министерства доходов и сборов, созданного в 2012 году. Обратное разделение было одним из условий новой программы МВФ: по данным источников LIGA.net в Минфине, реформа - один из пунктов меморандума с Фондом.

Пока в Минфине только в общих чертах представляют концепцию работы двух новых органов. Конкурс на должности глав ведомств должен пройти в течение трех месяцев, завершить трансформацию авторы реформы планируют до апреля 2019 года, сообщил собеседник в министерстве.

Зачем Кабмин затеял реформу и чего от нее ждать бизнесу?

Забытое старое

Министерство доходов и сборов было создано указом экс-президента Виктора Януковича в декабре 2012-го. Руководителем нового министерства стал глава Государственной налоговой службы тех времен Александр Клименко. В марте 2014-го Кабмин ликвидировал Миндоходов, создав на его базе Госфискальную службу, подчиняющуюся Минфину.

"Логика объединения налоговой и таможни в 2012 году предусматривала экономию на ресурсах для бэк-офиса: вместо двух бухгалтерий, IT-департаментов, отделов кадров и т.п. создали по одному соответствующему блоку, - вспоминает собеседник из Минфина. - Но ожидаемого эффекта достичь не удалось".

Главная цель новой реформы - стабилизация налоговых поступлений, отмечают в Минфине. В 2019 году план фискальных доходов бюджета - 850 млрд грн. Около 400 млрд из этой суммы - поступления от таможни: преимущественно импортый НДС и пошлины.

В министерстве считают, что отдельная работа таможни и налоговой повысит эффективность каждой из служб.

"Реформа ДФС создаст основу для демилитаризации налоговых органов, улучшит качество сервисов повысит прозрачность и подотчетность работы налоговых и таможенных органов", - цитирует пресс-служба Минфина замминистра финансов Сергея Верланова.

Верланов возглавит ликвидационную комиссию, под началом которой будет проходить разделение ГФС. По его словам, главная позиция реформы - обе службы должны быть демилитаризированы. Таможня, по плану Минфина, должна возобновить практику пост-аудита, когда поставки проверяются повторно - уже после пересечения границы.

На первом этапе будет создано два отдельных юрлица - налоговая и таможня. Юридически процедура запланирована как реорганизация, а не ликвидация, поэтому действующих сотрудников Фискальной службы не будут увольнять, а переведут в штат новых ведомств.

В будущем будет и третья структура - Служба финансовых расследований (альтернативный вариант - Бюро финбезопасности), которая заменит налоговую милицию. Пока замену не одобрит парламент, милиционеры останутся в составе налоговой.

Сейчас в ГФС работает 41 000 сотрудников. До объединения в 2018 году на таможне и в налоговой числилось 70 000 человек. Авторы реформы надеются, что за счет диджитализации процессов штат служб увеличится несущественно. Для таможни рассматривается вариант с переводом сотрудников на контрактную форму трудоустройства по принципу пограничной службы, уточняет собеседник в Минфине.

Кто мог бы возглавить новые фискальные структуры? Официально никто пока не заявлял о желании поучаствовать в обоих конкурсах. На должность нового главы ГФС ранее претендовал экс-исполняющий обязанности руководителя службы Мирослав Продан. Недавно в должности главы ГФС через суд восстановился еще один бывший главный налоговик Роман Насиров, но решение суда не будет распространяться на новые юридические структуры, которые возникнут после разделение ГФС, считают в Минфине. Оба экс-руководителя налоговой фигурируют в расследованиях правоохранительных органов.

Одним из потенциальных кандидатов на должность первого фискала СМИ называли главу налогового комитета Рады Нину Южанину. В структуре ГФС среди претендентов звучала фамилия и.о. замглавы службы Евгения Бамбизова. После отставки Продана в начале сентября Бамбизов не стал подтверждать или опровергать возможность своего участия в новом конкурсе.

Наблюдатели с Запада

Решения правительства о новом разделении ГФС пока нет на официальных ресурсах Кабмина. Проект постановления опубликовала у себя в facebook член Комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике Татьяна Острикова.

"Кроме постановления Кабмина у нас пока ничего нет - никаких деталей реформы или хотя бы концепции правительство не презентовало", - отметила Острикова в комментарии LIGA.net.

Решение Кабмина было утверждено 18 декабря - в день, когда Совет директоров Фонда согласовывал программу финансирования Украины Stand By.

Правительство умышленно подстраивалось под заседание МВФ, поэтому решение принималось в спешке, допускает Острикова.

Реформа ГФС прописана в меморандуме с МВФ, как структурный маяк для продолжения сотрудничества Украины с Фондом, говорит информированный собеседник LIGA.net. Кабмин начал подготовку к разделению Фискальной службы еще в августе. Концепт реформы сразу писали на английском языке, чтобы оперативно согласовать его с МВФ и Евросоюзом, рассказывает он. В конце октября высокопоставленный источник в ГФС рассказывал, что руководство службы на тот момент не посвящали в детали готовящейся реформы.

По словам Остриковой, детали разделения должна разработать межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители Мифнина, Минэкономразвития, налогового комитета Рады, а также делегаты от МВФ и других западных доноров Украины.

Сколько времени может занять реформа? В Минфине надеются завершить процесс до апреля-мая 2019-го. По оценке главы Общественного совета при ГФС Дмитрия Алексеенко, на это уйдет минимум полгода. "Шесть лет структуры варились в одном котле, - говорит он. - Так просто разъединить их уже не получится".

Реформа с вариантами

Опрошенные эксперты и представители бизнеса положительно оценивают курс на разделение налоговой и таможенных служб. Это логичное решение, поскольку структуры имеют изначально разный функционал: фискалы отвечают за сбор налогов, таможенники - за безопасность госграницы и борьбу с незаконными поставками, отмечает Алексеенко.

"Проблема в том, что за шесть лет функционал таможни несколько растворился, - считает он. - Эксперименты вроде патрулирования границы Нацполицией, которые внедряют чиновники раз в полгода, ни к чему хорошему обычно не приводят".

За время работы в структуре ГФС таможенная служба стала уклоняться в сторону выполнения фискальных функций, добавляет вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. По ее словам, из позитивных результатов работы ГФС следует сохранить общие базы данных налоговой и таможни, которые после разделения перейдут Минфину.

"Движение правильное, но мы не знаем, изменится ли ситуация после разделения служб, - говорит Дроговоз. - Если Минфин будет ставить перед таможней задачи по сбору импортного НДС, толку от реформы не будет"

Сам факт разделения служб не облегчит работу бизнеса, считает управляющий партнер компании PSP-Audit Дмитрий Сушко. Эффективность налоговой и таможни вряд ли увеличится без радикального реформирования их функций, подтверждает собеседник в ГФС.

"Предстоит очень большая работа: нужно не просто четко прописать полномочия обеих служб, но и внести ряд изменений в законодательство, в том числе в Налоговый и Таможенный кодексы, - отмечает Острикова. - В противном случае реформа окажется простой сменой вывесок".

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3310
 0,0405
0,10
EUR
1
43,6910
 0,0565
0,13

Курс обміну валют на вчора, 10:17
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0420  0,03 0,07 41,6792  0,01 0,03
EUR 43,5120  0,10 0,24 44,2428  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес