Фінансові новини
- |
- 08.12.25
- |
- 05:45
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Дефицит мест в столице вынудил ритейлеров взяться за освоение пригорода
14:20 13.11.2018 |

Украинские ритейлеры не могут поделить между собой места в киевских ТРЦ. До открытых конфликтов, конечно, дело не дошло, но очереди из 5-6 крупных сетевиков на площади в самых ходовых столичных торговых центрах - обычное дело. Дефицит мест в столице даже вынудил их взяться за освоение пригорода. Благо покупателей там с каждым месяцем становится все больше, а аппетиты рантье гораздо скромнее столичных.
2018 год эксперты называют «годом стабилизации», после 4-летнего кризиса, розница адаптировалась к новым условиям, и ритейлеры готовы к качественным изменениям.
Играют с форматами
Прежде всего, речь идет о запуске новых форматов магазинов. Причем не только в каком-то отдельном сегменте, а всюду. К примеру, западные монстры торговли рванулись открывать точки формата «возле дома». Ашан взялся развивать сеть MyAchan площадью 700 «квадратов». Spar открывает магазинчики по 100-200 кв.м под вывеской Spar express. До двух десятков малоформатных магазинов планирует открыть и Metro Cash & Carry Украина. Пересматривают свои форматы и другие ритейлеры.
«Например, сеть магазинов игрушек Planettoys сегодня сокращается, и, по нашим данным, планирует выводить более компактный формат сети площадью 350-500 кв. м вместо традиционных для нее 1,5 тыс. кв. м. Аналогичную тенденцию мы видим и в развитии сети магазинов игрушек Mikki: если до нынешнего года она арендовала площади от 350 до 800 кв. м, то на сегодня определен самый эффективный формат магазина - 300-350 кв. м», - рассказала руководитель отдела торговых помещений компании JLL в Украине Екатерина Весна.
Продуктовые супермаркеты также оптимизировали форматы: ранее они охотнее всего брали в аренду помещения площадью 1,5-7 тыс. кв. м, сегодня же наиболее привлекательные предложения для них находятся в диапазоне 3,3-4 тыс. кв. м, говорят эксперты. При этом, безусловно, каждый объект рассматривается индивидуально, но качественно раскрыть концепцию и при этом не платить за лишние квадратные метры позволяет именно такая площадь магазина.
Но сокращают площади далеко не все. Компания LPP в начале этого года существенно увеличила магазины своих брендов: «малые» - Cropp, House, Mohito - с 350 до 600-700 кв. м, а, скажем, Reserved - с 1,6 тыс. до 2,4-3,3 тыс. кв. м. При этом самый молодой бренд группы - SinSay - дважды поменял формат. Сначала «вырос» с 400 кв. м до 600 кв. м, а сегодня для размещения полной коллекции ему требуется не менее 1,1-1,2 тыс. кв. м.
«Эта динамика обусловлена успехом продаж и расширением коллекций», - подметила нам Екатерина Весна.
Играет с разными форматами и Novus. Как рассказали UBR.ua в самой компании, общая площадь нового магазина в ТРЦ SkyMall, который заменит размещенный там сейчас Ашан, составит около 12 тыс. квадратов. Однако при этом компания не намерена отказываться от других форматов: в сети есть и гипермаркет площадью более 20 тыс. кв.м., и супермаркеты, и небольшие магазины.
«До конца 2018 года планируем открыть еще три магазина в Киеве и Киевской обл.», - заметила pr-менеджер сети Novus Катерина Селезень.
Об открытии первого магазина нового beauty-формата объявила также и Watsons Украина. Вскоре на него переведут до полусотни магазинов сети. Как рассказали нам в компании, ранее во всех магазинах был представлен идентичный ассортимент с небольшими отклонениями. Однако, проанализировав покупательский спрос и «путешествия» клиентов по конкретному магазину, в компании выяснили, что самыми ходовыми у них являются бьюти-товары. А вот товаров для дома берут меньше.
«В новом магазине любительницы бьюти найдут более широкий ассортимент, чем ранее, смогут его протестировать в мейкап зоне, ну и заодно прикупить, скажем, стиральный порошок», - рассказала UBR.ua начальник отдела корпоративных коммуникаций и связей с общественностью Watsons Украина Екатерина Веремеева.
Стоит упомянуть и о дебюте бренда H&M в Украине в этом году. Его старт на украинском рынке эксперты оценили, как очень успешный. И теперь, не сомневаются, что он продолжит развитие в своей полноформатной концепции (2,3-3 тыс. кв. м) в Киеве, а затем и в других крупных городах Украины.
Осваивают пригород и регионы
Еще один вектор развития украинского ритейла - освоение регионов. Но там ситуация еще сложнее, чем в Киеве. Поэтому «набивать шишки» сетевики решили на пригороде Киева. В течение ближайшего года жителям городов-сателлитов стоит ждать масштабной экспансии всех розничных форматов: от небольших магазинов у дома, до крупных супермаркетов.
«В столице есть 3-4 больших ТРЦ, в которые ритейлеры хотят попасть больше всего и туда стоит очередь из потенциальных арендаторов-сетевиков. Поэтому и арендные ставки там могут быть выше на 20-25% выше рынка. А вот, к примеру, пригород столицы, который активно застраивается, еще не освоен. Да и ставки там могут быть в 1,5-2 раза ниже киевских, а клиентов не меньше, чем в городе. Поэтому, если, например, в Гостомеле, Буче или Ирпене откроется более-менее крупный ТЦ, туда сразу заедут не только большие магазины, но и маленькие. Эти торговые центры оттянут на себя тех покупателей, кто сейчас ездит за покупками в Киев. Большой спрос и на площади в новых обжитых жилых кварталах пригорода. Принцип тот же, если есть, скажем, аптека прямо в твоем доме, то покупатель, скорее всего, пойдет именно туда», - рассказал директор консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова.
А вот в регионах качественных коммерческих площадей немного, говорят эксперты. Если по Киеву вакантность сегодня составляет порядка 5-6%, то в Виннице всего около 1%, в Житомире свободных мест и вовсе практически нет. В таких случаях ритейлеры быстро сменяют друг друга - одни съезжают, другие занимают их место. Бывает и так, что владельцы торговых площадей сами выбирают, кому отдать дефицитные метры.
Свежий пример - одесский ТРЦ «Спартак». В ожидании открытия супермаркета «Ашан» в зоне охвата проекта, собственник принял решение о замене "якорного" арендатора. В результате в «Спартаке» в начале следующего года вместо продуктового дискаунтера откроется супермаркет «Сильпо». Умудрился втиснуться в одесский ТРЦ Riviera именитый французский строительный магазин Леруа Мерлен - для них это будет первый гипермаркет в украинской сети за пределами столицы.
«В регионы готовы выходить практически все ритейлеры, но нет мест. Поэтому многие ждут открытия торговых центров, ведь отдельно стоящие магазины строить накладно. Именно поэтому и новые бренды заходят именно в Киев - здесь больше площадей. И чем необычней, новее у магазина концепция, тем выше шанс, что площадь сдадут именно ему», - подметила Евгения Локтионова.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Комітет Верховної Ради з питань бюджету схвалив законорпоєкт "Про державний бюджет на 2026 рік" до другого читання.
Міністр закордонних справ Норвегії Еспен Барт Ейде оголосив про рішення
уряду надати ще пів мільярда доларів на програму PURL, спрямовану на
фінансування американської зброї для ЗСУ.
Німеччина надасть додаткові $200 млн на ініціативу Prioritised Ukraine
Requirements List (PURL) щодо закупівлі американської зброї для України
та додатково виділить EUR25 млн до Комплексного пакету допомоги в рамках
Трастового фонду НАТО
Відповідні зміни закріплені постановою Кабінету міністрів №1555 "Деякі
питання підтримки мобільності громадян України в рамках ініціативи "3
000 кілометрів Україною" від 2 грудня, яка опублікована на урядовому
порталі.
Уряд Швеції оголосив про надання Україні нового пакета цивільної
допомоги на суму понад 1,1 млрд шведських крон (100 млн євро) для
задоволення найнагальніших потреб у відновленні та зміцненні стійкості
країни.
Україна пропонує власникам ВВП-варантів, випущених на номінальну суму $2
млрд 591,219 млн обміняти їх з коефіцієнтом 1,34 на нові амортизовані
єврооблігації України B із погашенням у 2030-32 роках та виплатити за
такий обмін грошову винагороду у розмірі до 7%, йдеться у пропозиції на
Ірландській фондовій біржі та у постанові Кабінету міністрів №1554 від 1
грудня.
Переговори між США та Україною в неділю були зосереджені на тому, де
буде пролягати фактичний кордон з Росією відповідно до мирної угоди,
повідомляє Axios з посиланням на українських чиновників.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.