Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украина интегрируется в ENTSO-E через пять лет, - глава набсовета «Укрэнерго»

 

Глава набсовета "Укрэнерго" Шевки Аджунер рассказал РБК-Украина, как прошло первое заседание наблюдательного совета, как противостоять политическому давлению на госкомпанию, и какой будет стратегия оператора энергосистемы в ближайшей перспективе.

- Все решается в диалоге, ведь это же не механический процесс, иначе нужен не менеджмент, а компьютеры - отвечал Шевки Аджунер на все опасения корреспондента РБК-Украина о том, что новоназначенный набсовет "Укрэнерго" может не сработаться с акционером госпредприятия - Кабинетом министров. Опыт у господина Аджунера по ведению диалога с украинским правительством достаточно большой. С 2013 по май 2018 года он возглавлял офис ЕБРР в Украине. Ключевым условием для выдачи кредитов этого банка, как и помощь других доноров страны, стала корпоративная реформа госпредприятий, которая началась с НАК "Нафтогаз Украины".

Впрочем, поводов для опасений - предостаточно. Несмотря на заявленую правительством корпоратизацию "Укрэнерго", Комиссия по реструктуризации предприятия при Министерстве энергетики всячески препятствовала этому процессу. Комиссия не только не согласовала оценку госкомпании, но и решила перенять на себя полномочия по управлению оператором энергосистемы. Это означает, что пока "Укрэнерго" пытается доказать неправомерность этого решения в Хозяйственном суде, глава Комиссии - замминистра энергетики Михаил Близнюк, может фактически взять "Укрэнерго" под свой контроль.

В этой связи назначение наблюдательного совета с большинством независимых директоров может стать серьезным препятствием для Минэнергоугля в оказании давления на менеджмент госкомпании. Глава набсовета "Укрэнерго" Шевки Аджунер заверил в интервью РБК-Украина, что конфликт между предприятием и Комиссией исчерпан, и что именно набсовет, а не правительство или другой орган, уполномочен назначать директора госкомпании, руководитель которой - Всеволод Ковальчук - уже три года в статусе исполняющего обязанности.

Задачи, которые предстоит решать набсовету и менеджменту "Укрэнерго" в ближайшей перспективе, глобальные: компания должна стать акционерным обществом, государству предстоит передать ей в собственность ключевые активы - магистральны сети. Правительству необходимо провести анбандлинг - разделить функции транспортировки, поставки и генерации электроэнергии. Для этого "Укрэнерго" нужно вывести из компетенции Минэнергоугля и передать другому ведомству. В конечном итоге, госкомпания должна получить одобренную Энергосообществом ЕС сертификацию в качестве оператора энергосистемы. Это - одно из ключевых условий для дальнейшей интеграции Украины в европейскую энергосистему.

Выполнение этих задач может осложниться в связи с политической повесткой дня: правительство хоть и проводит корпоративную реформу в госкомпаниях, но не оставляет попытки вмешиваться в работу их набсоветов. "Политики, вовлеченные в процесс реформ, не могут отступить от заданного курса, потому что тогда их ожидает "политическая смерть"", - уверен Шевки Аджунер, который в интервью РБК-Украина поделился своими соображениями о том, как защитить независимость набсоветов госкомпаний, и как должно развиваться "Укрэнерго".

- Какие вопросы были в повестке первого заседания набсовета "Укрэнерго"? Все ли директора подписали контракты?

- Все семеро членов наблюдательного совета (НС) подписали свои контракты и приступили к работе. Разумеется, в первую очередь набсовет должен избрать своего главу, заместителя и сформировать соответствующие комитеты. Мы проделали эту работу, а также согласовали повестку последующих заседаний. Затем, мы начали обсуждать работу компании и ознакомились с отчетом ее руководителя. Нас также ввели в курс дела о ситуации, которая требует немедленных решений, и касается оценки активов компании для ее последующей корпоратизации. И сегодня (интервью состоялось 3 ноября, на второй день заседания набсовета, - ред.) мы продолжим изучать ключевые вопросы, важные для работы "Укрэнерго". Мы на самом деле намерены максимально быстро разобраться со всеми аспектами деятельности предприятия, чтобы составить полное понимание о том, что происходит в компании.

- Когда набсовет будет готов назначить главу компании? Как вы знаете, генеральный директор компании временно исполняет свои обязанности.

- Главы практически всех крупных государственных предприятий, в том числе и "Укрпочты", "Укрзализныци", - в статусе исполняющих обязанности. Одной из первых и наиболее значимых управленческих задач для набсовета - проанализировать, насколько руководитель и все члены правления соответствуют тем вызовам, с которыми компания сталкивается. И это будет сделано в ближайшее время максимально объективно и прозрачно. В этой связи я бы хотел отметить, что менеджмент "Укрэнерго" уже несколько лет исполняет свои обязанности и очень хорошо с этим справляется. Комитету по назначениям набсовета предстоит установить критерии для каждой должности в компании и в соответствии с ними провести кадровые назначения. И, как я уже говорил, для набсовета очень важно сделать это как можно скорее.

- Вы установили конкретные сроки, в которые должны состояться кадровые назначения?

- Мы пока не определили конкретной даты. Но этот вопрос для нас в приоритете.

- Вы наверняка знаете о пробелах в украинском законодательстве, которые касаются функций набсоветов госпредприятий: с одной стороны, набсоветы должны назначать главу и менеджмент компании, с другой - кандидатуры на эти позиции должны быть согласованы с украинским правительством. Аналогичная ситуация и с другими ключевыми полномочиями набсовета - стратегия, финансовые и инвестиционные планы должны быть утверждены НС, но согласованы с акционером. И, вспоминая о сложных взаимоотношениях, которые сложились у первого набсовета "Нафтогаза" с акционером, возникает вопрос: видите ли вы какие-либо риски для вашей будущей работы с украинским правительством? Допускаете ли вы возможность того, что ключевые решения набсовета не найдут поддержки у акционера?

- Прежде всего, позвольте мне вас исправить. Согласно уставу "Укрэнерго", вся ответственность и полномочия по назначению главы компании и членов правления возложены на наблюдательный совет. И, как я уже сказал, НС в ближайшее время выполнит свои обязательства. Я хочу акцентировать ваше внимание еще на одном моменте. Предполагать, что набсовет может каким-либо образом не взаимодействовать и не работать с акционером - некорректно. Акционер - основной стейкхолдер, остальные - национальный регулятор, потребители, кредиторы и т.д. И компания должна в своей работе опираться на баланс интересов акционера и других участников. Другими словами - компания должна работать на благо государства.

Важнейшее условие для работы набсовета любой госкомпании - иметь четкое понимание, какую политику акционер будет проводить в отношении госсобственности. Именно это позволит определить дальнейшую работу набсовета по стратегии компании, годовым финансовым и инвестиционным планам.

Украинские политики постепенно, но уверено меняют свою мировоззренческую позицию в отношении качества управленческих решений в соответствии с принципами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, - ред.) и намерены устранить нежелательное политическое вмешательство в сферу управления госактивами. Это продолжающийся и благоприятный процесс, от которого выиграет вся страна.

Примечание редакции: стоит уточнить, что полномочия набсовета унитарного госпредприятия назначать руководителя компании, закреплены п.6 ст.73 закона №1405-VIII. Этим документом внесены изменения в законодательство, регламентирующее управление объектами государственной и коммунальной собственности.

- Правильно ли я понимаю, что, если при назначении главы компании, акционер не поддержит кандидатуру, предложенную набсоветом, вы с этим согласитесь и предложите другой вариант?

- Это не вопрос согласия. Это вопрос полномочий. Это - компетенция набсовета проводить такие кадровые назначения. По каждому конкретному случаю важен диалог с акционером, основанный на доверии, профессионализме и взаимоуважении.

- По моей информации, премьер-министр отказался встретиться с вами и другими членами набсовета перед вашим первым заседанием. Вы действительно планировали встречу с Владимиром Гройсманом, но он ее отменил?

- Во-первых, набсовет получил полномочия только после того, как мы подписали контракты. Мы, разумеется, с удовольствием встретимся с премьером, если он решит провести с нами такую встречу, чтобы услышать его позицию по поводу работы компании. Мы, в свою очередь, также хотели бы представить свою позицию и видение того, что мы намерены делать. Но мы также пониманием, что политическая повестка дня сейчас чрезмерно насыщенная. То есть, чтобы внести ясность в этот вопрос - набсовет "Укрэнерго" не просил премьера о встрече и не получал отказ. Эта информация не соответствует действительности. Я уверен, что премьер уделит нам внимание, как только ему позволит это сделать его плотный график. Я также знаю, что премьер очень пристально следит за состоянием дел и развитием "Укрэнерго", понимая значение компании для страны.

- Вы работаете в Украине с 2013 года. Сначала - в ЕБРР, а сейчас возглавляете набсоветы "Укрзализныци" и "Укрэнерго". Разумеется, вы хорошо помните сопротивление политической системы корпоративной реформе, которая началась в стране с крупнейшей газовой госкомпании "Нафтогаз Украины". Сейчас, как вы справедливо отметили, политическая повестка дня напряженная, страна входит в предвыборный период. В связи с этим как вы оцениваете риски того, что на набсоветы госкомпаний может оказываться политическое давление? Можете ли вы предпринять какие-либо превентивные меры от действий власти, которые могут нанести ущерб независимости набсовета?

- Единственная сила, которая может нанести какой-либо ущерб вашей независимости, это вы сами. И то, потому что вы позволите этому случиться. Более никто другой не в силах нанести удар по вашему чувству независимости, ответственности и достоинству. Безусловно, некоторые политики и чиновники старой закалки, отставшие от времени и оторванные от реальности, могут попытаться вмешаться в работу госпредприятий. Но я могу ответить на это, что набсоветы как "Укрэнерго", так и УЗ готовы "держать удар" и не позволят этому случиться.

В любой стране, которая находится в процессе трансформации, реформы могут быть поставлены на паузу. Но в Украине правительство взяло на себя лидирующую роль в том, чтобы инициировать в стране позитивные изменения в сфере управления госпредприятиями. Большинство в парламенте поддерживает эту новую экономическую парадигму. Конечно, как я уже говорил, есть некоторые политики-популисты, которые, если придут к власти, могут попытаться приостановить ход реформ в стране. Но я абсолютно уверен, что Украина - государство, которое четко и бесповоротно поддерживает западные демократические ценности и принципы свободного рынка. И никто в этом политическом спектре не сможет разрушить это. Мы все знаем, какую цену заплатили украинцы для того, чтобы защитить эти ценности.

Поэтому, что касается работы набсоветов, пока они исповедуют принципы независимости и сохраняют достоинство, я не вижу никаких угроз для их деятельности. Что нам нужно сделать - это продемонстрировать, что работа набсоветов госкомпаний направлена на благо этих предприятий и на благо страны. Мы здесь только потому, что мы хотим помочь Украине пройти путь реформ.

- Давайте вернемся к "Укрэнерго". Компания сейчас судится с Комиссией по реструктуризации предприятия, созданной при Министерстве энергетики и угольной промышленности. Комиссия должна утвердить оценку активов предприятия для последующей корпоратизации. В результате Комиссия решила забрать на себя полномочия по операционному управлению компанией. Какой будет реакция набсовета, если это все же произойдет?

- Реакция будет довольно сильной, но в любом случае для этого (передачи Комиссии управления "Укрэнерго", - ред.) нет законных оснований. Насколько я знаю, у Комиссии нет полномочий или прав заниматься непосредственным управлением "Укрэнерго". Мне известно, о том, что между менеджментом компании и руководством Комиссии были некоторые разногласия по этому поводу. Но это было до назначения набсовета. И события последних нескольких дней свидетельствуют о том, что сейчас ситуация исчерпана, и это совершенно справедливо.

В поддержку дальнейшей корпоратизации компании высказался и министр Кабинета министров Александр Саенко. Полагаю, что в своем заявлении он высказал не только мнение премьер-министра, но и позицию всего Кабмина. Я также думаю, что иногда отдельные лица могут быть излишне взволнованы по поводу некоторых вопросов или людей. Или же личные интересы либо эго становятся препятствием. Но в результате благо страны должно быть поставлено во главу угла. И то, что в данный конкретный момент действительно принесет стране благо, заключается как раз во внедрении новой корпоративной структуры в "Укрэнерго". Это позволит компании быстрее получить сертификацию Энергосообщества ЕС (СЭС) в качестве независимого оператора. Этот процесс требует также проведения анбандлинга компании (в случае с "Укрэнерго" анбандлинг означает, что Минэнерго должно передать компанию другому ведомству или вывести из своего подчинения сегмент генерации, - ред.) и корпоратизации. Это то, что сейчас стоит на повестке дня. И тот конфликт, или я бы даже сказал, недоразумение между "Укрэнерго" и Комиссией улажено, и нет предпосылок для того, чтобы оно снова возникло.

- Согласно директивам Третьего энергопакета ЕС в ходе корпоратизации, "Укрэнерго" как оператор энергосистемы должно стать собственником активов по передаче электроэнергии, то есть магистральных сетей. Насколько я понимаю, это ключевой момент для прохождения успешной сертификации оператора в СЭС. Но для правительства этот вопрос спорный, и чиновники намерены передавать активы не в собственность компании, а на правах хозяйственного ведения. Если именно такое решение будет принято, какие последствия оно может иметь для компании?

- Это принципиальный вопрос для всех госкомпаний в Украине. Опять же мы с вами говорим о переходе от одной модели управления к другой. И эти изменения подкреплены соглашениями, которые Украина подписала, и обязательствами, которые взяла на себя как государство. Некоторые из них, например, директивы Энергосообщества ЕС, требуют, чтобы основные активы были в собственности у предприятия. Я также считаю правильным передачу активов компании. Это позволит менеджменту и набсовету нести полноту ответственности за все операции с активами и их эксплуатацию. Мы к этому придем.

Думаю, люди понимают, что опасения по поводу старых методов, когда госактивы могут быть каким-то образом разворованы, растрачены или распроданы, больше не уместны. Потому что при введении новой структуры управления и контроля за механизмами работы госкомпаний эти методы будет невозможно реализовать.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что для государства крайне важно определить основные аспекты политики в отношении госсобственности. Когда такая политика согласована всеми органами власти, больше не будет возникать вопрос о том, необходимо или нет передавать активы в собственность госкомпаниям. Это, разумеется, новая модель для Украины, и, конечно же, это вопрос доверия. Но люди должны увидеть, что это работает. И сейчас набсовет УЗ, к примеру, внедряет множество механизмов, которые должны только усилить это доверие. Что касается "Укрэнерго", то я не сомневаюсь, что и акционер, и другие стейкхолдеры также будут доверять тому, что мы делаем. Мы примем необходимые меры, и установим контроль, чтобы быть максимально уверенными в том, что все в компании работает исключительно на благо страны, а не на кого-то еще.

- Когда "Укрэнерго" начнет процесс анбандлига, и как компания будет работать после его завершения?

- Анбандлинг должен произойти довольно скоро - в следующем году. Он должен сопровождаться корпоратизацией, решением вопроса по передаче активов в собственность компании и подачей документов на сертификацию оператора. Другого пути нет. Это обязательства Украины, которые она добровольно на себя взяла, выбирая свой курс на интеграцию с европейским сообществом. Конечно, могут быть моменты сопротивления со стороны действующей политической системы, но они в итоге должны быть направлены в конструктивное русло и нацелены на завершение этой реформы. И это произойдет.

Если говорить непосредственно об "Укрэнерго", анбандлинг - вполне выполнимая задача. Генерация и поставка электроэнергии должны быть отделены от транспортировки, то есть, они не могут быть сосредоточены в одних руках. В случае с "Нафтогазом", например, это более сложный для реализации вопрос из-за арбитражного спора в Стокгольме и существования разных моделей анбандлинга.

- Существуют ли какие-либо риски для финансового состояния "Укрэнерго" во время и после проведения анбандлинга?

- Нет, поскольку "Укрэнерго" останется таким же субъектом хоздеятельности, выполняющим те же функции, что и сейчас. Необходимо будет разделить между разными министерствами полномочия по контролю за активами, участвующими в генерации и передаче электроэнергии (как сообщалось выше, Минэнергоугля должно или передать "Укрэнерго" в ведение другого министерства, или же вывести из своих полномочий сегмент генерации электроэнергии, - ред.) Определенные вызовы, с которыми мы можем столкнуться, будут связаны с тем, то Украина находится на пути перехода к другой модели регулирования энергетики и создания рынка электроэнергии. В любом случае, "Укрэнерго" не владеет активами в генерации и дистрибуции. И сейчас необходимо определить стоимость активов для корпоратизации.

- Через десять лет "Укрэнерго" должно быть членом ENTSO-E. Для интеграции в европейскую энергосистему необходимо, чтобы не только оператор, но и другие игроки рынка довольно быстро выполняли каталог технических и регуляторных мероприятий. Что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы достичь этой цели?

- Прежде всего, мы намерены завершить интеграцию в ENTSO-E за пять, а не за десять лет. То, что действительно необходимо делать быстро, так это установить понятные правила и процедуры, в том числе и в законодательстве, выполнение которых позволит нам объединиться с европейской энергосистемой. Трейдинг, экспорт, импорт электроэнергии должны быть в структуре нового рынка, где все желающие могут напрямую заключать контракты по конкурентным ценам.

Мы также должны полностью привести в соответствие с европейскими нормами законодательную базу, методы регулирования и технический уровень энергосистемы. Интеграция в ENTSO-E предполагает именно это. "Укрэнерго" необходимо будет выполнить ряд технических мероприятий и осуществить инвестиции, необходимые для работы единой энергосистемы с соседними странами. (Соглашение об условиях присоединения к Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E) "Укрэнерго" подписало 28 июня 2017 года. Все участники рынка и оператор украинской энергосистемы должны привести систему в соответствие с европейскими стандартами и продемонстрировать стабильную работу в изолированном от России и Беларуси режиме, - ред.)

- Стоит ли ожидать от набсовета "Укрэнерго" разработки новой и детальной стратегии компании, которая будет представлена Кабмину?

- Это ключевая функция набсовета и правления компании - разработать и конкретизировать стратегию развития, согласовав ее с акционером. Но для этого необходимо завершить анализ деятельности предприятия и тех вызовов, с которыми оно сталкивается. Мы, безусловно, представим стратегию в следующем году, также как и годовой инвестиционный план, соответствующий целям стратегии. Кроме того, процесс стратегического планирования потребует тесной работы с национальным регулятором и акционером.

- Какие источники компания может использовать для привлечения инвестиций?

- Разумеется, мы понимаем, что государственных средств никогда не хватает для инвестирования в ОЭС. С учетом моего опыта работы в качестве кредитора за последние 40 лет, я понимаю, что для привлечения средств в компанию необходима понятная структура управления и контроля за активами, а также прогнозируемый оборотный капитал. В связи с этим, корпоратизация и окончательная сертификация "Укрэнерго" как оператора крайне важны. Как только этот процесс будет завершен, мы сможем диверсифицировать нашу базу заимствований и получить доступ к рынкам частного капитала. Единственно, что вы можете с уверенностью сказать о передаче электроэнергии как о бизнесе, так это то, что денежный поток тут относительно стабильный и прогнозируемый. Это означает, что кредиторы с удовольствием предоставят займ такому бизнесу. Также желательно привлечь частный капитал для удовлетворения потребностей компании в инвестициях, но для этого, прежде всего, должно быть политическое решение.

- Вы также возглавляете набсовет УЗ. Как вы можете оценить работу компании, и на выполнении каких задач сейчас сосредоточен набсовет?

- Набсовет УЗ работает очень эффективно. "Укрзализныця" - одна из важнейших инфраструктурных компаний страны. Поэтому задачи, которые предстоит решать, довольно сложные. Мы сейчас работаем над улучшением качества и доступности сервиса. Мы сейчас анализируем и консультируемся с экспертами о том, как лучше управлять движением наших поездов, как улучшить работу локомотивов. Мы намерены закупить новые электровозы, и как раз анализируем наши потребности, чтобы осуществить необходимые закупки. Мы также стараемся бороться с коррупцией. До сих пор структура работы УЗ была поделена в соответствии с региональными интересами. Мы же намерены создать единый центр принятия решений, чтобы они были эффективными и действительно в интересах компании. Мы также сейчас ищем нового директора по внутреннему контролю и тесно сотрудничаем с органами власти по борьбе с коррупцией. В дальнейшем вы увидите еще больше эффективных и рыночных решений, касающихся работы УЗ.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3310
 0,0405
0,10
EUR
1
43,6910
 0,0565
0,13

Курс обміну валют на вчора, 10:17
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0420  0,03 0,07 41,6792  0,01 0,03
EUR 43,5120  0,10 0,24 44,2428  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес