Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как ссора Лукашенко с Путиным отобьется на украинских ценах на бензин

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ / Деловая столица

До сих пор Беларусь получала от России в несколько раз больше нефти и нефтепродуктов, чем потребляла сама. Избыток реэкспортировался, в том числе в Украину. Но теперь этот "краник" закрывается - что будет с украинским рынком?

Россия начинает налоговый маневр в нефтяной отрасли: продажа нефти за рубеж не будет облагаться 30%-ной пошлиной, как сейчас, но добывающие нефть компании будут обязаны уплачивать в том же размере НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Для российского бюджета ничего не изменится, а вот соседняя Беларусь получит ощутимый удар. Сегодня белорусские НПЗ благодаря "особым отношениям" Лукашенко с Кремлем получают российскую нефть без 30%-ной пошлины, а готовые нефтепродукты продают за рубеж (большой объем идет в Украину). Соответственно, упомянутые 30% поступают в белорусский бюджет, а белорусские нефтепродукты очень конкурентоспособны.

Но это не все. Благодаря тому, что Беларусь и Россия виртуально объединены в "Союзное государство", Минск долгое время промышлял тем, что закупал в России нефтепродукты и другие углеводороды по внутренним ценам, как бы для собственных нужд, а далее их реэкспортировал с использованием различных серых схем. Такая схема действовала и со сжиженными углеводородными газами (СУГ, пропан-бутан), но это все же другая история.

Важно то, что значительная часть этого серого реэкспорта углеводородного топлива из Беларуси поступала до сих пор в Украину. По данным "Нефтегазовой ассоциации Украины", поставками из Беларуси обеспечено 45% украинского рынка бензина и 35% потребляемого дизтоплива. Структура импорта такова: из Беларуси поступает 40,31% всего топлива, из РФ - 37,41%, Литвы - 9,63%, других стран - 12,65%.

Но теперь отношения между Лукашенко и Путиным резко ухудшились, и Москва решила "прикрутить краник". 3 сентября министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что экспорт российских нефтепродуктов в Беларусь экономически нецелесообразен. "Беларусь обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Беларуси, нет", - отметил он.

Новак также сообщил, что Москва и Минск установят предельный уровень поставок нефтепродуктов из России в Беларусь на 2019 г. (индикативный баланс), поставки сверх этих объемов будут запрещены. При этом белорусским предприятиям, желающим купить нефтепродукты в России, придется обосновывать свои потребности, иначе им ничего не продадут. Впервые об этом заговорили в августе: стало известно, что Россия планирует с четвертого квартала ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и СУГ в Беларусь.

В правительстве РФ эту инициативу объяснили "увеличением реэкспортных поставок российских нефтепродуктов и СУГ в страны Балтии и Украину, что приносит белорусскому бюджету дополнительные доходы, а российскому - убытки".

Агентство Reuters также сообщало о планах России ограничить поставки моторного топлива в Беларусь, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях растущего объема его реэкспорта. В первом полугодии Беларусь в 1,5 раза (до 2,1 млн т) увеличила импорт бензина и ДТ, поставки которых Россия планирует ограничить.

Сейчас, в сентябре, еще работают старые схемы, так что углеводородное топливо из Беларуси свободно поступает на украинский рынок. Но уже в октябре все может поменяться, и "белорусский поток" россияне заботливо перекроют. Каков тогда сценарий для украинского рынка? Два эксперта дали два совершенно разных прогноза.

Так, директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн уверен, что ничего страшного не случится, максимум - упадут доходы белорусских НПЗ. "На месте одного поставщика всегда появится другой. Это вопрос нескольких долларов, и он очень быстро разрешится - трагедии не будет. Вообще, в любом контракте на поставку белорусских нефтепродуктов идет привязка к европейским котировкам, - говорит Куюн. - Так что в случае конфликта Минска с Москвой просто белорусы будут меньше зарабатывать, произойдет урегулирование прибыли белорусских НПЗ. Но белорусы - не монопольные поставщики. Топливо может пойти из Литвы, из России, по морю и так далее".

В свою очередь, экономист международной группы "Азил-Топливо" Северин Бонайтис считает, что в случае проблем с поставками из Беларуси цены на автомобильное топливо на рынке Украины подскочат, но через несколько месяцев откатятся к прежнему уровню.

"Белорусские поставщики продают бензин и ДТ по рыночным ценам, но при работе с Беларусью очень хорошая логистика, то есть топливо не нужно далеко везти. И это близко к половине украинского потребления, в один момент такой объем не перенаправишь, - сказал "ДС" Бонайтис. - Конечно, альтернативные поставщики найдутся. Но надо понимать, что обычно топливные контракты заключаются на долгий срок. А тут потребуется оперативно "перехватить" большой объем бензина и ДТ на один-два-три квартала. Цены на такое "внеплановое" топливо окажутся в полтора-два раза выше, чем в среднем по рынку. А значит, и украинским потребителям придется переплачивать, пока сети АЗС не найдут новых долговременных поставщиков".

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2533
 0,0777
0,19
EUR
1
43,5635
 0,1275
0,29

Курс обміну валют на сьогодні, 10:39
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0072  0,03 0,08 41,6288  0,05 0,12
EUR 43,4760  0,04 0,08 44,2172  0,03 0,06

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2500  0,11 0,27 41,2700  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес