Фінансові новини
- |
- 10.12.25
- |
- 14:34
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Не только саммит НАТО: о чем на самом деле договорились Украина и Венгрия
17:10 27.06.2018 |

Большинство тех, кто комментировал наши с Лилией Гриневич недавние консультации с венгерскими коллегами-министрами и венгерской общиной Украины, первоочередное внимание обратили на то, что Будапешт отказался от намерения блокировать участие Украины в саммите НАТО.
И это действительно очень важное достижение. Оно сняло момент напряженности, который изначально никому не был нужен.
Но главный результат этой встречи, как и всего длительного и непростого процесса переговоров, я вижу совсем в другом: мы наконец выходим из клинча в споре о новом законе "Об образовании".
Похоже, наши венгерские партнеры наконец осознали, что закон меняться не будет.
Теперь же стороны направили усилия на поиск компромиссов относительно того, как он будет выполняться.
Украинская сторона заверила, что выполнит рекомендацию Венецианской комиссии о переходном периоде во внедрении закона. Но это не будет отсрочкой проблемы. Это время мы используем для качественной практической подготовки к нововведениям. Это и новые программы, и методики, и учебники и словари, это и профессиональная доквалификация учителей.
Кроме того - также по рекомендации Венецианской комиссии - статья 7 закона не будет распространяться на частные школы. А каждая государственная школа для национальных меньшинств получит широкие полномочия, чтобы самостоятельно определять, какие предметы будут преподаваться на украинском, а какие - на родном языке.
Все это создает хорошую основу для того, чтобы обеспечить детям свободное владение обоими языками, а взрослым - возможность конструктивно и демократически решать спорные вопросы.
То, что мы сдвинулись с мертвой точки - действительно серьезная победа.
Подчеркиваю: не украинская, не венгерская - это наша общая украинско-венгерская победа и важный шаг навстречу друг другу.
Почти год украинская дипломатия настойчиво убеждала венгерскую сторону взглянуть на вопрос увеличения объемов преподавания украинского языка в школах венгерского меньшинства не с формальной, а с прагматической стороны, с точки зрения реальных преимуществ, которые получит от этого сама же венгерская община.
Кажется, наши партнеры начали понимать, что цель Киева - не дискриминировать венгерскую общину, наоборот, мы хотим, чтобы украинские венгры чувствовали себя дома не только в своем селе или городке, а на всей территории страны.
Свободное владение, наряду с родным, и государственным украинским языком никак не может дискриминировать наших венгерских граждан.
А вот незнание ими украинского действительно создает дискриминацию. Ведь это резко ограничивает возможности молодых венгров Украины получать высшее образование и делать карьеру в собственной стране. В результате это приводит к их массовому выезду, и не только в Венгрию, но и в другие, более богатые страны ЕС.
Я не раз отмечал: существует прямая причинно-следственная связь между тем, что в Береговском районе Закарпатья 75% венгерских выпускников не могут сдать тест ВНО по украинскому языку, и тем, что за последние годы венгерская община сократилась чуть ли не на треть.
Скажу прямо: если бы мы действительно хотели избавиться от венгерского меньшинства, нам надо было бы делать именно то, на чем до сих пор так настаивал Будапешт - отрезать венгерскую молодежь от возможности изучать государственный язык.
Но нам это действительно не нужно!
Нам не нужно, чтобы наши венгры стали менее венграми, забывали свой язык и культуру. Наоборот, мы идем в Европейский Союз, а потому заинтересованы в сохранении и развитии типично европейского этнического разнообразия наших регионов на границах с ЕС.
Закарпатье - это Центральная Европа в миниатюре. Мы считаем это нашим культурным богатством и тем цивилизационным звеном, которое прочно соединяет Украину с Европейским Союзом.
Особо подчеркну: потребность во владении украинским языком и в полноценной интеграции в общество своего государства чувствует также большинство наших венгров, потому что они исходят не из "высокой политики", а из жизненного прагматизма. Я не устаю приводить пример, когда ко мне подошли два наших молодых венгерских бизнесмена и попросили довести дело с законом "Об образовании" до конца. Ведь без знания украинского они не смогли бы даже как следует заполнить налоговую декларацию, не то что вести бизнес!
Таких примеров могу привести немало. Потому что проблему я изучал не только из Киева, но и общаясь с людьми непосредственно на месте.
За последний год я не раз посещал села и города, населенные преимущественно венграми или румынами, вел откровенные разговоры об их стремлениях и потребностях. Конечно, среди представителей национальных меньшинств есть люди с разными взглядами. Конечно, встречаются и радикалы, которые либо бредят какими-то сепаратистскими идеями, либо же просто разыгрывают сепаратистскую карту в своих собственных интересах.
Но абсолютное большинство людей хотят жить спокойной и обеспеченной жизнью там, где они живут из поколения в поколение, то есть в Украине. Полностью разделяю их точку зрения и считаю обязанностью государства всячески им помогать.
Скажу одну парадоксальную вещь.
Напряженная венгерско-украинская дискуссия вокруг нового закона "Об образовании" имела и положительные последствия. В более узком смысле она заставила нас обратить больше внимания на потребности наших национальных меньшинств. А в более широком - показала нам длительное отсутствие общей политики по вовлечению их в жизнь украинского общества в целом.
Я говорю об этом не для того, чтобы посыпать голову пеплом.
Я просто хочу наконец начать взвешенную и преисполненную взаимного уважения дискуссию о том, что мы можем и должны сделать для наших меньшинств.
Поле деятельности здесь - необозримое. Это и оптимальное сочетание владения родным и государственным языком, и их гармоничное включение в родную и украинскую (а шире - в европейскую и мировую) культуру, это и широкие связи с исторической родиной, это и проблема двойного гражданства и еще много других тем.
Дискуссия должна охватить не только гуманитарные, но и экономические аспекты развития регионов. Убежден, что нам необходимо оживить и улучшить наше трансграничное сотрудничество. Людей убеждает реальность, а не заявления. Если, например, пункты пограничного пропуска у нас не строят десятилетиями, даже теряя выделенные на это деньги ЕС, то хочешь, не хочешь, но это действительно плохой сигнал местному населению. Оно чувствует, что никто им не интересуется и о нем не заботится.
Так что дискуссия нам, безусловно, нужна, но всем, кто хотел бы принять в ней участие, очень советую сначала съездить в регионы, пообщаться с нашими венграми, румынами, болгарами, словаками, посетить их детсады и школы, наконец, откровенно поговорить с разными людьми. Я лично благодаря этим поездкам узнал очень много нового, на многие вещи по-новому посмотрел, а главное - теперь я понимаю реалии их жизни не только на уровне фактов, но и на уровне эмоций.
Главной же целью дискуссии должна стать выработка эффективной и комплексной государственной политики в отношении национальных меньшинств, об отсутствии которой я уже говорил. Убежден, именно сейчас самое время взяться за ее разработку, причем в тесном сотрудничестве как с самими общинами, так и с государствами их происхождения и Европейским Союзом в целом.
И не будем забывать: если мы этого не сделаем, то свое дело непременно сделает Россия.
Она постоянно будет устраивать провокации, чтобы поссорить нас с соседями, как делала это в последние месяцы, подстрекая к спорам наших венгерских друзей. А что Россия в этом настоящий мастер - мы уже не раз имели возможность убедиться.
Мы не имеем права допустить такой сценарий. Ни Украина, ни наши европейские партнеры.
Каким бы сложным ни казался спор, нам следует избегать вербальной эскалации и накручивания эмоций. В любой ситуации мы прежде всего остаемся соседями, друзьями, партнерами и союзниками. Противоположный подход значительно усилит и без того существующие риски для безопасности всей Центральной Европы.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
ПОПУЛЯРНІ СТАТТІ
| Лідери Європи радять Зеленському не погоджуватися на вимоги РФ без гарантій безпеки з боку США – WSJ |


Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Володимир Зеленський є демократично обраним президентом України, а
наступні президентські вибори мають відбутися, коли цього дозволять
умови.
"Україна та члени Спеціального комітету досягли згоди щодо умов
Пропозиції (щодо обміну) та умов Нових цінних паперів, а Спеціальний
комітет підтвердив свою підтримку умов зміненого та переглянутої
Пропозиції", - йдеться в біржовому повідомлені України у вівторок.
16 грудня Європейський Союз доєднається до створення Міжнародної комісії
з розгляду претензій України до Росії, яка створюється у рамках роботи
Реєстру збитків, завданих Україні та українцям російською агресією.
Про це він сказав під час спілкування з пресою на заході Центру
виконавських мистецтв імені Джона Ф. Кеннеді у Вашингтоні ввечері 7
грудня, цитує "Європейська правда".
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Європейський Союз і країни G7 ведуть переговори про заміну "стелі" цін
на російську нафти повною забороною доступу РФ до морських послуг з
метою зменшення доходів від енергоносіїв, які дозволяють Кремлю
фінансувати війну проти України.
У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Верховна Рада ухвалила закон про
державний бюджет на 2026 рік. Документ у другому читанні та в цілому
підтримали 257 народних депутатів.
Сполучені Штати дозволять Nvidia (NVDA.O) експортувати процесори H200,
які є другими за потужністю чипами штучного інтелекту. Ці чипи
відправлятимуться до Китаю, а з таких продажів стягуватиметься 25% мита.
Продукти на основі штучного інтелекту компанії OpenAI економлять
працівникам у середньому від 40 до 60 хвилин на день на виконанні
професійних завдань.
Компанії Google та Apple об'єднали зусилля для покращення процесу
переходу між мобільними платформами. В останній тестовій збірці Canary
помітили нову функцію, яка має спростити передачу даних між Android і
iOS під час першого налаштування пристрою.
Слот для карт microSD довгий час залишався простим і недорогим способом
збільшити пам'ять смартфона без переплати за версію з більшим
накопичувачем. Користувачі отримували свободу вибору, а от виробники
втрачали на продажах версій з більшим обсягом сховища.
Google оновлює свій експериментальний застосунок Doppl. У ньому
з'являється нова шопінг-стрічка, створена штучним інтелектом. Doppl
працює як інструмент для віртуальної примірки одягу за персоналізованими
3D-зображеннями
Засновника ChatGPT, компанію OpenAI, більше не вважається передовим у
галузі технологій штучного інтелекту через питаннями щодо
нерентабельності та необхідності швидкого зростання, щоб оплатити свої
величезні витрати.
Netflix та Warner Bros. досягли угоди про придбання: компанію оцінили
у $27,75 за акцію та $72 млрд в капіталі ($82,7 млрд з урахуванням
боргу). Очікується, що угоду закриють після виділення підрозділу
Discovery Global в окрему публічну компанію, заплановане на третій
квартал 2026 року.