Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс обмена наличной валюты

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Курс валют на межбанковском валютном рынке

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс рубля к доллару

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками

09:00 11.06.2018 |

Нефть и безнин

 Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95» / ZN.UA

Дефицит автогаза летом 2017-го взвинтил цены на колонках в полтора раза, и это неприятное послевкусие кризиса чувствуется до сих пор. По мере приближения очередного сезонного пика потребления возникает закономерный вопрос: удастся ли пройти его без потрясений? Тем более что продажи сжиженного газа в текущем году по сравнению с прошлым снова выросли.

Внешне все выглядит неплохо, необходимые стране ресурсы на рынке есть. Но высокий спрос, турбулентность внешнего рынка в пиковые месяцы и старые внутренние болезни делают перспективу весьма тревожной.

За июль-август 2017 г. оптовая стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ) выросла вдвое, а за неполный август средние цены на стелах АГЗС взлетели с 10,95 до 16,2 грн/л. Накал был таким сильным, что комментировать ситуацию пришлось премьеру и президенту.

Сухие каналы

Причина прошлогоднего кризиса — дефицит поставок. "Консалтинговая группа А-95" оценивает его в 30% от потребностей, что стало следствием комплекса факторов. Первый из них — каскадообразный рост потребления: с 2013-го по 2017 г. увеличилось на 77%, и страна вошла в ТОП-7 по потреблению автогаза в мире. Это создало критическую зависимость рынка от импорта, достигшего 70% в балансе (примерно, как и по светлой группе нефтепродуктов). Новости не заставили себя долго ждать.

С 1 июня 2017 г. Россия ввела ограничения на прямые поставки СУГ в Украину и по факту сделала единого экспортера — "Роснефть" с фиксированным объемом 42 тыс. т в месяц. Этот газ в Украину поставляет трейдер Proton Energy Group S.A.

Нет худа без добра, получилось так и здесь. Прямые российские поставки упали с 47% в первом полугодии 2017 г. до 29% — во втором. Трейдерам пришлось искать новые источники импорта. Правда, новыми их назвать можно лишь условно. В направлении Украины начали разворачиваться белорусские приграничные терминалы, которые ранее транзитировали российский газ в Польшу. В итоге суммарно прямые и транзитные поставки российского газа в Украину в прошлом году составили 785 тыс. т, что на символические 3 тыс. т больше уровня 2016 г. Этот канал поставок также внес свою лепту в кризис: в разгар событий выяснилось, что транзитные терминалы не выполняют обещанных объемов. Особенно это стало очевидно уже в сентябре, когда по мере падения цен они начали выгружать "летние" объемы. Был ли это форс-мажор или осознанное желание подогреть кризис и дополнительно заработать на ажиотаже — истина, вероятно, где-то посередине.

Рост цен тем летом распахнул заржавевшие "морские" ворота, открылась и западная граница. Но сюрпризы поджидали и здесь: транспортная инфраструктура оказалась к этому не готова. Показала себя во всей красе "Укрзалізниця": чтобы разгрузить новые станции с газом, не было тепловозов. А там, где они были, их нечем было заправлять…

"Вагоны могли стоять на узловых станциях по неделе, что порожние, что полные. Сроки доставки превышали нормативные в несколько раз. В таком режиме при работе через Черноморск, где нет возможности отгружать автотранспортом, временной лаг с момента акцепта по сделке до начала реализации с баз хранения составлял до месяца. Очень сложно работать с таким лагом... волатильность цен на рынке очень высокая", — говорит Владислав Колодяжный, руководитель GT Group, одного из поставщиков "морского" СУГ. По его словам, частично удалось решить проблему переводом поставок в Одессу, где существующая мощность позволяет обеспечить перевалку 20–30 тыс. т в месяц.

Напряжение могло бы быть ниже, обладай рынок запасами. Нехватка хранилищ — еще одно слабое звено. Суммарный объем хранения в стране не превышает недельного спроса в пиковый период, но на протяжении года в основном не заполнены и они — рынок работает с колес, так как запасы делать дорого и рискованно.

 

Из внешних форс-мажоров лета 2017-го вспомним и ремонты на заводах России, Беларуси и Казахстана. Недогруз "подсушил" всю Восточную Европу, осложнив поиск свободных ресурсов, в частности, в Польше и дополнительно взвинтив котировки.

Несмотря на пережитый шок, прошлогодний кризис не остановил рост популярности автогаза в Украине. В 2017-м потребление выросло на 9%, а за пять месяцев этого года — еще на 7%. Это значит, что в пиковый период — август-сентябрь — спрос вполне может достичь 165–170 тыс. т. Возьмет ли рынок такую высоту?

Уроки русского

Для начала отбросим те направления, которые вызывают наименьшие опасения. Прежде всего, это объемы Proton Energy, расписанные по долгосрочным формульным контрактам между более чем десятью крупными украинскими сетями.

"Мы не видим предпосылок для дестабилизации наших поставок летом 2018 г. и уверены в их выполнении согласно контрактным обязательствам", — заявили в Proton Energy.

Участившиеся кризисы заставили украинские компании пересмотреть отношение к "формульным" контрактам. Так, выстроилась очередь за дорогими, но гарантированными объемами "Белоруснефти", а это около 7 тыс. т в месяц.

Важным итогом кризиса стал выход на украинский рынок казахстанско-американского СП "Тенгизшевройл" (ТШО). Крупнейший казахстанский производитель СУГ в январе—мае 2018 г. поставил в Украину около 50 тыс. т газа (более 7%), причем практически все — также по длинным контрактам. Трейдеры утверждают, что поставщик может нарастить экспорт до 20 тыс. т в месяц.

Можно рассчитывать и на украинских производителей, хотя некоторые из них понемногу сдают позиции из-за падения добычи нефти и газа. Лидером падения является "Укрнафта" — порядка 9,7 тыс. т сжиженного газа в месяц, или на 17% меньше, чем в прошлом году.

Другое "приватовское" производство — "Укртатнафта" немного прибавило в 2017 г (+1 тыс. т в месяц), однако есть возможности более существенно нарастить переработку нефти в разгар сезона.

Удерживает объемы государственная "Укргаздобыча" — в среднем 14,8 тыс. т в месяц. В компании говорят, что летом 2018-го будут стараться привлечь дополнительные объемы сырья для увеличения выпуска СУГ.

Если подытожить, то гарантированными выглядят 60% необходимых поставок в пиковый период — это внутреннее производство и половина импорта.

Оставшиеся 40% — зона повышенного риска. Эти 60–70 тыс. т трейдеры будут искать на спотовом рынке по всему СНГ и Европе.

Высока вероятность контрактования всего свободного экспортного объема газа Мозырского НПЗ и Речицкого ГПЗ "Белоруснефти". Это порядка 28–30 тыс. т в месяц (включая TERM-контракты), или до 17% от искомого объема.

С учетом прошлогодней ситуации трудно с уверенностью прогнозировать поставки через "транзитные" комплексы в Беларуси. Источники в компании "Трансэкспедиция", владеющей терминалом в Витебске, говорят, что на пике поставки могут быть сокращены вдвое по сравнению с 2017 г. "Наши мощности заняты перевалкой крупных объемов в направлении Польши. В Украину, вероятно, сможем отправить около 15 тыс. т в месяц", — отметил источник. Для справки: в августе 2017 г. поставки из Витебска достигали 35 тыс. т.

Частично заместить выпавшие объемы сможет недавно открытый комплекс в Могилеве, однако реальные возможности и ритмичность работы этой перевалки пока неизвестны.

Теперь о ремонтах. В июле останавливается завод в Сургуте, один из крупнейших производителей СУГ в России. Параллельно ожидаются профилактические работы на производстве ТШО. "Казахи сократили объемы поставок на июль до минимального уровня, прописанного в TERM-контрактах. Высвобожденный объем будет предложен на украинский рынок в спотовом режиме на тендерной основе", — высказал предложение трейдер GT Group Сергей Ермаков.

Хрупкий баланс

На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что преодоление летнего пика на рынке автогаза будет непростым и напряженным. Уже очевидно, что цена будет расти. Во-первых, держать трейдеров в напряжении будут ремонты на заводах в Казахстане и РФ.

Во-вторых, традиционных источников импорта явно не хватит, а это значит, что газ пойдет с моря и западной границы — самых дорогих направлений.

Но сами по себе такие поставки не способны сильно толкнуть цены, это делают ажиотаж и дефицит, причем даже небольшой. Уверенности в том, что этого удастся избежать, нет. Потенциально нам доступны намного большие объемы, чем нужно, но сможем ли мы их оперативно принять? В минувшем мае украинские трейдеры импортировали более 120 тыс. т СУГ, что сопоставимо с объемом, который вскрыл прошлогодние проблемы. Но это без поставок по морю — самого узкого места рынка.

Сейчас по воде импортирует лишь один оператор Orange LPG, в порту Николаева газ грузится в автоцистерны напрямую с баржи-накопителя. Это исключает работу с железной дорогой, но и о значительных объемах выгрузки тоже говорить не приходится.

"Наш предел — не более 10 тыс. т пропан-бутана в месяц", — говорит директор Orange LPG Александр Лазоренко.

Трейдеры отмечают, что нынешнее состояние дел на железной дороге хоть и далеко от идеального, но несколько лучше, чем в августе 2017 г. По словам источника в "Одесской железной дороге", сегодня "Укрзалізниця" способна в спокойном режиме загрузить в Одесском и Черноморском портах 1000 вагонов в месяц, что эквивалентно 32 тыс. т.

Второй не менее важный вопрос — наличие этих вагонов. В "Укрспецтрансгазе", крупнейшем держателе цистерн для перевозки СУГ, говорят, что не все так безоблачно. "Большинство наших вагонов в долгосрочной аренде и работают, как правило, за рубежом. Чтобы мобилизовать необходимый для разгрузки в Украине танкера парк цистерн, нужно планировать эту операцию за месяц", — говорит руководитель "Укрспецтрансгаза" Тарас Вовкив. Впрочем, добавляет он, трейдеры уже начали заблаговременно обращаться по поводу отгрузок из портов.

Таким образом, ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками. По самым оптимистичным оценкам, из "трудных" источников нужно будет обеспечить 16 тыс. т, или около 10% спроса. Но это только в случае стабильной работы основных каналов. В такой ситуации любая искра — от небольшого форс-мажора или неподтвержденного инсайда — может в момент воспламенить ситуацию.

 

ПО РУБРИКАМ

08:24 Биржи АТР преимущественно снижаются на опасениях новых торговых ограничений со стороны США

23.06 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 23.06.18

23.06 Депозитные ставки для физлиц 23.06.18

23.06 Курсы валют по карточным операциям на 23.06.18

23.06 НБУ продал 22 июня банкам депозитные сертификаты на 20 855 млн гривен

23.06 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 22.06.18

23.06 На межбанке 22 июня объем торгов долларом уменьшился на $74,9 млн до $184,1 млн

23.06 Глава ЦБ Швейцарии: блокчейн слишком примитивен

23.06 SEC получила от клиентов Coinbase жалобы на халатность и мошенничество

23.06 Биржи США преимущественно выросли 22 июня вслед за ценами на нефть

22.06 Курс доллара на межбанке 22 июня откатили и ждут новых вливаний гривны

22.06 Курс доллара снижается 22 июня на фоне укрепления евро

22.06 Индекс ПФТС 22 июня продолжил умеренную восходящую динамику

22.06 В январе-мае объем выполненных стройработ составил 36,3 млрд гривен

22.06 Депозитные ставки для физлиц 22.06.18

08:14 Нефть сорта Brent дешевеет 25 июня почти на 2% после договоренностей ОПЕК+

23.06 Аваков прогнозирует внесение в Раду законопроекта о введении уголовной ответственности за контрабанду в июле

23.06 «Урядовый курьер» опубликовал уточнение НКРЭКУ о расчете ОСМД за электроэнергию по дифференцированным тарифам

23.06 «Урядовый курьер» опубликовал новые правила рынка электроэнергии

23.06 Цены топлива на АЗС 23 июня продолжают снижаться

23.06 Когда квоты бессильны: как украинская курятина напугала Евросоюз

22.06 В Украине с 15 июня по 22 июня 2018 г. отмечалось падение розничных цен на светлые нефтепродукты

22.06 В мае промышленное производство выросло на 2,5%

22.06 Нефть дорожает 22 июня после заседания ОПЕК, цена Brent поднялась до $74,22 за баррель

22.06 В январе-мае объем выполненных стройработ составил 36,3 млрд гривен

08:46 Шенген под угрозой. Европейские лидеры обсуждают миграцию

08:39 Эрдоган победил на выборах президента Турции - ЦИК

23.06 Канадский премьер Трюдо оштрафован за незадекларированные очки

23.06 C 2030 года в Ирландии запретят автомобили с бензиновыми и дизельными ДВС

23.06 BMW и Airbus пригрозили уйти из Британии из-за «брексита»

22.06 Трамп продлил санкции против КНДР еще на год

22.06 Трамп пригрозил Евросоюзу 20% пошлинами на автомобили

22.06 Венгрия дала согласие на саммит Украина-Грузия-НАТО, но блокирует двусторонний саммит

22.06 Венгрия снизила уровень требований к Украине по закону об образовании

22.06 Схемы уходят. Банки Кипра ужесточили требования к клиентам

22.06 ЕС завершил программу оказания финансовой помощи Греции

22.06 Ответные пошлины Евросоюза на товары из США вступили в силу

21.06 Китай сократил инвестиции в США на 92% в январе-мае из-за напряженности в отношениях - CNBC

21.06 Парламент Австралии утвердил крупнейшую налоговую реформу в истории страны - на $106 млрд

21.06 Турция вводит ответные пошлины на продукцию из США на $1,8 млрд

22.06 Украинские дороги сузят к евростандартам

21.06 Уровень теневой экономики в Украине в 2017г снизился до 33% ВВП - МЭРТ

21.06 Киевсовет решил музеефицировать артефакты на Почтовой площади без разрыва инвестдоговора

21.06 Минрегионстрой отменил обязательное проектирование мусоропроводов в жилых домах

21.06 Потребительское доверие в Украине снизилось впервые за полтора года - Nielsen

20.06 Въезд в центр Киева предлагают сделать платным

20.06 Украина поднялась в рейтинге цифровой конкурентоспособности

18.06 Украинцы будут отдыхать с 28 июня по 1 июля, суббота, 23 июня, является рабочей

18.06 Суд обязал застройщиков снести многоквартирный дом в Деснянском районе Киева как объект самовольного строительства

15.06 Киевтеплоэнерго требует в суде от Нафтогаза признать заключенными договоры о поставках газа

14.06 Киевсовет обнародовал список улиц, где могут разрешить ездить со скоростью 80 км/ч

14.06 НКРЭКУ выдала лицензии на производство электрической и тепловой энергии для Киевтеплоэнерго

14.06 Украину избрали в экономико-социальный совет ООН

13.06 Совет ЕС рассмотрит выделение ЕС €1 млрд макрофинансовой помощи Украине 26 июня

12.06 Strong Europe Tank Challenge 2018. Почему Украина заняла последнее место

08:07 Гонки сумасшедших. Как Пасечник опять обскакал Захарченко

23.06 Миротворчество под выборы. Когда Тимошенко предложит прямые переговоры с Путиным

22.06 Поправка преткновения. Почему Антикоррупционный суд невозможно запустить без скандала

22.06 Венгрия дала согласие на саммит Украина-Грузия-НАТО, но блокирует двусторонний саммит

22.06 Венгрия снизила уровень требований к Украине по закону об образовании

22.06 Александр Куць назначен новым главой Донецкой ОВГА

22.06 Законопроект о «цензуре» в Интернете: Почему активисты против усиления кибербезопасности

22.06 Глава Верховного Суда Данишевская заявляет об уменьшении количества визитов в Администрацию после избрания на должность

22.06 Голова Мінфіну Оксана Маркарова: Це державна служба, а не бізнес, де можна просто встати і піти

22.06 Умерили пыл. Почему все попытки «гибридов» подобраться к Мариуполю обречены на провал

22.06 СНБО Украины расширил санкционные списки физических и юридических лиц

21.06 Мэрские «шатуны»: Когда городские советы накроет предвыборный психоз

21.06 Чего ждать Донецкой области от сменщика Жебривского

21.06 Луценко в августе заново внесет в Раду представления по неприкосновенности на четырех нардепов

21.06 Рада создала Антикоррупционный суд

23.06 «Криптовалютный» проект Turcoin стамбульской компании Hipper оказался финансовой пирамидой

23.06 Tesla строит гигантские «палатки» для того, чтобы нарастить темпы производства Model 3

23.06 Глава ЦБ Швейцарии: блокчейн слишком примитивен

22.06 В США мониторинг дорожного движения хотят доверить дронам

22.06 CEO Stratfor: в будущем спецслужбы России, Китая и США взломают блокчейн

21.06 Nissan «заморозила» разработку водородного автомобиля

21.06 Чип Huawei Kirin 1020 будет вдвое быстрее Kirin 970

21.06 Компания Volvo представила седан S60 нового поколения

21.06 Криптомайнеры атаковали 40% организаций во всем мире

20.06 Mazda улучшила родстер MX-5: он стал мощнее и безопаснее

20.06 Xiaomi организовала сбор средств на выпуск электровелосипеда HIMO

20.06 Oppo Find X Lamborghini: первый смартфон с системой быстрой зарядки Super VOOC

20.06 Исследование: майнинг биткоина потребляет меньше электроэнергии, чем считалось ранее

19.06 Volvo продемонстрировала яхту с функцией автономной швартовки

19.06 Бюджетный роутер Xiaomi Router 4Q поддерживает технологию MiNET

23.06 Возрастным сотрудникам все труднее угнаться за молодежью

21.06 Робот впервые в истории уволил разработчика

11.06 10 профессий, востребованных в цифровой экономике

08.06 Как справиться с нехваткой мотивации на работе?

04.06 Как стать успешным независимым работником в новой экономике

29.05 Google страдает от плюрализма мнений сотрудников

24.05 Как BMW, Rio Tinto и Electrolux соблюдают первый закон робототехники

22.05 Ученые: эти шесть черт характера обеспечивают успех в жизни

17.05 В чем разница между одержимыми работой и просто увлеченными ею

14.05 Почему начальники не умеют управлять дистанционными сотрудниками

08.05 Что делать, если вас не ценят на работе

07.05 Как люди без высшего образования становятся гендиректорами

05.05 Что нужно знать о поиске работы после увольнения

05.05 Google объявил о новых правилах размещения политической рекламы

03.05 Как урегулировать конфликты на работе

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно