Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками

09:00 11.06.2018 |

Нефть и безнин

 Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95» / ZN.UA

Дефицит автогаза летом 2017-го взвинтил цены на колонках в полтора раза, и это неприятное послевкусие кризиса чувствуется до сих пор. По мере приближения очередного сезонного пика потребления возникает закономерный вопрос: удастся ли пройти его без потрясений? Тем более что продажи сжиженного газа в текущем году по сравнению с прошлым снова выросли.

Внешне все выглядит неплохо, необходимые стране ресурсы на рынке есть. Но высокий спрос, турбулентность внешнего рынка в пиковые месяцы и старые внутренние болезни делают перспективу весьма тревожной.

За июль-август 2017 г. оптовая стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ) выросла вдвое, а за неполный август средние цены на стелах АГЗС взлетели с 10,95 до 16,2 грн/л. Накал был таким сильным, что комментировать ситуацию пришлось премьеру и президенту.

Сухие каналы

Причина прошлогоднего кризиса — дефицит поставок. "Консалтинговая группа А-95" оценивает его в 30% от потребностей, что стало следствием комплекса факторов. Первый из них — каскадообразный рост потребления: с 2013-го по 2017 г. увеличилось на 77%, и страна вошла в ТОП-7 по потреблению автогаза в мире. Это создало критическую зависимость рынка от импорта, достигшего 70% в балансе (примерно, как и по светлой группе нефтепродуктов). Новости не заставили себя долго ждать.

С 1 июня 2017 г. Россия ввела ограничения на прямые поставки СУГ в Украину и по факту сделала единого экспортера — "Роснефть" с фиксированным объемом 42 тыс. т в месяц. Этот газ в Украину поставляет трейдер Proton Energy Group S.A.

Нет худа без добра, получилось так и здесь. Прямые российские поставки упали с 47% в первом полугодии 2017 г. до 29% — во втором. Трейдерам пришлось искать новые источники импорта. Правда, новыми их назвать можно лишь условно. В направлении Украины начали разворачиваться белорусские приграничные терминалы, которые ранее транзитировали российский газ в Польшу. В итоге суммарно прямые и транзитные поставки российского газа в Украину в прошлом году составили 785 тыс. т, что на символические 3 тыс. т больше уровня 2016 г. Этот канал поставок также внес свою лепту в кризис: в разгар событий выяснилось, что транзитные терминалы не выполняют обещанных объемов. Особенно это стало очевидно уже в сентябре, когда по мере падения цен они начали выгружать "летние" объемы. Был ли это форс-мажор или осознанное желание подогреть кризис и дополнительно заработать на ажиотаже — истина, вероятно, где-то посередине.

Рост цен тем летом распахнул заржавевшие "морские" ворота, открылась и западная граница. Но сюрпризы поджидали и здесь: транспортная инфраструктура оказалась к этому не готова. Показала себя во всей красе "Укрзалізниця": чтобы разгрузить новые станции с газом, не было тепловозов. А там, где они были, их нечем было заправлять…

"Вагоны могли стоять на узловых станциях по неделе, что порожние, что полные. Сроки доставки превышали нормативные в несколько раз. В таком режиме при работе через Черноморск, где нет возможности отгружать автотранспортом, временной лаг с момента акцепта по сделке до начала реализации с баз хранения составлял до месяца. Очень сложно работать с таким лагом... волатильность цен на рынке очень высокая", — говорит Владислав Колодяжный, руководитель GT Group, одного из поставщиков "морского" СУГ. По его словам, частично удалось решить проблему переводом поставок в Одессу, где существующая мощность позволяет обеспечить перевалку 20–30 тыс. т в месяц.

Напряжение могло бы быть ниже, обладай рынок запасами. Нехватка хранилищ — еще одно слабое звено. Суммарный объем хранения в стране не превышает недельного спроса в пиковый период, но на протяжении года в основном не заполнены и они — рынок работает с колес, так как запасы делать дорого и рискованно.

 

Из внешних форс-мажоров лета 2017-го вспомним и ремонты на заводах России, Беларуси и Казахстана. Недогруз "подсушил" всю Восточную Европу, осложнив поиск свободных ресурсов, в частности, в Польше и дополнительно взвинтив котировки.

Несмотря на пережитый шок, прошлогодний кризис не остановил рост популярности автогаза в Украине. В 2017-м потребление выросло на 9%, а за пять месяцев этого года — еще на 7%. Это значит, что в пиковый период — август-сентябрь — спрос вполне может достичь 165–170 тыс. т. Возьмет ли рынок такую высоту?

Уроки русского

Для начала отбросим те направления, которые вызывают наименьшие опасения. Прежде всего, это объемы Proton Energy, расписанные по долгосрочным формульным контрактам между более чем десятью крупными украинскими сетями.

"Мы не видим предпосылок для дестабилизации наших поставок летом 2018 г. и уверены в их выполнении согласно контрактным обязательствам", — заявили в Proton Energy.

Участившиеся кризисы заставили украинские компании пересмотреть отношение к "формульным" контрактам. Так, выстроилась очередь за дорогими, но гарантированными объемами "Белоруснефти", а это около 7 тыс. т в месяц.

Важным итогом кризиса стал выход на украинский рынок казахстанско-американского СП "Тенгизшевройл" (ТШО). Крупнейший казахстанский производитель СУГ в январе—мае 2018 г. поставил в Украину около 50 тыс. т газа (более 7%), причем практически все — также по длинным контрактам. Трейдеры утверждают, что поставщик может нарастить экспорт до 20 тыс. т в месяц.

Можно рассчитывать и на украинских производителей, хотя некоторые из них понемногу сдают позиции из-за падения добычи нефти и газа. Лидером падения является "Укрнафта" — порядка 9,7 тыс. т сжиженного газа в месяц, или на 17% меньше, чем в прошлом году.

Другое "приватовское" производство — "Укртатнафта" немного прибавило в 2017 г (+1 тыс. т в месяц), однако есть возможности более существенно нарастить переработку нефти в разгар сезона.

Удерживает объемы государственная "Укргаздобыча" — в среднем 14,8 тыс. т в месяц. В компании говорят, что летом 2018-го будут стараться привлечь дополнительные объемы сырья для увеличения выпуска СУГ.

Если подытожить, то гарантированными выглядят 60% необходимых поставок в пиковый период — это внутреннее производство и половина импорта.

Оставшиеся 40% — зона повышенного риска. Эти 60–70 тыс. т трейдеры будут искать на спотовом рынке по всему СНГ и Европе.

Высока вероятность контрактования всего свободного экспортного объема газа Мозырского НПЗ и Речицкого ГПЗ "Белоруснефти". Это порядка 28–30 тыс. т в месяц (включая TERM-контракты), или до 17% от искомого объема.

С учетом прошлогодней ситуации трудно с уверенностью прогнозировать поставки через "транзитные" комплексы в Беларуси. Источники в компании "Трансэкспедиция", владеющей терминалом в Витебске, говорят, что на пике поставки могут быть сокращены вдвое по сравнению с 2017 г. "Наши мощности заняты перевалкой крупных объемов в направлении Польши. В Украину, вероятно, сможем отправить около 15 тыс. т в месяц", — отметил источник. Для справки: в августе 2017 г. поставки из Витебска достигали 35 тыс. т.

Частично заместить выпавшие объемы сможет недавно открытый комплекс в Могилеве, однако реальные возможности и ритмичность работы этой перевалки пока неизвестны.

Теперь о ремонтах. В июле останавливается завод в Сургуте, один из крупнейших производителей СУГ в России. Параллельно ожидаются профилактические работы на производстве ТШО. "Казахи сократили объемы поставок на июль до минимального уровня, прописанного в TERM-контрактах. Высвобожденный объем будет предложен на украинский рынок в спотовом режиме на тендерной основе", — высказал предложение трейдер GT Group Сергей Ермаков.

Хрупкий баланс

На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что преодоление летнего пика на рынке автогаза будет непростым и напряженным. Уже очевидно, что цена будет расти. Во-первых, держать трейдеров в напряжении будут ремонты на заводах в Казахстане и РФ.

Во-вторых, традиционных источников импорта явно не хватит, а это значит, что газ пойдет с моря и западной границы — самых дорогих направлений.

Но сами по себе такие поставки не способны сильно толкнуть цены, это делают ажиотаж и дефицит, причем даже небольшой. Уверенности в том, что этого удастся избежать, нет. Потенциально нам доступны намного большие объемы, чем нужно, но сможем ли мы их оперативно принять? В минувшем мае украинские трейдеры импортировали более 120 тыс. т СУГ, что сопоставимо с объемом, который вскрыл прошлогодние проблемы. Но это без поставок по морю — самого узкого места рынка.

Сейчас по воде импортирует лишь один оператор Orange LPG, в порту Николаева газ грузится в автоцистерны напрямую с баржи-накопителя. Это исключает работу с железной дорогой, но и о значительных объемах выгрузки тоже говорить не приходится.

"Наш предел — не более 10 тыс. т пропан-бутана в месяц", — говорит директор Orange LPG Александр Лазоренко.

Трейдеры отмечают, что нынешнее состояние дел на железной дороге хоть и далеко от идеального, но несколько лучше, чем в августе 2017 г. По словам источника в "Одесской железной дороге", сегодня "Укрзалізниця" способна в спокойном режиме загрузить в Одесском и Черноморском портах 1000 вагонов в месяц, что эквивалентно 32 тыс. т.

Второй не менее важный вопрос — наличие этих вагонов. В "Укрспецтрансгазе", крупнейшем держателе цистерн для перевозки СУГ, говорят, что не все так безоблачно. "Большинство наших вагонов в долгосрочной аренде и работают, как правило, за рубежом. Чтобы мобилизовать необходимый для разгрузки в Украине танкера парк цистерн, нужно планировать эту операцию за месяц", — говорит руководитель "Укрспецтрансгаза" Тарас Вовкив. Впрочем, добавляет он, трейдеры уже начали заблаговременно обращаться по поводу отгрузок из портов.

Таким образом, ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками. По самым оптимистичным оценкам, из "трудных" источников нужно будет обеспечить 16 тыс. т, или около 10% спроса. Но это только в случае стабильной работы основных каналов. В такой ситуации любая искра — от небольшого форс-мажора или неподтвержденного инсайда — может в момент воспламенить ситуацию.

 

ПО РУБРИКАМ

19.02 После нескольких дней вялой торговли, валютный межбанк ожил

19.02 Минфин на аукционах ОВГЗ 19 февраля привлек в госбюджет более 536,1 млн грн и $116,3 млн

19.02 Индекс ПФТС 19 февраля еще несколько снизился

19.02 Депозитные ставки для физлиц 19.02.19

19.02 Курс доллара 19 февраля восстанавливается к евро в ожидании протокола январского заседания ФРС

19.02 Страховщики non-life - участники проекта «Открытое страхование» в 2018г собрали 9,7 млрд грн платежей, выплатили 4,3 млрд грн

19.02 Справочный курс гривни вырос на 1,50 коп. до 27,1744 грн

19.02 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 19.02.19

19.02 Visa и MasterCard повышают размер абонплаты для банков по всему миру

19.02 Курсы валют по карточным операциям на 19.02.19

19.02 15 февраля объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $16,9 млн до $189,1 млн

19.02 Остатки средств на корсчетах банков 19.02.19

19.02 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 18.02.19

19.02 Биржи АТР 19 февраля закрылись в основном ростом в ожидании торговых переговоров США и КНР

19.02 НБУ продал 18 февраля банкам депозитные сертификаты на 10,6 млрд гривен

19.02 Минфин на аукционах ОВГЗ 19 февраля привлек в госбюджет более 536,1 млн грн и $116,3 млн

19.02 Что изменится для компаний по управлению авторскими правами

19.02 Цены на АЗС в Киеве 19 февраля почти не изменились

19.02 Минфин возобновил процесс корпоратизации «Укрэнерго»

19.02 Brent слабо снижается 19 февраля, WTI дорожает после праздника

19.02 Порошенко одобрил закрепление в Конституции курса на членство в ЕС и НАТО и запрета аренды иностранным государством военных баз

19.02 В Кабмине объяснили, кого коснется ужесточение правил для физлиц-предпринимателей

19.02 Какая стоимость «зеленой» электроэнергии в Украине – исследование Clean Energy Lab

19.02 Золото продолжает дорожать 19 февраля на фоне подешевевшего доллара

18.02 Нефть дорожает 18 февраля на фоне ослабления доллара, Brent выросла до $66,4 за баррель

19.02 Германия лидирует в мире по торговому профициту

19.02 Военнослужащим РФ запретили пользоваться гаджетами

19.02 Индикатор мировой торговли ВТО упал до минимума за 9 лет

19.02 Добыча нефти в Техасе достигла рекордного уровня

19.02 Юнкер: ЕС не будет против отложить Brexit

19.02 В Индии запустили первую крупномасштабную систему хранения энергии на литий-ионных аккумуляторах на 10 МВт

19.02 Китай решил построить в космосе солнечную электростанцию

19.02 В Европе отказались от эксплуатации российских «Суперджетов»

19.02 Запуск серийного производства российского самолета МС-21 отложили из-за санкций США

19.02 Девальвация лиры спровоцировала в Турции дефицит лекарств

19.02 Опасные выборы. Решится ли Россия на военную операцию в Молдове

19.02 Трамп предостерег армию Венесуэлы от поддержки Мадуро

19.02 К чему приведет напряжение в отношениях между Индией и Пакистаном?

19.02 Саудиты вливают $20 млрд в Пакистан

19.02 Американцы считают правительство самой главной проблемой США

18.02 В Киеве суд арестовал 14 домов

18.02 В Украине появится еще один международный аэропорт

15.02 Костюмы «Воронин» больше не шьют в Киеве

14.02 Пассажиры экспресса в «Борисполь», которые опаздывают на самолет, будут проходить упрощенную регистрацию

13.02 В Киеве планируют построить пять новых станций метро

13.02 В Украине в 2018г создали 49 фильмов, начали производство 15 телесериалов - Гройсман

13.02 Концертные залы, клубы и театры хотят обязать устанавливать системы противодымной защиты

12.02 Круизные лайнеры возвращаются в Украину

12.02 Плюсы и минусы: как работает электронный билет в Киеве

11.02 На станциях столичной электрички появились турникеты для бесконтактной оплаты

11.02 В Киеве начали эвакуировать автомобили за нарушение правил парковки

08.02 С 11 февраля Нацполиция увеличит количество радаров для измерения скорости TruCam на дорогах с 30-ти до 50-ти

08.02 Порошенко утвердил границы и перечень населенных пунктов временно оккупированных территорий - указ

08.02 Суд обязал вернуть вертолетную площадку Януковича экс-владельцу

07.02 В киевском транспорте уберут рекламу

19.02 Туалетная дипломатия. Как Тимошенко получала «скидку» на газ от МВФ

19.02 Кровавая «белая балаклава»: Какой переворот и срыв выборов готовит Россия

19.02 Порошенко одобрил закрепление в Конституции курса на членство в ЕС и НАТО и запрета аренды иностранным государством военных баз

19.02 5 главных премьер. Какое оружие Украина показала на выставке IDEX

19.02 Апелляционный суд отменил внеплановую налоговую проверку экс-министра финансов Данилюка за 1998-2016

19.02 Обострение на Донбассе: Почему боевики осатанели в районе Попасной

19.02 Брюссель требует действий: чего ЕС ожидает от Украины в 2019 году

18.02 Онуфрий объявляет войну: Зачем УПЦ МП идут в ООН и ОБСЕ

18.02 Брюссель назвал ожидания от соглашения Украина - ЕС «слишком оптимистичными»

18.02 Атакующий кулак. Зачем Россия развернула в Ростовской области «эксперементальную дивизию»

18.02 Разговоры в Мюнхене. Меркель вспоминает ГДР, а Лавров всем завидует

15.02 Сытник проигрывает «битву за «Роттердам+» – Кулик

15.02 Против кого из кандидатов агитирует Вакарчук

15.02 44 кандидата в президенты. Все, что нужно о них знать

15.02 Судья Каракашьян заявил о самоотводе в деле по иску Мосийчука к Супрун и удалился в совещательную комнату

19.02 Количество электромобилей в мире в 2018 году выросло на 64% до 5,6 млн

19.02 Citroen показал «самый маленький» электрокроссовер

19.02 Volkswagen расстанется с неэкологичными поставщиками

19.02 «Русские хакеры» оказались самыми быстрыми в мире

19.02 Toyota Hiace впервые за 15 лет сменила поколение

19.02 Беспилотные авто Waymo в среднем требуют вмешательства водителя один раз на 18 000 км, а у Apple — на 1,8 км

19.02 Китай решил построить в космосе солнечную электростанцию

18.02 Chrome больше не позволит сайтам определять использование режима «инкогнито»

18.02 Полицейские дроны показали отличные результаты в рамках пилотных проектов

18.02 В Украине упростили передачу автомобильных номеров

18.02 Восьмизначный пароль Windows NTLM можно взломать за два с половиной часа

15.02 В Украине появился мессенджер для управления многоэтажками

15.02 Этих людей не существует. Нейросеть генерирует на сайте реалистичные лица людей

15.02 Подделки в мире искусства: топ-10 великих фальсификаторов

15.02 Bentley Bentayga стал самым быстрым внедорожником в мире

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

12.02 Как выглядит в Германии идеальное рабочее место

04.02 Мебель IKEA скоро можно будет взять в аренду

29.01 Топ-10 самых влиятельных брендов 2018 года

15.01 Чем «умнее» телевизор, тем он дешевле или Как производители зарабатывают на продаже данных

26.12 Что делать, если у вас плохой начальник

19.12 Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

07.12 Как безобидные недостатки губят карьеру

28.11 США обвинили русских хакеров в мошенничестве с рекламой. Что о них известно?

21.11 Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

16.11 Как не отпугнуть работодателя профилем в соцсетях

14.11 Сколько стоит обучение в лучших университетах мира?

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно