Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками

09:00 11.06.2018 |

Нефть и безнин

 Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95» / ZN.UA

Дефицит автогаза летом 2017-го взвинтил цены на колонках в полтора раза, и это неприятное послевкусие кризиса чувствуется до сих пор. По мере приближения очередного сезонного пика потребления возникает закономерный вопрос: удастся ли пройти его без потрясений? Тем более что продажи сжиженного газа в текущем году по сравнению с прошлым снова выросли.

Внешне все выглядит неплохо, необходимые стране ресурсы на рынке есть. Но высокий спрос, турбулентность внешнего рынка в пиковые месяцы и старые внутренние болезни делают перспективу весьма тревожной.

За июль-август 2017 г. оптовая стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ) выросла вдвое, а за неполный август средние цены на стелах АГЗС взлетели с 10,95 до 16,2 грн/л. Накал был таким сильным, что комментировать ситуацию пришлось премьеру и президенту.

Сухие каналы

Причина прошлогоднего кризиса — дефицит поставок. "Консалтинговая группа А-95" оценивает его в 30% от потребностей, что стало следствием комплекса факторов. Первый из них — каскадообразный рост потребления: с 2013-го по 2017 г. увеличилось на 77%, и страна вошла в ТОП-7 по потреблению автогаза в мире. Это создало критическую зависимость рынка от импорта, достигшего 70% в балансе (примерно, как и по светлой группе нефтепродуктов). Новости не заставили себя долго ждать.

С 1 июня 2017 г. Россия ввела ограничения на прямые поставки СУГ в Украину и по факту сделала единого экспортера — "Роснефть" с фиксированным объемом 42 тыс. т в месяц. Этот газ в Украину поставляет трейдер Proton Energy Group S.A.

Нет худа без добра, получилось так и здесь. Прямые российские поставки упали с 47% в первом полугодии 2017 г. до 29% — во втором. Трейдерам пришлось искать новые источники импорта. Правда, новыми их назвать можно лишь условно. В направлении Украины начали разворачиваться белорусские приграничные терминалы, которые ранее транзитировали российский газ в Польшу. В итоге суммарно прямые и транзитные поставки российского газа в Украину в прошлом году составили 785 тыс. т, что на символические 3 тыс. т больше уровня 2016 г. Этот канал поставок также внес свою лепту в кризис: в разгар событий выяснилось, что транзитные терминалы не выполняют обещанных объемов. Особенно это стало очевидно уже в сентябре, когда по мере падения цен они начали выгружать "летние" объемы. Был ли это форс-мажор или осознанное желание подогреть кризис и дополнительно заработать на ажиотаже — истина, вероятно, где-то посередине.

Рост цен тем летом распахнул заржавевшие "морские" ворота, открылась и западная граница. Но сюрпризы поджидали и здесь: транспортная инфраструктура оказалась к этому не готова. Показала себя во всей красе "Укрзалізниця": чтобы разгрузить новые станции с газом, не было тепловозов. А там, где они были, их нечем было заправлять…

"Вагоны могли стоять на узловых станциях по неделе, что порожние, что полные. Сроки доставки превышали нормативные в несколько раз. В таком режиме при работе через Черноморск, где нет возможности отгружать автотранспортом, временной лаг с момента акцепта по сделке до начала реализации с баз хранения составлял до месяца. Очень сложно работать с таким лагом... волатильность цен на рынке очень высокая", — говорит Владислав Колодяжный, руководитель GT Group, одного из поставщиков "морского" СУГ. По его словам, частично удалось решить проблему переводом поставок в Одессу, где существующая мощность позволяет обеспечить перевалку 20–30 тыс. т в месяц.

Напряжение могло бы быть ниже, обладай рынок запасами. Нехватка хранилищ — еще одно слабое звено. Суммарный объем хранения в стране не превышает недельного спроса в пиковый период, но на протяжении года в основном не заполнены и они — рынок работает с колес, так как запасы делать дорого и рискованно.

 

Из внешних форс-мажоров лета 2017-го вспомним и ремонты на заводах России, Беларуси и Казахстана. Недогруз "подсушил" всю Восточную Европу, осложнив поиск свободных ресурсов, в частности, в Польше и дополнительно взвинтив котировки.

Несмотря на пережитый шок, прошлогодний кризис не остановил рост популярности автогаза в Украине. В 2017-м потребление выросло на 9%, а за пять месяцев этого года — еще на 7%. Это значит, что в пиковый период — август-сентябрь — спрос вполне может достичь 165–170 тыс. т. Возьмет ли рынок такую высоту?

Уроки русского

Для начала отбросим те направления, которые вызывают наименьшие опасения. Прежде всего, это объемы Proton Energy, расписанные по долгосрочным формульным контрактам между более чем десятью крупными украинскими сетями.

"Мы не видим предпосылок для дестабилизации наших поставок летом 2018 г. и уверены в их выполнении согласно контрактным обязательствам", — заявили в Proton Energy.

Участившиеся кризисы заставили украинские компании пересмотреть отношение к "формульным" контрактам. Так, выстроилась очередь за дорогими, но гарантированными объемами "Белоруснефти", а это около 7 тыс. т в месяц.

Важным итогом кризиса стал выход на украинский рынок казахстанско-американского СП "Тенгизшевройл" (ТШО). Крупнейший казахстанский производитель СУГ в январе—мае 2018 г. поставил в Украину около 50 тыс. т газа (более 7%), причем практически все — также по длинным контрактам. Трейдеры утверждают, что поставщик может нарастить экспорт до 20 тыс. т в месяц.

Можно рассчитывать и на украинских производителей, хотя некоторые из них понемногу сдают позиции из-за падения добычи нефти и газа. Лидером падения является "Укрнафта" — порядка 9,7 тыс. т сжиженного газа в месяц, или на 17% меньше, чем в прошлом году.

Другое "приватовское" производство — "Укртатнафта" немного прибавило в 2017 г (+1 тыс. т в месяц), однако есть возможности более существенно нарастить переработку нефти в разгар сезона.

Удерживает объемы государственная "Укргаздобыча" — в среднем 14,8 тыс. т в месяц. В компании говорят, что летом 2018-го будут стараться привлечь дополнительные объемы сырья для увеличения выпуска СУГ.

Если подытожить, то гарантированными выглядят 60% необходимых поставок в пиковый период — это внутреннее производство и половина импорта.

Оставшиеся 40% — зона повышенного риска. Эти 60–70 тыс. т трейдеры будут искать на спотовом рынке по всему СНГ и Европе.

Высока вероятность контрактования всего свободного экспортного объема газа Мозырского НПЗ и Речицкого ГПЗ "Белоруснефти". Это порядка 28–30 тыс. т в месяц (включая TERM-контракты), или до 17% от искомого объема.

С учетом прошлогодней ситуации трудно с уверенностью прогнозировать поставки через "транзитные" комплексы в Беларуси. Источники в компании "Трансэкспедиция", владеющей терминалом в Витебске, говорят, что на пике поставки могут быть сокращены вдвое по сравнению с 2017 г. "Наши мощности заняты перевалкой крупных объемов в направлении Польши. В Украину, вероятно, сможем отправить около 15 тыс. т в месяц", — отметил источник. Для справки: в августе 2017 г. поставки из Витебска достигали 35 тыс. т.

Частично заместить выпавшие объемы сможет недавно открытый комплекс в Могилеве, однако реальные возможности и ритмичность работы этой перевалки пока неизвестны.

Теперь о ремонтах. В июле останавливается завод в Сургуте, один из крупнейших производителей СУГ в России. Параллельно ожидаются профилактические работы на производстве ТШО. "Казахи сократили объемы поставок на июль до минимального уровня, прописанного в TERM-контрактах. Высвобожденный объем будет предложен на украинский рынок в спотовом режиме на тендерной основе", — высказал предложение трейдер GT Group Сергей Ермаков.

Хрупкий баланс

На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что преодоление летнего пика на рынке автогаза будет непростым и напряженным. Уже очевидно, что цена будет расти. Во-первых, держать трейдеров в напряжении будут ремонты на заводах в Казахстане и РФ.

Во-вторых, традиционных источников импорта явно не хватит, а это значит, что газ пойдет с моря и западной границы — самых дорогих направлений.

Но сами по себе такие поставки не способны сильно толкнуть цены, это делают ажиотаж и дефицит, причем даже небольшой. Уверенности в том, что этого удастся избежать, нет. Потенциально нам доступны намного большие объемы, чем нужно, но сможем ли мы их оперативно принять? В минувшем мае украинские трейдеры импортировали более 120 тыс. т СУГ, что сопоставимо с объемом, который вскрыл прошлогодние проблемы. Но это без поставок по морю — самого узкого места рынка.

Сейчас по воде импортирует лишь один оператор Orange LPG, в порту Николаева газ грузится в автоцистерны напрямую с баржи-накопителя. Это исключает работу с железной дорогой, но и о значительных объемах выгрузки тоже говорить не приходится.

"Наш предел — не более 10 тыс. т пропан-бутана в месяц", — говорит директор Orange LPG Александр Лазоренко.

Трейдеры отмечают, что нынешнее состояние дел на железной дороге хоть и далеко от идеального, но несколько лучше, чем в августе 2017 г. По словам источника в "Одесской железной дороге", сегодня "Укрзалізниця" способна в спокойном режиме загрузить в Одесском и Черноморском портах 1000 вагонов в месяц, что эквивалентно 32 тыс. т.

Второй не менее важный вопрос — наличие этих вагонов. В "Укрспецтрансгазе", крупнейшем держателе цистерн для перевозки СУГ, говорят, что не все так безоблачно. "Большинство наших вагонов в долгосрочной аренде и работают, как правило, за рубежом. Чтобы мобилизовать необходимый для разгрузки в Украине танкера парк цистерн, нужно планировать эту операцию за месяц", — говорит руководитель "Укрспецтрансгаза" Тарас Вовкив. Впрочем, добавляет он, трейдеры уже начали заблаговременно обращаться по поводу отгрузок из портов.

Таким образом, ресурсный пасьянс на украинском рынке автогаза пока складывается, но переполнен рисками. По самым оптимистичным оценкам, из "трудных" источников нужно будет обеспечить 16 тыс. т, или около 10% спроса. Но это только в случае стабильной работы основных каналов. В такой ситуации любая искра — от небольшого форс-мажора или неподтвержденного инсайда — может в момент воспламенить ситуацию.

 

ПО РУБРИКАМ

14.12 Евро дешевеет 14 декабря на сигналах ослабления деловой активности в еврозоне

14.12 Справочный курс гривни вырос на 5,07 коп. до 27,8268 грн

14.12 Банки Украины увеличили портфель ОВГЗ на 1,74 млрд грн

14.12 Курсы валют по карточным операциям на 14.12.18

14.12 НБУ продал 13 декабря банкам депозитные сертификаты на 5 997 млн гривен

14.12 Остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков 14.12.18

14.12 Биржи АТР закрылись 14 декабря снижением на 1-2% на статистике из Китая

14.12 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 14.11.18

14.12 12 декабря объем торгов долларом на межбанке увеличился на $17,3 млн до $272,8 млн

14.12 НБУ сохранил требование обязательной продажи экспортерами валютной выручки 50%

14.12 Золото дешевеет 14 декабря на неопределенности перед заседанием ФРС

14.12 Доллар незначительно изменяется 14 декабря к мировым валютам в ожидании заседания ФРС США

14.12 Биржи США закрылись 13 декабря разнонаправленно на неопределенности в отношениях с Китаем

13.12 Межбанковский валютный рынок 13 декабря раскачали для спекулятивных заработков

13.12 Рынок акций Украины 13 декабря усилил отрицательную динамику

14.12 Индексация НДО с/х земель не будет проводиться до 2023 г. – Бакуменко

14.12 Минфин инициирует переход к риск-ориентированному подходу в борьбе с отмыванием доходов

14.12 Нефть умеренно дешевеет 14 декабря и с начала недели, Brent торгуется у $61 за баррель

14.12 Украина получила право экспорта мяса птицы и яиц в Сингапур

14.12 НБУ сохранил требование обязательной продажи экспортерами валютной выручки 50%

14.12 Верховный Суд подтвердил отмену проведенных Кабмином в 2016-2017 снижений норм потребления газа населением без счетчиков

13.12 НБУ спрогнозировал сокращение инфляции до 5% к концу 2020 года

13.12 Суд в Нью-Йорке удовлетворил требования «Нафтогаза» на получение информации об активах «Газпрома» в Европе

13.12 НБУ сохранил учетную ставку на 18%

13.12 Нефть дешевеет 13 декабря на новых прогнозах МЭА

14.12 Лукашенко подозревает Москву в попытках инкорпорировать Беларусь в Россию

14.12 Объем мирового долга достиг рекордных $184 трлн в 2017 году - МВФ

13.12 Глава ЕЦБ говорит о статданных еврозоны слабее ожиданий и угрозе протекционизма

13.12 Morgan Stanley переведет операции по торговле акциями и валютой из Москвы в Лондон

13.12 Власти Италии согласились снизить дефицит бюджета в 2019 году до 2,04%

13.12 Пентагон счел недопустимой новую военную операцию Турции в Сирии

13.12 Китай может понизить целевой показатель роста экономики на 2019 год

13.12 Суд в США приговорил бывшего юриста Трампа Майкла Коэна к трем годам тюрьмы

13.12 Тереза Мэй остается премьером Британии, но обещает уйти позже

13.12 Европарламент осудил строительство «Северный поток-2» и призвал к отмене проекта - резолюция

12.12 Премьер Польши инициировал вотум доверия

12.12 Эрдоган объявил о военной операции Турции в Сирии

12.12 Консерваторы инициировали вотум недоверия премьеру Британии Терезе Мэй

12.12 Тереза Мэй ведет переговоры с ЕС, но при этом может потерять работу

12.12 ЕС планирует финансовую поддержку юго-востока Украины

12.12 Столичные власти закрывают программу Карта киевлянина

12.12 В киевском метро после длительного перерыва появились банкоматы

12.12 Как изменится Киев за 2 года

11.12 Закон о среднесрочном бюджетном планировании запустит процесс масштабного обновления инфраструктуры страны

11.12 В Украине на трассах могут появиться противоослепляющие экраны

10.12 В ноябре цены на квартиры на вторичном рынке недвижимости Киева практически не изменились

10.12 В ноябре цены на жилье на первичном рынке недвижимости Киева снизились на 2,3% до 24,4 тыс. гривен/кв. м

07.12 Киевгаз опубликовал новые тарифы на газ для населения, которые начали действовать с 1 ноября 2018 года

06.12 Какое жилье в Киеве и пригороде предложат строители в 2019 году

04.12 Аваков: Правоохранители приняли решение о проведении «углубленной проверки экономических схем» в Одессе и области

04.12 Луценко: Все строительство в Одессе приостанавливается на месяц, застройщики должны предоставить документы

03.12 Kyiv Boryspil Express планируют соединить с метро

30.11 Украина ограничила въезд в страну мужчин-граждан РФ в возрасте 16-60 лет

30.11 Ринок землі уже запустили. Портрет української моделі

29.11 Константинополь утвердил текст Томоса для Украинской церкви, дату Объединительного собора вскоре объявит патриарх Варфоломей

14.12 Война на Донбассе: Почему Путин анонсировал наступление ВСУ

14.12 Объединительный Собор: Почему Филарет и Епифаний являются большей интригой, чем Томос

13.12 Вселенский патриархат передаст томос об автокефалии УПЦ предстоятелю единой поместной церкви 6 января 2019, - УПЦ КП

13.12 Начнется ли 15 декабря новая эскалация на Донбассе

12.12 ЕС планирует финансовую поддержку юго-востока Украины

12.12 Мощнее и универсальнее. Чем заменят захваченные россиянами катера «Бердянск» и «Никополь»

11.12 «Газовики» против «горняков»: Кто из кандидатов подберет электорат расколотого «Оппоблока»

11.12 В суде заявили, что им не сообщили о британском паспорте Насирова

11.12 Могерини назвала Балканы, Украину и Средиземноморье приоритетами внешней политики ЕС

11.12 Одноразовый джокер. Как Саакашвили стал вип-агитатором Тимошенко

11.12 Суд восстановил Насирова в должности главы ГФС

11.12 Минюст помог нивелировать доказательства в деле Мартыненко - СМИ

11.12 Жидкая оборона. Почему в «ДНР» боятся «автокефального» наступления ВСУ под Мариуполем

11.12 У Филарета прояснили ситуацию вокруг Объединительного собора: Формат будет таким, как написал Варфоломей

10.12 Два одиночества. Лучше бы штаб Гриценко возглавил Балога

13.12 BMW и Porsche представили сверхбыструю зарядную станцию для электромобилей

13.12 Топ-9 глобальных трендов кибербезопасности 2019 года

13.12 Windows 10 регистрирует активность пользователя, даже если эта опция отключена

12.12 Ford запатентовал ремни с подогревом

12.12 Tesla через суд требует от бывшего сотрудника $167 млн

12.12 Google не будет запускать поисковик в Китае

11.12 Vivo NEX Dual Display Edition: смартфон с двумя дисплеями и тройной камерой

11.12 В Финляндии запустили первый в мире беспилотный паром

11.12 Audi за пять лет вложит в электрические и самоуправляемые автомобили около 14 млрд долларов

11.12 В Киеве закрыли фиктивную онлайн биржу

11.12 Qualcomm добилась запрета продаж iPhone в Китае

11.12 Производство камер GoPro перенесут из Китая из-за торговой войны с США

11.12 Китай намерен развивать инфраструктуру для электромобилей

11.12 Google закроет Google+ раньше из-за утечки данных 52,5 млн пользователей

10.12 McLaren представил открытую версию суперкара 720S

07.12 Как безобидные недостатки губят карьеру

28.11 США обвинили русских хакеров в мошенничестве с рекламой. Что о них известно?

21.11 Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

16.11 Как не отпугнуть работодателя профилем в соцсетях

14.11 Сколько стоит обучение в лучших университетах мира?

13.11 Кто такие неуверенные трудоголики. И какую пользу они могут принести компании

06.11 Топ-менеджеры и предприниматели-новаторы оттачивают навыки «презентации в лифте»

06.11 Google Chrome будет блокировать рекламу на сайтах с плохой репутацией

01.11 Как планировка офиса влияет на прибыль

30.10 Домашние коворкинги набирают популярность

23.10 Как женщине продемонстрировать силу на работе

17.10 Что делать, когда любимая работа надоела

12.10 Почему предпринимателю не нужны бизнес-планы

04.09 Все больше американских компаний предоставляют молодым отцам оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком

03.09 Можно ли сократить вашу рабочую неделю до одного дня?

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно