Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Каких солдат удачи хотят легализовать однопартийцы Авакова

11:03 07.03.2018 |

Політика

 Антон Михненко, Алексей КАФТАН / Деловая столица

Украинское информационное пространство довольно вяло отреагировало на новость о том, что в ближайшее время в стенах Верховной Рады может появиться законопроект о частных военных компаниях (ЧВК). Невзирая на "актуальность" и "своевременность" этой темы в нашей современной реальности, ее нормативное урегулирование требует особого внимания и глубокой проработки.

Говорим ЧВК, подразумеваем ЧОК

В последний день февраля народный депутат от "Народного фронта" Евгений Дейдей на своей странице в "Фейсбуке" написал, что совместно с коллегой Денисом Дзензерским (также "Народный фронт") планирует зарегистрировать законопроект, который будет регламентировать функционирование ЧВК. Задача - "максимально проработать все аспекты такой деятельности и создать действенный законный механизм, который поможет тысячам наших ребят качественно реализовывать себя в этой сфере. Вместе с тем, важно четко разделить работу ЧВК и ст.447 (ред. "Наемничество") Уголовного кодекса", - обозначил Дейдей.

Идея, конечно, неплохая, так как многие военные, получившие уникальный боевой опыт в зоне АТО и не нашедшие себя в мирной жизни, получат своего рода "окно возможностей", где смогут себя проявить. Однако очень не хочется, чтобы этим "окном" в дальнейшем стала либо защита чьих-то корпоративных интересов внутри Украины вразрез интересам государства, либо перспектива стать "солдатом удачи", которого может ожидать ужасная участь, аналогичная доле российских "ихнамнетов" из ЧВК "Вагнера" в Сирии.

Эта тема уже давно муссируется в информационном пространстве, ведь за последние двадцать лет рынок этих так называемых "специальных услуг" серьезно вырос. Однако вопрос законодательного урегулирования остается очень спорным и сложным.

Если речь идет о компаниях, занимающихся охраной (так называемые, ЧОК - частные охранные компании) различных объектов стратегического значения, нефтяных месторождений, трубопроводов и прочих элементов инфраструктуры, здесь все более-менее ясно. Аналогичным образом, юридически отлажены услуги ЧОК по сопровождению конвоев, обучению личного состава правительственных вооруженных сил, полиции и иных сил безопасности, предоставлению государству услуг военных переводчиков, разминированию минных полей, противопожарной защиты, тылового снабжения войск. Легальное оформление защиты морских судов от пиратов и тому подобных миссий также, в принципе, отработано. В перечисленных случаях нужно просто прописать права и обязанности ЧОКов, характер взаимодействия с государством, определить ограничения и порядок получения разрешительных документов.

Однако, если речь заходит о легализации структур, подобных ЧВК "Вагнера", которые формируются за счет вербовки, финансирования, материального обеспечения и обучения спецслужбами России непосредственно с целью использования в вооруженных конфликтах в другой стране (в данному случае - в Сирии и Украине), то такие действия имеют вполне определенное название - наемничество. А это уже криминальная ответственность, причем согласно не только внутреннему законодательству многих государств, но и международному праву.

Так, Резолюция ООН от 14 декабря 1979 г. определяет наемничество как "угрозу международному миру/безопасности" и характеризует его как "преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством". Это хорошо понимают в России. Именно поэтому, невзирая на то, что еще с 2014 г. регулярно публично оглашается, что в Госдуму вот-вот внесут закон о легализации частных военных компаний, до сих пор дальше анонсов не заходило. Российское руководство прекрасно осознает риски и не хочет в условиях жесткого противостояния с Западом окончательно оказаться за бортом цивилизованного общества.

Тем не менее, тенденция такова, что в обозримом будущем вполне реальной станет передача большинства вспомогательных функций, возлагаемых на силовые ведомства, ЧВК. Ведь это удобно. С частниками в зоне конфликта легче работать неправительственным организациям, гуманитарным агентствам, телекомпаниям. Передача части функций частным компаниям освобождает войска от лишних нагрузок и позволяет больше сил сосредоточить на боевой и учебной подготовке.

Кроме того, ЧВК позволяют государству и транснациональным корпорациям "втихую" решать свои задачи. Их можно нанять дешевле, чем привлекать огромную военную структуру. Им платится единая цена за все услуги сразу и на определенный срок, а регулярные войска постоянно находятся на балансе государства.

Однако очень сомнительно, что мировое сообщество открыто пойдет на то, чтобы разрешить ЧВК проводить классические войсковые операции. Охрана, консалтинг, обучение и сопровождение - это пожалуйста, но реальные боевые действия и ответственность за них останутся для них закрытой зоной. По крайней мере, в общем случае и официально. ЧВК хоть и выгодны, но не должны оставаться без контроля со стороны государства. При слабом внешнем надзоре они с легкостью могут пойти на нарушение правил контракта, и тому есть множество примеров.

Держать в рамках

Именно потому международное сообщество ныне пытается сформировать такую правовую систему, которая позволяет максимально контролировать предоставление услуг ЧВК на мировом рынке.

Так, в 2008 году в Монтре был принят инициированный Швейцарией и рядом других стран документ, имеющий зубодробительное название "О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта".

Документ по факту, говорит о создании международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-агрессорах, о международном контроле над режимом лицензирования этих компаний, а также о необходимости мониторинга за деятельностью компаний и разработке соглашений между государствами, обладающими ЧВК. Кроме того, в документе содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВОК (частных военных и охранных компаний).

Согласно Документу Монтре, все государства обязуются пресекать нарушения ЧВОКами международного права, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

В 2010 г. был принят Международный кодекс поведения частных охранных компаний, который, по сути, стал основой и для ЧВК. К нему присоединились более 592 ЧВК из 70 государств. Согласно данному кодексу, выполнение его норм является ключевым условием при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.

Однако, стоит отметить, и Кодекс, и Документ Монтре носят рекомендательный характер. Они не обладают юридической силой. То есть, по сути, конкретных обязывающих международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний день еще не существует.

Избежать двусмысленности

Это, однако, означает, что Украине следует учитывать тренд и создавать правовою систему, не только учитывающую нынешние вызовы и угрозы, но и дающую ответы на множество вопросов. От социальной защиты участников ЧВОК до соответствия принимаемых норм внутреннему и международному праву. От порядка ношения и применения оружия до получения разрешений/лицензий на профессиональную деятельность. Кроме того, должны определяться права и обязанности членов и самой ЧВОК, ответственность за нарушения, особенности задействования в мирное и военное время, а также в рамках проведения антитеррористических операций.

Задача непростая. Особенно на фоне особенностей законотворчества в Украине. Ведь может получиться, что из стен парламента выйдет, мягко говоря, очень спорный документ, который принципиально отличается от внесенного на рассмотрение.

Вполне может получиться и так, что желаемой ответной реакции не будет. Нормативно-правовой акт либо не дойдет до рассмотрения по ряду причин, либо просто не будет проголосован ввиду его неоднозначности. Одни сочтут, что он лоббирует создание в Украине ЧВК, защищающих олигархов, другие - что нашей стране не стоит вообще связываться с этой неудобной темой, а третьи, могут по старинке от незнания деталей и нюансов просто его проигнорировать.

С другой стороны, следует признать: за продвижением идеи легализации ЧВК может крыться весьма специфический интерес. Украинский истеблишмент оказался перед той же проблемой, что и российский. Он не брезгует поддержкой "хунвейбинов" - лояльных, тяжелых на руку и решительных, но недалеких и легко индоктринируемых пассионариев, но опасается пассионариев нелояльных. Которые также решительны и не склонны к рефлексии. Так вот, легализация ЧВК открывает возможность как для обучения первых, так и для утилизации вторых, в зависимости от того, какая из задач будет признана приоритетом. Здесь, пожалуй, стоит обратить внимание на тот факт, что инициируют закон депутаты от "Народного фронта", самой весомой фигурой в котором является никто иной как министр внутренних дел Арсен Аваков.

И стоит вспомнить о том, насколько негативную реакцию общественности вызвало первое же публичное появление "Национальных дружин" - "добровольных помощников" полиции. Не исключено, что законопроект будет подаваться с целью ребрендинга этого и подобных ему движений.

Есть еще одно опасение: наших законодателей вдохновляет не западная, а именно вагнеровская модель ЧВК. "Ихтамнеты" на контракте теоретически могут быть использованы в качестве своего рода избирательной технологией - если рассматривать их применение как способ снижения общественного напряжения из-за состояния "ни мира-ни войны", при котором, однако, ВСУ продолжают нести официальные боевые потери. Здесь, правда, следует признать, что это "ихтамнетство" несколько иного рода, нежели российское: все-таки о грязной войне на чужой территории речи нет.

Наконец, не стоит упускать из виду и такой нюанс: передача упомянутых выше функций частным компаниям потребует серьезной перестройки алгоритмов работы силовых структур - что, очевидно, может привести и к появлению соответствующих "схем".

Авторы предпочли бы ошибиться в своих подозрениях. Украина должна стать страной, где в теме частных военных и охранных компаний нет двусмысленностей, где человеческий ресурс используется законно и максимально эффективно, где не должно быть места ни "зеленым" или каким-либо другим непонятным человечкам.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,8761
 0,0531
0,13
EUR
1
43,5114
 0,0656
0,15

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5962  0,08 0,20 42,2854  0,11 0,27
EUR 43,4685  0,16 0,37 44,2804  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес