Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Закон о Нацбезопасности: Что Порошенко предлагает изменить в армии и обороне

09:42 01.03.2018 |

Політика

 Андрій Коваленко / Depo.ua

28-го февраля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект "О национальной безопасности Украины". Спикер Рады Андрей Парубий сразу отметил, что ставит его в приоритет и дает поручение рассмотреть безотлагательно, ибо он является важным как для реформы сектора безопасности, так и в качестве существенного шага на пути к НАТО. Впереди проект закона ожидает рассмотрение главного Комитета по нацбезопасности и обороне, а также: по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, вопросам регламента, по вопросам бюджета, по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и европейской интеграции.

На собственной пресс-конференции Порошенко пояснил, что законопроект разрабатывался совместно с партнерами по НАТО и предусматривает переход к гражданскому контролю над военными. В частности, Порошенко отметил, что в будущем будет назначен гражданский министр обороны, что было предусмотрено Стратегическим оборонным бюллетенем. Также он призван урегулировать недостатки в законодательстве, что предусмотрено положениями Стратегии национальной безопасности Украины, утвержденной указом президента от 26 мая 2015 года.

В пояснительной записке говорится о цели проекта закона - определении механизмов руководства в сфере национальной безопасности и обороны, нормировании структуры, состава сектора безопасности и обороны, системы управления и тому подобное. Потому что существует немало моментов, которые необходимо усовершенствовать, в том числе и после принятия Закона о реинтеграции Донбасса. Особенно в части работы Объединенного оперативного штаба ВС, который теперь является главным на Донбассе. Командующему оперативного штаба подчиняются силовики, он координирует работу военно-гражданских администраций и назначается президентом.

Интересные моменты законопроекта

Для начала законопроект о нацбезопасности несколько меняет Статью 1 Закона о СБУ. Если сейчас спецслужба является государственным правоохранительным органом специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины, то в законопроекте это определение немножко изменится. СБУ станет государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями. Соответственно, СБУ должна выйти из списка правоохранительных органов, к которым относятся прокуратура, МВД, военная служба правопорядка, органы охраны государственной границы и др. Но правоохранительные функции сохранит. Это делается прежде всего для того, чтобы вывести СБУ из подчинения Объединенному оперативному штабу ВС. Она сохранит собственные функции и автономность деятельности.

Кроме этого, законопроект предлагает изменения в Закон об СНБО. А именно - касается полномочий Секретаря СНБО Александра Турчинова в Статье 13. Сейчас Турчинов, согласно пункту 8 озвученной Статьи, координирует и контролирует выполнение решений СНБО центральными и местными органами власти, правоохранителями и военными, введенными в действие указами президента во многих сферах. В частности, госбезопасности, правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией. Законопроект Порошенко убирает перечень этих сфер, делая акцент на контроле за решениями, которые введены в действие указами президента.

Полторак - на выход

Наиболее важные изменения, указанные в законопроекте, коснутся Минобороны и ВСУ.

В Статье 15 законопроекта, которая касается Министерства обороны Украины, сказано о том, что министр должен назначаться на должность Верховной Радой по представлению президента Украины из числа гражданских лиц. Первый заместитель и заместитель министра обороны также должны быть гражданскими, что соответствует принципу, который исповедуют в странах НАТО, а также Стратегическом оборонном бюллетене. До конца 2018-го Степан Полторак должен уйти с должности главы МОУ.

Кроме этого, с введением военного положения Нацгвардия Украины подчиняется не Минобороны, а напрямую Главнокомандующему ВСУ. Так же, как и Государственная специальная служба транспорта.

Среди фундаментальных национальных интересов государства названы интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасностное, правовое пространство, обретение членства в Европейском Союзе и НАТО. Законопроект также содержит положения о принципах гражданской защиты Украины, стратегию которых должно разработать МВД, а также развитии оборонпрома "с использованием механизмов государственно-частного партнерства с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи".

Что с руководством

Законопроект разграничивает должности начальника Генштаба и главнокомандующего Вооруженных сил Украины, меняя Статью 8 закона о ВСУ. Высочайшим военным должностным лицом в Вооруженных силах, согласно новому проекту закона, должен быть Главнокомандующий ВСУ. Руководство армией он будет осуществлять через Генштаб, а территориальной обороной - напрямую. Главнокомандующего будет назначать и увольнять президент. Сейчас же в действующем законодательстве непосредственное военное руководство ВСУ осуществляет начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины.

Объединенный оперативный штаб

Командующий объединенными силами назначается и увольняется Президентом Украины. Также президент может назначать командующего (командиров) объединенных сил для осуществления управления операциями на отдельных направлениях. В законопроекте четко прописаны функции Объединенного оперативного штаба ВСУ, а также командующих видов, отдельных родов войск (сил). Полномочия последних, задача и функционирование определяются Главнокомандующим ВСУ. Командующий объединенными силами также подчиняется Главнокомандующему ВСУ, а уже ему - Объединенный оперативный штаб, за который он ответственен, как и за военную операцию на Донбассе. Кроме этого, командующий объединенными силами отвечает за военных, которые принимают участие в международных миротворческих операциях - именно за наш контингент. Сам Объединенный оперативный штаб является органом управления межвидовыми и межведомственными группировками войск.

Боеспособные силы и средства Командующему объединенных сил предоставляют командующие видов, отдельных родов войск, а уж он следит за приобретением ими боевых качеств и использует в боевых целях. В то же время командующие видов и отдельных родов войск, а также руководители военных формирований, которые предоставили "ресурс" Объединенному штабу, ответственны за осуществление укомплектования собственных сил личным составом, материально-техническими средствами, вооружением и проч. Они же ответственны за развитие их войск (сил), их техническое оснащение, подготовку, обеспечение и др. Командующие разрабатывают доктрины, наставления, боевые уставы, оперативные и тактические стандарты подготовки к применению и ведению операций.

Важный момент: командующие видов и родов войск могут проводить военные операции в мирное время вне утвержденных Главнокомандующим ВСУ пределов ответственности Командующего объединенных сил. Его же полномочия, основные задачи и порядок функционирования Объединенного оперативного штаба определяются в положении, которое утверждается президентом.

Замысел применения объединенных сил в операциях утверждается президентом Украины. Командующий объединенных сил участвует в стратегическом планировании применения Вооруженных Сил Украины и других составляющих сил обороны.

Кибербезопасность

Важно, что в законопроекте о нацбезопасности выделяется отдельная стратегия кибербезопасности, которая должна быть одобрена решением СНБО и утверждена президентом. В Статье 27 законопроекта говорится о комплексном обзоре сектора безопасности и обороны, где выделяется состояние киберзащиты госресурсов и критической инфраструктуры. Видимо, наше государство наконец делает попытку отреагировать на хакерские атаки на Укрэнерго в 2016-м и вирус notPetya, который ударил по Украине и не только в 2017 году.

Реализация стратегии должна осуществляться с "использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи".

Верховная Рада

Верховная Рада Украины в сфере безопасности и обороны осуществляет контрольные функции согласно закону о Нацбезопасности. В нем прописано, что она принимает законы, создает комитеты, которые контролируют деятельность органов сектора безопасности и обороны, согласно статьям 85, 89 Конституции. Также Верховная Рада в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес. Кабмин, СБУ и Управление госохраны подает ежегодные письменные отчеты в ВР о деятельности сектора безопасности и обороны. Также ВР осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, может вызвать для заслушивания должностных лиц сектора безопасности и обороны, и тому подобное.

Что означают эти изменения

Гражданский министр обороны и его заместители, а также разграничение должностей начальника Генштаба и главнокомандующего Вооруженных сил Украины - это изменения, на которых настаивали западные партнеры. Они вполне соответствуют принципу, по которому работают военные стран-членов НАТО. Без этих изменений никакие реформы ВСУ не имели бы смысла. Важно также, что были прописаны пункты деятельности Объединенного оперативного штаба и ВСУ в целом.

Кроме этого, важным моментом в законопроекте является привлечение частных компаний к развитию отечественной оборонки. Еще в 2016-м была создана "Лига оборонных предприятий" - объединение частных компаний, которые производят товары военного и двойного значения. Такие изменения в теории должны увеличить конкуренцию, в том числе, и за государственный оборонный заказ среди частных компаний. Не говоря уже о более активном участии в инвестировании нашей "оборонки" иностранными компаниями.

Отдельное место занимает кибербезопасность. И этим Украина вклинилась не только в тренды, но и в реальные угрозы современности, которым нужно соответствовать. Тем более, что мы фактически находимся на передовой кибервойны. С этим мы опоздали, как минимум, на 2 года. И насколько эффективно будет воплощена в жизнь стратегия, зависит от материальной составляющей и качественного состава специалистов, которые будут привлечены к процессу. Так или иначе, защита энергетического сектора должна быть в приоритете, поскольку вывести из строя ТЭЦ или даже АЭС российские хакеры при желании вполне способны.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на вчора, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес