Фінансові новини
- |
- 22.12.25
- |
- 00:51
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
АЗС перешли на топливо Евро 5: Вырастут ли цены?
13:45 22.01.2018 |

С 1 января 2018 года в Украине запрещен оборот бензинов и дизельного топлива экологического класса Евро 4. На украинских заправках теперь можно продавать бензин и дизельное топливо только Евро 5, с меньшим содержанием серы. В опте разница в цене топлива класса Евро 4 и Евро 5 составляет примерно 5%. На практике ужесточение требований к качеству автотоплива в Украине станет фактором роста цен только в одном случае: если государство возобновит системные проверки качества, что будет способствовать уходу с рынка недобросовестных трейдеров на долю с топливом кустарного производства, занимающим сейчас 20-25% рынка
Торговые операции с автомобильным топливом экологического класса Евро 4 с 1 января 2018 года запрещены положениями Технического регламента, утвержденного постановлением Кабмина от 1 августа 2013 г. № 927. Техрегламент разработан в соответствии с требованием Директивы 98/70/ЕС Европарламента и Совета от 13 октября 1998 года, а также Директивы 2005/33/ЕС Европарламента и Совета от 6 июля 2005 года. Согласно документу, оборот бензинов и дизельного топлива класса Евро 3 прекращался с 1 января 2016 года, Евро 4 - с 1 января 2017 года. Автомобильное топливо Евро 5 можно продавать бессрочно.
Экологические классы автотоплива различаются содержанием серы. Для бензинов и ДТ класса Евро 4 допускается содержание до 50 мг/кг топлива, тогда как для Евро 5 - не более 10 мг/кг. Как известно, содержащиеся в выхлопных газах оксиды серы являются одной из причин неприятного запаха. Кроме того, при соприкосновении с влажной поверхностью слизистых оболочек верхних дыхательных путей они образует вредные для здоровья кислоты. Раздражающее действие на слизистые оболочки является причиной развития хронических ринитов, воспаления слухового прохода и евстахиевой трубы, хронического бронхита. При высоких концентрациях серный и сернистый ангидриды вызывают раздражение слизистых глаз, в редких случаях даже потерю сознания. При длительном воздействии в малых концентрациях может стать причиной изменений в органах пищеварения, привести к функциональным нарушениям в работе щитовидной железы.
Отечественные производители (Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ) перешли на производство автотоплива, соответствующего экологическому классу Евро 5, к концу 2017 года. Таким образом, доля предложений топлива Евро 4 на рынке от наших производителей существенно снизилась, для бензина она стала практически нулевой. Импортных поставок бензинов класса Евро 4 в 2016-2017 гг., по наблюдениям экспертов НТЦ "Психея", также не было. Доля импортных поставок дизельного топлива класса Евро 4 в 2016-2017 гг. составляла примерно 10%. Дизель Евро 4 продавался преимущественно в опте - для нужд сельскохозяйственных, а также государственных предприятий. Исследования НТЦ "Психея" показывают, что разница оптовых цен коммерческих предложений трейдеров на бензин экологических классов Евро 4 и Евро 5 (поставка цистернами) составила около 5%.
Однако все это справедливо в отношении законопослушной части рынка - трейдеров, работающих в белую, и не касается теневых трейдеров (качество и соответствие экологического класса топлива, которое они производят на нефтебазах из компонентов и присадок, никем не контролируется). Сейчас на их долю приходится 20-25% рынка высокооктановых бензинов и до 10% для дизтоплива. Низкая цена при кустарном производстве, как правило, достигается за счет смешения импортного или украинского бензина (дизтоплива) с более дешевыми компонентами. Число последних насчитывает до полусотни наименований. Это и риформат, изопентановая фракция, прямогонный бензин и метилтретбутиловый эфир. Для снижения стоимости используется и газовый конденсат.
"Бодяжникам" удается делать топливо, которое может быть на 15% дешевле, чем качественный заводской бензин или дизель. При нынешних ценах они могут зарабатывать до 4 грн на каждом литре бензина А-92 и до 6 грн на А-95.
Отмечу, что в связи с событиями, которые происходят в Украине, и принимаемыми законодательными изменениями позиции теневиков были существенно потеснены. Следует признать, что доля тени на рынке сейчас значительно ниже, нежели в прежние годы. Большинство мини-НПЗ, число которых 10 лет назад достигало едва не полутора сотен, сейчас простаивают. Сокращению тени способствовало введение акцизного налога на компоненты моторных топлив, что исключило экономическую целесообразность их импорта и лишило кустарных производителей сырьевой базы. Также и электронное декларирование НДС, существенно сократившее возможности по уходу недобросовестных компаний от налогов. Кроме того, сырьевая база кустарных производителей существенно сократилась в связи с событиями на востоке Украины и сокращением добычи угля, что привело к закрытию коксохимических производств компонентов моторных топлив, в частности таких, как бензол, толуол и другие ароматические углеводороды.
Обязанность проверять АЗС в Украине возложена на Госпродпотребслужбу, которая осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в отношении защиты прав потребителей и правил торговли нефтепродуктами. В 2017 году территориальные органы службы проверили 177 АЗС, установив нарушения у 61% заправок. При этом из проверенных 2,92 млн л нефтепродуктов была приостановлена реализация всего 82,31 тыс. л. К административной ответственности был привлечен 71 человек. Их оштрафовали всего... на 8,86 тыс. грн.
Следить же за обязательным выполнением требований технического регламента, предполагающим запрет оборота автотоплива класса Евро 4, будет Государственная экологическая инспекция.
Вывод довольно очевиден: само по себе ужесточение требований к топливу и повышение стандартов его качества к повышению цен не приведет. Но существенным фактором повышения цены может стать введение наконец полноценного контроля со стороны государства за рынком: вытеснение с него кустарного топлива, в котором зачастую намешано невесть что.
Также я очень сомневаюсь, что переход на более качественное топливо в Украине поможет экологии. Причина в том, что наши авто на 50% устаревшие и реализовывать экологические характеристики топлива не в состоянии.
Среди главных плюсов я бы видел создание прозрачного полноценного рынка, на котором недобросовестная конкуренция исчезнет, а трейдеры будут торговать качественным топливом и честно конкурировать, борясь за своего покупателя.
Сергей Сапегин - директор Научно-технического центра "Психея", член Общественного совета при Минэнергоугля, канд. техн. наук.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
The New York Times дізнались деталі заходів стримування з боку партнерів
України, які готують у рамках триваючих переговорів довкола "мирного
плану" Трампа.
Він також анонсував, що Британія незабаром розпочне виробництво нових
безпілотників-перехоплювачів Octopus у Великій Британії, таким чином,
щомісяця тисячі нових безпілотників назад будуть передаватися Україні.ОП, політика, міжн. Тег Британія
Євросоюз оприлюднив план гарантій безпеки для України, що передбачає
шість ключових пунктів, та застеріг проти змін її кордонів силою,
наголосивши на праві українського народу самостійно ухвалювати рашення
щодо своєї території.
Комітет Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної
політики рекомендував парламенту прийняти законопроєкт щодо зміни назви
розмінної монети України на шаг.
Це рішення є важливим кроком до гармонізації податкового
регулювання в Україні із сучасними європейськими підходами та кращими
міжнародними практиками, закріпленими в рамках ОЕСР та Директиви ЄС
DAC7.
Росія здійснила атаку на цивільне судно, яке транспортувало до Єгипту українську соняшникову олію.
Посли Європейського Союзу прийняли рішення про скасування принципу
одностайності щодо продовження "заморозки" активів РФ, повідомляє
редактор європейського відділу Радіо "Свобода"
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.