Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Рынок сжиженного газа требует большей диверсификации поставок

12:07 04.09.2017 |

Нефть и безнин

 Артем Куюн, Сергей Куюн / Зеркало недели

В августе 2017-го цены на сжиженный газ (СУГ, LPG) резко улетели вверх из-за острейшего дефицита автогаза в стране. Перебои в поставках случались и прежде. Но сейчас в одной точке сошлось сразу несколько весомых факторов.

Пропан-бутан по 17 грн и пустые заправки - страшный сон украинского автомобилиста стал явью в августе 2017-го. Для политиков это, наоборот, как подарок: хваткое молодое поколение оппозиционеров оперативно водрузило лозунг о борьбе с "монополистами" на свои знамена и бодро шагнуло в новый политический сезон.

Пришлось включиться в гонку заявлений и властям. Свое слово сказали и премьер, и президент. Первый повторил мантру всех премьеров о сговоре монополистов. Порошенко назвал "автогазовый" кризис проявлением гибридной войны с Россией... Реальные причины проблем с популярным и до недавнего времени сравнительно дешевым топливом сложнее и глубже. Их не замечают или не хотят об этом говорить?

Украинские цены на сжиженный газ в августе 2017 г. - абсолютный рекорд за всю историю наблюдений. Буквально за месяц альтернатива бензину - сжиженный газ подорожал на заправках в полтора раза, а оптовые цены выросли вдвое (30000 грн/т, или около 850 долл./т без налогов). Это самый дорогой сжиженный газ на планете.

Рынок сжиженного газа требует большей диверсификации поставок

 

Невыученные уроки

В 2017-м Украина использует около 1,65 млн т пропан-бутана. Это означает, что за последние три года объем вырос в 1,7 раза.

А еще это означает, что страна вошла в пятерку крупнейших потребителей СУГ в качестве моторного топлива в Европе. Низкие налоги и избыточное производство в России, Беларуси, Казахстане предопределили популярность газа, который по продажам уже обогнал бензин. В

2016 г. впервые стало понятно, что поставка таких объемов - весьма непростая задача, мини-кризисы стали случаться постоянно.

В августе 2017-го цены на СУГ резко улетели вверх из-за острейшего дефицита газа в стране. Перебои в поставках этого топлива случались и раньше, а их причинами был какой-то один определяющий фактор. Сейчас же в одной точке сошлось сразу несколько весомых факторов.

Сегодня уже очевидно, что зачатки августовских проблем с автогазом и ценами на него сформировались в апреле 2017-го. Тогда рынок ожидал ограничения поставок из России и сформировал мощные запасы. Российский экспорт действительно сократился с 60-70 тыс. т в месяц до 35-40 тыс. т, а разрешение на экспорт получила только "Роснефть" (к российскому фактору мы вернемся ниже).

Выпавшие российские объемы частично возместили белорусы. Причем благодаря как собственному производству, так и привычной практике транзита того же российского газа.

В итоге ресурсная задача была выполнена, но цены пошли... вниз.

Избыточные российские объемы ушли в Польшу, обвалив сначала весь рынок Восточной Европы, а потом и Украины. Начался активный "слив" газа трейдерами, которые закупили и законтрактовали дорогой газ. Сезонный подъем продаж в июне уже прошел на фоне 15-процентного снижения импорта, усилилась тенденция в июле (см. рис. 2).

Рынок сжиженного газа требует большей диверсификации поставок

 

"Рынок не проявлял обеспокоенности вплоть до августа, когда из-за нехватки продукта цены выросли вдвое", - заявил директор GT Group Владислав Колодяжный. По его словам, компания в июле не смогла продать 1500 т пропан-бутана по 17500 грн/т, тогда как в середине августа цены на аукционах внутренних производителей выросли до 30000 грн/т.

В конце июля трейдеры бросились пополнять запасы. И вот тогда стало ясно, что газа нет. В России, Беларуси, Казахстане и Польше начались плановые ремонты крупных производств. Профилактические работы значительно сократили предложение пропан-бутана в Восточной Европе и спровоцировали соответствующий рост цен в Европе на 10-15%.

В Украине, которая вошла в август с недопоставкой 37 тыс. т газа, или 25% прогнозного пикового потребления, эта динамика была куда более яркой (см. рис. 3).

Рынок сжиженного газа требует большей диверсификации поставок

 

Приехали...

Вместе с внешними факторами дисбаланса рынку сжиженного газа добавили так называемые внутренние. Очень вовремя блеснула "Укрзалізниця". Из-за срыва тендеров на поставку дизельного топлива, о которых ZN.UA ранее подробно повествовало, национальный перевозчик вынужден экономить: на 200 км работает по одном тепловозу, 30-40 км вагоны едут три дня, хотя норматив составляет 200 км в сутки. Даже если газ "приехал" по импорту, оперативно доставить его не могут.

"Маневровые тепловозы выходят из депо с запасом дизеля в 1000 л, тогда как раньше с менее чем 5000 л их просто не выпускали. Разумеется, с таким баком невозможно оперативно поставить в состав все вагоны на стыковых станциях", - говорит коммерческий директор "УПК Коммерц" Николай Пузырный.

Задержку с железнодорожными перевозками подтверждает Владимир Панов из компании "Автотранс": "Еще в июне из Коростеня в Полтаву груз шел два дня, сейчас - пять".

Трейдеры говорят, что уже есть случаи самостоятельной дозаправки локомотивов.

Смягчить кризис могли бы поставки газа через западную границу, но "Укрзалізниця" перечеркнула и эту возможность. Сейчас поставка газа из Румынии занимает 40 дней, идти на такой риск в условиях ежедневно меняющегося рынка никто не хочет.

Есть проблемы и с вагонами. В 2016-м СНБОУ принял решение о введении санкций против крупнейшего российского перевозчика и владельца цистерн "СГ-Транс", что резко осложнило поставку газа из стран СНГ.

Беда с "газовыми" вагонами и в Украине. Именно нехватка цистерн ограничила прием ресурса с моря, который приходит на помощь в критической ситуации. Терминал в Черноморске, единственный работающий на импорт газа, не оборудован емкостями для хранения - газ сливается сразу в вагоны. В итоге летом несколько груженых танкеров заходили в Черноморск, но сливались лишь наполовину. Причина - нет вагонов.

По словам Богдана Вовкива, главы "Укрспецтрансгаза", владельца львиной доли "газовых" железнодорожных цистерн в Украине, его предприятие подкосили те же санкции СНБО. Точнее, ответные российские санкции. Вагоны "Укрспецтрансгаза" в основном работали в России и Казахстане, а теперь вернулись в Украину, где в таком количестве не нужны.

"Много вагонов требуют деповских ремонтов (профилактические работы, проводятся раз в два года. - Авт.), а это около 50 тыс. грн на каждую цистерну. И запускать их в работу никто из операторов не стремится", - говорит Б.Вовкив.

В итоге важнейшая морская артерия в Черноморске, способная обеспечить до 30 тыс. т в месяц, используется максимум на треть.

"В сегодняшней ситуации порт может обработать в лучшем случае 10 тыс. т, а по факту в разгар кризиса смогли разгрузить лишь 6,1 тыс. т", - говорит В.Колодяжный из GT Group, первым начавший морские поставки в ответ на первый острый кризис осенью 2016 г.

Доходит до смешного: в стране нет газа, а в Черноморске разгружают лишь полтанкера, потому что... нет вагонов. А между тем даже один терминал мог бы запросто погасить возникший дефицит.

С колес - на заправку

Можно ли было избежать настолько острого дефицита? Полностью - вряд ли. Нехватка газа ударила по ценам и в соседних странах, но в пределах 30%. Могли пройти август более спокойно и мы. В этом могли бы помочь хранилища, которых нет.

По словам Колодяжного, емкость "газового" парка -
35,4 тыс. т, или 5-7 дней потребления в августе. Подобный по размаху кризис сложно представить по бензину и ДТ, которых на рынке обычно на месяц, а нефтебаз в избытке.

"Закопать сейчас 5-7 млн долл. в хранилище, чтобы завтра СБУ обвинила тебя в финансировании терроризма, а МЭРТ обрезало внешнеэкономическую деятельность? Никто не хочет играть в длинную", - объясняет нехитрую логику представитель трейдинговой компании.

Рискованно развивать и морские терминалы. Сегодня они востребованы, но в "мирное" время лягут тяжелым грузом на владельца. Такие инвестпроекты требуют государственной поддержки, например, в виде льготных тарифов на перевозки с альтернативных направлений поставок.

Выходит, что один из крупнейших рынков сжиженного газа в мире работает с колес, и малейшего сбоя в поставках достаточно, чтобы быстро выбить его из колеи.

Битва патриотов за российский ресурс

Элемент гибридной войны, как сказал Порошенко, или российский фактор сегодня часто звучит среди причин кризиса с автогазом. Но здесь не все так просто, как кому-то хотелось бы.

Колоссальный рост украинского рынка в течение последних трех лет обеспечила... Россия. Именно отсюда покрывался растущий аппетит на дешевое топливо. В 2016 г. доля российских поставок в импорте составляла 71%, а в общем потреблении - около 50%.

"Отказавшись от бензина в пользу газа, мы попали в новую зависимость от россиян", - говорит совладелец сети заправок KLO Игорь Чернявский, отмечая, что потребность в бензине покрывается поставками из Беларуси, Литвы и с украинских НПЗ.

Такую уязвимость в Москве осознали с подачи... украинцев. Многочисленные источники утверждают, что первым вопрос регулирования поставок газа в Украину поднял Сергей Курченко, прекрасно ориентирующийся в ситуации и вращающийся сегодня в нужных московских кругах. Но в итоге все получилось иначе. С мая 2017 г. единственным прямым экспортером сжиженного газа в Украину стала "Роснефть", ресурсы которой продает швейцарская Proton Energy Group S.A. Ее глава Нисан Моисеев говорит, что 36 тыс. из 40 тыс. т продает по долгосрочным формульным контрактам с привязкой к котировкам агентства "Аргус".

"Наша маржа зафиксирована, увеличить ее мы не можем. В августе, когда на внутреннем рынке оптовая стоимость газа превысила 1100 долл./т, мы поставляем пропан-бутан нашим контрагентам - крупнейшим розничным сетям Украины - в среднем по 635 долл./т с учетом акциза и НДС", - говорит Н.Моисеев. По его словам, украинская дочерняя компания "Глуско Украина" в августе получит около 2 тыс. т газа.

"Учитывая, что, по нашим оценкам, в августе потребление составит около 130 тыс. т, доля рынка "Глуско" составит 1,5%. Если бы не было дефицита, то рынок бы поглотил до 150 тыс. т, и тогда наша доля была бы еще меньше", - заявил глава Proton Energy.

Напрямую российские поставки не могли спровоцировать ценовой кризис, так как были привязаны к мировым котировкам, и это подтверждают данные таможни (см. рис. 4). Помимо минимальной цены, российские объемы - это единственные поставки по импорту, с которыми все понятно и в части объемов, и в части цены. Приедет ли газ и сколько с других направлений - неизвестно.

Рынок сжиженного газа требует большей диверсификации поставок

 

Если разобраться, то и президент, и политики, и некоторые трейдеры договорились до того, что недовольны поведением России. "Теперь украинские компании не могут свободно покупать газ у российских компаний, кроме "Роснефти". Это монополия!" - жалуются оппозиционные политики, чудным образом повторяя риторику отдельных трейдеров. Президент назвал поведение России элементом гибридной войны. При этом российские объемы остались практически прежними (369 тыс. т за семь месяцев 2017 г. против 395 тыс. т), но из-за роста рынка их доля упала с 71 до 58%. Было бы лучше, чтобы поставки из России росли? Мы воюем или торгуем?

***

Газовый кризис позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, традиционных источников поставок в лице России и Беларуси достаточно только для работы в "мирное" время, для пиковых месяцев придется искать новые направления. Они есть, наиболее перспективное - Казахстан. Внутреннее производство, в котором видит выход Порошенко, сможет помочь лишь частично - нет сырья.

Во-вторых, необходимо развивать альтернативные направления поставок. Поставки из Казахстана хороши, но имеют один минус - они идут через территорию России. Поэтому стоит обратить больше внимания на морской импорт. Такой возможностью обладает, например, та же государственная "Укртранснафта", готовая развивать терминал в Южном. Спокойно могут решить задачу строительства необходимой "морской" инфраструктуры, включая и обычные газонаполнительные станции, частные компании. Но тут есть другая проблема.

Рынок сжиженного газа в его нынешнем состоянии - прекрасная иллюстрация ситуации в украинском бизнесе в целом. Половина рынка - барыги, которые живут одним днем. Растущий бешеными темпами рынок сжиженного газа - идеальная тема, ведь купить газ можно свободно. В январе-июне 2017 г. газ импортировали 93 компании, в 2016-м - 72. Но везут они немного (надо быстро продать), а зарабатывают на налоговых "скрутках", обеспечивающих 3-4% рентабельности.

Огромный процент газовых заправок - нелегальные, они работают без разрешений и генерируют кэш для "скруток" вышеупомянутых барыг. Большинство из 350 незаконных газовых заправок, демонтированных недавно в Киеве, перебрались за окружную дорогу и в другие области, где продолжают продавать без выдачи кассового чека.

Как цивилизованному бизнесу конкурировать с этим? Как вкладывать в строительство необходимой инфраструктуры для хранения газа, если ты не видишь перспектив возврата инвестиций на таком рынке? И это уже не говоря об армии кровососов-чиновников, которые набрасываются на любое новое производство, имея в арсенале еще советские строительные, противопожарные и санитарные нормы. В основном небольшие компании, которые населяют газовый рынок, являются идеальной жертвой и для силовиков, как показал пример спецоперации СБУ минувшей зимой. Пожалуй, эту картину можно наложить на любую украинскую отрасль.

Вот и живут и барыги, и нормальные предприниматели одним днем. В один из таких дней газа просто не стало.

 

ПО РУБРИКАМ

12:57 НБУ продал 20 марта банкам депозитные сертификаты на 7,3 млрд гривен

12:24 Справочный курс гривни снижен на 10,39 коп. до 27,2703 грн

11:40 Курсы валют по карточным операциям на 21.03.19

11:27 НБУ оспорит судебное решение о возмещении ущерба в размере 128,9 млн акционеру ликвидируемого Радикал Банка

11:21 Нерезиденты увеличили портфель ОВГЗ на 4 млрд грн

10:44 Биржи АТР закрылись 21 марта в основном в плюсе на заявлениях ФРС США

10:40 19 марта объем торгов долларом на межбанке увеличился на $10,6 млн до $265,6 млн

10:25 НБУ купил на межбанке $15 млн и продал $109,5 млн 11-15 марта

08:54 Золото 21 марта подорожало до максимума с конца февраля на заявлениях ФРС

08:22 Доллар 21 марта дешевеет к евро и иене на итогах заседания ФРС США

07:45 Биржи США закрылись 20 марта преимущественно в минусе после заседания ФРС

20.03 Появления покупателей и продавцов на межбанковских торгах 20 марта были стихийными

20.03 Лизинговые компании увеличили финансирование бизнеса в 1,6 раза

20.03 Депозитные ставки для физлиц 20.03.19

20.03 Курс доллара США поднимается 20 марта в ожидании новостей от ФРС

12:48 Европейская народная партия приостановила членство партии премьера Венгрии

11:05 Страна в наследство. Какую экономику оставил детям Назарбаев

10:48 Citigroup решили продать несколько тонн золота, оставленного правительством Мадуро в залог

08:37 После Ливии и Венесуэлы Алжир - очередной джокер ОПЕК?

08:31 «Парламент уходит от решения». Тереза Мэй обвинила депутатов в саботаже «брексита»

07:48 ФРС США сохранила базовую ставку на уровне 2,25-2,5% годовых

20.03 ЕЦБ получит контроль над банковскими активами в 1,2 трлн евро в связи с выходом Великобритании из ЕС

20.03 Дефолты по долгу китайских компаний достигли «беспрецедентного» уровня

20.03 Лондон просит Брюссель отсрочить «Брекзит» до 30 июня

20.03 Еврокомиссия оштрафовала Google на 1,5 миллиарда евро

20.03 Дарига Назарбаева избрана председателем сената (верхней палаты) парламента Казахстана

20.03 Прокуратура Франции вновь предъявила обвинения Сулейману Керимову

20.03 Новый президент Казахстана предложил переименовать столицу страны в Нурсултан

20.03 Мало времени для любви. Почему Путин и Лукашенко повздорили из-за Крыма

20.03 Топ-10 самых счастливых стран мира

20.03 Более 200 аптек подали заявления на заключение договоров с НСЗУ

20.03 Строительство пешеходно-велосипедного моста через Владимирскую горку полностью законно – КГГА

19.03 Новые станции метро на Виноградарь откроются в декабре-2021, Троещине ждать метро еще минимум 4-5 лет – мэр Киева

18.03 В Украине вступили в силу новые правила перевозок пассажиров и багажа авиатранспортом

14.03 «Киевтеплоэнерго» предлагает с 1 мая повысить тарифы на отопление и горячую воду более чем на 20%

13.03 Украина занимает второе место в Европе по залежам газа

13.03 Кабмин упростил порядок аккредитации медучреждений

13.03 Кабмин ввел с апреля выплату ежемесячной помощи в размере 1,7 тыс. гривен за третьего ребенка в семье

12.03 Петиция за легализацию медканнабиса в Украине набрала необходимые для ее рассмотрения Радой голоса

12.03 Приват24 открыл продажу единых билетов для проезда в городском транспорте Киева

12.03 Верховный суд разрешил застройщикам обходить процедуру согласования для застройки центральной части городов

12.03 Киевляне опасаются покупать квартиры в новостройках и скупают старое жилье

11.03 В Украине хотят изменить состав дорожного покрытия

06.03 Украина очень быстро меняет свою медицинскую систему - экономический эксперт ВОЗ

06.03 Киев будут передавать права на эксплуатацию парковок только через ProZorro

08:16 Готовность к обострению. Зачем «гибридам» на Донбассе секретная российская «Тирада»

20.03 Климкин: «Минск» не мертв, он в коме из-за РФ

20.03 Порошенко ввел в действие решение СНБО о дополнительных санкциях к юридическим и физлицам, причастным к агрессии РФ

20.03 СНБО поручил СБУ завершить проверку юрлиц для введения санкций в отношении телеканалов NewsOne и «112 Украина»

20.03 Турецкий БПЛА точно уничтожил цели в рамках испытаний в Украине - Турчинов

20.03 Последнее шоу. Дадут ли Ляшко деньги на парламентские выборы?

20.03 Зеленский за налоговую амнистию

19.03 Великолепная восьмерка. Зачем Тимошенко так много технических кандидатов

19.03 Деньги Онищенко для Тимошенко. Почему телеканалам не будет интересен этот скандал

19.03 На защите арсеналов: Как новые украинские радары «Харза» будут воевать с беспилотниками

19.03 ГБР начало расследование против руководства НАБУ по подозрению в получении взятки при покупке 12 автомобилей Skoda

19.03 Канада продолжила военную тренировочную миссию в Украине до 2022 года

19.03 Оружие сдерживания. Как еще могут послужить Украине советские ракеты «Точка-У»

18.03 Как «Бигусгейт» ударил по Зеленскому

18.03 Опасный сценарий: Получится ли у Кремля и «полезных идиотов» сорвать выборы

12:03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

09:37 Канада внедряет субсидии в $5000 для покупателей электромобилей

09:01 Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и Microsoft анонсировали новую платформу Alliance Intelligent Cloud для подключённых автомобилей

20.03 Apple представила обновленные AirPods: улучшенная автономность и дополнительные функции

20.03 5 фактов, которые перевернут ваши представления о кофе

20.03 Еврокомиссия оштрафовала Google на 1,5 миллиарда евро

20.03 За год средняя мощность DDoS-атак упала на 85%

20.03 Vivo X27 Pro: смартфон с огромным дисплеем и четырьмя камерами

20.03 Камера-перископ и экран Super AMOLED: представлен смартфон Vivo X27

20.03 Электроминивэн Mercedes-Benz EQV проедет без подзарядки 400 километров

19.03 Google анонсировала контроллер и платформу для облачного гейминга Stadia

19.03 «Доступный» среднемоторный Aston Martin появится в 2022 году

19.03 Все модели Mercedes-AMG станут подключаемыми гибридами

19.03 Стиральная машина Redmi 1A с загрузкой 8 кг обойдётся в $119

19.03 Hyundai показал, какой будет новая Sonata

12:03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

04.03 Facebook судится с китайскими компаниями из-за «накрутки» лайков

01.03 Пять секретов лучших специалистов по продажам

27.02 Как продолжать работать, если совсем не хочется

21.02 Какими станут собеседования будущего

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

12.02 Как выглядит в Германии идеальное рабочее место

04.02 Мебель IKEA скоро можно будет взять в аренду

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно