Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс обмена наличной валюты

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Курс валют на межбанковском валютном рынке

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс рубля к доллару

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

За последние три года украинский рынок авиационного топлива перевернулся с ног на голову

11:02 29.05.2017 |

Нефть и безнин

 

Если раньше керосин приходил исключительно с севера (Россия и Беларусь), то теперь - с юга. Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравии - о таких поставках до последнего времени никто даже не помышлял, а теперь это реальность. Автоматически произошла революция в качестве: на смену еще "советским" маркам ТС и РТ пришел используемый во всем мире "Джет A-1". И главное, выросли объемы. Но природа этого подъема разная и не связана только с увеличением пассажиропотока.

В январе-апреле 2017 г. на рынок Украины поступило 139 тыс. т авиатоплива. Это вдвое выше показателя 2016-го (68 тыс. т) и на 75% больше, чем в довоенном 2013-м (80 тыс. т). А тогда еще работали аэропорты Донецка, Луганска, Симферополя...

Рост рынка авиатоплива отвечает динамике пассажирских авиаперевозок: по сравнению с 2015-м в 2016 г. они выросли на 31%, до 8,2 млн пассажиров (см. рис. 1). Количество рейсов увеличилось на 10%, до 133 тыс.

 

В 2017-м рост продолжился. Первые четыре месяца дали 35-процентный прирост, а до конца года эксперты отрасли ждут еще более внушительных цифр.

Главные причины - открытие новых направлений полетов, в том числе лоукостами Wizzair, Pegasus, Atlasjet и Raynair.

Безвизовый режим и выход на украинский рынок авиаперевозок Raynair заставили крупнейшего перевозчика - МАУ резко снизить цены на дальне- и среднемагистральные рейсы по целому ряду ключевых направлений и ввести так называемое лоу-кост предложение. Возросшая нагрузка на аэропорты "Киев" (Жуляны) и "Запорожье" заставила начать ремонты взлетно-посадочных полос.

Свой вклад внесла и армия. На открытых торгах в 2016 г. Минобороны закупило 46,6 тыс. т, а уже с начала 2017-го - 39,1 тыс. т реактивного топлива.

Уйти - значит, потерять

Украину питают два источника авиатоплива. Первый - контролируемый группой "Приват" Кременчугский НПЗ (ПАО "Укртатнафта") - с 2013 г. производит 120-150 тыс. т ресурса в год. Весь объем через "приватовскую" авиатопливозаправочную компанию "Борисполь" (ранее "Кребо") поставляется в аэропорты "Борисполь" и "Днепр", где уходит в баки "приватовских" авиакомпаний МАУ, "Днеправиа" и "Роза ветров".

Второй источник - импортные поставки. До 2014 г. монопольным поставщиком авиакеросина в Украину выступала Россия (120-150 тыс. т в год). С началом агрессии РФ закрыла отгрузки "товара двойного назначения" в Украину. Свято место попробовали занять белорусы, и в 2014-2015 гг. они были фактически единственным источником импорта авиатоплива. В белорусской нефтяной отрасли говорят, что такие поставки были предметом неоднократных разговоров на повышенных тонах с россиянами. Но уйти из Украины сябров заставила... украинская таможня.

Еще в бытность главой таможни Игоря Калетника была изобретена схема выкручивания рук импортерам авиатоплива. Импортные партии стали проходить обязательные лабораторные испытания, которые по одному из показателей начали относить авиатопливо к средним дистиллятам. Для поставщика это означало уплату в десять раз большего акциза и бесперспективность дальнейшей продажи этого топлива. Взятка делала анализы значительно лучше. Начав прямые поставки в 2015-м, белорусы отказались играть в эту игру, получив взамен уголовные дела. С 1 января 2016 г. поставки из Беларуси были остановлены.

В 2017-м "Белорусская нефтяная компания" (БНК) возобновила поставки, но рынок в буквальном смысле уплыл. Импорт по морю не только перекрыл все потребности Украины, но и снизил цены. Если до 2015 г. премии на белорусское реактивное топливо доходили до 100 долл./т, то сейчас это 40 долл./т. Но очередь не выстраивается: с начала года из Беларуси зашло 1,6 тыс. т. РТ, или 2% от всего импорта.

"После того, как россияне возобновили поставки нефти белорусам, те стали очень осторожными. Требуют детальный отчет о том, как будет использован их продукт, в какое крыло мы его поставим. Саудовский Jet А-1 обойдется с доставкой в "Жуляны" в те же деньги, только никому ничего объяснять не нужно", - рассказал один из столичных трейдеров о причинах своей переориентации с белорусского продукта.

Проблема еще и в том, что дальнейшее снижение цен не гарантирует сябрам возврата на рынок. Все залито маркой Jet A-1, а по нормативам смешение с другими марками авиатоплива запрещено. Необходимы системные поставки, а к ним пока не готовы ни белорусы, ни рынок. "Премия для Украины всегда составляла 60-80 долл./т, тогда как экспорт через балтийские порты давал белорусам менее 20 долл./т", - говорит бывший сотрудник БНК, давая понять, что резерв для борьбы за украинский рынок у белорусских экспортеров есть.

С головы на ноги

Уход белорусов с рынка ознаменовался активными танкерными поставками. Болгария, Греция, Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравия - импорт из этих стран еще три года назад было сложно себе представить. Никто и не подозревал, что принимать авиакеросин с моря могут морские перевалки в Южном, Измаиле, Николаеве. За четыре месяца 2017 г. по морю зашло 65 тыс. т авиатоплива - 72% всего импорта (см. рис. 2).

 

Выросла и конкуренция среди импортеров: в 2014 г. их было 11, в 2016-м - 25. Наряду с известными трейдерами появились новые имена (см. табл.).

 

Азербайджанская SOCAR, не чужой ей трейдер Coral и фаворит госзакупок компания "Трейд Коммодити" плотно работают через перевалку "Миконт" в Николаеве. Сюда идет как бакинское топливо марки ТС, так и продукт из Греции и Саудовской Аравии.

В качестве базового для поставок из Израиля использует порт Измаила швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. (импортер продукта "Глуско Украина").

Поставки итальянского авиатоплива в Южный в 2017 г. идут с островных НПЗ SARAS и ESSO. Его в основном завозит частная компания "УТН-Групп", основанная выходцами из украинского бизнеса "Роснефти".

Компания "Балтик Граунд Сервис" имеет балтийские корни и поставляет в Украину топливо Jet А-1.

Лидером по итогам четырех месяцев 2017-го стала группа WOG - 28 тыс. т итальянского и литовского авиатоплива. Данный объем заставил обратить на себя повышенное внимание, выявив еще один стимул увеличения поставок авиатоплива в последнее время.

Товар "двойного" назначения

В 2016-м и особенно в 2017 г. вскрылась интересная особенность - немалые объемы авиакеросина начали поступать на станции вдали от аэропортов и воинских частей. WOG в 2017 г. отправил на свои нефтебазы около 8 тыс. т авиакеросина. Структуры "Трейд-Коммодити" адресовали 2,3 тыс. т керосина на свою нефтебазу в Каменском. К подобного рода "нецелевым" поставкам за четыре месяца текущего года можно отнести 14 тыс. т авиатоплива. Зачем эти поставки, ведь самолеты на АЗС не заправляются?

Многие представители отрасли уверены, что авиакеросин подмешивается в дизельное топливо для повышения заработка за счет разницы в акцизах: 139,5 евро/1000 л на дизтопливо против 21 евро/1000 л на реактивное топливо. Химические свойства этих двух продуктов близки, поэтому они хорошо смешиваются, а полученный продукт дает больше прибыли из-за уменьшения доли акциза.

Иногда такое смешение имеет и другой, дополнительный смысл. Еще в советские времена керосин добавляли в дизтопливо для повышения морозостойкости. Есть все основания полагать, что дедовский метод работает и по сей день: в 2017 г. основной объем керосина был отправлен на нефтебазы в первом квартале, т.е. в холодные месяцы. Само собой, это не отменяет экономического эффекта дизельно-керосиновой смеси.

Специалисты отмечают, что при смешении необходимо строго придерживаться предельных пропорций, доля керосина не должна превышать 15%. Если увлечься, полученный продукт "выпадет" за рамки стандартов по сере, температуре вспышки, зольности, смазывающей способности. Современный дизельный двигатель почувствует подвох сразу.

"Мы очень переживаем за судьбу тепловозов "Укрзалізниці", заправляемых дизтопливом с морских перевалок, куда также приходит и авиатопливо", - говорит один из участников рынка. Внимание приковано к Николаеву.

По статистике, за четыре месяца здесь было растаможено 25,5 тыс. т авиатоплива, тогда как по железной дороге вывезли 7,7 тыс. т. Где остальной объем? Может, на остатках, а может, уже уехал вместе с дизтопливом? Его из Николаева выехало на 10 тыс. т больше, чем было привезено по морю. А ведь там есть еще и автомобильные отгрузки...

***

Рынок авиатоплива - отличный кейс работы диверсифицированного и конкурентного рынка. На смену монопольному российскому поставщику пришли два десятка трейдеров, показавших новый уровень цены. Основным же вопросом остается цена на авиабилеты, что авиакомпании обычно объясняют дороговизной топлива. Но с новой структурой рынка эта аргументация все менее состоятельна. Все больше оснований искать причины в ценообразовании и тарифах аэропортов и в аппетитах авиакомпаний. Единственный побочный эффект от перемен на рынке авиатоплива - нецелевое использование, с которым пока непонятно что делать...

Евгений Мочалов, Сергей Куюн
По материалам: ZN.ua
 

ПО РУБРИКАМ

18.05 Экспортеры 18 мая активно продавали СКВ, потому предложение доминировало и валютный курс падал

18.05 Что новый кредитный закон даст людям и банкам

18.05 Bitfinex начнет предоставлять регуляторам налоговые данные клиентов

18.05 Новинский переоформил владение Юнекс Банком на кипрскую компанию Withine Investments Ltd.

18.05 Рынок акций Украины завершил торги 18 мая умеренным ростом

18.05 Депозитные ставки для физлиц 18.05.18

18.05 Курс доллара США растет 18 мая, давление на евро оказывают новости из Италии

18.05 Средневзвешенный курс доллара на межбанке 18 мая составил 26.1480 грн

18.05 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 18.05.18

18.05 Фондовые индексы в странах АТР 18 мая не продемонстрировали единой динамики, но завершили неделю ростом

18.05 JPMorgan создает собственную стратегию в области криптовалют

18.05 Перспектива для внешних долговых операций украинских эмитентов немного отдалилась - ICU

18.05 Ватикан назвал CDS бомбой замедленного действия

18.05 17 мая НБУ выдал банкам рефинансирование 10 млн гривен

18.05 НБУ продал 17 мая банкам депозитные сертификаты на 2 095 млн гривен

18.05 Правоохранители проводят более 20 обысков в Киеве, Киевской и Житомирской областях в рамках дела о махинациях с сжиженным газом

18.05 Неделя закончилась ростом цен ДТ в крупном опте

18.05 Цены на нефть слабо меняются 18 мая и завершают неделю ростом, Brent торгуется у $79,5 за баррель

18.05 В январе-марте численность населения сократилась на 64,4 тыс. до 42,3 млн

18.05 Меркель и Путин: Транзит газа через Украину сохранится, если поставки окажутся экономически обоснованными и целесообразными

18.05 Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт примет участие в рассмотрении закона об антикоррупционном суде в ВР

18.05 «Турбоатом» не может быть приватизированным, – Гройсман

18.05 Администрирование налогов в Украине оценено по методу TADAT

18.05 WSJ: Трамп решил надавить на Германию, чтобы заставить ее отказаться от газопровода «Северный поток-2»

18.05 Ряд автозаправочных сетей 18 мая повысили цены на автогаз

18.05 Мировой экономический рост замедлился, но все равно остается достаточно сильным

18.05 Союзники по потоку. Зачем Меркель ездила к Путину

18.05 Меркель и Путин: Транзит газа через Украину сохранится, если поставки окажутся экономически обоснованными и целесообразными

18.05 В Италии популисты и правые согласовали программу: хотят отменить санкции против России

18.05 ЕС запустил механизм блокировки санкций США по Ирану

18.05 WSJ: Трамп решил надавить на Германию, чтобы заставить ее отказаться от газопровода «Северный поток-2»

18.05 ЕС одобрил новые правила по уменьшению анонимности криптотрейдеров

18.05 Крыть нечем. Почему российская Госдума испугалась США

18.05 Госдеп заявил об ответственности РФ за химатаки в Сирии

18.05 Китай предложил США меры по торговому дефициту

18.05 Morgan Stanley предупредил о рецессии в России от новых санкций США

18.05 ЕС подтвердил перспективы вступления стран Западных Балкан

18.05 ЦРУ впервые возглавила женщина. При Буше она отвечала за секретные тюрьмы

17.05 ЕС актуализирует закон о защите от санкций США

17.05 США намерены сорвать сооружение газопровода «Северный поток-2»

17.05 Врачей в рамках медреформы выбрали более 10% украинцев

15.05 Киев решил повысить тарифы на проезд в коммунальном транспорте до 8 гривен с 15 июля

11.05 Запуск пассажирских поездов по новому европейскому маршруту Мукачево-Будапешт состоится до конца 2018 года

10.05 В центральных частях города запретят наземные парковки

10.05 Верховный Суд оставил в силе решение вернуть в госсобственность Гостиный двор в Киеве

08.05 Новый порядок зачисления учеников в первый класс вступил в силу

02.05 Вакантность офисов в Киеве за І квартал сократилась до 10,6% – JLL

02.05 За въезд в Евросоюз украинцам нужно будет заплатить 7 евро

27.04 8 районов Киева отключены от горячего водоснабжения до 1 июня из-за переподписания договоров с "Киевгазом", - КГГА

27.04 В Киевской области полицейские направили в суд обвинительный акт в отношении группы вымогателей-псевдоактивистов

26.04 Сколько зрад в запуске медреестра eHealth

25.04 Глава Департамента информтехнологий КГГА Юрий Назаров: осенью электронный билет для всего транспорта будет запущен

25.04 Разрешение органам местного самоуправления запрещать продажу алкоголя в определенное время суток вступило в силу

24.04 Мининфраструктуры предложило закрыть возможность входа российских судов во внутренние воды страны

24.04 Законодательная “пустышка”: Зачем МЭРТ штрафы за отсутствие регистрации

18.05 Суд снял арест с имущества экс-министра финансов

18.05 В Италии популисты и правые согласовали программу: хотят отменить санкции против России

18.05 Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт примет участие в рассмотрении закона об антикоррупционном суде в ВР

18.05 НАПК выявило нарушения в е-декларации Гонтаревой за 2016

18.05 Под угрозой окружения. Зачем «гибриды» стреляют по мирным жителям Троицкого

18.05 Луценко подписал представление на нардепа Александра Пономарева: мешал работе СМИ

18.05 Гриценко - президент, Садовый - премьер? Какую схему придумали «третьи силы»

18.05 Гибкая оборона: Зачем ВСУ взяли Пивденное под Горловкой

17.05 Пряники на длинной удочке: что предлагает ЕС Украине в обмен на реформы

17.05 В БПП рассчитывают на утверждение обновленного состава ЦИК до июля

17.05 Профильный комитет Европарламента поддержал макрофинансовую помощь Украине

17.05 Теми та прийоми: як і про що українські топ-політики брехали минулого кварталу

17.05 Битва рейтингов. Когда Банковая сделает из Тимошенко «хромую утку»

16.05 Холодная месть. Посадит ли Холодницкий главного детектива НАБУ

16.05 Луценко: Моя роль на президентских выборах – сдержаться и не перейти в лобовую атаку на популистов и демагогов

18.05 Поездка в вагончике Илона Маска под Лос-Анджелесом будет стоить $1

18.05 Через три года в Европе запретят машины без электронных систем безопасности

18.05 С сентября Google перестанет отображать индикатор безопасного соединения в Chrome

18.05 Экран смартфона Vivo X21i занимает 90 % площади фронтальной части корпуса

17.05 В KIA создан дизельный двигатель с технологией «мягкого гибрида»

17.05 Китайский частный стартап успешно запустил в космос ракету

17.05 Полиция изъяла серверы пуленепробиваемого хостинга MaxiDed

17.05 В оснащение будущих Hyundai войдут голограммы

17.05 Обнаружен новый вредонос для хищения данных из Telegram

16.05 Telegram и американский стартап будут судиться за криптовалюту GRAM

16.05 Топовая версия OnePlus 6 с Snapdragon 845 обойдется в $630

16.05 Американцы сделают массовой «обтекающую» неровности подвеску

16.05 Smartisan R1 – первый смартфон с 1 ТБ встроенной памяти

16.05 Дебют смартфона Nokia X6: экран с вырезом, 6 Гбайт ОЗУ и двойная камера

16.05 Выявлен главный подозреваемый в деле о крупнейшей утечке данных ЦРУ

17.05 В чем разница между одержимыми работой и просто увлеченными ею

14.05 Почему начальники не умеют управлять дистанционными сотрудниками

08.05 Что делать, если вас не ценят на работе

07.05 Как люди без высшего образования становятся гендиректорами

05.05 Что нужно знать о поиске работы после увольнения

05.05 Google объявил о новых правилах размещения политической рекламы

03.05 Как урегулировать конфликты на работе

24.04 Блокчейн-браузер Brave заключил партнерство с Dow Jones Media

24.04 Почему нельзя скрывать от работников горькую правду

20.04 Как рассказывать о своих талантах без скромности, и хвастовства

18.04 Зачем начальству искусственный интеллект

18.04 Смех на рабочем месте - признак… чего?

11.04 Повышение, после которого хочется уволиться

04.04 Какие стратегии помогут женщинам в карьере

03.04 Создатель антивируса McAfee берет по $105 000 за твит о криптовалютах

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно