Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

За последние три года украинский рынок авиационного топлива перевернулся с ног на голову

11:02 29.05.2017 |

Нефть и безнин

 

Если раньше керосин приходил исключительно с севера (Россия и Беларусь), то теперь - с юга. Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравии - о таких поставках до последнего времени никто даже не помышлял, а теперь это реальность. Автоматически произошла революция в качестве: на смену еще "советским" маркам ТС и РТ пришел используемый во всем мире "Джет A-1". И главное, выросли объемы. Но природа этого подъема разная и не связана только с увеличением пассажиропотока.

В январе-апреле 2017 г. на рынок Украины поступило 139 тыс. т авиатоплива. Это вдвое выше показателя 2016-го (68 тыс. т) и на 75% больше, чем в довоенном 2013-м (80 тыс. т). А тогда еще работали аэропорты Донецка, Луганска, Симферополя...

Рост рынка авиатоплива отвечает динамике пассажирских авиаперевозок: по сравнению с 2015-м в 2016 г. они выросли на 31%, до 8,2 млн пассажиров (см. рис. 1). Количество рейсов увеличилось на 10%, до 133 тыс.

 

В 2017-м рост продолжился. Первые четыре месяца дали 35-процентный прирост, а до конца года эксперты отрасли ждут еще более внушительных цифр.

Главные причины - открытие новых направлений полетов, в том числе лоукостами Wizzair, Pegasus, Atlasjet и Raynair.

Безвизовый режим и выход на украинский рынок авиаперевозок Raynair заставили крупнейшего перевозчика - МАУ резко снизить цены на дальне- и среднемагистральные рейсы по целому ряду ключевых направлений и ввести так называемое лоу-кост предложение. Возросшая нагрузка на аэропорты "Киев" (Жуляны) и "Запорожье" заставила начать ремонты взлетно-посадочных полос.

Свой вклад внесла и армия. На открытых торгах в 2016 г. Минобороны закупило 46,6 тыс. т, а уже с начала 2017-го - 39,1 тыс. т реактивного топлива.

Уйти - значит, потерять

Украину питают два источника авиатоплива. Первый - контролируемый группой "Приват" Кременчугский НПЗ (ПАО "Укртатнафта") - с 2013 г. производит 120-150 тыс. т ресурса в год. Весь объем через "приватовскую" авиатопливозаправочную компанию "Борисполь" (ранее "Кребо") поставляется в аэропорты "Борисполь" и "Днепр", где уходит в баки "приватовских" авиакомпаний МАУ, "Днеправиа" и "Роза ветров".

Второй источник - импортные поставки. До 2014 г. монопольным поставщиком авиакеросина в Украину выступала Россия (120-150 тыс. т в год). С началом агрессии РФ закрыла отгрузки "товара двойного назначения" в Украину. Свято место попробовали занять белорусы, и в 2014-2015 гг. они были фактически единственным источником импорта авиатоплива. В белорусской нефтяной отрасли говорят, что такие поставки были предметом неоднократных разговоров на повышенных тонах с россиянами. Но уйти из Украины сябров заставила... украинская таможня.

Еще в бытность главой таможни Игоря Калетника была изобретена схема выкручивания рук импортерам авиатоплива. Импортные партии стали проходить обязательные лабораторные испытания, которые по одному из показателей начали относить авиатопливо к средним дистиллятам. Для поставщика это означало уплату в десять раз большего акциза и бесперспективность дальнейшей продажи этого топлива. Взятка делала анализы значительно лучше. Начав прямые поставки в 2015-м, белорусы отказались играть в эту игру, получив взамен уголовные дела. С 1 января 2016 г. поставки из Беларуси были остановлены.

В 2017-м "Белорусская нефтяная компания" (БНК) возобновила поставки, но рынок в буквальном смысле уплыл. Импорт по морю не только перекрыл все потребности Украины, но и снизил цены. Если до 2015 г. премии на белорусское реактивное топливо доходили до 100 долл./т, то сейчас это 40 долл./т. Но очередь не выстраивается: с начала года из Беларуси зашло 1,6 тыс. т. РТ, или 2% от всего импорта.

"После того, как россияне возобновили поставки нефти белорусам, те стали очень осторожными. Требуют детальный отчет о том, как будет использован их продукт, в какое крыло мы его поставим. Саудовский Jet А-1 обойдется с доставкой в "Жуляны" в те же деньги, только никому ничего объяснять не нужно", - рассказал один из столичных трейдеров о причинах своей переориентации с белорусского продукта.

Проблема еще и в том, что дальнейшее снижение цен не гарантирует сябрам возврата на рынок. Все залито маркой Jet A-1, а по нормативам смешение с другими марками авиатоплива запрещено. Необходимы системные поставки, а к ним пока не готовы ни белорусы, ни рынок. "Премия для Украины всегда составляла 60-80 долл./т, тогда как экспорт через балтийские порты давал белорусам менее 20 долл./т", - говорит бывший сотрудник БНК, давая понять, что резерв для борьбы за украинский рынок у белорусских экспортеров есть.

С головы на ноги

Уход белорусов с рынка ознаменовался активными танкерными поставками. Болгария, Греция, Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравия - импорт из этих стран еще три года назад было сложно себе представить. Никто и не подозревал, что принимать авиакеросин с моря могут морские перевалки в Южном, Измаиле, Николаеве. За четыре месяца 2017 г. по морю зашло 65 тыс. т авиатоплива - 72% всего импорта (см. рис. 2).

 

Выросла и конкуренция среди импортеров: в 2014 г. их было 11, в 2016-м - 25. Наряду с известными трейдерами появились новые имена (см. табл.).

 

Азербайджанская SOCAR, не чужой ей трейдер Coral и фаворит госзакупок компания "Трейд Коммодити" плотно работают через перевалку "Миконт" в Николаеве. Сюда идет как бакинское топливо марки ТС, так и продукт из Греции и Саудовской Аравии.

В качестве базового для поставок из Израиля использует порт Измаила швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. (импортер продукта "Глуско Украина").

Поставки итальянского авиатоплива в Южный в 2017 г. идут с островных НПЗ SARAS и ESSO. Его в основном завозит частная компания "УТН-Групп", основанная выходцами из украинского бизнеса "Роснефти".

Компания "Балтик Граунд Сервис" имеет балтийские корни и поставляет в Украину топливо Jet А-1.

Лидером по итогам четырех месяцев 2017-го стала группа WOG - 28 тыс. т итальянского и литовского авиатоплива. Данный объем заставил обратить на себя повышенное внимание, выявив еще один стимул увеличения поставок авиатоплива в последнее время.

Товар "двойного" назначения

В 2016-м и особенно в 2017 г. вскрылась интересная особенность - немалые объемы авиакеросина начали поступать на станции вдали от аэропортов и воинских частей. WOG в 2017 г. отправил на свои нефтебазы около 8 тыс. т авиакеросина. Структуры "Трейд-Коммодити" адресовали 2,3 тыс. т керосина на свою нефтебазу в Каменском. К подобного рода "нецелевым" поставкам за четыре месяца текущего года можно отнести 14 тыс. т авиатоплива. Зачем эти поставки, ведь самолеты на АЗС не заправляются?

Многие представители отрасли уверены, что авиакеросин подмешивается в дизельное топливо для повышения заработка за счет разницы в акцизах: 139,5 евро/1000 л на дизтопливо против 21 евро/1000 л на реактивное топливо. Химические свойства этих двух продуктов близки, поэтому они хорошо смешиваются, а полученный продукт дает больше прибыли из-за уменьшения доли акциза.

Иногда такое смешение имеет и другой, дополнительный смысл. Еще в советские времена керосин добавляли в дизтопливо для повышения морозостойкости. Есть все основания полагать, что дедовский метод работает и по сей день: в 2017 г. основной объем керосина был отправлен на нефтебазы в первом квартале, т.е. в холодные месяцы. Само собой, это не отменяет экономического эффекта дизельно-керосиновой смеси.

Специалисты отмечают, что при смешении необходимо строго придерживаться предельных пропорций, доля керосина не должна превышать 15%. Если увлечься, полученный продукт "выпадет" за рамки стандартов по сере, температуре вспышки, зольности, смазывающей способности. Современный дизельный двигатель почувствует подвох сразу.

"Мы очень переживаем за судьбу тепловозов "Укрзалізниці", заправляемых дизтопливом с морских перевалок, куда также приходит и авиатопливо", - говорит один из участников рынка. Внимание приковано к Николаеву.

По статистике, за четыре месяца здесь было растаможено 25,5 тыс. т авиатоплива, тогда как по железной дороге вывезли 7,7 тыс. т. Где остальной объем? Может, на остатках, а может, уже уехал вместе с дизтопливом? Его из Николаева выехало на 10 тыс. т больше, чем было привезено по морю. А ведь там есть еще и автомобильные отгрузки...

***

Рынок авиатоплива - отличный кейс работы диверсифицированного и конкурентного рынка. На смену монопольному российскому поставщику пришли два десятка трейдеров, показавших новый уровень цены. Основным же вопросом остается цена на авиабилеты, что авиакомпании обычно объясняют дороговизной топлива. Но с новой структурой рынка эта аргументация все менее состоятельна. Все больше оснований искать причины в ценообразовании и тарифах аэропортов и в аппетитах авиакомпаний. Единственный побочный эффект от перемен на рынке авиатоплива - нецелевое использование, с которым пока непонятно что делать...

Евгений Мочалов, Сергей Куюн
По материалам: ZN.ua
 

ПО РУБРИКАМ

18:57 Индекс ПФТС завершил торги во вторник символическим ростом

16:37 Депозитные ставки для физлиц на 22.01.19

15:51 Доллар умеренно растет к евро 22 января, фунт слабо дорожает на статданных

14:41 Еврокомиссия оштрафовала MasterCard на 570,6 млн евро за завышение комиссий

12:54 ПриватБанк запустит продажу валюты онлайн с 7 февраля

12:43 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 22.01.19

12:28 Cправочный курс гривни вырос на 3,59 коп. до 27,9126 грн

12:04 НБУ продал 21 января банкам депозитные сертификаты на 16 749 млн гривен

11:32 НКЦБФР выявила мошенников, продающих акции Tesla

11:13 «Приват» снова поменял юрлица на 739 АЗС

11:03 Биржи АТР закрылись 22 января снижением индексов на опасениях за рост мировой экономики

11:01 18 января объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $27,1 млн до $199,1 млн

10:57 Курс валют по карточным операциям на 22.01.19

10:53 Остатки средств на корсчетах банков 22.01.19

10:47 НБУ до конца года может снизить учетную ставку до 15-17% - банкиры

19:05 Ягланд хочет перераспределить полномочия в Совете Европы ради возвращения России

17:35 ФРГ и Франция подписали Ахенский договор об углублении сотрудничества

14:41 Еврокомиссия оштрафовала MasterCard на 570,6 млн евро за завышение комиссий

14:35 В ЕС крупные концерны почти нигде не платят налоги в полном объеме

14:20 Итальянская Eni приостановила работу с «Роснефтью» в Черном и Баренцевом морях из-за санкций США

13:53 Китай рассмотрит проект налога на недвижимость

13:37 Более 70 процентов немцев поддерживают «Северный поток-2»

11:51 Рецепт от популизма: как политический кризис в Швеции завершился поражением «друзей Путина»

09:48 Ходоки у Путина: регионы РФ просят списать долги за газ, ссылаясь на судебное решение в Чечне

09:24 Китай снижает налоги для малого бизнеса

09:03 Уровень рождаемости в Китае упал до минимума с 1961 года

08:13 PwC: топ-менеджмент не уверен в позитивном будущем глобальной экономики

08:00 В Венесуэле подавлена попытка военного переворота

21.01 В хорошие руки. Почему Россия отбирает у главарей ОРДЛО железную дорогу

21.01 Украина и Израиль подписали соглашение о зоне свободной торговли

21.01 В Украине почти 5 тысяч миллионеров, самому младшему - 7 лет

21.01 Трамп намерен встретиться с Ким Чен Ыном в конце февраля

18.01 В Украине возрождается интерес к доходным домам

18.01 Первую платную дорогу в Польшу начнут строить в 2020 году

18.01 К «охоте на зайцев» в киевском транспорте подключат полицейских

18.01 «Нафтогаз» назвал завышенные платежки для киевлян предвыборной провокацией бывших регионалов

17.01 В Украине предлагают оформлять водительские права онлайн

17.01 «Карточкой киевлянина» теперь можно рассчитаться в наземном транспорте

15.01 9 новых правил: что можно делать с квартирами и домами без разрешения

14.01 В пяти областях Украины запустят телемедицину

11.01 Скидки на киевские новостройки продлят до конца января

10.01 В Киеве построят мусороперерабатывающий завод до 2021 года

09.01 В декабре средняя цена 1 кв. м представленных к продаже домов в пригороде Киева составила 21136 грн

09.01 В декабре 2018 года средняя цена представленных к продаже домов в Киеве составила 26320 грн. за 1 кв. м

08.01 В декабре цены на жилье на вторичном рынке недвижимости Киева повысились на 0,9% до до 34993 тыс. гривен/кв. м

19:05 Ягланд хочет перераспределить полномочия в Совете Европы ради возвращения России

17:51 Освобождение моряков и миссия в Керченском проливе: проект доклада ПАСЕ по Азову

17:45 Судебные схемы Сытника. Зачем НАБУ уподобилось телефонному террористу

21.01 Доклад по Азову в ПАСЕ представит немец, против которого голосовали украинцы

21.01 В хорошие руки. Почему Россия отбирает у главарей ОРДЛО железную дорогу

21.01 Украина и Израиль подписали соглашение о зоне свободной торговли

21.01 Больные места Ляшко. Как остаться для конкурентов «Неуловимым Джо»

21.01 Масштабная сделка. Как украинские ракеты «Корсар» стали иорданскими «Терминаторами»

18.01 Украина приветствует инициативу Германии и Франции мониторить проходы судов в Керченском проливе

18.01 «Двойник» Юли: Кто и зачем выдвигает Юрия Тимошенко в президенты

18.01 У Коломойского нашли бизнес–империю в США — СМИ

18.01 Климкин выступает за введение двойного гражданства в Украине с ограничением для российских граждан

18.01 Украина ведет переговоры с США о новых поставках товаров военного назначения, - Климкин

18.01 Для введения биометрического визового режима с Россией потребуется дополнительно 70 консулов, - Климкин

18.01 Поджог в Украине: депутат бундестага от от правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» уволил своего референта

15:48 Кому принадлежит Луна и ее полезные ископаемые?

15:37 После недовольства клиентов Tesla решила увеличить стоимость зарядки на фирменных станциях Supercharger не на 33%, а на 10%

11:32 НКЦБФР выявила мошенников, продающих акции Tesla

08:46 Ducati подтвердила грядущий выход электрического мотоцикла

21.01 В 2019 году во всем мире продадут 2,6 млн электромобилей, из которых 57% придется на рынок Китая

21.01 В Китае презентована система высокоскоростной зарядки электромобилей

21.01 Microsoft окончательно похоронила Windows Phone и порекомендовала перейти на Android и iOS

21.01 Патент раскрыл внешний облик смартфона Motorola RAZR 2019

21.01 DARPA ищет компьютерную архитектуру, которой можно доверить любые секреты

18.01 Сканеры отпечатков пальцев в Samsung Galaxy S10 и Galaxy S10+ не работают с защитными пленками

18.01 Nike представила самозашнуровывающиеся кроссовки с управлением со смартфона

18.01 Разработчики называют 2019-й годом атаки 51%

18.01 Европа не готова к введению норм по выбросу CO2 грузовиками — ACEA

18.01 Infiniti раскрыла внешний вид концептуального электрического кроссовера QX Inspiration

18.01 2019 год — время увеличения числа нод?

15.01 Чем «умнее» телевизор, тем он дешевле или Как производители зарабатывают на продаже данных

26.12 Что делать, если у вас плохой начальник

19.12 Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

07.12 Как безобидные недостатки губят карьеру

28.11 США обвинили русских хакеров в мошенничестве с рекламой. Что о них известно?

21.11 Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

16.11 Как не отпугнуть работодателя профилем в соцсетях

14.11 Сколько стоит обучение в лучших университетах мира?

13.11 Кто такие неуверенные трудоголики. И какую пользу они могут принести компании

06.11 Топ-менеджеры и предприниматели-новаторы оттачивают навыки «презентации в лифте»

06.11 Google Chrome будет блокировать рекламу на сайтах с плохой репутацией

01.11 Как планировка офиса влияет на прибыль

30.10 Домашние коворкинги набирают популярность

23.10 Как женщине продемонстрировать силу на работе

17.10 Что делать, когда любимая работа надоела

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно