Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

За последние три года украинский рынок авиационного топлива перевернулся с ног на голову

11:02 29.05.2017 |

Нефть и безнин

 

Если раньше керосин приходил исключительно с севера (Россия и Беларусь), то теперь - с юга. Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравии - о таких поставках до последнего времени никто даже не помышлял, а теперь это реальность. Автоматически произошла революция в качестве: на смену еще "советским" маркам ТС и РТ пришел используемый во всем мире "Джет A-1". И главное, выросли объемы. Но природа этого подъема разная и не связана только с увеличением пассажиропотока.

В январе-апреле 2017 г. на рынок Украины поступило 139 тыс. т авиатоплива. Это вдвое выше показателя 2016-го (68 тыс. т) и на 75% больше, чем в довоенном 2013-м (80 тыс. т). А тогда еще работали аэропорты Донецка, Луганска, Симферополя...

Рост рынка авиатоплива отвечает динамике пассажирских авиаперевозок: по сравнению с 2015-м в 2016 г. они выросли на 31%, до 8,2 млн пассажиров (см. рис. 1). Количество рейсов увеличилось на 10%, до 133 тыс.

 

В 2017-м рост продолжился. Первые четыре месяца дали 35-процентный прирост, а до конца года эксперты отрасли ждут еще более внушительных цифр.

Главные причины - открытие новых направлений полетов, в том числе лоукостами Wizzair, Pegasus, Atlasjet и Raynair.

Безвизовый режим и выход на украинский рынок авиаперевозок Raynair заставили крупнейшего перевозчика - МАУ резко снизить цены на дальне- и среднемагистральные рейсы по целому ряду ключевых направлений и ввести так называемое лоу-кост предложение. Возросшая нагрузка на аэропорты "Киев" (Жуляны) и "Запорожье" заставила начать ремонты взлетно-посадочных полос.

Свой вклад внесла и армия. На открытых торгах в 2016 г. Минобороны закупило 46,6 тыс. т, а уже с начала 2017-го - 39,1 тыс. т реактивного топлива.

Уйти - значит, потерять

Украину питают два источника авиатоплива. Первый - контролируемый группой "Приват" Кременчугский НПЗ (ПАО "Укртатнафта") - с 2013 г. производит 120-150 тыс. т ресурса в год. Весь объем через "приватовскую" авиатопливозаправочную компанию "Борисполь" (ранее "Кребо") поставляется в аэропорты "Борисполь" и "Днепр", где уходит в баки "приватовских" авиакомпаний МАУ, "Днеправиа" и "Роза ветров".

Второй источник - импортные поставки. До 2014 г. монопольным поставщиком авиакеросина в Украину выступала Россия (120-150 тыс. т в год). С началом агрессии РФ закрыла отгрузки "товара двойного назначения" в Украину. Свято место попробовали занять белорусы, и в 2014-2015 гг. они были фактически единственным источником импорта авиатоплива. В белорусской нефтяной отрасли говорят, что такие поставки были предметом неоднократных разговоров на повышенных тонах с россиянами. Но уйти из Украины сябров заставила... украинская таможня.

Еще в бытность главой таможни Игоря Калетника была изобретена схема выкручивания рук импортерам авиатоплива. Импортные партии стали проходить обязательные лабораторные испытания, которые по одному из показателей начали относить авиатопливо к средним дистиллятам. Для поставщика это означало уплату в десять раз большего акциза и бесперспективность дальнейшей продажи этого топлива. Взятка делала анализы значительно лучше. Начав прямые поставки в 2015-м, белорусы отказались играть в эту игру, получив взамен уголовные дела. С 1 января 2016 г. поставки из Беларуси были остановлены.

В 2017-м "Белорусская нефтяная компания" (БНК) возобновила поставки, но рынок в буквальном смысле уплыл. Импорт по морю не только перекрыл все потребности Украины, но и снизил цены. Если до 2015 г. премии на белорусское реактивное топливо доходили до 100 долл./т, то сейчас это 40 долл./т. Но очередь не выстраивается: с начала года из Беларуси зашло 1,6 тыс. т. РТ, или 2% от всего импорта.

"После того, как россияне возобновили поставки нефти белорусам, те стали очень осторожными. Требуют детальный отчет о том, как будет использован их продукт, в какое крыло мы его поставим. Саудовский Jet А-1 обойдется с доставкой в "Жуляны" в те же деньги, только никому ничего объяснять не нужно", - рассказал один из столичных трейдеров о причинах своей переориентации с белорусского продукта.

Проблема еще и в том, что дальнейшее снижение цен не гарантирует сябрам возврата на рынок. Все залито маркой Jet A-1, а по нормативам смешение с другими марками авиатоплива запрещено. Необходимы системные поставки, а к ним пока не готовы ни белорусы, ни рынок. "Премия для Украины всегда составляла 60-80 долл./т, тогда как экспорт через балтийские порты давал белорусам менее 20 долл./т", - говорит бывший сотрудник БНК, давая понять, что резерв для борьбы за украинский рынок у белорусских экспортеров есть.

С головы на ноги

Уход белорусов с рынка ознаменовался активными танкерными поставками. Болгария, Греция, Азербайджан, Израиль, Италия, Саудовская Аравия - импорт из этих стран еще три года назад было сложно себе представить. Никто и не подозревал, что принимать авиакеросин с моря могут морские перевалки в Южном, Измаиле, Николаеве. За четыре месяца 2017 г. по морю зашло 65 тыс. т авиатоплива - 72% всего импорта (см. рис. 2).

 

Выросла и конкуренция среди импортеров: в 2014 г. их было 11, в 2016-м - 25. Наряду с известными трейдерами появились новые имена (см. табл.).

 

Азербайджанская SOCAR, не чужой ей трейдер Coral и фаворит госзакупок компания "Трейд Коммодити" плотно работают через перевалку "Миконт" в Николаеве. Сюда идет как бакинское топливо марки ТС, так и продукт из Греции и Саудовской Аравии.

В качестве базового для поставок из Израиля использует порт Измаила швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. (импортер продукта "Глуско Украина").

Поставки итальянского авиатоплива в Южный в 2017 г. идут с островных НПЗ SARAS и ESSO. Его в основном завозит частная компания "УТН-Групп", основанная выходцами из украинского бизнеса "Роснефти".

Компания "Балтик Граунд Сервис" имеет балтийские корни и поставляет в Украину топливо Jet А-1.

Лидером по итогам четырех месяцев 2017-го стала группа WOG - 28 тыс. т итальянского и литовского авиатоплива. Данный объем заставил обратить на себя повышенное внимание, выявив еще один стимул увеличения поставок авиатоплива в последнее время.

Товар "двойного" назначения

В 2016-м и особенно в 2017 г. вскрылась интересная особенность - немалые объемы авиакеросина начали поступать на станции вдали от аэропортов и воинских частей. WOG в 2017 г. отправил на свои нефтебазы около 8 тыс. т авиакеросина. Структуры "Трейд-Коммодити" адресовали 2,3 тыс. т керосина на свою нефтебазу в Каменском. К подобного рода "нецелевым" поставкам за четыре месяца текущего года можно отнести 14 тыс. т авиатоплива. Зачем эти поставки, ведь самолеты на АЗС не заправляются?

Многие представители отрасли уверены, что авиакеросин подмешивается в дизельное топливо для повышения заработка за счет разницы в акцизах: 139,5 евро/1000 л на дизтопливо против 21 евро/1000 л на реактивное топливо. Химические свойства этих двух продуктов близки, поэтому они хорошо смешиваются, а полученный продукт дает больше прибыли из-за уменьшения доли акциза.

Иногда такое смешение имеет и другой, дополнительный смысл. Еще в советские времена керосин добавляли в дизтопливо для повышения морозостойкости. Есть все основания полагать, что дедовский метод работает и по сей день: в 2017 г. основной объем керосина был отправлен на нефтебазы в первом квартале, т.е. в холодные месяцы. Само собой, это не отменяет экономического эффекта дизельно-керосиновой смеси.

Специалисты отмечают, что при смешении необходимо строго придерживаться предельных пропорций, доля керосина не должна превышать 15%. Если увлечься, полученный продукт "выпадет" за рамки стандартов по сере, температуре вспышки, зольности, смазывающей способности. Современный дизельный двигатель почувствует подвох сразу.

"Мы очень переживаем за судьбу тепловозов "Укрзалізниці", заправляемых дизтопливом с морских перевалок, куда также приходит и авиатопливо", - говорит один из участников рынка. Внимание приковано к Николаеву.

По статистике, за четыре месяца здесь было растаможено 25,5 тыс. т авиатоплива, тогда как по железной дороге вывезли 7,7 тыс. т. Где остальной объем? Может, на остатках, а может, уже уехал вместе с дизтопливом? Его из Николаева выехало на 10 тыс. т больше, чем было привезено по морю. А ведь там есть еще и автомобильные отгрузки...

***

Рынок авиатоплива - отличный кейс работы диверсифицированного и конкурентного рынка. На смену монопольному российскому поставщику пришли два десятка трейдеров, показавших новый уровень цены. Основным же вопросом остается цена на авиабилеты, что авиакомпании обычно объясняют дороговизной топлива. Но с новой структурой рынка эта аргументация все менее состоятельна. Все больше оснований искать причины в ценообразовании и тарифах аэропортов и в аппетитах авиакомпаний. Единственный побочный эффект от перемен на рынке авиатоплива - нецелевое использование, с которым пока непонятно что делать...

Евгений Мочалов, Сергей Куюн
По материалам: ZN.ua
 

ПО РУБРИКАМ

07:47 Биржи США 16 июля снизились на комментариях Трампа по торговой сделке с Китаем

16.07 Валютчики 16 июля устроили новое ралли на межбанке

16.07 Минфин понизил ставки по ОВГЗ в гривне на 0,2-0,3 п.п., в долларах - на 0,5 п.п.

16.07 Депозитные ставки для физлиц 16.07.19

16.07 Доллар растет 16 июля после данных о розничных продажах в США, фунт подешевел

16.07 Банкиры считают высокой вероятность снижения учетной ставки в июле минимум до 17% годовых - опрос

16.07 Высокий порог входа – одна из главных причин, почему ОВГЗ остается «инвестицией не для всех»

16.07 Справочный курс гривни 16 июля понижен на 12,08 коп. до 25,8432 грн

16.07 Биржи АТР закрылись 16 июля в основном в минусе с началом сезона отчетностей в США

16.07 Остатки средств на корсчетах банков 16.07.19

16.07 Курсы валют по карточным операциям на 16.07.19

16.07 НБУ продал 15 июля банкам депозитные сертификаты на 11,6 млрд гривен

16.07 12 июля объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $67 млн до $307,2 млн

16.07 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 16.07.19

16.07 Золото дорожает 16 июля в ожидании статистики США

07:51 Размещение «Нафтогазом» евробондов позволит выполнить решение Кабмина по выплате дивидендов в полном объеме - Коболев

16.07 Минфин понизил ставки по ОВГЗ в гривне на 0,2-0,3 п.п., в долларах - на 0,5 п.п.

16.07 Украинский бизнес улучшил инфляционные и курсовые ожидания во II кв.-2019 - НБУ

16.07 Банкиры считают высокой вероятность снижения учетной ставки в июле минимум до 17% годовых - опрос

16.07 Минюст зарегистрировал новую Таможенную службу

16.07 Кабмин определил победителей в 9 конкурсах на разработку углеводородных месторождений по СРП

16.07 Абромавичус: Приватизация оборонных заводов преждевременна

16.07 Бензин А-95 на одной АЗС Киевщины 16 июля подешевел на 40 копеек

16.07 Золото дорожает 16 июля в ожидании статистики США

16.07 Нефть 16 июля перешла к росту на ожиданиях сокращения запасов в США, Brent торгуется у $66,6 за баррель

08:03 Урсула фон дер Ляйен стала первой женщиной-главой Еврокомиссии

16.07 Маркив, французская ракета и неофашисты. Зачем Сальвини устроил показуху с обысками боевиков ОРДЛО

16.07 Мэр Лондона отверг проект строительства небоскреба «Тюльпан»

16.07 США ужесточают правила для мигрантов

16.07 Министр юстиции Австрии согласовал выдачу Фирташа США

16.07 Бюджетные расходы Китая выросли на 10,7% в первом полугодии

16.07 ЕС ввел санкции против Турции из-за геологоразведки у берегов Кипра

16.07 Эрдоган хочет производить С-400 вместе с Россией

16.07 США возобновляют антидемпинговые пошлины для нефтяных труб Пинчука

15.07 Новий наступ Орбана: навіщо Угорщина втручається в українські вибори

15.07 В каких странах растут «пузыри» на рынке жилья

15.07 Fitch понизило рейтинги Турции из-за отставки главы центробанка

15.07 Казахстан не будет продавать землю иностранцам

15.07 Франция создает национальное командование космическими войсками

15.07 Оптимизм бизнеса в России снизился до минимума за три года

15.07 Паспортизация жилья в Киеве начнется в этом году – КГГА

12.07 На украинских дорогах начали устанавливать освещение на солнечных батареях

11.07 Новое предложение столичных офисов в 2019-2020 гг. составит 187 тыс. кв.м - UTG

10.07 Украинцы оценили состояние экономики

10.07 Инспекторы по парковке в Киеве начали штрафовать водителей за неправильно припаркованные автомобили

09.07 Компания Bolt ведет переговоры о запуске в Киеве сервиса аренды электросамокатов в ближайшее время

09.07 Автостанции Киева и области продадут с аукциона

03.07 Эвакуированное в Киеве авто теперь можно будет найти онлайн

02.07 Индекс паспортов. Украина лишилась безвиза с Джибути и Бенин

02.07 В Киеве создадут сеть прокатов велосипедов: определен инвестор

01.07 Из Украины запустят паром в Италию

01.07 После введения безвиза продажи туров в Европу выросли в четыре раза

01.07 В Украине появятся парковки на крышах ТРЦ и общественных зданий

27.06 Выдубичи станут уникальным для Украины транспортным хабом - Кравцов

26.06 Стоимость ремонта станции метро «Святошин» выросла на 50%

16.07 Победы Пристайко: Как пиар Медведчука выдают за выполнение Минских соглашений

16.07 Уйти, чтобы вернуться. Зачем у Зеленского требуют от депутатов выступить на бис

16.07 ГБР планирует создать свой спецназ до 2020

16.07 Соучредитель monobank Дубилет назначен советником врио главы СБУ

16.07 КС признал конституционным закон о декоммунизации

16.07 Министр юстиции Австрии согласовал выдачу Фирташа США

16.07 Закон об украинском языке вступил в силу. Что изменится

16.07 Верховный суд подтвердил отмену снятия Рената Кузьмина с регистрации кандидатом в нардепы

15.07 Новий наступ Орбана: навіщо Угорщина втручається в українські вибори

15.07 Декоммунизацию на референдум: Как Зеленский хочет переиграть Медведчука с народовластием

15.07 Зеленский призвал и.о. главы ГФС Власова написать заявление об отставке, тот пообещал сделать это сегодня же

15.07 Провал перемирия. Почему обстрелы на Донбассе будут только нарастать

15.07 Абромавичус и танки. Как возвратившийся варяг будет искать компромат на Порошенко

12.07 Вся власть Зе. Почему досрочные местные выборы станут очередным изнасилованием закона

12.07 «Зе-люстра», нарушает одно из основополагающих конституционных прав гражданина - быть избранным в органы представительной власти

16.07 Volkswagen сделал новую «механику» экологичнее и тише

16.07 В 2020 году появятся смартфоны с 10-кратным зумом и 108-мегапиксельными камерами

16.07 Nissan показал обновленный Skyline

16.07 Google избавится от мобильных приложений для работы с AdSense в пользу web-интерфейса

16.07 Мошенники выманивали биткоины у жертв, желающих вывести криптовалюту с поддельного кошелька

15.07 Google начала тестировать новую соцсеть

15.07 Новый флагман Samsung под угрозой. Производство Galaxy Note10 пострадало из-за торговой войны Кореи с Японией

15.07 Facebook встраивает скрытые коды в загружаемые фотографии

15.07 Microsoft начала предупреждать о скором прекращении поддержки Windows 10

15.07 Facebook в США грозит штраф в 5 млрд долларов за скандал с Cambridge Analytica

12.07 Аккумуляторы для электрокаров могут подешеветь практически вдвое к 2022 году

12.07 Дизельный Mercedes-Benz удивил результатами теста на экологичность

12.07 Для самых смелых. Microsoft выпустила Windows 10 без паролей

12.07 Электрическое купе Bentley рассказало о будущем дальних путешествий

12.07 Google признала утечку записей голосов пользователей Google Assistant

26.06 Топ-10 причин изучать иностранные языки

21.06 Как добиться, чтобы к вашему мнению прислушались коллеги и начальство

30.05 Как правильно завести служебный роман

24.05 Бизнес-этикет: четыре вредные привычки

15.05 Google начнет зарабатывать на рекламе в приложениях

14.05 Почему начальнику противопоказан перфекционизм

13.05 Роботизация грозит потерей работы в первую очередь женщинам

02.05 15 правил этикета при написании электронных писем

08.04 Как сохранять продуктивность: топ-6 привычек успешных людей

22.03 Почему люди предпочитают руководителей-скептиков

21.03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно