Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Морские порты Украины хоть и не играют большой роли в обеспечении рынка нефтепродуктами, но имеют стратегическое значение

12:25 18.04.2017 |

Нефть и безнин

 Сергей Куюн, Евгений Мочалов, ZN.ua

Это тот самый бронепоезд, что стоит на запасном пути. Обычно поставки по воде проигрывают по цене сухопутным, но именно они спасают рынок, когда на северных и восточных границах начинаются проблемы.

На юге сильно "штормило" в 2015 г., когда Россия закрыла экспорт дизтоплива. В прошлом году благодаря морю удалось избежать коллапса с обеспечением авиатопливом и в значительной мере переформатировать этот рынок. Пришел на выручку порт Черноморска в разгар дефицита сжиженного газа в августе-сентябре 2016-го.

В 2017-м в Одессу начались поставки нефти для крупнейшего украинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) "Укртатнафта". Мы решили посмотреть, кто и как обеспечивает настоящую диверсификацию топливных поставок.

Дороговизна морских поставок по сравнению с железной дорогой связана с затратами на фрахт и перевалку. Такая поставка также сопряжена с необходимостью приобретать сразу большой объем топлива, равный вместимости танкера. Операция требует большого объема финансирования, времени, а это дополнительные риски. В итоге море находится в конце рейтинга привлекательности импорта. И не только в Украине: такая же ситуация в большинстве других стран, имеющих выход к морю.

Резкое сокращение нефтепереработки в 2012 г. после остановки Лисичанского НПЗ сделало рынок зависимым от импортных поставок, особенно из России и Беларуси. От ритмичности работы этих направлений, прежде всего, зависит активность на юге.

Первый всплеск был отмечен в 2014 г., когда пали массовые контрабандные схемы Курченко и рынку предстояло построить новый механизм снабжения Украины нефтепродуктами. Экзамен состоялся осенью 2015-го: ответом рынка на российское эмбарго на экспорт дизельного топлива в Украину стал импорт по морю. Было замещено около 40% рынка дизтоплива. Причем для потребителей такое замещение прошло практически незаметно: цены на АЗС не шелохнулись, хотя закупка с моря привела к росту оптовых цен на 7%.

Всего в 2015 г. было поставлено почти 800 тыс. т ДТ и бензинов с моря - рекордный результат за обозримую историю. Однако в 2016 г. объем снизился до 550 тыс. т топлив, или на 30% (см. рис. 1).

 
Труба против моря


Главная причина сокращения морской перевалки - начало массированных российских поставок по продуктопроводу "Прикарпатзападтранс".

Ирония в том, что триумф моря в 2015-м и его же закат в 2016-м связаны с одним оператором - компанией Proton Energy Group S.A. Той тревожной осенью 2015 г. швейцарский трейдер поставил более 500 тыс. т дизтоплива, что разрядило ситуацию на рынке. Спустя год компания стала оператором трубопроводных поставок российского ДТ, прокачав в Украину без малого 1 млн т дизтоплива.

Понять механизм несложно. С моря ДТ поступает с премией к котировке в Средиземноморье (FOB Med Italy) в размере 55-60 долл./т, а российский и белорусский продукт - с премией 20-25 долл./т.

Ставка железнодорожного тарифа на перевозку топлива из Новоград-Волынского (пункт таможенного оформления российского ДТ) или Коростеня (для белорусского ДТ) до Одессы составляет 23-24 долл./т.

Очевидно, что даже с учетом большого транспортного плеча российско-белорусское топливо дешевле "морского". Поставщики это понимают и стараются продавать свой товар вплотную к ценовому паритету морских партий, не превышая его.

Результат такого ценообразования виден на примере группы компаний WOG - мейджора в морских поставках. В 2016 г. она сократила импорт с юга на 80 тыс. т, до 145 тыс. т, закупив по "трубе" 153 тыс. т дизтоплива.

Текущий год не сулит роста. "Наша задача на этот год - удержать уровень 2016 г. (291 тыс. т ДТ. - Прим. авт.), который составляет 25% от нашей мощности. В условиях наращивания производства на Кременчугском НПЗ и поставок по нефтепродуктопроводу в течение всего года это будет сделать непросто", - говорит директор перевалочного комплекса "Стивидоринг и К" (г. Южный Одесской обл.) Андрей Попов. WOG здесь крупнейший партнер, остальные же появляются ситуативно.

Но случаются и чудеса. Открытием прошлого года стали стабильные поставки дизтоплива... индийского производства. Продукт крупнейшего в мире НПЗ в Джамнагаре сначала приходит в порты Турции, там наливается по системе ship-to-ship с танкеров класса Aframax (дедвейт 80-120 тыс. т) в небольшие танкеры на 5-10 тыс. т, идущие в украинские порты.

Как возможны такие поставки через половину земного шара? Все дело в низкой себестоимости благодаря повышенной мощности и новейшим технологиям переработки на новых азиатских и ближневосточных НПЗ. Увеличение поставок с этих направлений в Европу - одна из самых ярко выраженных тенденций последних лет (см. рис. 2).

 


Николаев набирает обороты

Порты Николаева играют все более заметную роль в поставках нефтепродуктов. С 2016 г. оператором крупнейшего терминала "Миконт" является международный трейдер Coral Energy, тесно связанный с азербайджанской госкомпанией SOCAR, но ведущий независимую сбытовую политику. К бензину и ДТ Coral Energy недавно добавил бакинский авиакеросин и начал экспансию на внутренний рынок. Менеджеров компании уже видели во всех южных и центральных областях.

Все чаще мелькает на перевалках и сама SOCAR. По словам директора оптового направления компании "Сокар Украина" Андрея Бычкова, в планах на 2017 г. поставлять порядка 3- 5 тыс. т ДТ в месяц и около 35-50 тыс. т авиатоплива по году.

Крупнейший объем - 15,1 тыс. т - приняла в 2016 г. в Николаеве местная компания "Кворум-Нафта". Ее директор Игорь Клеван говорит, что морские поставки были интересными до августа 2016-го, пока активно не заработал трубопровод.

"Мы опираемся исключительно на рыночную конъюнктуру. Когда цена проходная, мы контрактуем морские партии. Выигрываем за счет небольших затрат на перевалку, но на сегодняшний день и это не спасает, экономики нет. Работаем по "длинному" контракту с Беларусью и берем трубопроводный ресурс", - рассказал Клеван.

С недавних пор наиболее активным игроком в Николаеве является компания "Трейд Коммодити" (ТК), обладающая редким везением в тендерах на поставку топлива "Укрзалізниці", Минобороны, "Центрэнерго" и другим госпредприятиям. Местные операторы жалуются, что аффилированная с ТК фирма "Август Пром" в феврале-марте откровенно демпинговала в регионе. Откуда такой запас прочности? Это такой же вопрос, как и в отношении госзакупок.

Успех Николаева не в последнюю очередь связан с неудачами ближайшего соседа - Херсонской перевалки. Она является вещественным доказательством в "деле Курченко", которое МВД расследует с 2014 г., и находится в орбите Минэнергоугольпрома.

Так совпало, что со сменой главы этого министерства весной 2016 г. сменился и менеджмент "Предприятия по обеспечению нефтепродуктами, управляющего Херсонской перевалкой". По неофициальным данным, перевалка перешла в ведение семьи Пинькасов - херсонских лидеров БПП. В 2016 г. комплекс сократил перевалку вдвое (см. табл.).

 
Большие объемы в малых портах


Более 98 тыс. т бензинов, дизтоплива и реактивного топлива было выгружено в так называемых малых портах: Измаиле, Очакове, Килии, Запорожье, Днепре и др. Это почти на 40% больше, нежели годом ранее.

В этих краях заметна компания "Оранж Ойл". Она записала на свой счет 38 тыс. т нефтепродуктов, а ее партии греческого бензина в 2016 г. доходили по Днепру до г. Днепра.

По словам директора компании Романа Румянцева, малые порты позволяют существенно экономить. "Мы ориентированы на малые порты, их услуги перевалки намного дешевле", - рассказал он, утверждая, что экономия может достигать 20 долл./т.

В начале 2017 г. "Оранж Ойл" начала регулярные поставки по Дунаю венгерского бензина с НПЗ MOL. В среднем 2 тыс. т в месяц будет поставляться в те же порты Измаила, Очакова, Килии и Днепра. Румянцев говорит, что есть шансы поддержать и туркменский продукт: "Порядка 30- 40 тыс. т в год - это тот объем, на который мы можем рассчитывать в период речной навигации на Волго-Доне".

Реактивно-газовая смесь

2016-й стал годом прорыва в импорте новых продуктов с моря. Прежде всего, речь о реактивном топливе - его поставки за год выросли в 30 (!) раз, до 90 тыс. т. Такой успех стал следствием прекращения поставок на протяжении почти всего 2016 г. белорусами, которые так выразили свой протест против беспредела на украинской таможне. Этого года оказалось достаточно, чтобы создать альтернативный канал поставок авиакеросина из Греции, Азербайджана, Болгарии и с других направлений. На дворе апрель, а интерес к белорусскому продукту крайне невелик. Дело еще и в том, что устойчивые поставки в порты позволили снизить премии на ресурс почти вдвое - со 100 до 50-60 долл./т, а иногда и до 25 долл./т.

Пульс поставок авиатоплива бьется в Николаеве (основной поставщик Coral, 43 тыс. т), Измаиле (Proton Energy Group S.A., 26 тыс. т) и "Южном" (SOCAR, 19 тыс. т).

Завоеванные позиции "морские" поставщики авиатоплива сдавать не собираются: планы по стабильному импорту имеет как Coral в спайке с "Трейд Коммодити", так и SOCAR, которая часто "бодается" с последней на гостендерах. Их основной конкурент - белорусы - в текущем году могут нанести ответный удар: недавно стало известно о возобновление полномасштабных поставок российской нефти, а возросший объем продукта, включая авиатопливо, нужно где-то сбывать. Рынок примет, но придется снизить цену.

Прорывом стало осуществление поставок СУГ с моря компанией "Газтрон-Украина". Два танкера с казахстанским и шведским ресурсом прибыли в порт Черноморска осенью 2016 г., снизив давление на внутреннем рынке.

Объемы импорта газа с моря напрямую зависят от ситуации с поставками из России. В 2016 г. море открылось после аварии на крупнейшем ГПЗ в РФ, в текущем апреле "Газтрон" снова был первым на побережье после остановки экспорта из РФ. Поставки по морю уже на повестке дня. Есть информация о том, что "Приват", владелец газовой перевалки в Черноморске, инвестирует средства в модернизацию терминала. Это хороший сигнал.

Мутные потоки

Море всегда было связано с контрабандой, и Украина не исключение. Первым раскрыл этот потенциал в 2011 г. дуэт Клюев-Злочевский, но вскоре их потеснила на этом поприще "семья" беглого Януковича, завозившая основные объемы "транзитного" топлива через Феодосию и Херсон. В 2014 г. бежал и Курченко, но дело его осталось (пускай и не в таком изысканном исполнении). Перекрыть "черный" поток дизтоплива удалось летом 2015 г., что совпало со сменой главы антикоррупционного отдела "К" СБУ.

Есть сигналы о "контрабасе" и сегодня, но скорее эпизодического характера. Как рассказал один из трейдеров, существуют регулярные "челночные" поставки топлива рыболовецкими суднами. "От накопителя в нейтральных водах везут минимальные объемы по 5-7 т. Но если посчитать за месяц, то набегает 2-3 тыс. т.", - рассказывает трейдер из Николаева.

Внимание больше приковано к избыточным поставкам керосина. Его состав фактически идентичен дизтопливу, но ставка акциза ниже в 6,7 раза - 21 евро/1000 л против 139,5 евро/1000 л на ДТ. Добавляя авиатопливо в ДТ, можно получить дополнительную маржу за счет разницы в налогах в размере 0,5-0,7 грн на литре. В частности, обращает на себя внимание поставка авиакеросина с терминала "Стивидоринг К" на нефтебазы группы WOG: по данным "Укрзалізниці", в 2017 г. на 18 нефтебаз было поставлено 7 тыс. т авиатоплива. Зачем, ведь WOG не является оператором заправки самолетов ни в одном из аэропортов? А в Луцке, Тернополе и прочих местах, куда отправилось авиатопливо, аэропортов и вовсе нет. Объемы, превышающие потребности для обеспечения тендеров, держит в 2017 г. в Николаеве и "Трейд Коммодити"...

***

На 2017 г. перспектива загрузки украинских нефтеперевалок пессимистичная. Рост поставок из России, возобновление полноценных поставок нефти в Беларусь и анонсированное "Приватом" наращивание переработки в Кременчуге должны привести к снижению премий на нефтепродукты и убить экономику морских поставок. Но таков удел морских поставок - ждать. Когда большие источники начинают сбоить или злоупотребляют своим доминирующим положением, море быстро все расставляет по своим местам. Даже неработающая нефтеперевалка незримо регулирует рынок.

 

ПО РУБРИКАМ

21.02 Нацбанк поддержал доллар 21 февраля. Его курс на межбанке перестал падать

21.02 Apple и Goldman Sachs совместно выпустят кредитную карту, связанную с iPhone

21.02 Mastercard опровергает повышение абонплаты для украинских банков

21.02 Индекс ПФТС 21 февраля скорректировался вверх

21.02 НБУ инициировал судебные иски к поручителям по кредитам рефинансирования на 37 млрд гривен

21.02 Депозитные ставки для физлиц 21.02.19

21.02 Доллар 21 февраля дешевеет к евро, иене и фунту на фоне слабых статданных

21.02 Объем заявленных к вводу в 2020-21гг офисных площадей в Киеве составляет 0,4 млн кв. м - Colliers

21.02 Катерина Рожкова: Собственники более 10 банков не понимают, что с ними делать

21.02 В Австрии расследуют отмывание денег украинских банков

21.02 Mastercard увеличивает лимит на бесконтактную оплату

21.02 Справочный курс гривни вырос на 9,38 коп. до 26,9995 грн

21.02 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 21.02.19

21.02 Остатки средств на корсчетах банков 21.02.19

21.02 Курсы валют по карточным операциям на 21.02.19

21.02 ЕБА о детенизации рынка труда: нужно модернизировать Трудовой кодекс, а потом браться за ФЛП

21.02 НАБУ поможет Фонду госимущества отсекать российских покупателей

21.02 Оптовые цены СУГ 21 февраля усилили рост

21.02 В 2018 Украина импортировала 10,4 млрд куб. м газа на $3,1 млрд, - Госстат

21.02 Объем заявленных к вводу в 2020-21гг офисных площадей в Киеве составляет 0,4 млн кв. м - Colliers

21.02 Кабмин разрешил вывозить опасные отходы на утилизацию за границу

21.02 Кабмин утвердил предельный объем кредита под частичную гарантию ВБ в $630 млн и предельную ставку - 5,9% годовых

21.02 Цены на нефть 21 февраля растут и находятся на максимумах с ноября, Brent выше $67 за баррель

21.02 Цены на АЗС в Киеве 21 февраля не изменились

21.02 Изгнание 250 тыс. «поляков» и «литовцев». Почему «евробляхеры» перестали быть силой

21.02 Трамп связал пошлины на авто из ЕС с результатом торговых переговоров

21.02 Президент Казахстана отправил правительство в отставку

21.02 Азербайджан значительно увеличит добычу газа

21.02 ЦБ Китая: быстрый рост вексельного финансирования помогает реальной экономике

21.02 Как изменение Газовой директивы ЕС повлияет на «Северный поток-2»

21.02 Fitch поместило рейтинг Великобритании на пересмотр с «негативным» прогнозом

21.02 Правительство Венесуэлы запретило судам покидать порты

21.02 ФРС США будет придерживаться «терпеливой» монетарной политики из-за растущих рисков

20.02 Польша начала строить канал через Вислинскую косу

20.02 Турция введет в эксплуатацию российские ЗРК С-400 к октябрю 2019 года

20.02 Франция оштрафовала крупнейший швейцарский банк UBS на 3,7 млрд евро

20.02 Об Украине ни слова. Почему Путин счел Киев токсичным для своего рейтинга

20.02 Три британских депутата вышли из Консервативной партии из-за «Брекзита»

20.02 Послы ЕС согласовали продление санкций против России

20.02 Эрдоган делает ставку на дешевые кредиты. При этом из-за предвыборных обещаний растут риски для турецких банков

21.02 Киев занял первую строчку в рейтинге туристических городов Европы для бюджетного путешествия

21.02 Объем заявленных к вводу в 2020-21гг офисных площадей в Киеве составляет 0,4 млн кв. м - Colliers

20.02 На крышах ТРЦ можно будет размещать парковки

20.02 «Дома Войцеховского» арестованы. Что ждет инвесторов?

20.02 Нардеп Ефимов оформил «вертолетную площадку Януковича» на маму

20.02 3 года до счастья. Тарас Чорновил о светлом будущем Украины и преградах на пути к нему

18.02 В Киеве суд арестовал 14 домов

18.02 В Украине появится еще один международный аэропорт

15.02 Костюмы «Воронин» больше не шьют в Киеве

14.02 Пассажиры экспресса в «Борисполь», которые опаздывают на самолет, будут проходить упрощенную регистрацию

13.02 В Киеве планируют построить пять новых станций метро

13.02 В Украине в 2018г создали 49 фильмов, начали производство 15 телесериалов - Гройсман

13.02 Концертные залы, клубы и театры хотят обязать устанавливать системы противодымной защиты

12.02 Круизные лайнеры возвращаются в Украину

12.02 Плюсы и минусы: как работает электронный билет в Киеве

21.02 Ответный удар. Как Тимошенко убеждают отказаться от «грязной борьбы»

21.02 Как Порошенко перед выборами поставит Тимошенко и Ляшко в языковой угол

21.02 ИФ: Координировал и финансировал «избирательную пирамиду» народный депутат из фракции «Батькивщина» Валерий Дубиль

21.02 Рейтинги выборов: Как Порошенко делает с Тимошенко «третью непроходную»

20.02 «Борисфен», «Гром» и «Сапсан»: Чем Украина сможет накрыть Москву

20.02 Послы ЕС согласовали продление санкций против России

20.02 «Непереломний» тренд. Що завадило виконати бюджет 2018 року

20.02 Нардеп Ефимов оформил «вертолетную площадку Януковича» на маму

20.02 3 года до счастья. Тарас Чорновил о светлом будущем Украины и преградах на пути к нему

19.02 Туалетная дипломатия. Как Тимошенко получала «скидку» на газ от МВФ

19.02 Кровавая «белая балаклава»: Какой переворот и срыв выборов готовит Россия

19.02 Порошенко одобрил закрепление в Конституции курса на членство в ЕС и НАТО и запрета аренды иностранным государством военных баз

19.02 5 главных премьер. Какое оружие Украина показала на выставке IDEX

19.02 Апелляционный суд отменил внеплановую налоговую проверку экс-министра финансов Данилюка за 1998-2016

19.02 Обострение на Донбассе: Почему боевики осатанели в районе Попасной

21.02 Какими станут собеседования будущего

21.02 Apple и Goldman Sachs совместно выпустят кредитную карту, связанную с iPhone

21.02 Google запустил YouTubeKids в Украине

21.02 12 ГБ ОЗУ, 1 ТБ флэш-памяти и не только. Флагманские смартфоны Samsung Galaxy S10 представлены официально

21.02 Складной Samsung Galaxy Fold открыл новую категорию смартфонов

20.02 Резервный аккумулятор Xiaomi поддерживает беспроводную зарядку

20.02 Анонсирован Xiaomi Mi 9 - самый красивый и мощный смартфон бренда

20.02 Дебют Vivo V15 Pro: смартфон с камерой-перископом и экраном без рамок

19.02 Количество электромобилей в мире в 2018 году выросло на 64% до 5,6 млн

19.02 Citroen показал «самый маленький» электрокроссовер

19.02 Volkswagen расстанется с неэкологичными поставщиками

19.02 «Русские хакеры» оказались самыми быстрыми в мире

19.02 Toyota Hiace впервые за 15 лет сменила поколение

19.02 Беспилотные авто Waymo в среднем требуют вмешательства водителя один раз на 18 000 км, а у Apple — на 1,8 км

19.02 Китай решил построить в космосе солнечную электростанцию

21.02 Какими станут собеседования будущего

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

12.02 Как выглядит в Германии идеальное рабочее место

04.02 Мебель IKEA скоро можно будет взять в аренду

29.01 Топ-10 самых влиятельных брендов 2018 года

15.01 Чем «умнее» телевизор, тем он дешевле или Как производители зарабатывают на продаже данных

26.12 Что делать, если у вас плохой начальник

19.12 Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

07.12 Как безобидные недостатки губят карьеру

28.11 США обвинили русских хакеров в мошенничестве с рекламой. Что о них известно?

21.11 Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

16.11 Как не отпугнуть работодателя профилем в соцсетях

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно