Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему странам НАТО так трудно соблюсти правило 2 процентов

 

При новой администрации США еще тверже, чем раньше требуют от европейских стран-членов НАТО увеличить расходы на оборону. Почему на этот раз они последуют призыву, DW объяснили эксперты.

"Отсидеться в этот раз не получится", - констатирует Карл-Хайнц Камп (Karl-Heinz Kamp). Так президент Федеральной академии политики безопасности из Берлина прокомментировал требования Белого дома в адрес европейцев увеличить их оборонные расходы. Новый американский президент Дональд Трамп выдвинул ультиматум европейским странам-членам НАТО: к концу текущего года он ожидает "конкретных шагов" в сторону роста бюджетных ассигнований на оборону до показателя в 2% ВВП.

Члены НАТО договорились об этом еще в 2014 году на саммите в Уэльсе. "США уже много лет жалуются на несправедливое распределение нагрузки между партнерами по трансатлантическому альянсу, используя подчас резкие слова, как экс-министр обороны Роберт Гейтс в знаменитой "Брюссельской речи" 2011 года. Но и это не заставило европейцев совершить разворот", - отметил Камп в интервью DW.

"Поворот произошел"

На самом деле поворот в сторону повышению военных бюджетов в большинстве стран-членов НАТО в общем и целом состоялся, возражает профессор Ральф Ролофф (Ralf Roloff) из университета бундесвера в Мюнхене: "Но только после аннексии Крыма европейцы признали, что концентрировали усилия на антитеррористических операциях, а не на классической задаче обороны. Украинский кризис заставил их внести коррективы".

В том числе и власти ФРГ, которые повышали расходы на оборону - и довольно значительно - в последние годы. "Иначе мы бы не вышли на 1,2% ВВП", - указывает Ролофф. Более того, правительство Германии подало однозначный сигнал о том, что будет увеличивать военный бюджет и дальше. "Но удастся ли Германии выйти к 2020 году на уровень оборонных расходов в 2% ВВП, я не знаю", - признает Ролофф.

Даже к 2024 году не удастся, подсчитало агентство dpa. Для этого пришлось бы поднимать расходы на 10% ежегодно и довести их до 75 млрд. Для сравнения - в федеральном бюджете на 2017 год на эти цели запланировано выделение 37 млрд. Вот и Ангела Меркель на только что завершившейся Мюнхенской конференции по безопасности признала, что выше, чем на 8% ежегодное увеличение оборонного бюджета будет не по силам самому бундесверу: "Больше они фактически не смогут".

Почему так трудно соблюсти правило 2 процентов

Расходы на оборону удастся наращивать, но постепенно, чтобы успевать освоить эти средства. Эксперты едины в том, что осваивать есть что, ведь после окончания холодной войны Европа более двух десятилетий последовательно разоружалась. "Европейцы платят слишком мало за свою безопасность. Речь не о деньгах, а о военных возможностях", - объясняет Карл-Хайнц Камп. "От 7000 танков в бундесвере осталось порядка 300, да и то не все из них способны выполнять боевые задачи. То же самое касается военных самолетов и вертолетов", - признает Камп.

Американцам приходится снова и снова выручать европейцев, когда дело доходит до военных операций, напоминает президент Федеральной академии политики безопасности. Уже через несколько недель после начала военной операции в Ливии в 2011 году у Франции и Великобритании закончились боеприпасы, для выполнения антитеррористической операции в Мали французские солдаты вынуждены летать на грузовых самолетах армии США - своих не хватает.

Особенно плохо обстоят дела у небольших стран ЕС, продолжает Камп: "Венгрия, Чехия, Словакия и другие были не в состоянии собрать один единственный батальон для сил быстрого реагирования в Восточной Европе, хотя именно они должны были бы быть заинтересованы в эффективной защите НАТО. Пришлось на коленях просить Канаду". Завышенные европейские притязания в этой сфере далеки от действительности, резюмировал Камп.

Что нужно: транспорт, разведка, новые технологии

Пока военные бюджеты европейских государств-членов альянса колеблются в пределах от 0,4 до 1,8% от ВВП. Лишь Польша, Эстония, Греция и Великобритания выполняют "двухпроцентную договоренность". При этом теоретически, если европейцы последуют ультиматуму США, то расходы на оборонные цели только пяти стран ЕС - Германии, Франции, Италии, Испании и Нидерландов - в совокупности могут вырасти сразу на 100 миллиардов долларов в год.

Чего Европе не хватает, так это политической воли, уверен Ральф Ролофф: "Проблема военной техники является вторичной, хотя она-то прессой освещена детально: самолеты и вертолеты, которые не летают, корабли, которые не могут выйти в море. Все это есть, но важнее ответ на вопрос: какие возможности мы хотим иметь, и какие вызовы считаем для себя опасными".

Армии европейских стран-членов НАТО не должны снова расти до размеров, какими они были во время холодной войны, подчеркивает Карл-Хайнц Камп. Но европейцам, по его мнению, нужно развивать инфраструктурные элементы, необходимые для успешных военных операций. Не хватает транспортных возможностей (проблема с поставками и эксплуатацией грузового самолета Airbus A400 является лишь одной из многих других) и разведывательных - нужны не только беспилотники, добавляет Камп.

Вложения в качество

Главное - достичь качественного улучшения использования военных расходов, говорит Ральф Ролофф: "На саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году никто не требовал простого увеличения ассигнований. Речь скорее шла о продуманном плане, как расширить инвестиции в разработку новых материалов, в научные исследования". Одним из пунктов соглашения в Уэльсе было направление двадцати процентов оборонных бюджетов на инвестиции в будущее, напомнил Карл-Хайнц Камп.

Саму по себе цифру в 2% ВВП эксперты называют "странной". Важнее этого относительного показателя, считают они, уход от тенденции к постоянному сокращению военных расходов в НАТО. Европейцы, по выражению Кампа, могли бы пообещать достичь этой цели в ближайшие пять лет. Им пришлось бы быстро показывать результаты, а американцы смогли бы увидеть ежегодный прогресс. "С другой стороны, я не верю, что даже если через пять лет планку в 2% не удастся достичь, Вашингтон спишет НАТО. Но оставить все как есть, европейцы точно не смогут", - заключил Карл-Хайнц Камп.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3763
 0,0782
0,19
EUR
1
43,9416
 0,0533
0,12

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0340  0,05 0,12 41,6572  0,04 0,09
EUR 43,9480  0,12 0,27 44,7168  0,25 0,55

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3750  0,13 0,30 41,3947  0,09 0,23
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес