Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Бизнес-климат Украины в 2017 году: тренды и вызовы

23:37 10.02.2017 |

Економіка

 

Европейская бизнес ассоциация (EBA) провела встречу, посвященную улучшению бизнес-климата в Украине.

В панельной дискуссии об итогах прошлого года и способности страны адаптироваться к трендам и вызовам 2017-го приняли участие гендиректор Dragon Capital Томаш Фиала, предправления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук, президент EMEA Jacobs Douwe Egberts Тарас Лукачук, гендиректор Visa Дмитрий Крепак, директор Сименс Украина Мацей Томаш Зелиньски и партнер SD Capital Владислав Рашкован.

Самое интересное из беседы - в конспекте LIGA.net.

Украина в 2017 году

Томаш Фиала: После двухлетнего падения 2016-й был годом существенного экономического роста. Надеюсь, что 2017 год будет намного лучше. Официальные экономические данные будут доступны лишь в конце февраля. Но мы предполагаем, что показатель ВВП за 2016-й будет выше прогнозируемого примерно на 1,8%. Почему мы пересмотрели прогнозы? В 2016 году в Украину увеличился приток инвестиций, показал рост агропромышленный комплекс (около 6% за год), промышленность (2,4%), строительство (13%), оптовая и розничная торговля (4,9 и 4%), автомобилестроение и производство электроэнергии. Мы предполагаем, что в 2017 году экономика вырастет еще на 2,5%. И это вполне реалистичный прогноз.

Тарас Лукачук: На 2017 год прогнозы по FMCG-сектору осторожно-оптимистичные, но никакого прорыва я не предполагаю. Риск заключается в том, что если сектор будет расти на 5% в год (а в мире развивающиеся рынки растут на 8-12%), то Украина в ближайшие годы выпадет с карты приоритетных для инвесторов рынков. И это реальная угроза.

Владимир Лавренчук: На данный момент нет короткого ответа на вопрос, как ускорить реформы в Украине. Начиная с 2013 года украинские компании несут огромные потери, в том числе и Райффайзен Банк Аваль. Хотя мы и отчитываемся о рекордной прибыли, это не та прибыль, которая может нас удовлетворить в долгосрочной перспективе. Украине необходим стремительный рост всей экономики, а не отдельных сегментов или компаний.

Мацей Томаш Зелиньски: Во второй половине 2016 года можно было наблюдать незначительный рост в моем секторе. Металлургическая промышленность показала некоторый рост. Мы активно сотрудничали с компаниями в энергетике. Кроме того, промышленность продолжает ускоренно внедрять автоматизацию и новые технологии. Я думаю, что производство в Украине и в 2017 году покажет некоторый рост.

О реформах и сотрудничестве с МВФ

Томаш Фиала: Основные задачи для получения четвертого транша от Международного валютного фонда, скорее всего около $1 млрд, Украина выполнила. Четвертый транш мы ожидаем уже в феврале. Он пойдет на пополнение резервов Нацбанка. Также мы ожидаем публикацию обновленного меморандума с МВФ. В новом документе прописаны условия для получения Украиной пятого транша. Основные из них - пенсионная и земельная реформы, либерализация рынка земли и создание системы антикоррупционных судов. Это еще и ключевые маяки для международных инвесторов. Мы надеемся, что в текущем году как минимум часть из этих реформ будет проведена. Хотя в программе МВФ и заложено по четыре транша в год для Украины, больше, чем на два в 2017 году мы не надеемся.

Владислав Рашкован: Делать какие-то прогнозы в украинских реалиях - дело неблагодарное. Я бы больше сконцентрировался на ключевых факторах: начало или продолжение запланированных на 2017 год структурных реформ (пенсионная, земельная реформы и антикоррупционный суд).

Если лежать на печи, ничего не произойдет. Чтобы вылечить экономику страны, правительство должно закатывать рукава и работать. Это не нужно никому, кроме Украины. Важно, чтобы украинский бизнес заставлял руководство страны проводить реформы. Без волшебного пенделя будет очень сложно что-то сделать.

Если в 2017 году нам удастся получить от МВФ $5 млрд и еще $2,5 млрд от других инвесторов, это будет хорошей поддержкой для золотовалютных резервов страны, улучшения инвестиционного климата, стабильного показателя инфляции и курса гривни.

О коррупции в Украине

Томаш Фиала: Украине очень нужна система антикоррупционных судов. Это даст возможность полноценно работать новосозданным в стране антикоррупционным органам - НАБУ и Антикоррупционной прокуратуре. Главная задача Антикоррупционного суда - существенно снизить уровень коррупции, которая является основным препятствием для привлечения инвестиций в страну.

Дмитрий Крепак: Самая большая проблема Украины - в свободе экономики. В рейтинге экономических свобод Украина на 162-м месте среди 178 стран. Вся проблема в коррупции. Антикоррупционные органы, которые есть в стране, не смогут преодолеть коррупцию, если не будет экономической свободы. А ключевой момент для свободы - доверие между государством и гражданами.

Нам удастся победить коррупцию только в условиях прозрачной и свободной экономической среды.

Владислав Рашкован: Главный фактор, который сдерживает инвестиции в Украину, - коррупция. В стране, где нет наказания за злоупотребления, люди ждут справедливости. Антикоррупционный суд - это дополнение к НАБУ и Антикоррупционному бюро. Если все дела, которые ведутся ими сейчас, будут рассматриваться судами в недореформированной судебной системе, то мы ничего не добьемся. В первую очередь это важно для кредиторов и инвесторов.

О земельной реформе

Томаш Фиала: Украина не может провести земельную реформу с 2004 года. В мире вы не найдете развитых экономик, где нет либерального рынка земли. Сельхозземли в Украине - это самый емкий актив, под который можно привлечь большие инвестиции - как иностранные, так и внутренние. Всем известно, что у украинского бизнеса и населения есть деньги, которые не участвуют в банковском секторе: лежат под матрацами или выведены в офшоры.

Если в следующем году либерализовать рынок земли, это позволит увеличить объем инвестиций в страну на $2-3 млрд. Также это поможет украинской валюте быть более стабильной. Возможный дефицит торгового баланса будет перекрываться за счет стабильного и постоянного прихода инвестиций в земельный рынок. Более комфортно будут себя чувствовать и инвесторы, вкладывая доллары в бизнес, который создает добавленную стоимость в гривне и будет приносить позитивную долларовую доходность.

Владислав Рашкован: Может появиться актив, которого пока нет. Сегодня землю нельзя купить-продать, заложить в банк. Помимо прямых иностранных инвестиций в Украину, либерализация рынка земли будет стимулировать украинцев вытащить деньги из-под матрацев.

О пенсионной реформе

Владислав Рашкован: Пенсионная реформа - это не только проблема старения украинской нации, это проблема большой дыры в госбюджете (около 150 млрд грн) и финансовой системе страны. Чем больше мы будем откладывать с ее проведением, тем больше она будет усугубляться. Если бы мы решились и провели реформу еще в 1993-1994 году, сейчас бы жили совсем в другой системе госфинансов.

О влиянии глобальных рынков на экономику Украины

Томаш Фиала: В 2017 году на украинскую экономику будут влиять как глобальные, так и локальные факторы. Глобальная экономическая среда в основном будет стабильной и умеренно позитивной для Украины. Предположительно рост мировой экономики будет находиться на уровне 2016 года. Позитивный прирост покажет Европейский союз, а экономика США может вырасти благодаря фискальному стимулированию администрации новоизбранного президента страны Дональда Трампа.

О мировой инфляции

Томаш Фиала: Если говорить об инфляции, то за последние несколько лет низких показателей сегодня она немного выросла. Например, в еврозоне в 2016 году она увеличилась примерно на 1%. В 2017 году она будет расти дальше. При этом процентные ставки будут оставаться достаточно низкими, за исключением США, где Федеральная резервная система планирует их поднимать. Это может привести к укреплению доллара. Для Украины, как и для любой страны с развивающейся экономикой, укрепление доллара - не очень хорошая перспектива и будет негативно влиять на курс. Это в свою очередь может привести к девальвации гривни по отношению к доллару и другим валютам и небольшому ускорению инфляции.

В 2016 году потребительская инфляция в Украине была на уровне 12,4%. Половина показателя - рост тарифов, остальные 6% - так называемая текущая инфляция. Мы ожидаем, что к концу 2017 года уровень инфляции будет 8+/-2%.

О резервах Нацбанка и курсе гривни

Томаш Фиала: Национальный банк в 2017 году планирует выкупить с рынка около $1,5 млрд. В прошлом году эта цифра была немного больше. Так как мы недостаточно ритмично получаем транши МВФ (в 2016 году получили только один), Нацбанку приходится увеличивать свои резервы, которые в прошлом году возросли примерно на $2 мрлд - до $15,5 мрлд. Ожидается, что в этом году резервы должны увеличиться до $20 млрд.

Нацбанк не даст гривне укрепиться выше 27 грн/$. Это будет сделано еще и для того, чтобы удержать дефицит текущего счета платежного баланса на уровне 3%.

Я думаю, что средний курс по результатам этого года будет в диапазоне 27,5-28,5 грн/$.

О банковском секторе Украины в 2017 году и ПриватБанке

Владимир Лавренчук: За предыдущие два года банковская система преодолела кризисный период. В 2016 году в результате рекапитализации, которая затронула подавляющее большинство банков, в Украине есть топ-20 надежных финансовых учреждений.

Закрытие неплатежеспособных банков Национальным банком Украины - очень мужественный и профессиональный шаг. Национализация ПриватБанка - успех для всей страны. В случае неудачной реформы банка могли бы возникнуть непредсказуемые последствия. Я не могу назвать банковского института, который был готов принять на обслуживание 20 млн клиентов Привата. Да еще и так, чтобы не пострадали уже имеющиеся клиенты. Например, в нашем банке количество платежей нужно было бы увеличить с 2 млн до 4 млн. В результате - возможная перегрузка операционной системы и нарушение системы безопасности. А главное, нарушилось бы внедрение одного из главных трендов в банковском секторе - "знай своего клиента". А это - бесконтрольность проведения платежей, что в первую очередь небезопасно для всей экономики Украины.

Но, с другой стороны, мы все вынуждены платить определенную цену за этот успех. Государственные инвестиции в ПриватБанк приведут к избытку ликвидности денег. Это увеличивает давление на иностранную валюту и влияет на ценообразование денег.

Об иностранных инвестициях и приватизации госпредприятий

Томаш Фиала: Министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив недавно озвучил цифру по FDI (Foreign direct investment) - $3,8 мрлд. Но $2,3 млрд из этой суммы - конвертация задолженности украинских банков перед своими материнскими компаниями по акционерному капиталу и только $1,5 млрд - инвестиции в реальный сектор. Докапитализация банков - это очень позитивный фактор для стабильности банковского сектора. Это означает, что эти $2,3 млрд в текущем году уже не придут, а сумма докапитализации будет существенно меньше. Наши экономисты достаточно консервативно предполагают, что FDI в текущем году будут около $1,5 млрд. И основная часть из них - в реальный сектор. Сумма может быть и больше, если осуществится какая-то крупная приватизация. Будем надеяться, что в этом году удастся приватизировать ОПЗ. Один нюанс - у предприятия большая долговая нагрузка, и главное, чтобы кредиторы не забрали его у государства за долги.

Владислав Рашкован: Приватизация в Украине - это не только ОПЗ. Это тысячи небольших предприятий, которые создают для страны негативную ценность: они убыточны и завязаны в коррупционных схемах. Снижение роли государства в экономике должно быть одним из самых главных критериев успешной приватизации и развития страны. Будет ли 2017 год успешным для приватизации - не знаю. Есть большая вероятность того, что не будет.

Об потребительском секторе

Тарас Лукачук: Я могу отметить два-три тренда развития сектора. Первый - рост экспортно ориентированных индустрий - сельского хозяйства и IT. Второй тренд - развитие внутри Украины онлайн-экономики и интернет-маркетинга. Третий тренд - часть отраслей секторов (электроника, автомобилестроение), которые очень сильно пострадали в кризис 2014 года, сегодня говорят о некотором возрождении.

В потребительском секторе (особенно продукты питания) ситуация немного стабильнее, там не происходит резких колебаний. Есть две новости, как всегда - хорошая и плохая. Хорошая - в 2016 году сектор достиг дна. Плохая - мы продолжаем оставаться на этом дне.

Украина не нужна никому, кроме нас самих. Если мы не решим свои проблемы сами, за нас их никто не решит. Дело в том, что инвесторы сравнивают Украину с другими развивающимися рынками. У нашей страны есть еще один минус - военный конфликт с Россией. В дальнейшем, если экономический рост Украины не будет превышать общестатистический рост развивающихся рынков, мы будем менее интересной страной для крупных международных компаний.

Риски заключаются в том, что на сегодня сектор FMCG откатился к уровню 2004-2005 года. За 2016 год в гривневом эквиваленте сектор вырос в среднем от -5% до + 3%. Грубо говоря, 0%. И это можно было предугадать, потому что потребительский сектор очень сильно привязан к реальным доходам населения. Средний прогноз роста категории потребления в 2017 году 5-7% в гривневом эквиваленте. Такими темпами мы дойдем до показателей рынка 2013 года через 10 лет. А это не самый лучший вариант развития событий.

В середине 2016 года продукты питания составляли 60-70% потребления населения. Один из факторов, который заставляет людей урезать бюджеты на питание, - повышение тарифов на коммунальные услуги. Первый квартал 2017 года будет сложным для индустрии. Надеюсь, что начиная со второго-третьего квартала 2017 года мы сможем увидеть рост индустрии на 5-10%.

В 2016 году инфляция зарплат составила в среднем 8-11%. Возможно, в этом году будет больше - около 10-15%.

Об украинском управленческом ресурсе

Тарас Лукачук: Еще один из трендов украинского FMCG-сектора - качество управленческого ресурса. За последние 15 лет люди прошли все необходимые уровни развития. Стоимость этого ресурса в 2-3 раза ниже, чем у соседних государств. На сегодня управленческий ресурс из Украины фактически руководит рынками на Ближнем Востоке и в Африке. В дальнейшем, если Украина не будет привлекать этих людей в свои компании, мы можем потерять важный для развития государства ресурс.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес