Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Чтобы прорваться в Doing Business 40, придется наступить на горло депутатам

 Виталий Дяченко

Улучшение инвестиционного климата в Украине является одной из ключевых задач как парламента (в рамках коалиционного соглашения), так и правительства, если судить по его программе. Отдельное внимание вопросу улучшение показателей Украины в рейтинге Doing Business уделено в президентской стратегии Украина-2020.

Однако практика значительно менее радужная. За последний год рейтинг Украины увеличился на три позиции- до 80-го места, да и то во многом за счет изменения методологии - в Украине традиционно не ущемляют женщин-предпринимателей по гендерному признаку. Что, безусловно, хорошо. Если же говорить о сути реформ, то все ключевые законопроекты, направленные на улучшение инвестиционного климата, лежат в парламенте с начала 2015 г. В лучшем случае они попадают в повестку дня, но так и не доводятся до голосования. Причина банальна - нет голосов. Ведь каждый из проектов - то ли новый закон о банкротстве, то ли проект об автоматической регистрации плательщиков НДС - уменьшает объем административной ренты и лишает того или иного депутата, а иногда и целую фракцию, источников существования. А ведь жить за зарплату депутаты, судя по их е-декларациям, привыкнут еще не скоро.

Осознавая сложность с прохождением реформаторских, а точнее антикоррупционных, законов через парламент, премьер Владимир Гройсман решил изменить тактику: объединить десяток законопроектов в один пакет, внести его в парламент от имени правительства и, заручившись поддержкой президента, принудить депутатов проголосовать за реформы.

Сейчас сложно оценивать успешность выбранной тактики, но по задумке авторов идеи к концу года проект будет в парламенте, в январе его включат в повестку дня, в феврале проголосуют в первом чтении, затем во втором чтении и в целом, а к апрелю проект будет подписан президентом и опубликован. Чтобы успеть попасть в отчет Всемирного банка. Тогда осенью следующего года, когда будет опубликован очередной рейтинг Doing Business, Украина сможет вдвое улучшить свои показатели и подняться с 80-го на 40-е место. При условии, если наши соседи не покажут прорывных реформ, а методология рейтинга не будет меняться.
За что боремся

По действующему закону средний срок банкротства предприятия составляет почти три года, а кредиторы банкрота в среднем получают только 8,3% суммы долга. При этом стоимость услуг разнообразных посредников и арбитражных управляющих составляет гигантские 42% от активов банкрота. Фактически средства от продажи активов предприятия-банкрота идут не его кредиторам, а разнообразным посредникам. Новый закон изменит ситуацию на противоположную - банкротство будет проходить быстро и без лишних затрат. Цель - снизить средний срок процедур банкротства до двух лет, аппетиты посредников и консультантов будут умерены (цель - до 10% от активов банкрота), а сами должники смогут получить значительно большую долю задолженности (цель - до 40% от объема долга).

Аналогичный механизм сейчас апробируются на банках-банкротах, их активы начали продавать через систему Prozorro. В случае принятия нового законодательства о банкротстве через эту систему можно будет продавать и активы обычных банкротов.

Соответствующий закон "висит" в парламенте уже два года, а саму реформу системы банкротства пытаются провести лет пять. Результата пока нет. По простой причине - действующее законодательство позволяет продавать имущество предприятий-банкротов "своим" в два-три раза дешевле рынка. Цена вопроса -миллиарды "левого" заработка на перепродаже активов.

Результат: по показателю качества процедуры банкротства Украина делит с Камбоджей 161-162-е места среди 165 стран. Хуже, чем у нас, складывается ситуация для кредиторов только в Центрально-Африканской Республике, Соединенных Штатах Микронезии, Венесуэле и Бурунди.

Стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, любой инвестор, который что-то хочет построить, обязан заплатить так называемый паевой взнос. Налог в местный бюджет сумме 4-10% от стоимости строительства. В прошлом году объем строительства составил 56 млрд грн, из них 38 млрд инженерные сооружения (паевого взноса нет), 13,5 млрд жилье (0,54 млрд паевого) и 14,4 млрд коммерческой недвижимости (1,44 млрд паевого).

Теоретически местные бюджеты должны были получить около 2 млрд грн поступлений в качестве паевого взноса, в реальности получили около 700 млн грн, из них половину - Киев. Практика показывает, что паевой взнос платят только "чужие", "своим" местные советы предоставляют льготы, скидки или вообще освобождают от уплаты взноса. Таким образом, паевой взнос, с одной стороны, превратился в налог на "чужих" инвесторов, с другой - в способ дополнительного "заработка" для местных депутатов. По экспертным оценкам льготы по паевому взносу на сумму 1,3 млрд грн за прошлый год обошлись инвесторам в 300 млн грн кэшем, который потом пополнил е-декларации местных депутатов.

Отмена паевого взноса резко уменьшит интерес к местным советам со стороны политических партий, особенно это касается городов-спутников, таких как Ирпень или Бровары, и резко улучшит показатели Украины в рейтинге Всемирного банка. По данным Doing Business, существование паевого взноса увеличивает расходы на административные процедуры в строительстве в Украине (при условии строительства промышленного объекта) до 15,2%. По показателю стоимости регуляторных процедур Украина среди 185 стран мира занимает почетное 175-е место. Хуже, чем у нас, ситуация сложилась только в Гвинее-Бисау (15,7%), Гаити (15,7%), Зимбабве (25,2%), Мадагаскаре (30,8%) и Афганистане (76,6%).

Кроме этих ключевых блоков, в пакете законов Doing Business 40 есть еще с десяток позиций - увеличение компетенции третейских судов, окончательная отмена печатей, упрощение регистрации плательщиком НДС, новый порядок присвоения почтового адреса, новый порядок экспертной денежной оценки земельного участка и ужесточение требований к архитекторам. Эти позиции менее резонансны, возможно, менее важны для обывателя и отечественного предпринимателя - мы уже ко всему привыкли, но не менее важны для иностранного инвестора.

Сейчас в мире переизбыток капитала, свободной рабочей силы, сырья, и Украина должна не просто показывать потенциальным инвесторам существование приемлемых правил ведения бизнеса, но и конкурировать, иногда жестко конкурировать за инвестиции, то есть за новые рабочие места и новых налогоплательщиков, со своими соседями. Румыния сейчас находится на 36-м месте в рейтинге, Беларусь на 37-м, Молдова на 44-м, ну и наш гибридный партнер Россия на 40-м месте. Наше потенциальное место в четвертом десятке стран будет означать только то, что мы обходим Россию и не хуже Беларуси. Это отличный шаг (в случае реализации), но далеко не завершение игры.

Инвестиционный климат сегодня у нас не только должен быть лучше, нежели вчера, и лучше, чем в путинской России, но и лучше, чем в Польше (24-е место). Продвигаясь в рейтинге на один-два пункта или принимая в парламенте с боями по одному-два решения в месяц, мы не сможем конкурировать с соседними странами.

Нам нужны быстрые и громкие победы, даже если среди пострадавших окажутся и сами депутаты. Ведь с новым законодательством о банкротстве и после отмены паевого взноса их е-декларации в следующем году заметно похудеют.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6037
 0,0586
0,15
EUR
1
42,2789
 0,2227
0,53

Курс обміну валют на сьогодні, 10:06
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4176  0,07 0,19 40,0088  0,11 0,28
EUR 42,1294  0,02 0,05 42,9941  0,10 0,24

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5100  0,04 0,10 39,5500  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес