Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

За все время существования АМКУ ни один "топливный штраф" не был уплачен

12:01 07.11.2016 |

Нефть и безнин

Иван Кудинов, Александр Сиренко

В конце октября Антимонопольный комитет Украины оштрафовал ряд операторов суммарно на 204,3 млн грн. Под прицел комитета попали сети АЗС премиум-сегмента - WOG, ОККО, AMIC, Shell и Parallel. На стелах перечисленных операторов почти всегда самая высокая стоимость топлива, и зачастую они совсем не реагируют на снижение закупочных цен.

В январе 2016 года Антимонопольным комитетом Украины было начато рассмотрение дела о так называемом ценовом сговоре по признакам совершения операторами рынка розничной реализации светлых нефтепродуктов антиконкурентных согласованных действий в виде синхронного изменения стоимости бензина и ДТ на своих АЗС по ч. 3 ст. 6 закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Уже в июне представители АМКУ отметили, что дело о ценовом сговоре приближается к завершению. А в августе 2016 года в комитете заявили, что, пересмотрев все материалы предыдущих расследований, пришли к заключению: объединить аналогичные расследования с 2013 по 2016 годы в одно и далее рассматривать все ценовые колебания в рамках указанного дела.

27 октября, за день до вынесения вердикта, глава антимонопольного ведомства Юрий Терентьев сказал, что применение максимальных штрафов для операторов рынка нефтепродуктов в связи с расследованием ценового поведения компаний в розничном сегменте в период 2013-2016 годов является некорректным.

В качестве наглядной аналогии глава АМКУ привел пример подобного регулирования в странах ЕС, где, по его словам, зачастую используют практику штрафов от 0,1 до 4-5% общего валового оборота. Но наиболее широкоприменяемым стандартом, который подтверждает практика решений, является диапазон от 0,3 до 0,5%.

А уже вечером 28 октября топливный рынок облетела весть, которая заставила напрячься юротделы компаний. В этот день на очередном заседании Антимонопольный все-таки сумел вынести решение о санкциях за так называемый сговор и наказал операторов гривной.

В частности, штраф был наложен на ООО «Золотой экватор» - 16,2 млн грн и ООО «ВОГ Ритейл» - 54,4 млн грн (компании сети АЗС WOG), ЧП «ОККО Нефтепродукт» - 77,9 млн грн (сеть АЗС ОККО), ООО «Альянс Холдинг» - 39,7 млн грн (сеть АЗС Shell), ПИИ «АМИК Украина» (до 08.05.2015 ПИИ «Лукойл-Украина») - 12,5 млн грн, ООО «СОКАР Петролеум» - 2,5 млн грн (сеть АЗС SOCAR), ООО «Параллель-М ЛТД» - 1,4 млн грн (сеть АЗС Parallel).

В ходе расследования комитетом было установлено, что в январе 2013 - январе 2016 года ответчики одновременно или почти одновременно (с интервалом в несколько дней) меняли розничные цены реализации бензина марки А‑95 и ДТ путем указания этих цен на информационном табло стационарных АЗС. Такие действия привели к устранению ценовой конкуренции между нефтетрейдерами и побудили других участников рынка устанавливать свои розничные цены на необоснованном уровне, как следствие, это привело к снижению конкуренции на рынке в целом.

По данным АМКУ, анализ ситуации на рынке опровергает наличие объективных причин для повышения цен, что и является нарушением законодательства о защите экономической конкуренции.

Можно, конечно, подвергнуть сомнению тезисы комитета, но о том, что в разные периоды можно было продавать топливо дешевле, говорят открытые данные - разница между мелкооптовой и розничной ценой топлива (см. диаграмму). Назвать эту величину маржей сложно, так как не учитывается сквозной заработок от границы Украины до пистолета (от закупки крупным оптом до АЗС). Тогда не будем учитывать и скидки при розничных продажах. Отминусовав розничный акциз (забудем, что в судах лежит более десятка дел об отмене его начисления), мы увидим, что в отдельные периоды заработки выросли больше, чем девальвировала гривна.

Это не мы!

Реакция ретейлеров не заставила себя долго ждать. В целом ответчики по «бензиновому делу» заняли похожие оборонительные позиции. Компании апеллировали к ценовым и курсовым колебаниям на рынке, наличию недобросовестной конкуренции за счет некачественного топлива, неуплате налогов, а также существованию более крупных сетей с единой ценой.

Первыми на громкое решение антимонопольщиков отреагировали в ОККО. Так, компания упрекала АМКУ в пассивности относительно недобросовестных участников рынка, что является одним из главных факторов, сдерживающих развитие честной и эффективной конкуренции.

В свою очередь ответ WOG был жестче. В компании «ВОГ Ритейл» рассказали, что не согласны с позицией комитета, а его решение считают ангажированным, необъективным и наносящим значительный репутационный ущерб компании. «Соответственно, данное решение АМКУ будет обжаловано в судебном порядке», - заявили в WOG.

Не согласились с выплатой 2,5 млн грн и в SOCAR. «СОКАР считает обвинения в совершении „согласованных действий" с другими игроками рынка в период с января 2013 по январь 2016 гг. безосновательными и обязательно будет обжаловать их в судебном порядке», - сообщили в компании.

Решение АМКУ вызвало недоумение и в сети АЗС «Параллель». Там акцентировали внимание на том факте, что «Параллель» является региональным нефтетрейдером, то есть не работает на всеукраинском рынке. А в последние годы из-за войны в Донбассе регион ее покрытия значительно уменьшился. «За 2015 год доля компании на всеукраинском рынке составляет менее 1%. Таким образом, у компании „Параллель" отсутствует рыночная сила, и согласование цен на уровне государства с нашей стороны в принципе не имеет экономического смысла», - говорится в сообщении оператора.

АМИК заплатит за «Лукойл»

Попало в немилость Антимонопольного и ПИИ «АМИК Украина». В последние годы компания не может похвастаться премиальностью, которая была свойственна «Лукойлу». Отметим, что сейчас менеджменту АМИК, хоть он ранее и занимал различные должности в прибалтийских филиалах «Лукойла», придется отвечать за «ценовые грехи» своих предшественников.

Под именем ПИИ «Лукойл Украина» компания действительно была лидером не только розничных, но и оптовых продаж и ценник держала соответствующий. Однако с 2015 года, когда на рынке появился АМИК, у ретейлера обвалились продажи, и поэтому компания ушла от хай-прайса в постоянные скидки, существующие и по сей день, спасая просевшую реализацию детища австрийских инвесторов.

А вот лидер столичного региона сеть АЗС KLO, которая у комитета периодически бывает на карандаше, в список не вошла. В АМКУ отметили, что на протяжении ценового исследования в действиях указанной сети не было выявлено действий, подобных тем, за которые оштрафовали ответчиков.

Во всем виноват «Приват»!

В доказательствах своей правоты «пострадавшие» недвусмысленно намекали на доминирование сети АЗС ГК «Приват», состоящей из более чем 1 500 заправок. Тезис от премиальных операторов - не новый и, признаться, в текущей ситуации даже пошловатый. «Приват» сегодня покупает нефть на рынке, платит за ее транспортировку, перерабатывает ресурс в Кременчуге и развозит бензовозами топливо по всей стране. На каком этапе жульничает - сейчас не могут доказать даже самые бородатые эксперты.

В конце концов в АМКУ заинтересовались самым крупным по количеству станций игроком. «8 сентября 2016 года Антимонопольным комитетом Украины было начато рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в сфере розничной торговли светлыми нефтепродуктами на АЗС, работающих под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас плюс», «Авиас», «Мавекс», ЮКОН, Rubix, «ЮКОН Сервис», Sentosa Oil и др.», - сообщили НефтеРынку в АМКУ. Сейчас в комитете, в пределах полномочий, определенных законами Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» и «О защите экономической конкуренции», осуществляется сбор информации и анализ доказательств по данному делу. Возможно, в связи с таким пристальным вниманием в указанных сетях с недавних пор изменился подход к формированию цен на стеле: у разных брендов и в разных регионах цена на топливо отличается.

Канули в Лету

Впрочем, если присмотреться поближе, то ситуация уже не кажется такой патовой. Ведь за все время существования АМКУ ни один «топливный штраф» не был уплачен.

Взять хотя бы забытую историю 13-летней давности, связанную с «приватовской» «Сентозой». На компанию наложили огромнейший по тем временам штраф в 90 млн. Но владельцы нашли выход, быстро обанкротив должника, и подали тем самым пример другим.

28 апреля 2009 года АМКУ оштрафовал три компании на 255 млн грн за злоупотребление монопольным положением при заправке самолетов авиационным топливом на территории аэропорта «Борисполь» (Киев). Так, «Кребо» была оштрафована на 125 млн грн, «Лук Авиа Ойл» - на 20 млн грн, «Укртатнафта» - на 110 млн грн. Однако в судах компании сумели «похоронить» решения АМКУ и доказать необоснованность указанных штрафов.

Похожая история случилась и в 2011 году. Антимонопольный наложил штраф на «Континент Нефте Трейд» (сеть АЗС WOG), ООО «Альянс Холдинг» (Shell), ЧП «ОККО Нефтепродукт» (ОККО) в размере 150 млн грн. Позже к штрафникам добавились «Лукойл» и ТНК. Тогда компании тоже пошли в суды, некоторые из них добились пересмотра суммы штрафа, а некоторые - даже его отмены.

Интересна судьба и другого многомиллионного штрафа трехлетней давности. Так, 9 октября 2013 года временная административная коллегия АМКУ оштрафовала на общую сумму 210 млн грн ООО «КЛО-Карта» и ЧП «Авторух» (сателлиты сети АЗС KLO). Компаниям инкриминировалось нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, которые привели к искажению результатов торгов. По результатам расследования, проведенного Киевским городским территориальным отделением АМКУ, было установлено, что указанные предприятия согласовали поведение во время участия в процедуре закупки светлых нефтепродуктов коммунальным предприятием по содержанию зеленых насаждений Днепровского района Киева в 2010 и 2012 годах.

Естественно, оштрафованные компании сразу же подали апелляции, и на протяжении 2014 года дела КЛО и «Авторуха» успели побывать во всех судебных инстанциях. Однако Фемида была не на их стороне. Впрочем, до выплаты штрафа так и не дошло. С затягиванием судебного процесса с горизонта исчезли и сами участники. По данным Единого реестра юридических лиц, компания «КЛО-Карта» с мая 2014 года была переименована в ООО «Элсвик» (учредителем является «Компания Элсвик Трейд Корп.», зарегистрированная в Панаме). Примечательно, что сейчас «Элсвик» находится в стадии банкротства. А ЧП «Авторух», которое на момент штрафа было зарегистрировано в Оболонском районе Киева, сменило прописку на столицу Крымской автономии г. Симферополь (хотя полуостров и аннексирован, юридически он является украинской территорией).

Спорная ситуация и с компаниями «Мобильный терминал» и «Белорус Ойл», которые в свое время были аффилированы с сетью АЗС «Народная». 11 октября 2013 года указанные фирмы были оштрафованы на 20 млн грн и 700 тыс. грн соответственно за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

Но до выплат дело также не дошло. После череды судебных процессов, в декабре 2014 года, Хозсуд Киева принял решение о том, что «Мобильный терминал» должен выплатить 20 млн штрафа и еще 20 млн пени в госбюджет. Однако в официальных сообщениях и документах нигде не было указано, что компания исполнила решение Фемиды. То же можно проследить и по меньшему штрафу «Белорус Ойла». Кроме того, за это время и сама «Народная» уже несколько раз трансформировалась. На сегодняшний день часть заправок компании как залоговое имущество по невыплаченному кредиту перешла в собственность прибалтийского «Три Менеджмента». Однако прибалты до сих пор не могут вступить в законное, по их мнению, владение комплексами.

Отметим, что оштрафованные в 2016 году операторы не ответили на запросы НефтеРынка о выплате штрафов 2011 года. Большинство из них сослалось на официальную позицию, размещенную на сайте, в которой о прошлых делах ничего не говорилось.

Таким образом, АМКУ и оштрафованным операторам стоит подготовиться к затяжному бумажному противостоянию, которое по аналогии с предыдущими займет как минимум год. Заявленный АМКУ штраф, конечно, никто не заплатит.

 

ПО РУБРИКАМ

19.04 Межбанк спокойно закончил предвыборную неделю

19.04 Доллар дешевеет 19 апреля на низких оборотах в связи со Страстной пятницей

19.04 НБУ определил механизм сообщение банками исполнителей о счетах должников

19.04 Google реализует новую меру защиты от фишинговых атак

19.04 Справочный курса гривни снизился на 2,64 коп. до 26,8652 грн

19.04 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 19.04.19

19.04 Биржи Китая закрылись 19 апреля в плюсе на ослаблении опасений за экономику страны

19.04 Курсы валют по карточным операциям на 19.04.19

19.04 Остатки средств на корсчетах банков 19.04.19

19.04 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 18.04.19

19.04 НБУ продал 18 апреля банкам депозитные сертификаты на 6,5 млрд гривен

19.04 17 апреля объем торгов долларом на межбанке увеличился на $78 млн до $358 млн

19.04 Еврооблигации Украины упали на 0,6-1,4% на новостях о ренационализации Приватбанка и санкциях РФ

19.04 Порошенко подключил СБУ и Минюст к делу ПриватБанка

19.04 НБУ и Минфин заявили о защите интересов вкладчиков ПриватБанка

19.04 США выиграли спор с Китаем в ВТО

19.04 Лидеры демократов в США обвинили генпрокурора в искажении доклада Мюллера

19.04 Европарламент одобрил создание совместного фонда обороны ЕС

19.04 Берлин отверг греческие требования о репарациях

19.04 Венесуэла может обходить санкции США с помощью "Роснефти"

19.04 Реальные доходы населения России опять падают

19.04 Россия запретила только 1% экспорта в Украину

18.04 Доклад Мюллера опубликован. Что мы узнали о связях Трампа с Москвой?

18.04 Топ-10 городов мира, где живут магнаты недвижимости

18.04 Россия запретила экспорт в Украину нефти и нефтепродуктов

18.04 В ЕС запретят двойные стандарты качества продуктов

18.04 Польша сокращает импорт нефти из России, предпочитая закупать «черное золото» у Саудовской Аравии

18.04 Президент Израиля поручил Нетаньяху формирование правительства

18.04 Deutsche Bank грозят штрафы за отмывание российских денег – СМИ

18.04 Парламент Греции принял резолюцию о требовании репараций от Германии

19.04 В Украине упростили перепланировку помещений - разрешения теперь не нужны

19.04 АМКУ разрешил компаниям The Goldman Sachs и Dragon Capital купить бизнес-центр «Платинум Плаза»

18.04 В Киеве запустят сервис Uber Shuttle

18.04 Укравтодор планирует сделать из трассы Киев - Одесса автобан

12.04 Поляки построят мусороперерабатывающий комплекс для Винницы

12.04 В Украине могут появиться диагональные «зебры»

12.04 Мужская сборная Украины по сквошу заняла третье место на командном чемпионате Европы в Португалии

12.04 Киевляне старше 45 лет могут получить ваучер на обучение в столичной службе занятости - КГГА

09.04 Укравтодор открыл первый участок новой бетонной дороги

08.04 ТРЦ Dream Town на месте аквапарка откроет спортивный хаб, в IV кв.-2019 проведет ребрендинг

08.04 Киевский метрополитен решил прекратить использование жетонов с ноября

08.04 К 2030 году на всех маршрутах Украины должны работать автобусы категории Neoplan или их аналогии

05.04 Индекс неравномерности офисных площадей в Киеве равен 0,77, рынок на стороне арендодателя - JLL

04.04 С июля новые парковки нужно будет обустраивать электрозарядками

04.04 В Киеве продлили пилотный проект по прокату велосипедов

19.04 Два монолога. Почему Порошенко не стал давить Зеленского интеллектом

19.04 Реванш судей: Присягает ли украинская Фемида на верность Зеленскому

19.04 Приватбанк и планы Коломойского. Что будет после выборов

19.04 План Лещенко. Зеленский поведет в парламент «старых коррупционеров» и «котов в мешке»

19.04 Продвижение под Марьинкой. Что даст ВСУ захват «Крокодила» и Конефермы

18.04 Война за таможню: Кому выгоден контрабандный хаос при Зеленском

18.04 Распустить до 27 мая. Как Зеленский попал в зависимость от Парубия

18.04 Возглавить Минюст. Что ищет юрист Коломойского в Конституционном суде

18.04 Окружной админсуд Киева по заявлению нардепа Антонищака приостановил конкурс на пост главы ГТС

18.04 Интервью Зеленского за 5 минут. Легалайз, опенспейс и бла-бла-бла

18.04 Коломойский вернется в Украину в случае победы Зеленского

18.04 Команде Зеленского не известно о сотрудничестве с американскими лоббистами из Signal Group

17.04 Бывший глава «Нафтогаза» Дубина оказался в команде Зеленского

17.04 На кого будет работать Высший совет правосудия после выборов

17.04 Луценко допускает участие в выборах Рады в октябре

19.04 Google реализует новую меру защиты от фишинговых атак

18.04 У каршеринговой компании Car2Go в Чикаго украли сотню дорогих автомобилей Mercedes

18.04 Facebook уже полтора года разрабатывает конкурента для Siri и Google Assistant

18.04 Samsung Galaxy Fold ломается у обозревателей спустя пару дней после начала использования

17.04 Смартфоны Xiaomi теперь могут ограничивать время использования приложений

17.04 Этим летом сервис проката электрических самокатов Bird придет более чем в 50 европейских городов

17.04 Марка Genesis сделала компактный электрокар с гильотинами

17.04 Sony становится конкурентом Uber

17.04 Снова вместе: Qualcomm и Apple пришли к соглашению о прекращении всех судебных разбирательств

16.04 Искусственный интеллект начинает влиять на сферу торговли нефтью и газом

16.04 Samsung начала принимать заказы на изготовление 5-нм чипов

15.04 Учёные впервые напечатали практически полноценное человеческое сердце, используя клетки пациента

15.04 Audi показала конкурента электрическому Volkswagen ID

15.04 Автомобили Volvo для Европы начнут общаться друг с другом

15.04 Xiaomi выпустила велосипедный насос MIJIA Bicycle Pump за $30

08.04 Как сохранять продуктивность: топ-6 привычек успешных людей

22.03 Почему люди предпочитают руководителей-скептиков

21.03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

04.03 Facebook судится с китайскими компаниями из-за «накрутки» лайков

01.03 Пять секретов лучших специалистов по продажам

27.02 Как продолжать работать, если совсем не хочется

21.02 Какими станут собеседования будущего

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно