Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Что делать, если цистерна с логотипом SGT заедет на территорию Украины?

Иван Кудинов

В последнее время украинский рынок сжиженного газа не может похвастаться стабильностью. Ценовые скачки, перебои с поставками, введение непонятных акцизов. На прошлой неделе дополнительное давление на рынок газа спровоцировал... украинский гарант. С подачи секретаря СНБО Александра Турчинова президент Порошенко подписал указ о санкциях в отношении ряда российских компаний, в список попал крупнейший перевозчик СУГ - «СГ-транс». Преимущественно в его ж/д цистернах сжиженный газ из России поставляют в Украину.

17 октября 2016 года Украина продлила действие санкций против российских компаний и юрлиц в связи с оккупацией Крыма и боевыми действиями в Донбассе.

Соответствующее решение было закреплено постановлением Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 16 сентября 2016 года и указом президента Украины №467/2016 от 17 октября 2016 года.

В опалу попало несколько новых компаний из РФ, деятельность которых влияет на отечественный рынок нефтепродуктов. Так, в перечне, опубликованном на сайте Администрации президента Украины, оказалось российское предприятие «СГ-транс», которое предоставляет услуги по железнодорожной перевозке нефтепродуктов, в частности сжиженного газа.

«СГ-транс» - российская компания-перевозчик, которая владеет парком из 17 тыс. газовых цистерн и располагает сетью из девяти филиалов по транспортировке газа и девяти ремонтно-испытательных пунктов по обслуживанию подвижного состава.

По решению украинской власти, в отношении «СГ-транс» вводится ограничение на торговые операции на территории Украины, полная приостановка транзита ресурса, полетов и перевозок по территории Украины, а также остановка всех экономических и финансовых обязательств в отношении этой компании. Срок действия санкций - один год.

Основанием для внесения компании в «черный список» является следующая формулировка: «действия, которые создают реальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины».

Многие трейдеры теряются в догадках, почему именно «СГ»? Источники на рынке сообщают, что, по всей вероятности, подвижной состав компании был замечен на территории самопровозглашенных ДНР/ЛНР, что и послужило причиной для ее опалы.

Цистерны нон грата

Решение отечественных властей застало рынок врасплох, поскольку в цистернах «СГ-транса» в Украину импортируется значительное количество российского сжиженного газа. Это происходит потому, что подавляющее большинство производителей в РФ имеют долгосрочные контракты с компанией «СГ» и используют ее подвижной состав. Ее услугами пользуются «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Сибур», «Башнефть» и «Лукойл» - основные производители СУГ, используемого в Украине.

По данным консалтинговой компании UPECO, поставки сниженного газа из России в цистернах «СГ-транса» в 2016 году составляют более 50% месячного импорта из этой страны (около 40-60 тыс. т СУГ). Отметим, что главным клиентом «СГ» является основной поставщик LPG на украинский рынок «Роснефть», которая через свою транспортную компанию «РН-Транс» арендует подвижной состав у компании.

Данный факт уже заставил украинских импортеров искать пути решения проблемы самостоятельно, поскольку от властей никаких разъяснений не поступало. «Мы уже на всякий случай рассылаем письма поставщикам и на заводы с просьбой заменить подвижной состав. Однако компания не знает, как быть с цистернами с газом, которые уже выехали к нам на ГНС», - рассказал отечественный импортер СУГ из России.

В связи с неожиданным решением украинские трейдеры отмечают, что запрет на пересечение границы цистерн «СГ-транса» может внести коррективы в график отгрузок газа в их адрес. Участники рынка сходятся во мнении, что «турбулентность» может продлиться около 10-14 дней, а это скажется на ценообразовании СУГ (80% импортного газа в Украину поступает из Российской Федерации).

«На сегодняшний день в России профицит газовых цистерн, поэтому им можно найти замену, но для этого потребуется некоторое время. Возможно, в связи с этим сами компании, предоставляющие железнодорожный транспорт, а также производители, владеющие ж/д парком, пересмотрят направления, по которым курсируют их цистерны», - отмечают участники рынка.

Все опрошенные игроки сходятся во мнении, что для изменений нужно время, а также желание российской стороны. Также трейдеры не исключают, что из-за санкций российские компании могут повысить стоимость аренды цистерн или штрафы за их простой. К примеру, на сегодняшний день аренда цистерны составляет около $30-35/сут.

Кто крайний?

Впрочем, по сей день участники рынка Украины, а также России не до конца понимают механизм контроля за выполнением санкций и кому делегируется право разворачивать опальный транспорт. «По нашим данным, в октябре „Роснефть" поставит в Украину около 30 тыс. т СУГ именно в цистернах, арендованных у „СГ-транса". Мы не знаем, как будет контролироваться въезд транспорта „СГ" в Украину и что будет с цистернами, которые пересекли границу после введения запрета. На сегодняшний момент никаких официальных запретов от Украины не поступало», - рассказал один из российских продавцов.

«Если ограничения действительно начнут действовать, то, по всей вероятности, „Укрзализныця" будет направлять уведомления контрагентам о запрете въезда на территорию Украины транспорта „СГ-транса"», - добавил другой трейдер. По его словам, собственник транспорта указывается в случае проверки кода цистерны, а также в документах на возврат.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: что делать, если все-таки цистерна с логотипом SGT заехала на территорию Украины? Что будут предпринимать власти (и какие именно организации - УЗ, ГФС, Погранслужба или СБУ) - арестовывать имущество, разворачивать составы или заставлять переливать газ в другой транспорт?

В Энергетическую таможню, по информации НефтеРынка, никаких распоряжений по указу на момент верстки номера не поступало.

Статьи по теме:

 

 

В свою очередь представители отечественного перевозчика, компании «Укрспецтрансгаз» (владеет парком из 1 680 цистерн), заявили о готовности предоставлять услуги по перевозке СУГ за пределами Украины. Однако на сегодняшний день среди производителей сжиженного газа в РФ распространена политика, которая направлена на первоочередное использование цистерн, принадлежащих российским компаниям. Более того, в случае вступления в силу ограничений Украина не застрахована от зеркальных действий РФ в отношении все того же «Укрспецтрансгаза».

Санкции в довесок

Отметим, что кроме импорта СУГ подвижной состав «СГ-транса» применяется и в режиме транзита через украинскую территорию. Основным ресурсодержателем транзитного СУГ является «Сибур», который активно использует цистерны «СГ-транса». Поэтому запрет может повлиять и на транзитные объемы LPG из РФ, которые и так с каждым годом уменьшаются на 15-20%.

Кроме того, под санкции попала и компания «Башнефть», контрольный пакет которой недавно приобрела «Роснефть». Участники рынка отмечают, что, хотя компания и поставляет нефтепродукты в Украину, в частности LPG, они не работают персонально с юрлицом «Башнефть», занесенным в санкционный список, а только с его аффилированными предприятиями-заводами, о которых в списке ничего не говорится.

Более того, после поглощения «Роснефтью» все контракты на поставку топлива с заводов «Башнефти» будут проходить через тендеры нового собственника компании, которая приобрела контрольный пакет акций «Башнефти». Отметим, что сейчас «Роснефть» без препятствий продает как сжиженный газ, так и дизтопливо в Украину. Как бы там ни было, на прошедших в четверг аукционах по продаже украинского сжиженного газа «Укрнафты» и «Укргаздобычи» было отнюдь не весело одному из трейдеров, который оформлял ресурс «Башнефти» как раз в цистернах «СГ-транса».

В черном списке можно найти и другую российскую транспортную компанию под названием «Нефтетранссервис», парк которой используют для транзитных перевозок мазута Мозырского НПЗ в сторону украинских портов.

В целом отечественные газовики со скептицизмом относятся к таким начинаниям властей, в первую очередь из-за отсутствия четких указаний, как себя вести в данной ситуации. «Сейчас в Украину поставки топлива из РФ осуществляют компании, против которых вводились санкции, однако ответных мер со стороны украинских властей не последовало», - отмечают они. Часть игроков считает это простой формальностью, которая останется на бумаге, другая часть - что наши государственные мужи опять попали «в штангу» и своими действиями толкнут рынок с ценовому росту. 

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес