Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс обмена наличной валюты

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Курс валют на межбанковском валютном рынке

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс рубля к доллару

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Александр Данылюк: Без запуска е-декларирования получение транша МВФ под угрозой

10:17 22.08.2016 |

Экономика

На прошлой неделе основной кредитор Украины официально уведомил премьера Владимира Гройсмана, главу Администрации президента Бориса Ложкина, минитра финансов Александра Данылюка и министра юстиции Павла Петренко:

"Без указанной сертификации система не будет эффективной, и в таком виде не обеспечит выполнения правительством Украины обязательства по программе сотрудничества с МВФ".

Можно трактовать так: не будет е-декларирования — не будет транша.

Более дипломатично, но весьма недвусмысленно это преподнес посол США в Украине Джефри Пайетт в своем интервью Ukraine Business Journal: "Хорошей новостью является то, что с практической точки зрения Украина не нуждается в выделении транша МВФ сегодня. Их обменный курс стабилен, их резервы достаточны, доверие по-прежнему существует".

Как раз всю прошлую неделю курс не был стабилен — гривна опять начала дешеветь.

Без транша Украина не получит макрофинансовую помощь от Европейского Союза и не сможет привлечь средства под госгарантии США. Это означает разрыв в бюджете на десятки миллиардов гривен.

Этот сценарий сулит секвестр бюджета, не исключает социальные бунты на почве принятых непопулярных решений с последующими кадровыми перестановками в правительстве.

Данылюк даже не хочет его обсуждать. По информации ЭП, настаивая на запуске е—декларирования, он в ультимативной форме пригрозил своей отставкой.

Срыв сотрудничества с кредиторами негативно отразится также на подготовке проекта бюджета на 2017 год. Уже сейчас, по информации издания, между Александром Данылюком и главой ГФС Романом Насировым серьезные расхождения на почве расчетов доходов бюджета на следующий год. Насиров менее оптимистичен в своих прогнозах и не видит предпосылок для заложенных Минфином показателей.

Впрочем, их расхождения касаются не только бюджетных вопросов. В последнее время Данылюк анонсировал ряд трансформаций в ГФС, призванных сменить баланс сил в госслужбе и размыть полномочия Насирова.

В разговоре с министром финансов Экономическая правда сосредоточилась на проблемах сотрудничества с МВФ, будущего ГФС а также выполнении бюджета—2016 и процессе подготовки проекта сметы на следующий год. 

"ЗАПУСК СИСТЕМЫ БЕЗ СЕРТИФИКАТА БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ — ЭТО УЖЕ НАШЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ".

— Украина сорвала запуск е-декларирования, не выполнив таким образом одно из условий для получения безвизового режима с ЕС и пункт программы сотрудничества с МВФ. Означает ли это, что решение о выделении транша будет перенесено на более поздний срок?

— Для меня сейчас самое главное, чтобы произошедшее с системой электронного декларирования не повлияло на сотрудничество с нашими западными партнерами — МВФ, правительством США.

Электронное декларирование запущено, что и предусматривалось меморандумом Украины с МВФ. Запуск системы без сертификата безопасности в тестовом режиме — это уже наше изобретение.

Бесспорно,  система должна быть способной принимать декларации. Соответственно, возникает вопрос о том, позволяет ли формат, в котором она была запущена, это сделать. В этом есть сомнения. Такие же сомнения есть и у наших международных партнеров.

Система должна быть полностью запущена до 1 сентября. По правилам МВФ, для созыва совета директоров нужно минимум две недели.

— ЕС уже усомнился в продуктивности "нашего изобретения", уточнив что в подобном формате "нет смысла, поскольку оно не станет реальным рычагом борьбы с коррупцией".

— Мы работаем с нашими международными партнерами не по формальному признаку, то есть нужны реальные качественные изменения, а не сомнительные полумеры. Электронная система — это ключевой элемент борьбы с коррупцией. Нужно чтобы она заработала полноценно. Это чрезвычайно важно и для нас, и для наших  международных партнеров.

Без этого — выделение третьего транша оказывается под угрозой. Более того, без МВФ мы не сможем получить 1 млрд дол кредитных гарантий от США, 1,2 млрд евро макрофинансовой поддержки от ЕС, и кредиты на покупку газа от европейских партнеров.

— Как быстро должно произойти "устранение недостатка", чтобы у нас сохранился шанс получить транш в этом году? Если устраним, до 1 сентября, как анонсировал президент, успеем?

— Я бы хотел, чтоб все исправили быстрее. Изначально я исходил из таких соображений: поскольку запуск гарантированно был запланирован на 15 августа, то все риски учтены. Я рассчитывал, что к этому моменту мы выйдем с полностью функционирующей системой. Мы не вышли.

Сейчас нужно объединить усилия и максимально быстро запустить систему электронного декларирования. Если система полностью заработает с 1 сентября и никаких проблем не будет, то мы сможем рассчитывать на транш в сентябре.

— Окончательному согласованию проекта меморандума Украины с МВФ до сих пор препятствовали некие "технические моменты", которые все отказываются называть. Что это за моменты?

— Эти моменты не озвучил МВФ, и мы до окончания переговоров их тоже не можем озвучить. Таковы правила.

Решим вопрос с декларированием — будет одним меньше.

— По сути, сейчас есть два сценария. Первый — мы оперативно закрываем все "технические моменты", получаем транш и привязанное к нему финансирование. Второй — этого не происходит, в бюджет не поступает макрофинансовая помощь от ЕС и средства, привлеченные под 1 млрд долл гарантий США. Как мы действуем в случае второго сценария?

— Да, макрофинансовая помощь и гарантии США привязаны к МВФ. Предоставление гарантий США зависит также напрямую от запуска электронного декларирования — это отдельное условие. Для того, чтобы  использовать гарантии, мы должны предоставить доказательства, что декларации действительно заполняются в системе, что она работает реально.

Безусловно, мы можем искать выходы из самых сложных ситуаций, включая, ваш второй сценарий. Но я не считаю, что это правильная государственная политика. Я исхожу от обратного.  Я буду предпринимать необходимые усилия, чтобы выполнить все условия, сберечь доверительные отношения с нашими партнерами и получить транш МВФ.

Я не приемлю второй сценарий. Моя позиция в том — найти решения по всем вопросам, которые у нас сейчас остались, и выйти на положительный результат. 

Могу сказать, что второй сценарий будет очень и очень пессимистичный. И он не закончится этой осенью. Мы должны смотреть на среднесрочную, а лучше — долгосрочную перспективу.

Мы должны оценивать взаимодействие с МВФ, исходя не из того, а нужны ли нам деньги в данный конкретный момент, а ориентируясь на то, куда хотим выйти через три года и сможем ли мы туда попасть без МВФ, поддержки США, ЕС и других международных партнеров. Создать сильную и растущую экономику будет сложно без поддержки этих институций.

— По словам наших собеседников, на совещаниях Минфина поднимался вопрос, что "нужно готовиться к тому, чтобы прожить осень без МВФ".

— Нет. Я не знаю, где вы об этом слышали. На совещаниях, которые я проводил как министр, такой вопрос не поднимался.

— Вы не можете не просчитывать эти риски.

— Риски мы всегда просчитываем. И риски, связанные не только с недопоступлением денег от международных финансовых организаций, но и сужением доходной части бюджета.

Сотрудничество с МВФ — это задача не только этого года. Ведь МВФ не просто поддерживает нашу программу реформ. Каждый транш МВФ — это четкий сигнал для инвесторов, что изменения происходят и что в Украину можно вкладывать деньги. А инвестиции – это основа для нашего роста.

— Вы говорите о стратегических целях. Сейчас же есть риск того, что в бюджете образуется дыра на десятки миллиардов гривен, а вы не объясняете, как планируете ее перекрывать.

— В нынешних условиях любые риски никакими популярными мерами быть перекрыты не могут. Неполучение внешнего финансирования усугубляет ситуацию. Придется идти на чрезвычайно непопулярные решения, секвестр бюджета, другие меры.

У нас есть базовый сценарий: мы получаем транш МВФ и дальше двигаемся по программе.

"У НАС НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ГОСБЮДЖЕТА"

— Минфин планировал пересматривать бюджет по итогам первого квартала, потом по итогам второго. Почему этого не произошло и когда в итоге планируете пересматривать?

— А что у нас такого произошло с начала года, чтобы мы пересматривали бюджет? Основания для пересмотра прописаны в Бюджетном кодексе: это более 15% недопоступлений. На данный момент формальных оснований для этого нет.

Изменение в бюджет — это крайняя мера.  До этого нужно исчерпать все возможные механизмы балансировки системы. Хорошо, что мы не пересмотрели бюджет.  Пересмотрев бюджет, мы бы с большой вероятностью создадим новые риски. Кроме того, любые изменения в бюджет мы будем проговаривать с МВФ.

— Вы упомянули о том, что существуют риски невыполнения доходной части госбюджета, кроме возможных недопоступлений от МФО. В чем эти риски?

— Например, приватизация. Вы знаете, что за счет приватизации планировалось привлечь в этом году 17 млрд грн. В этом году мы получили от продажи мелких гособъектов 59 млн грн. Существует риск, что придется поставить напротив этой строки доходов ноль миллиардов гривен.

Провал продажи ОПЗ — это очень негативный сигнал инвесторам. Это больше, чем не продать один объект. На фоне заявлений о намерении проводить приватизацию, упрощать ее процедуры, мы споткнулись на первой же продаже.

— Почему так произошло?

Для того, чтобы хорошо провести процесс приватизации, нужно его правильно начать. Мы его плохо начали. Как вы знаете, сейчас ОПЗ остановился. Это пример того, насколько "эффективно" государство управляет своей собственностью. Естественно, остановка работы завода повлияет на интерес инвесторов.

У меня достаточно сдержанный прогноз относительно приватизации. В проект бюджета 2017 года мы опять таки закладываем цифру в 17 млрд грн. Однако я готов изменить подход к приватизации. У меня есть свое видение, как ее нужно проводить. В первую очередь надо выделить самые ликвидные активы.

— Именно с этого и начался процесс приватизации. Был определен список таких госактивов и составлен план-график их продажи, но пока это ровным счетом ничего не дает.

Назовите мне другой ликвидный госактив, кроме ОПЗ.

— "Центрэнерго".

Согласен. Правда, его приватизация уже перенеслась на следующий год. Что еще?

— Облэнерго планировали продавать.

— Спорный вопрос. Понимая, что там уже есть существующие частные акционеры, очень сложно сказать, насколько это ликвидный и привлекательный для других инвесторов актив.

— В чем заключается ваше особое видение продажи госимущества?

— Нужно продавать так, чтоб купили, а не ради самого процесса. Вернемся к тому же ОПЗ. Ведь было же очевидно, что для инвестора долг завода перед Group DF — это риск не только финансовый, но и репутационный.

Также есть вопрос цены. Спорили очень долго, правильная она или нет. Звучал такой аргумент: если поставить низкую цену, то потом нас укорят, что продали задешево. Но продавать ведь нужно по рыночной цене. В принципе можно было начинать с балансовой стоимости, а конкуренция уже бы внесла бы свои коррективы.

Мы должны сейчас максимально упрощать процедуры приватизации. Чтобы перезапустить процесс, нам необходимо выделить самые привлекательные объекты, посмотреть на них глазами инвесторов, определить ключевые риски и максимально быстро снять их. Возможно, надо будет предоставить дополнительные гарантии того, что в конкретном сегменте система налогообложения будет стабильной.

— Как именно упрощать процедуры приватизации?

— Сейчас реализуется идея триажа, которую я инициировал еще несколько лет назад. Ее суть в том, чтоб рассортировать госпредприятия на три группы: объекты, подлежащие приватизации, те, которые нужно оставить в госсобственности и те, которые следует ликвидировать.

Некоторые предприятия, которые мы хотим выставить на продажу, сейчас не корпоратизированы. Корпоратизация занимает очень много времени. Я сторонник решения, которое позволит максимально быстро это сделать. Сэкономить время поможет конвертация в ООО.

После этого последует передача этих объектов в ФГИУ и их оценка.

В Фонде говорят, что ведомства не передают ему активы. Одна из причин — желание сохранить контроль за теневыми доходами.

— Получается, что те объекты, которые не очень интересны, Фонд не хочет принимать, а те, которые интересны, ему не хотят передавать. Я бы этот процесс автоматизировал.

Мы должны подтверждать свой курс на приватизацию действиями. Я инициатор и сторонник идеи создания государственного холдинга, который будет управлять ключевыми госактивами. Подчеркиваю, их должно быть минимальное количество. Все остальные должны быть приватизированы. Считаю, что это правильное решение.

—Идея с холдингом всегда упиралась в то, кто будет им управлять. Ни одна политическая сила добровольно не согласится отдать в управление самые крупные госактивы из разных отраслей в руки одного человека.

— Создание госхолдинга — рабочая модель, международный опыт это доказал. Государственные холдинги работают в Сингапуре, Норвегии, Малайзии, Казахстане, Франции. Подходить к этой модели "от человека, который будет управлять", в корне неправильно. На нее нужно смотреть, как на эффективный механизм построения государственного бизнеса.

Модель управления следующая: набсовет из независимых директоров нанимает менеджмент холдинга. Это позволит минимизировать политическое влияние.

— Вернемся к бюджетным рискам. Кроме недопоступлений от приватизации, на какие еще доходы нам не стоит рассчитывать?

— Средства, которые мы планировали получить от спецконфискации. Это 7,7 млрд, которые мы уже не успеем получить в этом году. Верховная Рада так и не приняла законопроект, позволяющий взыскать в бюджет средства Януковича.

— Есть еще одна проблема: в результате "банкопада" формируется налоговая задолженность, уже зафиксированы недопоступления в бюджет по налогу на прибыль от банковского сектора. Насколько серьезна эта проблема? Какова судьба этих долгов?

— Проблема действительно есть. Цена проблемы по банковскому сектору — порядка 2,5 млрд грн недоплаченных долгов. Я поручил Роману Насирову предложить возможные варианты того, что мы можем сделать с этой задолженностью.

При формировании бюджета 2016 Минфин рассчитывал поступления от ренты на нефть, по цене 60 долл за баррель, тогда как на тот момент она уже стоила 40 долл за баррель.

Также заложили поступления от ренты на добычу янтаря. Однако  поскольку отрасль не удалось легализовать, эта строка доходов себя не оправдала, поступления мизерные.

Какая общая сумма недопоступлений по этим видам ренты?

— По ренте на газ — 4,4 млрд, нефть — около 4 млрд. Янтарь — еще 1,5 млрд. По ренте на газ тоже ожидаются недопоступления.

— По оценкам ГФС общая сумма бюджетных рисков по налоговым поступлениям – 25 млрд грн. Вместе с приватизацией и спецконфискацией разрыв увеличивается почти до 50 млрд грн. Вы видите источники, за счет которых хотя бы частично можно было бы перекрыть весь этот потенциальный недобор?

— Ищем.

— Где?

— В доходной части. Следует  повысить эффективность сборов.

"СХЕМЫ АВТОМАТАМИ НЕ УСТРАНИШЬ"

— Собеседники ЭП в ГФС говорят, что одним из компенсаторов рассматриваются непопулярные меры. Например, накопление переплат по налогу на прибыль.

—  Я такие варианты не рассматриваю. Нужно не давить бизнес, а улучшить работу ГФС.

— Инструментарий компенсаторов у вас невелик. ГФС вот констатирует перевыполнение плана по НДС, например.

— Частично этого хватит. НДС нужно администрировать так, чтобы к этому процессу не было претензий. Поэтому мы предлагаем один реестр НДС  вместо двух, которые существуют сегодня. Эта норма есть в законопроекте, над которым мы работали вместе с депутатами, бизнесом и экспертами.

Мы также рассчитываем на увеличение таможенных поступлений от импорта и акцизов.

— Пока поводы для претензий с администрированием НДС есть. Один из самых свежих — блокирование возмещения в июле.

Вы поручили ГФС проверить рисковые компании в аграрном секторе и устранить возможности для завышения сумм к возмещению. Вас уведомили о ходе проведенных проверок?

— Подробного отчета я еще не получал. В этом вопросе важны два момента. Первый — разобраться с тем, что произошло в этом году. Второе — сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась в следующем.

А она может повториться. Учитывая то, что в следующем году не будет спецрежима, не исключаю, что будут попытки воспользоваться практикой этого года и оптимизировать налоговые обязательства.

Первое, что я сделал — поручил перекрыть такую возможность. На уроках этого года понятно, что потом доказать что-то очень сложно. Я сейчас жду отчета по  результатам проверок  НДС.

— Когда ГФС должна его предоставить?

— До 1 сентября. Тогда, в июле, за во время сбоев с возмещением, размер подлежащего возмещению НДС изменился — изначально была заявлена цифра примерно в 7 млрд грн, потом она была уменьшена до примерно 4 млрд. Определенное количество "рискового" НДС было убрано из системы.

На самом деле очень важно, чтоб проверками таких ситуаций занималась служба, независимая от ГФС.

— Что вы имеете в виду?

— Речь об экономических преступлениях против государства. Расследованием таковых должна заниматься Служба финансовых расследований. Если бы эта служба была создана, подобные преступления было бы очень сложно провернуть.

— Какой вы видите модель ее существования?

— Я вижу СФР в виде службы, которая объединяет функции по расследованию всех экономических преступлений против государства. Сейчас этим занимается СБУ, налоговая полиция, прокуратура. Все эти функции должны быть объединены в одном органе, в системе координации  министерства финансов.

Основная задача этого органа — минимизировать экономические преступления против государства и максимизировать компенсацию от нанесенного ущерба.

Главное — это не количество уголовных дел. Не нужна толпа автоматчиков и силовые методы. Важно расследовать схемы, предотвращать их и получать финансовую компенсацию в бюджет.

— Идеологом СФР был Владимир Хоменко, первый заместитель Игоря Билоуса, когда тот возглавлял ГФС. Тогда весь бизнес воспротивился идее создания СФР, объясняя это тем, что новое ведомство станет сильнейшим инструментом давления на бизнес. Вы сейчас опять выступаете с аналогичной инициативой?

— Во-первых, я занимаюсь этой реформой гораздо дольше, чем два года, и начал это делать задолго до законопроекта Хоменко. Во-вторых, когда Хоменко выносил этот проект на рассмотрение Кабинет министров (я тогда был представителем президента в Кабмине), я выступил категорически против создания СФР по предложенной модели.

Почему? Фактически тот законопроет сконцентрировал все силовые функции под крышей одного ведомства без изменения подходов к работе.

— И в чем же разница с вашей идеей?

— Какая сейчас модель работает? Налоговая милиция – это силовики с автоматами, которые оказывают давление. Это неправильно, так как СФР должна максимально заниматься аналитической работой, а не инициировать максимальное количество уголовных производств.

Схемы автоматами не устранишь. Против налоговой милиции выступают "схемотехники", часто они вовлекают в свои схемы представителей государства. Поэтому СФР должны работать люди, которые понимают схемы уклонения от налогообложения и предотвращают или останавливают их.

— Вы говорите о том, чтоб укомплектовать СФР аналитиками. Где их искать в условиях кадрового голода в госслужбе?

— Нельзя создавать СФР из нынешних сотрудников фискальной службы. С учетом всех их связей и привычки работать по старинке, это может поставить реформу под угрозу.

Я считаю, принцип подбора кадров может быть таким же, что и у Национальной полиции. Конкурсный отбор руководителя и остальных сотрудников, адекватные зарплаты.

— Когда вы ожидаете появления СФР?

— Мы разработали проект закона. Создавать нужно быстро. Нужно восстанавливать доверие бизнеса. Ликвидация налоговой полиции — это ключевой момент. На проведение конкурсных процедур требуется время. Речь идет об осени.

"НУЖНО ОСЛАБИТЬ КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ГФС"

— Есть вероятность, что своими инициативами вы преследуете еще одну цель — максимально размыть полномочия Романа Насирова или главы ГФС, кем бы он ни был, по управлению фискальной службой.

Так, вы хотите подчинить налоговую милицию Минфину, создаете прослойку в виде Межрегиональной таможни, с помощью которой сможете управлять таможенным направлением, перебираете функции по администрированию базами данных.

Чем обусловлено такое перетягивание полномочий?

— Все прошлые модели СФР также предполагали ее создание под управлением Минфина. Я категорически против того, чтобы новая служба управлялась ГФС. Мою нынешнюю позицию определяет вовсе не то, что я сейчас министр.

— Почему вы против?

— Потому что основная задача СФР — не выполнять план по сборам, а предотвращать злоупотребления. Учитывая реальное положение дел в ГФС, зачастую злоупотребления происходят не без участия сотрудников фискальной службы.

Перечисленные вами инициативы направлены не на перетягивание полномочий, а на усиление контроля над ГФС.

— По вашим словам, ГФС полностью дискредитировала себя. Ранее депутаты инициировали отставку Насирова и его первого заместителя Сергея Билана, наводя конкретные факты нарушений. Почему вы не инициировали смену руководства госслужбы?

— Вы сейчас отталкиваетесь от личностей. Я же говорю о том, что ГФС необходимо реформировать системно. Нужно убрать моменты, которые создают конфликт интересов внутри структуры, создают предпосылки для коррупции.

Налоговая милиция в нынешнем виде скорее вредит ГФС, чем помогает.

— Но вы хотите вывести из ведения ГФС не только службу финансовых расследований, но и мобильные группы, Межрегиональную таможню. Если это не размытие полномочий главы ГФС, тогда что?

— Это усиление контроля. Я хочу, чтоб мобильные группы были максимально независимыми и показали свою эффективность. Их подчинение ГФС и нахождение внутри структуры ГФС создает риски, что они будут прикрывать друг друга.

Любые контролирующие органы нужно выводить из органа, который является объектом контроля. Мобильные группы по борьбе с контрабандой и Межрегиональная таможня — это инструменты контроля.

— Роман Насиров говорит, что передача баз данных в Минфин противоречит рекомендациям МВФ. Также есть сомнения в том, сможет ли Минфин их администрировать. 

— Для нас администрирование баз данных — это дополнительная нагрузка и ответственность .  Но я готов на это пойти: если базы будут у нас, это снимет конфликт интересов и ДФС не сможет ими манипулировать.

— В июле правительство назначило и.о. заместителя главы ГФС по таможенному направлению Мирослава Продана. Почему не была соблюдена процедура, не был оглашен конкурс, как того требует закон о госслужбе?

— В ближайшее время я буду инициировать проведение конкурса в соответствии с законом о госслужбе. До этого нужно будет ответить на вопрос зарплаты.

Если мы хотим привлечь серьезных специалистов, нужно понимать, что никто из них не приедет на существующий уровень зарплат, который не перекрывает коррупционные риски.

— Почему сейчас выбор пал на Продана? Потому что его рекомендовал премьер?

— Нужно было быстрое решение, чтоб запустить процесс внедрения наших инициатив на таможне. Это временное решение. Для меня cейчас важно — назначение полноценного руководителя таможни в кратчайшие сроки по отрытому конкурсу.

— Мы говорили с Мирославом Проданом. В качестве приоритетов своей работы он называет четыре пункта: запуск единого окна, мобильных групп, видеофиксацию таможенного досмотра и создание Межрегиональной таможни. Это все планы этой осени.

— Все перечисленные вами вещи действительно должны заработать. Также он должен обеспечить запуск этих инициатив во всех регионах, и обеспечить работу автоматического распределения деклараций без возможности манипулирования.

Следующий элемент контроля, который мы планируем внедрить, это запуск мониторингового центра на таможне. Он позволит получать оперативную информацию о таможенных процедурах и результатах таможенных оформлений в регионах.

Есть еще один момент. Мы сейчас говорим о таможне, но важно, чтоб и работа налоговой была эффективной. Доходы таможни составляют значительную долю доходов ГФС. У нас основной доход генерируют внешнеэкономические операции. Это означает, что что-то со сбором налогов не так. Нужно устранять эту диспропорцию.

— Вы не опасаетесь, что создание массы контролеров, которые должны буду надзирать за ГФС, приведет к дублированию полномочий. В госслужубе также есть профильные департаменты по борьбе с контрабандой и коррупцией?

— Вопрос в том, эффективно ли эти департаменты работают. Во-первых, массы не будет. Во-вторых, необходимо ослабить коррупционные риски ГФС. Это уменьшит сопротивление со стороны ГФС относительно ее реформирования.

— Вы чувствуете сопротивление своим инициативам?

— На словах не очень сильное. На практике... Есть понимание, что я настроен достаточно решительно.

Как я уже говорил, реформу ГФС ускорит устранение конфликтов интересов. Нужно убрать возможности для схем не только для бизнеса, но и для ГФС, которая нередко в них учавствует.

"Я НЕ СОГЛАШУСЬ НА НЕРЕАЛИСТИЧНЫЙ БЮДЖЕТ"

— Минфин рассчитывает бюджет—2017 на основе оптимистичного макроэкономического сценария, показатели которого близки к прогнозам МВФ. Он предполагает быстрое реформирование экономики при поддержке международного сообщества. В чем вы видите предпосылки для реализации этого сценария?

— Во-первых, мы закладывали реалистичный сценарий, который базируется на том, что мы продолжаем наше сотрудничество с МФО. Я не понимаю, почему я должен закладывать пессимистичный сценарий.

Бюджет рассчитывается исходя из того, что в следующем году мы  ускоряем темп реформ. С каждым министром мы сейчас обсуждаем их проведение. Более того, мы меняем сам подход к формированию бюджета: мы финансируем только те сферы, которые реформируются или будут реформироваться.

— Какие доходы и расходы госбюджета-2017 вы прогнозируете?

— Доходы общего фонда 785,5 млрд грн, расходы — 851,6 млрд грн.

— Традиционно бюджетный процесс сопровождается "хотелками". Всегда есть бюджетные запросы или пожелания от распорядителей и депутатов по расходам, которые превышают реалистичные возможности бюджета. О каком их объеме речь?

— Около 400 млрд грн.

— Есть шансы, что что-то из этого будет профинансировано?

— Пока мы держим круговую оборону.

— По моей информации, ваши оценки доходов госбюджета не совпадают с прогнозами Романа Насирова. У вас есть разногласия с Насировым в прогнозах доходной части бюджета?

— У нас были незначительные разногласия с Насировым. Очень сложно найти компромисс. Методологии, которые мы используем в своих расчетах, отличаются. ГФС подходит к этому "снизу вверх", она отталкивается от показателей конкретных компаний и экстраполирует их на будущий год.

Мы используем методики, ориентированные на макроэкономический прогноз.

— По нашей же информации, цена разногласий в целом по сборам, которые администрирует ГФС, порядка 40 млрд грн.

—ГФС всегда занижает прогноз. Для того, чтобы устранить разногласия, мы обсудили расчеты с независимыми экспертами.

— Пока из изменений в отношении налоговых ставок вы планируете только индексацию акцизов. Вы допускаете повышение ставок других налогов, кроме этого?

— Нет. Наоборот, даже учитывая, что бюджет следующего года будет очень сдержанным, и нам нужно экономить, мы предлагаем максимально возможные меры по поддержке бизнеса. Речь в первую очередь о мелком бизнесе. Мы предлагаем ввести налоговые каникулы на пять лет для компаний с оборотом до 3 млн грн.

— Объясните, какие трансформации ждут Пенсионный фонд? По моей информации, вы ожидаете, что расходы бюджета на ПФ составят 154,6. По расчетам Минсоца, объем поддержки из госбюджета должен составить 184,7 млрд грн.

— Мы обсудили этот вопрос с Министерством социальной политики и сошлись на нашей цифре. На самом деле мы плотно работаем с Андреем Ревой и у нас во многом есть взаимопонимание.

— Во время последнего визита миссии МВФ в Украину, кредитор говорил о необходимости искать механизмы для сокращения объемов дотаций ПФ из госбюджета. Даже с тем, что сошлись на вашей цифре, все равно в следующем году объем перечислений в Пенсионный фонд увеличивается.

— Это небольшой рост. Мы будем согласовывать параметры бюджета-2017 с МВФ и искать возможности для увеличения собственных доходов ПФ.

— Среди подходов к формированию бюджета-2017 обсуждается передача дополнительных расходов на местные бюджеты. Логика такова: регионы показывают профицит, поэтому их нужно максимально загрузить обязательствами по расходам. Так?

— Если это реалистичный бюджет, он должен быть реалистичным для всех. Все наши действия и предложения имеют определенную логику.

Например, одна из наших идей — передать функции по оплате коммунальных услуг и энергоносителей в коммунальных учреждениях сферы здравоохранения. Разве правильно, что мы из  центра должны этим заниматься? Им же понятней как это делать!

Местные власти должны быть заинтересованы в уменьшении затрат на отопление, введении мер энергоэффективности.

— Проблема в том, что вы не передаете им ресурс.

— В данном случае логика в том, что в рамках децентрализации мы уже передали на места серьезный финансовый ресурс. Концентрация средств в системе госфинансов изменилась — в регионах стало больше, в центре меньше.

Я считаю, что при передаче финансового ресурса два года назад баланс был рассчитан неправильно. Получился перекос, местные бюджеты показывают значительный профицит, тогда как госбюджет, например, постоянно вынужден решать, за счет чего платить пенсии или финансировать закон о госслужбе. 

Только по результатам семи месяцев текущего года поступления в местные бюджеты выросли на 148,4% по сравнению с аналогичным периодами прошлого года. Чем больше мы передадим полномочий на места, тем лучше. Да, на это потребуется время. Но мы еще не завершили децентрализацию и это очевидно.

Сейчас мы смотрим на местные бюджеты не как на источники финансирования того, что нам не хочется финансировать из госбюджета. Мы рассматриваем их как возможность сбалансировать систему госфинансов и увеличить полномочия на местах.

— Минфин настроен на сокращение неэффективных статей расходов будущего бюджета. Что это за статьи?

— Это в первую очередь сферы, которые больше всего нуждаются в реформировании: здравоохранение, образование и наука. И вопрос не в том, что на эти сферы сейчас выделяется мало денег, просто они неэффективно и непрозрачно расходуются.

Например, площадь всех медицинских учреждений в Украине сопоставима с площадью Эстонии! И всю эту территорию и помещения должно содержать и отапливать государство. Сколько при этом вы знаете хороших и обустроенных современным оборудованием больниц? Мы должны финансировать не пустые зачастую разваливающиеся здания, а качественные медицинские услуги.

Еще один пример — образование. По данным ОЭСР, Украина тратит на образование больше денег в проценте от ВВП, чем Германия, Франция, Италия, Япония, Канада и Польша. И качество образования у нас намного ниже, чем в этих странах. При этом мы слышим предложения увеличивать финансирование и госзаказ на высшее образование.

Все это говорит о том, что нам нужно перестать размазывать огромное финансирование тонким слоем, а начать улучшать качество.

— У вас нет поддержки правительства. Проявляется это в том, что Кабмин принимает решения, вопреки позиции Министерства финансов.

Например, правительство не согласилось с вашими доводами о том, что не стоит увеличивать госзаказ в сфере образования на 12,3%.

— Моя задача, чтобы все решения были обеспечены ресурсом, и он расходовался эффективно. Даже если это не совпадает с мнением других членов Кабинета министров, у меня часто есть возможность настоять на своем потом.

И когда я говорю, что на определенные вещи денег нет, то это не потому, что "а Баба Яга против", а потому что денег действительно нет. Мы попросту не сможем провести соответствующие расходы.

На протяжении бюджетного периода бывает определенный этап люфта, когда мы можем себе позволить дополнительные расходы. Сейчас эти возможности уже исчерпаны.

—  Финансирование дорог — еще один спорный вопрос. В прошлом году Минфин был против создания Дорожного фонда. Сейчас Минфин изменил свое мнение или же дорожный фонд будет создан только потому что на этом настаивает премьер, вопреки вашему видению?

— Да, это было политическое решение. Но я не вижу большой проблемы для бюджета в создании дорожного фонда. Фонд ограничивает наши возможности по распоряжению средствами, и это означает, что любое несовершенство бюджета следующего года будет сложнее исправить.

Но пока мы закладываем финансирование на уровне этого года порядка 14 млрд грн. Попробуем, источником наполнения фонда может быть не только бюджет, но и деньги международных доноров. Строить дороги исключительно за счет государства — это в корне неверно!

— В процессе оптимизации расходов вы предлагаете ряд резких социальных мер. Например, отмену стипендий для отдельных категорий студентов. Эта идея активно обсуждалась в СМИ и соцсетях и негативно была воспринята обществом.

Не опасаетесь социальных взрывов в связи с подобными инициативами?

Сейчас государство полностью оплачивает  обучение студентов на протяжении минимум четырех лет и при этом выплачивает им стипендию. В Украине 82% выпускников школ поступают в ВУЗы. В Европе этот показатель в среднем 30%.

Подходы к стипендиям тоже отличаются: в Европе стипендии платятся не всем, как у нас, а только малообеспеченным, или за особые академические заслуги. И при этом качество жизни и научные достижения в Европе намного выше, чем у нас.

В Украине получить реальную пользу от высшего образование имеет возможность порядка 30%. Остальные остаются недовольными, потому что получили высшее образование и потом не могут найти соответствующую работу.

К тому же на выходе студенты получают низкое качество образования. Для всей этой молодежи нужны качественные преподаватели, а они всегда в дефиците. Их необходимо привлекать адекватными зарплатами.

В итоге мы получаем недовольную профессуру, недовольных граждан и неэффективное использование госсредств. Молодые люди, которые чего-то достигают, зачастую попросту уезжают за рубеж работать или же опять-таки — учиться.

— Перед министром финансов Натальей Яресько также стоял выбор непопулярных социальных решений. В прошлом году она столкнулась с отсутствием политической воли на их принятие и оказалась в очень сложной ситуации.

— А что она получила?

— Нереалистичный бюджет.

— Вот.

— В виду перспективы парламенстких выборов весной вы рискуете оказаться в такой же ситуации. Что вы будете делать если власть по политическим причинам продолжит курс "хотим всем нравиться"?

— Нельзя этого делать. В прошлом году мы получили нереалистичный бюджет, который сейчас бьет по всей стране. Мы хотим пойти на второй круг? Будет еще хуже.

Что меня волнует в бюджетном процессе на следующий год? Я готов быть инициатором очень многих непопулярных решений. Я готов идти на эти риски, но я не соглашусь на нереалистичный бюджет.

Нельзя принять непопулярное решение и на этом остановиться. Параллельно нужно создавать условия для развития бизнеса. Если люди теряют работу в одном месте, они должны находить ее в другом.

Просто на одном сокращении затрат мы далеко не уйдем.

 

ПО РУБРИКАМ

16:16 Сред­не­взве­шен­ный курс дол­ла­ра на меж­бан­ке 22 сен­тяб­ря со­ста­вил 26,2616 грн

16:14 Дол­лар де­ше­ве­ет 22 сен­тяб­ря, ие­на и франк до­ро­жа­ют из-за ро­ста гео­по­ли­ти­че­ской на­пря­жен­но­сти

16:05 Мин­фин за предо­став­ле­ние пер­вич­ным ди­ле­рам ОВГЗ ста­ту­са мар­кет-мей­ке­ров на вто­рич­ном рын­ке

15:55 НБУ об­суж­да­ет с меж­ду­на­род­ны­ми де­по­зи­та­ри­я­ми воз­мож­ность от­кры­тия сче­тов в укра­ин­ском де­по­зи­та­рии

15:52 НБУ ини­ци­и­ру­ет ли­ше­ние Рас­чет­но­го цен­тра бан­ков­ской ли­цен­зии

15:47 Лон­дон­ский су­пер­мар­кет те­сти­ру­ет тех­но­ло­гию опла­ты то­ва­ров по­сред­ством ве­ноз­но­го ска­не­ра

14:41 НБУ на­ме­рен в ок­тяб­ре за­пу­стить пи­лот­ную вер­сию кре­дит­но­го ре­ест­ра за­ем­щи­ков

14:23 Яро­слав­ский на­ме­рен в бли­жай­шее вре­мя по­дать в НБУ до­ку­мен­ты на по­куп­ку Про­мин­вест­бан­ка

14:03 НБУ до­пус­ка­ет предо­став­ле­ние юр­ли­цам воз­мож­но­сти тор­го­вать ин­ва­лю­той на­пря­мую с ре­зи­ден­та­ми и не­ре­зи­ден­та­ми

12:24 За­мгла­вы НБУ Рож­ко­ва: В При­ват­бан­ке не­че­го про­да­вать. Его мож­но ко­му-то по­да­рить с до­пла­той

12:12 Остат­ки средств на кор­с­че­тах бан­ков 22.09.17

12:10 Ин­декс меж­бан­ков­ских ста­вок по блан­ко­вым кре­ди­там и де­по­зи­там 21.09.2017

11:45 Бан­ки уве­ли­чи­ли свой порт­фель ОВГЗ на 99,98 млн гри­вен до 307,4 млрд гри­вен 22 сен­тяб­ря

11:12 Кур­сы ва­лют по кар­точ­ным опе­ра­ци­ям на 22 сен­тяб­ря

10:20 Тор­ги по про­да­же пу­лов за­ло­го­вых ак­ти­вов НБУ на аме­ри­кан­ских пло­щад­ках не со­сто­я­лись, - Фонд га­ран­ти­ро­ва­ния вкла­дов

16:23 Це­на ДТ в опте вы­рос­ла на 170 грн/т – до 24 020 грн/т

14:55 Нефть ста­биль­на в хо­де тор­гов и за­вер­ша­ют в плю­се тре­тью не­де­лю под­ряд, Brent у $56,4 за бар­рель

14:18 Це­ны на бен­зин и дизтоп­ли­во про­дол­жа­ют рас­ти 22 сен­тяб­ря

14:11 Це­на ав­то­га­за сни­зи­лась 22 сен­тяб­ря еще на 10 коп

14:03 НБУ до­пус­ка­ет предо­став­ле­ние юр­ли­цам воз­мож­но­сти тор­го­вать ин­ва­лю­той на­пря­мую с ре­зи­ден­та­ми и не­ре­зи­ден­та­ми

13:49 Грой­сман при­гро­зил уволь­не­ни­ем гла­ве АМКУ из-за от­ме­ны тен­де­ра на за­куп­ку ска­не­ров

13:03 Все­мир­ный банк и МВФ не­до­воль­ны до­ра­бо­тан­ным про­ек­том пен­си­он­ной ре­фор­мы

12:05 Ра­да при­ня­ла про­ект гос­бюд­же­та-2018 к рас­смот­ре­нию

11:38 Да­ни­люк на­ста­и­ва­ет на при­ня­тии Ра­дой под­го­тов­лен­но­го Мин­фи­ном за­ко­но­про­ек­та о со­зда­нии Служ­бы финан­со­вых рас­сле­до­ва­ний

11:05 У раз­ви­тых стран воз­вра­ща­ет­ся ап­пе­тит к неф­ти

14:00 ЕС хо­чет уже­сто­чить на­ка­за­ния за пре­ступ­ле­ния с крип­то­ва­лю­той

11:05 У раз­ви­тых стран воз­вра­ща­ет­ся ап­пе­тит к неф­ти

09:30 США мо­гут вве­сти неф­тя­ное эм­бар­го про­тив Ве­не­су­э­лы

08:52 Экс-гла­ва шта­ба Трам­па Мана­форт стал маг­ни­том для про­ку­ро­ров

08:04 КНДР гро­зит ис­пы­та­ни­ем во­до­род­ной бом­бы в Ти­хом оке­ане

07:47 S&P по­ни­зи­ло су­ве­рен­ный рей­тинг Ки­тая

07:42 Хо­чет ли Ка­та­ло­ния от­де­лить­ся от Ис­па­нии?

07:27 Ка­та­лон­ский ре­фе­рен­дум те­перь под во­про­сом

21.09 Дай­джест Financial Times и The Wall Street Journal от 21 сен­тяб­ря 2017 го­да

21.09 ЕЦБ пла­ни­ру­ет вве­сти но­вую про­цент­ную став­ку

21.09 ЕЦБ от­ме­тил уси­ле­ние ро­ста эко­но­ми­ки ев­ро­зо­ны

21.09 Пар­ла­мент Мол­да­вии по­втор­но при­нял от­кло­нен­ные пре­зи­ден­том за­ко­ны

21.09 Де­фи­цит бюд­же­та Бри­та­нии на ми­ни­му­ме за 10 лет

21.09 Ев­ро­со­юз мо­жет вве­сти но­вые на­ло­ги для ком­па­ний в сфе­ре циф­ро­вой эко­но­ми­ки, вклю­чая Google

21.09 Рост ми­ро­вой тор­гов­ли в 2017г впер­вые за шесть лет пре­вы­сит 3% - ВТО

21.09 В Ки­е­ве по­явит­ся му­ни­ци­паль­ная охра­на: ре­ше­ние при­ня­то

21.09 Ко­мис­сия по во­про­сам пе­ре­име­но­ва­ний КГГА под­дер­жа­ла пе­ре­име­но­ва­ние стан­ции мет­ро «Пет­ров­ка» на «По­чай­ну»

21.09 Укра­и­на ис­пол­ни­ла ре­ше­ние су­да о ком­пен­са­ции ча­сти из­дер­жек по про­цес­су о дол­ге пе­ред РФ

15.09 Пять фак­тов о стро­и­тель­ном бу­ме в Ки­е­ве: сто­ит ли ждать об­ва­ла цен на квар­ти­ры

14.09 Це­ны квар­тир на "вторичке" в Ки­е­ве про­дол­жат па­де­ние - экс­перт

14.09 Кор­руп­ция и не­до­ве­рие к су­деб­ной си­сте­ме вто­рой год кря­ду яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми пре­гра­да­ми для ин­ве­сти­ций в Укра­и­ну - опрос

13.09 На всех стан­ци­ях ки­ев­ско­го мет­ро уста­но­вят ви­део­ка­ме­ры с си­сте­мой рас­по­зна­ва­ния лиц

06.09 Cпрос на офи­сы в Ки­е­ве по­сте­пен­но вос­ста­но­вил­ся

05.09 В Ки­е­ве хо­тят по­стро­ить гор­но­лыж­ный ком­плекс на ме­сте свал­ки

04.09 Укра­и­на воз­гла­ви­ла спи­сок при­о­ри­тет­ных для по­се­ще­ния ин­ве­сто­ра­ми стран в ре­ги­оне EMEA - СМИ

04.09 Ки­ев объ­явил кон­курс на кад­ро­вый ре­зерв на­чаль­ни­ков ЖЭКов

04.09 Ах­ме­тов во­шел в рей­тинг мил­ли­ар­де­ров Bloomberg

31.08 В Ки­е­ве су­ще­ствен­но вы­рос­ли объ­е­мы по­стро­ен­но­го жи­лья

31.08 Стра­хов­ка от Ар­ма­гед­до­на. На чем еще хо­чет за­ра­бо­тать ко­ман­да Клич­ко

31.08 Экс­пер­ты на­зва­ли ос­нов­ную схе­му, по ко­то­рой в Ки­е­ве стро­ят объ­ек­ты с на­ру­ше­ни­ем стро­и­тель­ных норм

13:49 Грой­сман при­гро­зил уволь­не­ни­ем гла­ве АМКУ из-за от­ме­ны тен­де­ра на за­куп­ку ска­не­ров

12:46 Та­рас Чор­новіл: Кілька фраз про зустріч По­ро­шен­ка й Трам­па

08:19 По­вы­ше­ния пен­сий в ок­тяб­ре не бу­дет. Урок са­бо­та­жа от Ти­мо­шен­ко и Ко­ло­мой­ско­го

21.09 Це­на про­слуш­ки. Лу­цен­ко не да­ет Сыт­ни­ку стать укра­ин­ским Гу­ве­ром

21.09 Ко­гда уедет цирк. По­че­му на Со­гла­си­тель­ном со­ве­те ни­кто ни с кем не со­гла­ша­ет­ся

21.09 Иг­ра с Ле­воч­ки­ным: Даст ли сбой "договорняк" га­зо­ви­ков

21.09 По­ро­шен­ко: США под­дер­жа­ли пред­ло­же­ние Укра­и­ны о вве­де­нии ми­ро­твор­цев на Дон­басс

21.09 Как Ко­болев ло­ма­ет пла­ны Грой­сма­на

21.09 Ро­кад­ная до­ро­га. Ку­да Рос­сия смо­жет пе­ре­бра­сы­вать вой­ска по но­вой ж/д вет­ке

20.09 "Шухер" в Пол­тав­ской мэ­рии: За кем при­хо­ди­ли сле­до­ва­те­ли про­ку­ра­ту­ры

20.09 По­ро­шен­ко про­сит Сов­без ООН раз­вер­нуть ми­ро­твор­че­скую мис­сию на Дон­бас­се

19.09 Ес­ли Ти­мо­шен­ко не­до­ступ­на. Как Ра­би­но­вич и Бо­го­мо­лец сыг­ра­ли за Са­а­ка­шви­ли

19.09 По­че­му Фир­та­ша та­ки по­са­дят в США

19.09 Ко­гда в "Свободе" со­об­щат, что Тяг­ни­бок уже "голый"

19.09 The Guardian: Ко­ло­мой­ский стал граж­да­ни­ном Ки­п­ра в об­мен на ин­ве­сти­ции

15:47 Лон­дон­ский су­пер­мар­кет те­сти­ру­ет тех­но­ло­гию опла­ты то­ва­ров по­сред­ством ве­ноз­но­го ска­не­ра

14:37 Pimax пред­ста­ви­ла первую гар­ни­ту­ру VR раз­ре­ше­ни­ем 8К с уг­лом об­зо­ра 200°

12:55 В США лю­дям вжи­вят пря­мо в мозг чип для вос­ста­нов­ле­ния зре­ния

10:44 Ford внед­рил сме­шан­ную ре­аль­ность в раз­ра­бот­ку ма­шин

09:36 По­пуляр­ное рас­ши­ре­ние для Google Chrome тай­но май­нит крип­то­ва­лю­ту

09:19 Microsoft за­фик­си­ро­вал всплеск ки­бе­р­атак на свои об­лач­ные сер­ви­сы

21.09 Ка­б­мин раз­ре­шил бло­ки­ро­вать но­ме­ра або­нен­тов из-за DDoS атак

21.09 Ком­пакт­ный крос­со­вер Volvo XC40 по­лу­чил си­сте­му са­мо­управ­ле­ния Pilot Assist

21.09 Ко­гда быть тру­до­го­ли­ком не вред­но для здо­ро­вья

21.09 Но­вый план­шет ASUS ZenPad 10 обе­ща­ет до 10 ча­сов вос­про­из­ве­де­ния ви­део без под­за­ряд­ки

21.09 Пер­вый се­рий­ный элек­тро­мо­биль Infiniti де­бю­ти­ру­ет в 2019 го­ду

21.09 Мо­шен­ни­ки вы­мо­га­ют день­ги у вла­дель­цев Mac с по­мо­щью Find My iPhone

21.09 В Hyundai счи­та­ют, что нем­цы за­ни­ма­ют­ся «глу­пы­ми» тех­но­ло­ги­я­ми

21.09 Google ку­пи­ла часть HTC за 1,1 мил­ли­ар­да дол­ла­ров США

20.09 Как по­лу­чить за­слу­жен­ное по­вы­ше­ние на ра­бо­те

21.09 Ко­гда быть тру­до­го­ли­ком не вред­но для здо­ро­вья

20.09 Как по­лу­чить за­слу­жен­ное по­вы­ше­ние на ра­бо­те

18.09 Кон­цеп­ция от­кры­тых офис­ных про­странств ме­ня­ет­ся

15.09 По­че­му дли­тель­ный от­пуск не спа­са­ет от вы­го­ра­ния на ра­бо­те

14.09 За про­дви­же­ние со­труд­ни­ка по служ­бе от­вет­ствен­ны ге­ны

11.09 За­прет­ные сло­ва на со­бе­се­до­ва­нии: 13 фраз

07.09 Как де­лать день­ги на ка­при­зах су­пер­бо­га­чей

07.09 11 спо­со­бов по­нра­вить­ся на­чаль­ни­ку

06.09 9 ка­честв, ко­то­рые по­мо­гут по­лу­чить по­вы­ше­ние

04.09 Про­фес­сио­на­лам труд­но стать хо­ро­ши­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми

01.09 В США мо­ло­дые со­ис­ка­те­ли ра­бо­ты все ча­ще ста­но­вят­ся жерт­ва­ми ки­бер­мо­шен­ни­ков

29.08 15 спо­со­бов по­вы­сить про­дук­тив­ность ра­бо­ты в офи­се

28.08 Ис­кус­ство дер­жать па­у­зу - чем оно по­мо­жет вам в жиз­ни

23.08 Как ди­лер Harley-Davidson в Нью-Йор­ке ис­поль­зо­вал для по­вы­ше­ния про­даж ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект

21.08 Ры­нок ин­тернет-ре­кла­мы в Укра­ине за 6 ме­ся­цев вы­рос на 42%

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно