Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 11:39
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Эксперты отмечают, что идею Госбанка развития, которая обсуждается уже больше пяти лет, будет сложно реализовать
09:11 23.01.2013 |
Проблема недостаточного кредитования экономики коммерческими банками уже настолько беспокоит правительство, что ради его активизации в Кабмине намерены создать Государственный банк развития. Ресурсы для учреждения планируется выделить из госбюджета или привлечь под государственные гарантии. Опрошенные газетой "КоммерсантЪ-Украина" эксперты отмечают, что идею Госбанка развития, которая обсуждается уже больше пяти лет, будет сложно реализовать. В украинском бюджете нет лишних средств, а привлечение внешних кредитов под госгарантии переложит риски возможной девальвации гривны на заемщиков.
Правительство создаст в этом году Государственный банк развития, сообщил вчера первый вице-премьер Сергей Арбузов в ходе обсуждения проекта государственной программы активизации развития экономики Украины на 2013-2014 годы. "Это будет банк первого уровня, предоставляющий ресурсы коммерческим банкам, чтобы те выдавали долгосрочные кредиты на модернизацию",- заявил господин Арбузов. По словам министра экономического развития и торговли Игоря Прасолова, источниками фондирования Госбанка развития станут госбюджет и финансирование, привлеченное под государственные гарантии.
Банки развития - распространенная практика для переходных экономик. По аналогичному принципу, например, в России работает Внешэкономбанк, в котором размещаются депозиты фонда национального благосостояния (пополняется из средств госбюджета РФ и за счет налогообложения нефтедобычи). Украина давно изучала возможность создания подобного банка развития - в частности, на основе Укрэксимбанка (см. "Ъ" от 24 апреля 2007 года). Однако в связи с отсутствием финансирования подобное учреждение так и не появилось. "Привлекать средства для такого банка можно как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в зависимости от конъюнктуры и уровня ставок. Банк может размещать облигации среди населения или других инвесторов",- говорит экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
Правительство регулярно создает госучреждения для реализации национальных проектов, но до сих пор их сложно было назвать успешными. Например, в 2004 году для рефинансирования ипотечных кредитов по ставке ниже рыночной было основано Государственное ипотечное учреждение (ГИУ), которое в последние годы кредитовало под 11%. Поскольку под низкую ставку ГИУ не могло привлечь средства на рынке, за восемь лет было рефинансировано всего 8,5 тыс. кредитов на сумму 1,3 млрд грн. Для сравнения: за три месяца в докризисный 2008 год банки выдали ипотечных кредитов на 10,7 млрд грн. Также для привлечения и дальнейшего распределения инвестиций государство еще в 2000 году создало Украинскую государственную инновационную компанию, которая с тех пор не реализовала ни одного крупного проекта, хотя имела право привлекать средства под госгарантии. А в прошлом году Кабмин решил основать Земельный банк, который должен был кредитовать аграриев всего под 10% (рыночные ставки превышали 20%). При этом конкретные источники фондирования Земельного банка также не назывались. "Государственный банк развития, полагаю, вполне способен привлекать финансирование под госгарантии",- уверена заместитель председателя правления Банка Национальный кредит Людмила Мищук.
Банк развития призван финансировать долгосрочные проекты сроком на 10 лет, на которые не могут выделить средства коммерческие банки. "Государственный банк скорее всего будет осуществлять финансирование каких-то определенных госпроектов",- отмечает Елена Белан. Главной же проблемой остается вопрос обеспечения низкой стоимости кредитов для заемщиков. По данным Нацбанка, на 18 января средняя ставка по долгосрочным гривневым займам составляла 16,1%, по валютным - 10,2% (с учетом кредитов инсайдерам и госкомпаниям по низким ставкам). Чтобы обеспечить процентную ставку ниже рыночного уровня, Банк развития должен будет привлекать долгосрочное рефинансирование у НБУ, которое выдается под учетную ставку в 7,5% плюс маржа, либо получать компенсацию части процентной ставки из госбюджета. Но подобные программы и сейчас ежегодно предусматриваются в бюджете. "Уставный фонд может быть сформирован облигациями, которые монетизирует Нацбанк, хотя финансирование госпроектов не является его функцией",- отмечает госпожа Белан.
При этом правительству необходимо будет избежать валютного риска, который возникнет, если Банк развития будет привлекать внешнее валютное фондирование. "Банкам сейчас интересны любые проекты такого уровня. Суть в том, чтобы финансирование с самого начала осуществлялось в национальной валюте - чтобы не было валютных рисков. Другой источник финансирования, кроме госбюджета, для такого проекта вряд ли найдется",- говорит член правления Проминвестбанка (принадлежит Внешэкономбанку) Владислав Кравец. "Что касается госбюджета, то он дефицитный, и свободных денег на этот проект нет",- уточняет госпожа Белан.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :