Фінансові новини
- |
- 07.12.25
- |
- 13:55
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Плюсы и минусы: как работает электронный билет в Киеве
16:51 12.02.2019 |

С февраля 2019 года в Киеве заработал электронный билет (е-билет). Теперь с помощью одной карточки можно оплатить проезд во всех видах транспорта кроме маршруток.
Эпопея с внедрением электронного билета в Киеве длится с 2013 года. Тогда конкурс по реализации проекта выиграла компания Альфа Пей Терминал. Через два года городские власти решити разорвать договор, отношения с инвестором перешли в судебную плосткость.
В середине 2017-го к идее вновь вернулись. Киев объявил тендер на закупку 1500 валидаторов за счет города за 460,4 млн грн. Выиграла его эстонская компания Ridango.
Е-билет - по сути, обычная карта - стал доступен для всех киевлян с февраля 2019 года. Для того чтобы оплатить поездку нужно поднести карточку (или QR-код, который можно купить в личном кабинете киевлянина) к валидатору в салоне или специальному турникету на станции метро или скоростного трамвая.
Где купить е-билет
Купить карту пока можно лишь за наличные на станциях Майдан Независимости, Крещатик, Театральная, Лесная, Академгородок, Почайна, Теремки, Выдубичи и Сырец. Стоит она 50 грн и возврату не подлежит.
Карту можно пополнить поездками (как карточку метро) или деньгами (будет снимать по 8 грн за поездку). Это можно сделать как в кассе за наличные, так и безналичным платежом, привязав е-билет в личном кабинете.
Самый большой минус - как и раньше покупать приходится поездки. Это значит, что купить билет, например, на один час и делать пересадки бесплатно нельзя
Также в личном кабинете есть заготовка под покупку проездных в будущем.
Бесконтактная оплата при помощи телефона и банковской карты на новых валидаторах пока не работает.
Е-билет распространяется на весь транспорт?
Задача е-билета - интегрировать все виды общественного транспорта в одну систему. С одной стороны это удалось - помимо метро карточкой теперь можно расплатится в автобусе, троллейбусе и трамвае. Однако пока что к ней не присоединены коммунальные маршрутки КП Киевпасстранс.
К сожалению, формат взаимодействия с частными перевозчиками еще не выработан. Сами частники предлагают, чтобы город платил им за выполненную транспортную работу. Это вполне европейский подход, тогда же можно распространить е-билет и на частных перевозчиков.
Е-билетом обещают заменть проездные на все виды транспорта.
Жирный минус
Фактически платить приходиться за каждую поездку. Это значит, что купить билет, например, на один час и сделать одну или несколько пересадок в рамках этого часа по-прежнему нельзя. На официальном сайте сервиса это объясняют возможными пробками, в которых можно провести все фиксированное время поездки.
В сумме с довольно негибким тарифным меню это никак не решает существующие проблемы, связанные с дороговизной проезда и неудобством в виде оплаты за пересадки.
В большинстве городов Европы использование месячного или квартального проездного в разы выгоднее, чем разовая оплата проезда. Поэтому пассажирам выгодно покупать проездные, а город меньше тратится на контроль оплаты проезда и теряет меньше выручки из-за безбилетников.
К слову, о контроле. Пока что у контроллеров нет специальных считывателей для проверки оплаты проезда. Так что доказать оплату не получится - валидатор при повторном использовании карточки выдает ту же фразу, что и при оплате. Та же история с QR-кодом. А в личном кабинете пользователя оплаченные поездки появляются с задержкой.
Впрочем эта ситуация не нова - на линии скоростного трамвая у контролеров также нет считывателей для проверки оплаты по PayPass, хотя этот сервис там внедрили еще осенью 2017 года.
Кроме того, для городских властей нет никакой разницы между тем, сколько маршрутов для поездки использовал пассажир - важно только расстояние, от которого зависит нужный объем транспортной работы, который перевозчик должен выполнить. Абсурдно, когда человеку удобнее проехать 2 км с двумя пересадками, но за это нужно заплатить 24 грн. При этом 25 км на метро можно проехать за 8 грн. Однако с гынешним е-билетом это будет работать именно так.
С помощью е-билета также можно было бы в реальном времени видеть перемещения людей. Для этого нужно ввести две валидации билета - на входе и на выходе (как, к примеру, в Амстердаме). Такая информация необходима для качественного транспортного планирования в городе. Однако киевская система этого сделать не позволяет.
Есть и плюсы
Одно из немногих достоинств реализованного проекта - до ноября 2019 года будут выведены из оборота бумажные билеты. Теперь учет поездок (в том числе льготных) должен стать полностью электронным, ведь сейчас КП Киевпасстранс попросту не знает сколько пассажиров ездит на том или ином маршруте. На основе этого город и должен рассчитывать дотации транспортным предприятиям. Эти данные должны быть открыты не только для чиновников, но и для общественности.
В сущности сейчас происходит замена бумажных билетиков на электронные. Других возможных улучшений кроме диждитализации не предвидится: ни удешевления проездных вместо оплаты разовых поездок, ни отмены платы за пересадки, ни мониторинга перемещений пассажиров.
Однако практически все упомянутые недостатки решаемы. Ведь тарифное меню определяется принятием нормативно-правовых актов на уровне КГГА и не должно быть сопряжено с сильной доработкой программного обеспечения. Для решения нужна только политическая воля руководителей города.
Остаются риски, связанные с самим программным обеспечением, которое обеспечивает работу системы е-билета. Сейчас оно не принадлежит городу, а значит нет гарантии, что после истечения срока договора не нужно будет самостоятельно с нуля разрабатывать или покупать новую систему.
В любом случае у киевлян и гостей города появилась возможность безналичной оплаты в наземном коммунальном транспорте! Киев далеко не первый город в Украине, который это сделал. Сделать это удалось исключительно благодаря общественному запросу. И есть надежда, что решение недостатков нового сервса станет частью общественного запроса к власти перед местными выборами 2020 года.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Від початку своєї дії ініціатива PURL забезпечила близько 75% усіх ракет
для комплексів Patriot і близько 90% ракет для інших систем ППО, які
постачаються Україні.
У 2026 році в Держбюджеті не передбачено підвищення зарплат
військовослужбовцям. Натомість з'являться контракти із покращеними
умовами.
ержавна податкова служба цьогоріч надіслала більше 6 тисяч запитів
платникам податків для з'ясування походження коштів, отриманих ними
через онлайн-платформи.
Новини про розслідування Національного антикорупційного бюро України
(НАБУ) щодо корупції в енергетиці (справа "Мідас") привернули значну
увагу українців: 59% респондентів відповіли, що чули про це, і ще 24% -
що чули, але без подробиць
4 грудня, набрав чинності закон №4630-IX, який дозволяє підприємствам
оборонно-промислового комплексу та критичної інфраструктури тимчасово
бронювати від мобілізації співробітників, що мають порушення військового
обліку.
Масований обстріл 3 грудня 2025 року практично знищив Херсонську ТЕЦ. Станція наразі не працює.
За даними Державної екологічної інспекції, з
початку повномасштабного вторгнення РФ сума підтверджених збитків
довкіллю на підконтрольній Україні території становить 6,01 трлн грн.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.