Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Глава Kyiv Smart City: Какой может быть столица к 2020 году

10:42 08.12.2015 |

Україна

Руководитель проекта Kyiv Smart City Юрий Назаров до прихода в КГГА был бизнесменом. Он занимался реформированием систем управления и автоматизацией процессов. Если говорить более простым языком - сложными IT-решениями. Свыше 10 лет работал в IT-сфере на руководящих должностях, в том числе в международной компании SAP. Назаров принимал участие в реструктуризации и оптимизации бизнес-процессов таких предприятий, как Метинвест, ДТЭК, Нафтогаз Украины.

Киев - это вызов. По его словам, это даже не крупное промышленное предприятие, а огромный живой организм, который работает далеко не так слаженно и четко, как хотелось бы.

В интервью ЛІГА.net он рассказал, какие первые результаты у проекта Kiev Smart City и что еще предстоит успеть сделать до 2020 года.

- Проект Kyiv Smart City - это большая концепция изменений. Расскажите, пожалуйста, какие основные изменения в городе должны произойти.

- Расскажу сначала историю ее появления. В начале этого года, когда я пришел в КГГА, мэр поставил задачу внедрить Открытый бюджет. Он хотел показать, во-первых, что у него есть средства борьбы с коррупцией. Второе - что ему нечего скрывать. То есть он может показать все доходы и затраты городского бюджета жителям Киева.

Когда мы начали внедрять этот проект, я попытался на него посмотреть более комплексно. Мы поняли, что Открытый бюджет - это один из элементов умного города. Оказалось, есть комплексный подход, и он называется Smart City. Это город, в котором комфортно жить, где власть работает для людей. Это такие города, как Барселона, Амстердам и так далее. Как выяснилось, ничего придумывать не стоит. Есть мировой опыт. Тот же Открытый бюджет взят с образца подобного проекта в Бостоне. Мы свою активность сфокусировали на двух направлениях. Первое: создание офиса управления проектами. Определили приоритетные направления, которые сделают власть прозрачной и эффективной. Это Открытый бюджет, система электронных закупок, система коммунальной собственности, система предоставления электронных услуг, электронные петиции, бюджет участия.

- Что такое бюджет участия?

- Это когда граждане могут выбирать, на что потратятся деньги. Недавно было заседание Киевсовета. И с учетом пожеланий жителей был сформирован бюджет на следующий год. Это беспрецедентный случай. Такое в Украине впервые. Настоящая электронная демократия.

- А сколько людей оставили свои предложения по формированию бюджета?

- Около 10 000. Были разные вопросы, которые были разбиты на группы: транспорт, социальная сфера, ЖКХ...

- На какие пожелания киевлян вы обратили внимание?

- Интересно, как хотят потратить деньги в сфере медицины. Было три варианта: оставить их как есть, увеличить капитальные затраты (стройка, ремонт больниц, например), увеличить затраты на медперсонал. Больше всего поддержали третий вариант. Причем другие затраты придется сократить, чтобы выдержать баланс.

 

- С первым вашим направлением деятельности разобрались. Какое второе?

- Вторая задача - нам нужно было разработать концепцию развития города до 2020 года. По ней будет строиться современный Киев. Была создана рабочая группа, которая включала общественных деятелей, экспертов, представителей зарубежных и отечественных компаний и представителей КГГА. Всего было опрошено около 1000 участников. В результате мы определили пять стратегических направлений, на которые следует обратить внимание. Это транспорт (пробки на дорогах и парковки, неритмичность движения городского транспорта), ЖКХ (проблемы с вывозом мусора, освещением, благоустройством в жилых кварталах и пр.), медицина (скорость и качество обслуживания), безопасность (к сожалению, мы живем в такое время, когда люди часто обращают внимание на этот вопрос), электронное управление городом (мобильные сервисы, оповещение жителей). Например, когда торфяники горели, дым уже стоял, а никто об этом не был оповещен. Мы сейчас уже работаем над пилотными проектом оповещения (через СМС, e-mail и абсолютно все каналы).

Глава Kyiv Smart City: Какой может быть столица к 2020 году

 

В основном проекты делаются за деньги инвестора. Только ядро проекта основывается за счет бюджета. Осенью мы провели Kiev Smart City Forum, на котором презентовали концепцию Smart City и подписали меморандум между властью (Виталий Кличко подписывал), бизнесом и жителями. Подписало его около 200 компаний. Самые крупные - IBM, Cisco, General Electric, SAP, Microsoft, Huawei... Все они входят в нашу экспертную группу. Они помогают в части технологий и готовых решений. Подсказывают, в каком городе мира как и что было сделано. Smart City - это не просто технологии. Это эволюционный путь развития современного города. Это мышление людей. Мне часто задают вопрос: когда уже у нас будет Smart City. Когда у меня нет настроения, я отвечаю: когда мы перестанем плевать в парадных, гадить во дворах и выбрасывать окурки на улицах.

- Интересно, как вы собираетесь "окультуривать" граждан? Немного не понимаю, как это будет происходить.

- Это будет целая программа с привлечением огромного количества волонтеров. Это отдельная тема. Наша команда сейчас готовит программу, мы готовы будем ее презентовать в марте.

- Когда был внедрен проект Открытый бюджет и какие результаты он дал?

- Мы разбили проект на несколько этапов. Первый запустили в мае. SAP нам предоставило бесплатное ПО и его внедрение. Сопровождение системы финансируем за счет доноров - фонда Відродження и USAID. К осени жители города получили через сайт new.kievcity.gov.ua доступ к мониторингу каждой транзакции, которая проводится за средства бюджета. На позапрошлой неделе мы презентовали наш проект в Барселоне. И я был удивлен тому интересу, который проявили к нашему проекту такие Smart-города, как Нью-Йорк, Барселона, Стамбул, Лондон. Им была интересна наша реализация Открытого бюджета. У них нет такой глубины доступной для жителей информации. Есть только базовые показатели. У нас же можно посмотреть все, вплоть до конкретного платежа. Можно посмотреть, какие платежи и за что были в определенный день в определенной школе. Жители получат возможность видеть, сколько тратится денег на ремонт дорог, школ, больниц и т.д.

- Кто уже пользуется системой электронных закупок города?

- У нас уже около 600 структурных подразделений закупают в электронном виде. Мы сэкономили 23 млн грн за последних два месяца. Это около 17% от бюджета закупок, которые проходят по допороговым суммам. В бюджете Киева на 2016 год их в общей сложности ожидается провести на 1,7 млрд грн. И мы рассчитываем, что за счет электронных закупок сэкономим от 100 до 300 млн грн.

- Какое решение вы использовали?

- Это проект на базе Prozorro. Площадка e-tender. Мы были первым городом, на базе которого эта система тестировалась. Вы не представляете, какой это был тяжелый переход. Была ломка и сопротивление. Некоторые люди всю жизнь сидели на закупках и зарабатывали.

Глава Kyiv Smart City: Какой может быть столица к 2020 году

 

- Какие реформы планируете проводить в транспортной инфраструктуре города?

- Первый этап - это система диспетчеризации наземного транспорта. Сейчас очень часто есть проблемы, которые мы не можем решить. Например, снег не убирается. И мы не знаем, где эти снегоуборочные машины находятся. Рапортуют, что вышло 400 единиц техники, а реально на дороги выехало 80. Мы оборудуем транспорт GPS-трекерами. Будем давать задачу водителю и видеть, чем он занимается.

- Какого именно транспорта эта программа коснется? Коммунального?

- Это коммунальный пассажирский и технологический транспорт. В Киевпастрансе часть автобусов уже оснащены GPS. Такая система мониторинга позволит контролировать график движения автобусов на маршрутах. Позже мы обяжем маршруточников поставить трекеры. Они же обычно стоят: пока маршрутка не набьется, они не едут. А теперь будут по графику выезжать. Кто не станет этого делать - лишится лицензии. Остановки будут оборудованы информационными панелями, где будет отображаться время прибытия каждого транспортного средства. На них также будут работать точки доступа Wi-Fi, появится возможность подзарядки мобильных устройств.

- Сколько нужно будет установить GPS-трекеров?

- Мы оцениваем, что вместе с технологическим транспортом это будет 4600 машин (без маршруток).

Кроме того, мы хотим поставить камеры видеонаблюдения и датчики, которые будут контролировать трафик в городе. Внедрим ITS (Intellectual Transport System). Это система управления транспортными потоками, которая в зависимости от интенсивности трафика будет переключать светофоры: или быстрее или медленнее.

- Сколько нужно будет закупить камер?

- Мы видим 2200 светофорных перекрестков. И на каждом будет в среднем четыре пары камер. Этот проект мы сейчас прорабатываем с несколькими компаниями. Я пока не могу их назвать. Но это будет опять же открытый конкурс. Проект также будет покрывать такую область, как система фиксации нарушений правил дорожного движения. В нем будет много функций. Инвестор будет зарабатывать на допуслугах и на проценте от штрафов за нарушения. В комплексе также идет система контроля нахождения транспорта на парковках и контроля правил парковки, а также контроль правой полосы движения транспорта. Она будет удаленно мониториться, чтобы на ней никто не парковался и не ездил, кроме разрешенного транспорта. Еще будет так называемая зеленая улица для технологического транспорта. Допустим, едет скорая или уборочная машина - светофоры будут автоматом на зеленый переключаться.

- Какая сумма инвестиций понадобится на проект?

- Мы сейчас его приблизительно оцениваем примерно в $30-50 млн. Порядок цифр такой. И закупка камер - это не самая дорогая часть проекта. Не ко всем светофорам подведен оптический кабель, например. А это тоже затраты.

- Когда будет первый этап?

- Я надеюсь, с марта-апреля.

- В некоторых крупных городах мира действует ограничение на въезд в центр города. В Киеве такое планируется применять?

- Недавно при помощи Мирового банка была спроектирована полная транспортная модель Киева. Мы сейчас четко понимаем, с каким пассажиропотоком имеем дело (как людей, так и транспортных средств). Определили "узкие места". Разрабатываем программу "перехваточных парковок". Допустим, человек въезжает в Киев по Одесской трассе. Возле Одесской площади должен быть парковочный комплекс, где он может оставить машину и поехать на метро дальше. Вторая задача - оптимизация и расширение парковок внутри города. Могу сказать, что также рассматривается система так называемого городского толлинга. При въезде в определенную зону города водитель должен будет заплатить определенные деньги. Но еще об этом рано говорить.

- Что происходит с проектом по оборудованию киевского метрополитена Wi-Fi хотспотами? Общался с представителями этой компании. Рассказывают, что проект очень медленно двигается из-за бюрократии.

- Очень много бумажной волокиты. Она может любую здравую идею просто на корню погубить. С этим же столкнулись наши подрядчики-инвесторы, которые в прошлом году выиграли конкурс (Mosquito Mobile Александра Адарича, собственника Фидобанка). Они полгода буксовали и не могли приступить к работам. Согласовывали вещи, связанные с безопасностью, с утверждением техдокументации. Очень многое зависело не столько от самого метрополитена, сколько от госорганов, на которые мы можем только косвенно влиять - просить их. Инвестор потратил очень много времени. И у нас даже были очень серьезные разговоры. Они спрашивали: нужен ли нам вообще этот Wi-Fi или нет? Эта проблема дошла до первого зама главы КГГА Игоря Никонова. И ему приходилось лично вмешиваться. Работа сдвинулась с мертвой точки, и запустили покрытие на первых трех станциях. Я уверен, сейчас развертывание сети пойдет быстрее. Все проектные документы подписаны.

- Инвестор также должен обеспечить метрополитен видеонаблюдением. Зачем оно? Ведь уже на станциях есть камеры.

- Сейчас там работает элементарная система. А необходимо современное комплексное решение. С функцией обнаружения подозрительных объектов, системой видеоаналитики. Информация будет передаваться на диспетчерские пункты в метро и в МВД, СБУ, МЧС, а также прочие заинтересованные службы.

- Карточка киевлянина, насколько я знаю, тоже будет подключена к Smart Сity. Какие задачи она позволит решать?

- Обязательной она не станет. Но житель без нее не сможет получать тот перечень услуг, который мы сейчас в эту карточку закладываем. Она есть уже у 750 000 жителей. В основном это социально незащищенное население: инвалиды, пенсионеры. Для них карточка киевлянина - это проездной документ, социальное удостоверение и средство для получения лекарств в сети аптек Фармацея. Мы довешиваем много новых сервисов. Это будет единый проездной документ, документ при получении электронного рецепта, при подаче электронной петиции, онлайн-голосовании, скидочная карточка в сетях супермаркетов.

- Это опять-таки инвестиционный проект, который выполняет подрядчик...

- Да, компания УНиТ выиграла в конкурсе. Это было еще до нас - в 2012 году.

- Они справляются?

- В общем да. Мы хотим, чтобы эта карточка в итоге была у каждого жителя. В смарт-городах даже цены на бензин ниже для горожан. Мы хотим, чтобы киевлянин, имея эту карточку, получал не только электронные сервисы, но и чувствовал, что он круче приезжих. Что у него есть скидки и преференции.Что он - киевлянин!

- Что предусматривает Kiev Smart City в сфере энергетики?

- Основной упор - энергоэффективность. Контроль теплопотерь. Сейчас прорабатываем концепцию проекта. Кто выиграет тендер, тот и будет заниматься.

- Что будете требовать от инвестора?

- Чтобы он смог контролировать эффективность использования энергоресурсов в максимальном количестве помещений и анализировал энергопотери. Он должен установить умные счетчики и построить единый диспетчерский центр контроля потребления энергии.

Глава Kyiv Smart City: Какой может быть столица к 2020 году

 

- В сфере медицины какие планы?

- Основное, что мы сейчас делаем, - это электронный рецепт. По карточке киевлянина вы приходите в любое медучреждение, и врачу сразу доступна вся история болезни. Необходимость в бумажных карточках отпадет. По этой же карте выписывается рецепт, а аптекарь выдает лекарство. Кроме того, будут электронные больничные листы, которые дадут возможность устранить коррупцию. Сейчас же около 70% листов в тени. Они продаются. Также хотим ввести такие услуги, как удаленная запись к конкретному врачу на сайте или по мобильному устройству (чтобы в очередях не стоять).

- Планируется ли использование опыта Киева в других городах Украины?

- Да. Мы активно сотрудничаем с такими городами, как Винница, Львов, Одесса, Днепропетровск. Они перенимают наш опыт, например, в части электронного бюджета и электронных госзакупок, петиций, бюджета участия. Много разных проектов они внедрили, которые и для нас тоже интересны. И я сейчас хочу создать ассоциацию электронных городов. Уже договоренность есть. Мы распределим усилия для наработки типовых решений для дальнейшего тиражирования во всех городах. Так мы будем идти в разы быстрее. И поднимем уровень не только Киева, но и всей Украины.

Стас Юрасов

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес