Фінансові новини
- |
- 25.11.24
- |
- 13:43
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Ливийские грабли Виктора Ющенко
11:44 15.04.2008 |
В Украине снова "строят" НПЗ и "транспортируют" нефть за три девять земель. Очередным партнером в этом неблагодарном деле объявили Ливию. решил напомнить, чем завершились предыдущие попытки.
После поездки в Северную Африку, Президент Виктор Ющенко, как и предполагал proUA, начал говорить об энергоресурсах. Так как наиболее "важной и актуальной" темой у нас на сегодняшний день является постройка нового НПЗ, речь зашла и об этом проекте.
Напомним, что украинская власть (в разных "цветных" вариациях) уже "строила" НПЗ с Азербайджаном и с Казахстаном. Теперь, видимо, дошли руки и до Ливии. Будет очень смешно, если все проекты "стрельнут" вместе. В таком случае Украина станет страной повальной стройки НПЗ "от Сяна, до Дона".
Но, это, увы, - футуристическая иллюзия. По крайней мере, заявление о постройке НПЗ совместно с полковником Каддафи выглядит не более чем политической "заманухой".
Начнем с того, что НПЗ строится под конкретные поставки нефти. В данном случае, судя по заявлениям, "черное золото" должно быть ливийским. Но, Ливия находится на другом континенте и нефть еще необходимо доставить в Украину.
Бросив взгляд на карту, сразу видим единственный логичный путь - через Средиземное море на Босфор, далее через Черное море - и на Одессу. После этого - уже по трубе нефть должна поступить на новый НПЗ.
Этот путь отечественная власть пробовала использовать еще в 2005 году, когда чиновники разъезжали по Африке и Востоку, "контрактуя" своими заявлениями едва ли не всю арабскую, иранскую, ливийскую и иракскую нефть. Напомним читателю, чем все это закончилось. Турция отказала Украине в проходе значительного количества танкеров через Босфор.
С тех пор мало что изменилось. Турки по - прежнему цепляются за экологическую безопасность, а Босфор не стал резиновым. То есть, говоря о более - менее значительных постоянных поставках нефти из Ливии, приходится признать: шансы на воплощение такого проекта стремятся к нулю.
Есть, впрочем, еще один вариант. Он уже рассматривался в 2004 году при попытке захода "Нафтогаза" на рынок добычи нефти в Ливии. Чуть погодя, уже при "оранжевой власти", этот же проект был озвучен Алексеем Ивченко. Речь идет о схеме замещения. Согласно плану, добытая украинской компанией нефть должна транспортироваться в Италию, там передаваться россиянам, которые "подгоняют" в Украину нефть с востока.
Расклад для Украины теоретически выгоден, так как ливийская Es Sider дороже российской Urals. При этом возникает весьма интересная схема, на которой могут заработать и россияне, и украинские государственные топ - менеджеры. То есть, на первый взгляд, вариант весьма и весьма "рабочий".
Но в данном случае возникает вопрос: где в этом проекте место Ливии? Нет, если чиновники в Триполи впервые за 4 года услышат от своего руководителя прямое указание - пустить украинцев на рынок добычи - мы туда, конечно, зайдем. Но зачем Ливии вкладывать деньги в строительство НПЗ, который будет работать на сырье, принадлежащем иностранной компании?
Понятно, что Украине это необходимо, дабы гарантировать работу "Нафтогаз" в Ливии.
А вот Триполи особой выгоды от данного проекта не видать. Логика в нем просматривается лишь в том случае, если ливийцы, помимо "нафтогазовской", загрузят в новый НПЗ и свою нефть.
Но тут вновь возникает вопрос. Зачем за три девять земель гнать собственную нефть по схеме замещения, перерабатывать ее в Украине - и все для того, чтобы получить мизерную прибыль, основная масса которой будет украдена в Киеве? Это уже не бизнес, это уже мазохизм.
Все это прекрасно понимают в Ливии. Недаром же, радушно раскрывая объятия для украинских политиков в Триполи, ливийские чиновники который год кормят Киев обещаниями и на рынок фактически не пускают. Очевидно, такая же тактика будет использована и при переговорах по НПЗ. Если, конечно, таковые состоятся...
Андрей Косовский