Фінансові новини
- |
- 25.11.24
- |
- 13:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Маразм крепчал
14:06 25.03.2008 |
Народные депутаты от правящей коалиции предлагают создать Конституционную Ассамблею - по сути, второй парламент. Члены этого органа будут пользоваться неприкосновенностью и льготами. А также приятной привилегией перекраивать Конституцию.
В Украине впору начинать присуждать премии за самые оригинальные попытки изменить государственную систему. В своем желании "все взять и поменять" политики порой доходят до абсурда. Читая некоторые законопроекты, хочется закричать: "А может, все - таки сначала на кроликах попробуете?!"
Итак, трио нардепов в составе Николая Томенко (БЮТ), Владимира Стретовича (НУ - НС) и Тараса Стецькива (НУ - НС) предлагает установить новую систему внесения изменений в Конституцию. Исходя из тезиса о том, что Конституцию необходимо принимать на референдуме (а также руководствуясь выдержкой из решения Конституционного Суда от 2005 года), депутаты предлагают свое видение этого процесса.
Концепция эта состоит из трех частей: инициации, созыва и деятельности Конституционной Ассамблеи Украины плюс вынесения на всеукраинский референдум проекта новой редакции основного закона страны. В свою очередь, инициировать подготовку новой редакции Конституции можно также тремя способами: через "народное требование" (3 миллиона подписей), президентский законопроект либо же проект основного закона, который подан не менее чем 226 депутатами.
Но вот "народное требование" поступило - и глава государства в обязательном порядке издает указ по созыву Конституционной Ассамблеи. И здесь начинается самое интересное. Дело в том, что Конституционная Ассамблея является квазипарламентским органом. Именно этот орган должен подготовить новую редакцию Конституции.
Ассамблея состоит из 300 членов, которых избирает народ на всеобщем голосовании.
Причем избирает по весьма интересной и запутанной системе. 100 человек попадают в КА по спискам политических партий и блоков. 81 (!) - по "мажоритарке" относительного большинства из расчета по 3 избранника от каждой области, АРК, Киева и Севастополя. Еще 119(!) - опять же по мажоритарной системе относительного большинства, но уже в других одномандатных округах.
Все это депутаты назвали "комбинированной системой". Комбинация действительно хитрая. Особо хотелось бы услышать обоснование столь сложной избирательной системы в целом и "нестандартных" чисел в частности. Хочется верить, что такое обоснование имеется, более того - что оно было рассчитано на основе нынешних электоральных симпатий украинцев.
Дальше - больше. Деятельность КА, согласно законопроекту, финансируется из бюджета. Оттуда же платится зарплата народным избранникам. Надо полагать, что оттуда же будет профинансировано и появление соответствующего здания в Киеве. Со всей необходимой инфраструктурой.
Сам депутат КА не может занимать некоторые должности в исполнительной, судебной и законодательной власти, а также ближайшие 5 лет баллотироваться либо назначаться в эти ветви. Кроме того, он получает неприкосновенность и без согласия Ассамблеи не может быть привлечен к ответственности.
Данный пункт вызывает особый интерес. Напомним, что именно НУ - НС и БЮТ активно выступают за снятие неприкосновенности с депутатов. Наверное, для того, чтобы наградить ею 300 "других" народных избранников.
Кроме того, в законопроекте имеется очень интересная норма. А именно: "Государство гарантирует народному избраннику необходимые условия для эффективного выполнения им своих полномочий". Расшифровываем: квартира, связь, машина, командировки, отдых и т.п. В общем, все как всегда, по полной программе.
После регистрации депутатов Ассамблея приступает к работе. Выбирается глава президиума, его заместители, главы комиссий. Затем в трех чтениях принимается Конституция. Впоследствии текст выносится на референдум, который и ставит точку в этом вопросе.
Зачем власти отдельный парламент по вопросам Конституции, понятно. Изменения в Основной Закон через Верховную Раду не проведешь - слишком сложная процедура, да и оппозиция против. А сделать это уж очень хочется. Поэтому и была предложена столь сложная схема, которая в будущем может аукнуться Украине - новыми выборами, бюджету - расходами, а системе госуправления - несусветным усложнением и потерей эффективности.
Происходящее укладывается в известное определение "маразм крепчал". Уж на что нынешний Конституционный Совет, члены которого выбираются по принципу лояльности к Виктору Ющенко, являет собой бредовым нарост на теле государственной машины. Куда там! новая система доведет непочтение к основному закону до предела.
Ведь Конституцию, если исходить из данного законопроекта, можно будет кроить сколько душе угодно. Что такое для крупной партии собрать 3 миллиона голосов? Раз плюнуть. Все мы прекрасно знаем и понимаем, как эти голоса собираются. Даже не имея большинства в парламенте, можно будет инициировать новые выборы в Конституционную Ассамблею и в очередной раз приняться кромсать Основной закон. Естественно, "под себя", под тактический интерес. И потом, скольких родственников, приближенных и просто спонсоров можно будет трудоустроить!
Что это принесет системе в целом - понятно. Результат будет таким же, как если бы существовал еще один парламент. Скажем, Верховная Рада будет проправительственной, а Конституционная Ассамблея - оппозиционной. Такое противостояние может вылиться в чудовищный системный коллапс.
С другой стороны, нашей стране к коллапсам - не привыкать. Как и к прекрасным в своей сложности, изысканности и бесполезности инициативам.
Андрей Сичкарь