Фінансові новини
- |
- 23.01.25
- |
- 11:35
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Как Украина вступает в НАТО без лишнего шума
18:02 09.06.2016 |
Президент подписал Стратегический оборонный бюллетень (СОБ), и это событие прошло малозамеченным в украинских и мировых медиа - их внимание сосредоточилось в основном на нескольких броских деталях, которые можно вынести в заголовки. Между тем этот документ имеет действительно стратегическое и, хотелось бы надеяться, историческое значение. Сектор безопасности и обороны готовят к амбиционным реформам, каких еще не знала Украина. Но не менее важным является и то, что реализация СОБ - это фактически выполнение Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ, Member Action Plan) без официального объявления об этом.
Более того, СОБ даже более жестко, чем ПДЧ, ставит цели и определяет направления реформирования сектора безопасности и обороны с целью вступления в Альянс. Как правило, ПДЧ предлагает странам-кандидатам перечень мероприятий, из которых можно выбрать на свое усмотрение "самые ценные" с точки зрения подготовки к членству. СОБ же директивно "определяет пути достижения оборонной реформы, в частности, по увеличению возможностей сил обороны до уровня, который позволит обеспечить выполнение задач обороны государства и восстановления ее территориальной целостности, активное участие в реализации совместной политики ЕС в области безопасности и обороны и активное сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для полноправного членства в Организации Североатлантического договора".
Сходство СОБ и ПДЧ также подчеркивает тот факт, что он подготовлен Комитетом реформ Министерства обороны и Вооруженных сил Украины при непосредственном участии представителей НАТО - как штаб-квартиры, так и отдельных стран-членов, - прежде всего США и Великобритании. Кроме того, свои рекомендации для включения в СОБ подготовила американская RAND Corporation. При этом документ одновременно дорабатывался и согласовывался в Минобороны, ГШ ВСУ, СНБО и штаб-квартире НАТО. И только после этого был передан на подпись президенту Украины.
Правда, иногда между украинскими и натовскими участниками процесса создания СОБ возникали трения и конфликты. "Старая гвардия" украинского военного истеблишмента категорически не желала подвергаться реформированию. В прессу иногда просачивались сообщения о саботаже и пробуксовывании процесса подготовки Бюллетеня, который должен был стать дорожной картой оборонных реформ в Украине. Например, много копий было сломано вокруг формирования идеологии создания Сил специальных операций. И хотя в конце концов прогрессивные идеи победили, сил и нервов на это ушло немало. В том числе и в странах Альянса.
Также в начале текущего года в экспертной среде распространялась информация, что НАТО недоволен темпом и глубиной реализации оборонных реформ в Украине, негативно оценивает работу над СОБ, разочарован руководством оборонного ведомства и может отказаться от поддержки Украины не только в сфере помощи ВСУ, но и на стратегическом уровне. В апреле народный депутат Дмитрий Тымчук опубликовал инсайдерскую информацию, что США дошли до грани недовольства украинским военным руководством и готовы прекратить помощь ВСУ, если ситуация не изменится в ближайшее время. Дедлайном, по его словам, был намечен канун Варшавского саммита НАТО, который состоится в начале июля этого года.
Судя по всему, аргументы американцев попали в точку, и процесс пошел активнее. СОБ был подготовлен, согласован с Брюсселем и подписан президентом. Теперь именно на саммите в Варшаве этот документ будет представлен партнерам по НАТО, что запустит многогранный процесс, который к 2020 г. должен преобразовать сектор обороны Украины и одновременно подготовить страну к вступлению в Альянс.
В деталях расписывать СОБ нет смысла, поскольку он находится в открытом доступе на сайте президента Украины и каждый может с ним ознакомиться, чтобы сделать свои выводы и оценки по каждой из предложенным реформ. Хотелось бы подчеркнуть другое. На протяжении последних 25 лет в Украине принимались десятки концептуальных документов стратегического уровня в области реформирования сектора обороны и безопасности. Все они были по-своему хороши и прогрессивны. Над ними работали сотни лучших украинских и зарубежных аналитиков. Однако ни один из этих документов так и не был реализован. Эффективность всей этой титанической работы равнялась нулю. Собственно, именно отсутствие практических результатов в реализации этих доктрин, концепций и программ привело к ситуации, когда украинская армия оказалась неготовой выполнить свою главную миссию - защитить территориальную целостность, суверенитет и независимость страны.
Поэтому украинскому обществу не стоит расслабляться и верить, что подписание прекрасного документа под названием Стратегический оборонный бюллетень - это гарантия того, что Украина к 2020 г. вступит в НАТО, имея в своем арсенале мощную современную армию. Ничуть. Самое интересное только начинается. После варшавской встречи необходимо оперативно разработать программы развития ВСУ, а также вооружений и военной техники, другие конкретные секторальные программы, которые должны запустить процесс реформ. И задача экспертного сообщества, общественности и, естественно, парламента - начать жесточайший прессинг СНБО и Минобороны для безотлагательных и практических реформаторских шагов. Времени на раскачку, саботирование, торможение и другие любимые фишки генералов и полковников Минобороны не осталось.
Во-первых, Россия наращивает наступательные группировки вокруг Украины на всех направлениях (в частности, на днях стало известно о строительстве новой базы в Клинцах Брянской области, всего в 50 км от нашей границы, остается угроза и со стороны Приднестровья). Украина не готова адекватно отреагировать на эти шаги. Особенно тревожно сейчас на Черном море. Россия в любой момент может организовать морскую блокаду Украины и тем самым нанести очередной мощный удар по украинской экономике. Между тем ВМС Украины в нынешнем состоянии неспособны предотвратить такой вариант развития событий. Украинским военным морякам срочно нужны современные системы вооружений - москитный флот, состоящий из недорогих быстроходных ракетных катеров и кораблей, оснащенных противокорабельными ракетами. Такой флот быстро отобьет желание Москвы устанавливать свои порядки в украинских водах. Однако сейчас, к сожалению, об этом даже не идет речь. Программы развития ВМСУ нет, среди приоритетов до сих пор числится постройка корвета проекта 58250, стоимость которого по нынешним ценам достигает 7,5-8 млрд грн. Это фантастическая сумма, которая, конечно, никогда не будет выделена в рамках бюджетного финансирования. А значит, идея постройки корвета заведомо нереальна. Если Украина действительно планирует оставаться морским государством, необходимо срочно наращивать потенциал ВМСУ, действуя "ассиметрично", - создавать дешевый и массовый москитный флот для операций на Черноморском театре, а не, копируя "великую Россию", строить "золотые" корветы и фрегаты для большой воды.
И второе - реализация Стратегического оборонного бюллетеня позволит подойти к 2020 г. в готовности к вступлению в НАТО. Именно членство в Альянсе даст Украине шанс изменить стратегический баланс в регионе, позволит выйти на совершенно другой уровень общения с Россией как по Донбассу, так и по Крыму. Другой вопрос - насколько будут готовы принять Украину в свои ряды члены НАТО. Германия и Франция вряд ли будут гореть желанием оказаться "на ковре" у Путина из-за "вмешательства в зону интересов России". Но это уже будут не наши проблемы. Хотя нам могут предложить промежуточные и переходные варианты наподобие "шведского сценария" и регионального оборонного союза вроде NORDEFCO (частью которого, собственно, и является Швеция), но для Украины подобные шаги со всей очевидностью являются лишь полумерами, хотя в перспективе и могут заметно повысить ее обороноспособность.
Если НАТО откажется продолжать интеграцию реформированной Украины в свои структуры и продолжит играться с "перспективами европейской интеграции" (как сейчас - с помощью голландских референдумов и мыльных опер вокруг безвизового режима), у украинцев не будет другого выхода - придется искать иные пути изменения стратегического баланса и добиваться восстановления территориальной целостности и суверенитета другими способами. Вопрос создания средств ядерного сдерживания может стать одним их таких способов. Думаю, никто не осудит за это Украину. Ведь мы сможем завернуть наши извинения за беспокойство в бумажку с надписью "Будапештский меморандум".
Михаил Самусь
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :