Фінансові новини
- |
- 06.12.25
- |
- 06:30
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
![]() | |
|
"Я не можу змінити напрям вітру, але я можу налаштувати вітрила, щоб завжди добиратися до місця призначення" Джиммі Дін |
Именно украинский вопрос вынудил ЕС заняться формированием единой внешней политики
09:04 14.02.2014 |
![]() |
| Кэтрин Эштон и Штефан Фюле: два высших чиновника Евросоюза на совещании профильного Совета - это беспрецедентно. |
10 февраля на заседании Совета ЕС по иностранным делам с высоким эмоциональным накалом обсуждались вопросы «Восточного партнерства». Однако запланированный ранее детальный анализ крупнейшего геополитического проекта Союза с момента расширения на восток в 2004 году не получился. Ключевой темой стала украинская: «битва за Киев» заслонила вопросы подготовки к подписанию весной этого года ассоциации с парафировавшими в Вильнюсе тексты соглашений Грузией и Молдовой.
За кадром осталась даже необходимость выстраивания европейской системы информационной борьбы с российской пропагандой. Запад, наконец-то, заметил, что на Востоке с ним воюют не в шутку, а вполне натурально, как в эпоху холодной войны. Но нет, на повестке дня - исключительно Украина. Это нетрудно понять. Если даже ранее настроенные крайне скептически по отношению к нашей перспективе членства в ЕС французы громко заявили, что Украина является передним краем Европы, то лед сломан.
Разумеется, остается еще германский фактор. Ведь часть берлинского истеблишмента все еще не теряет надежды сохранить и расширить свой относительно легкий доступ к российским природным ресурсам и государственным закупкам. И в связи с этим во время совещания Совета ЕС немцы вели себя сдержанно. Однако отметим - Ангела Меркель отказалась ехать в Сочи даже без ссылки на разбитую голову, а риторика Франка-Вальера Штайнмайера в отношении украинской ситуации превратилась в ястребиную.
Для того чтобы прояснить, какое значение придается Украине и расширению на восток, необходимо разобраться, что такое Совет (министров) ЕС.
Это один из двух законодательных органов Европейского союза (второй - Европарламент) и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран - членов ЕС в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. В Совете участвует также соответствующий еврокомиссар (без права голоса). Обычно каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной неофициальной встречи в течение одного председательского срока.
Так вот, 10 февраля в совещании участвовали фактически два комиссара - Штефан Фюле и Кэтрин Эштон. Для кого-то это может показаться мелочью, но только не для европейских бюрократов, собаку съевших на подобном символизме. Формально процедура не была нарушена, так как Эштон является Верховным представителем, а не комиссаром. Ведь ЕС избегает полного уподобления государству, и посему не имеет как таковых министров иностранных дел и обороны. Но европейское агентство обороны, служба внешних действий, делегации ЕС в разных странах - все это находится в руках Эштон. В то же время Штефан Фюле, официальный комиссар, член кабинета, играет скорее роль заместителя министра, курирующего страны соседства и текущие вопросы расширения.
Тем не менее два высших чиновника Союза на совещании профильного Совета - это беспрецедентно. Особенно если учесть, что ныне в ЕС председательствуют Афины, которым в силу известных причин страны европейского «севера» отнюдь не симпатизируют так, как предыдущему главе - Вильнюсу.
Кулуарная сторона процесса принятия решений в Совете - отдельный разговор. Публичная - не менее важна. Дело в том, что только в рамках Совета ЕС принимаются ключевые стратегические решения, поскольку он служит межправительственным противовесом уже фактически федеральной еврокомиссии, а с некоторых пор и излишне демократическому, с точки зрения скептиков и консерваторов, Европарламенту. Любопытно, что если в первый период существования европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласия, то ныне достаточно квалифицированного большинства голосов. Такая система помогает уменьшить расплывчатость формулировок, характерную для дипломатических документов ЕС, только начинающего осознавать себя внешнеполитическим целым.
Текст выводов совещания от 10 февраля содержит два параграфа, на которые стоит обратить внимание.
«Евросоюз по-прежнему привержен поддержке курса реформ в Украине. На основании достижений нового украинского правительства в сфере экономических и политических реформ ЕС будет готов продолжить свои усилия с международным сообществом и международными финансовыми институциями для оказания Украине помощи в соответствии с четко установленными условиями, чтобы найти выход из этой сложной экономической ситуации. Совет предлагает высокому представителю и комиссии продолжать усилия в этом направлении».
Это то, о чем заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский: Евросоюз и Международный валютный фонд могли бы оказать Украине экономическую помощь на сумму до 20 млрд. евро. Правда, его германский коллега уточнил, что такую линию не следует понимать как торг с Россией за Украину. Впрочем, если на миг забыть о принципиальности, то как еще назвать подобное перетягивание каната?
Завершающий параграф еще более интересен. «Ссылаясь на свои выводы от 10 декабря 2012 года и от 19-20 декабря 2013 года, Совет ЕС вновь подтверждает свою приверженность подписанию соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, как только Украина будет готова. Совет выражает убежденность в том, что данное соглашение об ассоциации не является конечной целью в отношениях Украины и ЕС».
Что касается последнего предложения этого параграфа, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс выразил уверенность, что под этим он понимает «европейскую перспективу». Его польский коллега отметил, что Польша не имела подобной перспективы в 1993 году, однако через 11 лет стала членом ЕС.
Итак, во-первых, санкции против украинских политиков и чиновников, если и обсуждались (шпилька министра иностранных дел Люксембурга Жана Ассельборна в сторону Австрии, дающей приют капиталам из Украины, подтверждает, что разговор был), то в публичное пространство не вышли.
Во-вторых, ЕС все же сделал свой ход в игре за позицию экономического спасителя Украины, но средства Киев получит только в случае изменения Конституции и создания реформистского правительства.
В-третьих, сняты формальные возражения украинской стороны насчет отсутствия перспективы членства в ЕС - она появилась.
В-четвертых, подобные воинственные настроения в Брюсселе вряд ли были бы возможны без американского стимула, которым послужил скандал вокруг прослушивания переговоров Виктории Нуланд.
В-пятых и последних, именно Украина становится фактором, заставляющим ЕС сформировать, наконец, общую внешнюю политику.
Игорь Туркевич
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| Лідери Європи радять Зеленському не погоджуватися на вимоги РФ без гарантій безпеки з боку США – WSJ |



У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Сполучені Штати вимагають від Європи взяти на себе більшість оборонних
можливостей НАТО, від розвідки до ракет, до 2027 року. Цей стислий
термін видався деяким європейським чиновникам нереалістичним.
Канцлер Німеччини Фрідріх Мерц відкинув передачу Сполученим Штатам
заморожених на території ЄС російських активів, що, за інформацією ЗМІ,
було предметом мирних переговорів, які просуває адміністрація Дональда
Трампа.
МВФ наголосив на важливості «рішучої боротьби» з корупцією в Україні,
назвавши це одним із головних елементів реформ у країні, що створить
умови для збереження державних ресурсів, поліпшення бізнес-клімату та
залучення більших інвестицій.
Прем'єр-міністр Юлія Свириденко попросила народного депутата Ярослава
Железняка (фракція "Голос") ознайомити її з фактами, які будуть
підставами для звільнення віцепрем'єр-міністра з відновлення України -
міністра розвитку громад та територій Олексія Кулеби
Новини про розслідування Національного антикорупційного бюро України
(НАБУ) щодо корупції в енергетиці (справа "Мідас") привернули значну
увагу українців: 59% респондентів відповіли, що чули про це, і ще 24% -
що чули, але без подробиць
З боку Ізраїлю на комісії співголовував міністра фінансів Держави
Ізраїль Зеєв Елькін, це перше таке засідання від початку повномасштабної
війни.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.