Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 07:13
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Єдиний спосіб робити свою роботу добре — це любити її. Якщо ти ще не знайшов свою улюблену справу, продовжуй шукати" Стів Джобс |
Банкиры становятся заложниками финансовой субкультуры
10:13 15.02.2008 |
В октябре прошлого года Чак Принс (Chuck Prince), который был тогда президентом и генеральным директором Citigroup, в интервью Financial Times сказал: "Пока музыка играет, люди продолжают танцевать. Мы еще танцуем". Через месяц музыка кончилась - Принс лишился обоих своих постов. По мнению обозревателя FT Джона Кея (John Kay), эти высказывания Принса объясняют самую суть нынешнего банковского кризиса.
Аналитики пытаются найти разумные с экономической точки зрения объяснения внешне неразумного поведения банков перед кризисом и после его начала. Они указывают на неравномерно распределенное стимулирование и асимметричную информацию. В этом есть рациональное зерно. Однако кризисы финансовой системы случались и до появления головокружительных бонусов Wall Street. Они случались задолго до того, как была изобретена ограниченная ответственность.
"Музыкальная" метафора Принса относится к области социологии и антропологии, а не экономики, считает Кей. Поведение группы разительно отличается от поведения ее членов как индивидов. В этом смысле нет разницы между собирающимся в темных переулках подростками, футбольными фанатами, религиозными фанатиками или завсегдатаями клуба. Иногда группа придает легитимность недостойному поведению.
Аналогичное действие производит на людей биржевой зал. Их "заносит", как объяснил публично бывший трейдер Societe Generale Жером Кервель (Jerome Kerviel). Ситуации, когда группа теряет контроль над собой и наносит ущерб себе и окружающим, исходя из посылок, противоречащих здравому смыслу, случались в истории неоднократно. Задолго до тайн структурированного кредита были тайны черной магии. Задолго до того, как инвестиционные банки использовали IPO, чтобы превратить идею доткомов в миллиарды долларов, алхимики говорили о превращении неблагородных металлов в золото.
Идентичность группы или субкультуры рождается из общих ценностей и представлений. Не имеет значения, что представления, бывает, абсурдны, а ценности сомнительны: что Салим не осаждали ведьмы, что жадность не добродетель, а террориста смертника не ждет в раю 71 девственница. Сама сверхъестественность верований и неприемлемость ценностей, подкрепленные социальной функцией, выделяют подлинных членов группы среди маловеров.
Группировки и субкультуры отличаются друг от друга характерными верования и ценностями. О действиях члена группы судят не по рациональным, объективным критериям, а по реакции а по реакции товарищей. Как на улице, так и в офисных башнях. Люди с верхних этажей определяют размер бонуса и развитие карьеры.
Некоторые представления и ценности оказываются успешнее других. Не требующее усилий превосходство, которое ценится в Goldman Sachs, похоже, идет компании на пользу в ситуации кредитного кризиса. Чрезвычайная агрессивность Bankers Trust и Credit Suisse First Boston в 1990 - е годы привела к тому, что в итоге эти организации прекратили свое существование как независимые компании. Но каким бы ни был результат, ценности и представления всегда локальны, а не глобальны, субъективны, а не объективны, и тот, кто ставит под сомнение преобладающую культуру, тем самым ставит себя вне группы.
Были люди, стоявшие во главе продвижения акций доткомов, лжецами или глупцами, которые сами в это верили? Люди, которые говорили, что структурированные кредитные инструменты являются новым и более изощренным способом управления подверженностью рискам, действительно думали, что это правда? Или они просто оседлали академическую теорию, которая соответствовала их личным интересам? Аналитики могут сказать, что одно из объяснений непременно содержит истину. Но не обязательно. Руководители ведущих финансовых структур не предавались размышлениям над вопросами, ответы на которые они не хотели знать, считает Кей.
Можно посочувствовать дилемме, перед которой стоял Принс, но, учитывая размеры его выходного пособия, сочувствия надолго не хватит. Если бы он решил увести Citigroup от все более лихорадочной торговли излишне либерального кредитования, его бы свергли акционеры, жаждущие прибыли, а не исполнительные директора, мыслящие под диктовку группы, и, конечно же, подчиненные, жадные до бонусов.
Лидер группировки, несмотря на, казалось бы, непререкаемый авторитет, зачастую оказывается заложником членов группировки. Человек, занимавший президентское кресло в Citigroup, вроде бы самое высокое место в глобальной индустрии финансовых, по мнению Кея, был на самом деле пешкой в руках своих сотрудников. Именно это Принс имел в виду, сказав, что, пока играет музыка, человек должен танцевать.
Наталья Хмелик