Фінансові новини
- |
- 22.01.25
- |
- 06:11
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Спочатку робіть, що потрібно. Тоді – те, що можливо. Лиш тоді ви побачите, що робите неможливе" Св. Франциск Асізський |
Простые мошенники, которые потрясли экономику США
13:29 08.01.2008 |
Волна изъятий недвижимости за долги, захлестывающая Америку, свидетельствует о том, как легко было в последние годы получать ипотечные кредиты.
Судя по мошеннической схеме, которую федеральные прокуроры США раскрыли в Атланте, обмануть ипотечных кредиторов тоже не составляло труда. Преступники получили в Bear Stearns Cos. Ипотечные ссуды на общую сумму 6,8 млн. долларов. В их число входила ссуда в размере 1,8 млн. долларов, выданная жителю Нью - Йорка Калвину Райту (Calvin Wright), который сообщил ипотечному банку, что они женой являются руководителями маркетинговой фирмы и зарабатывают больше 50 тысяч долларов в месяц. Райт представил в банк справку о наличии активов на сумму 3 млн. долларов.
На самом деле Райт был телефонным техником, зарабатывающим 105 тысяч долларов в год, а общая стоимость его активов составляла 35 тысяч долларов. А его жена была домохозяйкой. Особняк, окаймленный пальмами, который они купили на 1,8 млн. долларов, полученные у Bear Stearns, недавно был продан за долги за 1,1 млн. долларов. А кредитор, Bear Stearns, в конце декабря, впервые за 84 года своего существования, показал квартальные убытки, так как ему пришлось списать ипотечные активы на сумму 1,9 млрд. долларов.
Мошенничество во многом объясняет, почему дефолты по ипотечным ссудам и изъятия недвижимости за долги сотрясают финансовые учреждения, Wall Street и американскую экономику в целом. По данным Федерального бюро расследования (ФБР), которые приводит газета Wall Street Journal, это ведомство увеличило число агентов и аналитиков, расследующих ипотечные махинации до 28% штатных сотрудников. В 2003 году их доля составляла 7%. Количество активных дел, связанных с ипотечным мошенничеством, которые ведет ФБР, в этом году составило 1210 по сравнению с 436 в 2003 году. В некоторых районах США половина изъятий недвижимости связана с мошенничеством. Количество отчетов о подозрительной деятельности (Suspicious Activity Reports), которые кредитные учреждения должны подавать в отдел по расследованию финансовых преступлений министерства финансов США, с 2000 по 2006 год выросло почти на 700%.
В 2006 году убытки от мошенничества составили 4,5 млрд. длларов, то есть выросли на 100% по сравнению с предыдущим годом, сообщил Wall Street Journal Артур Пристон (Arthur Prieston), президент компании Prieston Group, которая страхует кредиторов от ипотечных махинаций и проводит соответствующее обучение. "Мы создали культуру, в которой множество людей знает, как извлечь выгоду из системы", - сказал Пристон газете. Впрочем, и сама система не безупречна. Постепенное превращение ипотечных ссуд в финансовые инструменты сделало организацию кредитов зоной конкуренции. Осторожность уступила место погоне за скоростью и объемом. Эмитенты начали снижать барьеры для выдачи кредита, введя, например, ссуды на основании заявленного дохода, для получения которых не требовалось доказывать наличие и размер доходов. По оценкам специалистов, почти в 60% случаев заявленные доходы были завышены более чем на 50%.
В последние годы не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы украсть у ипотечных кредиторов целое состояние. Автором схемы, организованной в Атланте, был 23 - летний недоучившийся студент Грегори Джером Уингз (Gregory Jerome Wings). В число его сообщников входили молодой владелец ночного клуба и режиссер подпольного документального фильма Crackheads Gone Wild, предостерегающего от наркотической зависимости.
Схема было довольно проста: злоумышленники находили людей с хорошей кредитной историей, готовых подать заявку на гигантскую ссуду, зачастую - на основе заявленного дохода. Потом находили агента, готового представить заведомо ложную информацию, и оценщиков, подтверждавших завышенную стоимость домов. Это позволял преступникам класть в карман разницу.
Простоту схемы иллюстрирует история телефонного техника Райта, который выдал себя за высокооплачиваемого руководящего работника. В схему его привлек знакомый из Атланты. С помощью руководителей преступной группировки он перевел сотни тысяч долларов из ссуды в 1,8 млн., полученной у Bear Stearns, на себя и других участников схемы.
Не прошло и недели, как Райт получил еще одну ипотечную ссуду размером 1,9 млн. долларов на покупку особняка вблизи Атланты. Кредит на этот раз предоставил BankFirst, подразделение банка из Миннеаполиса Marshall BankFirst Corp. И эта ссуда принесла немалые барыши Райту, Уингзу и другим участникам схемы.
Первыми обратили внимание на схему жители одного из пригородов Атланты. Подозрения у них возникли, когда новые дома по соседству продавались по баснословным ценам, а потом оставались пустыми. Когда один и тот же человек купил несколько таких домов, жители поставили власти в известность. Один из домовладельцев, который помог разоблачить эту и другие схемы, теперь ходит с заряженным пистолетом. "Это серьезное дело, - цитирует его слова Wall Street Journal. - Мы сажаем людей в тюрьму на много лет".
Сейчас участники схемы признали себя виновными по ряду обвинений, включая банковские махинации, и ждут приговоров.
Мошенничества с ипотекой наносят ущерб целым районам. Посредник Деррик Дакуорт (Derrick Duckworth) заявил газете New York Times, что примерно 40% в его районе опустели в результате махинаций. Другие жители не могут продать свои дома из - за пустых зданий по соседству и плохой репутации района.
Сейчас в Америке разворачиваются дебаты о том, как получилось, что самодеятельная группировка обманом выманила у ведущих финансовых учреждений миллионы долларов.
Прокуроры называют схему сложной, так как в ней использовались поддельные и фальсифицированные документы.
Кредиторы с этим согласны. В официальном заявлении Bear Stearns говорится, что участникам схемы удалось обойти меры по предотвращению мошенничества, так как они предоставляли ложную информацию на каждом этапе оформления ссуды.
Однако адвокаты участников схемы говорят, что она бы не была эффективной, если бы не стремление кредиторов обогнать конкурентов и дать побольше кредитов.
Так или иначе, количество махинаций с ипотекой, похоже, множится, и американские правоохранительные органы не успевают увеличивать число людей, которые расследуют эти дела и преследуют преступников.
Наталья Хмелик